Акмеизм
Предшественники и ориентиры
Акмеизм — полностью русское течение, поэты этого направления оказали большое влияние на всю поэзию 20 века. Посмотрим, что это и с чего начиналось.
Мы начинаем наш разговор об акмеизме. Давайте узнаем, что это такое, когда сложилось направление и перечислим главные имена.
🔷 Акмеизм — литературное направление, сложившееся в России в 1910-е годы. Это одно из ведущих направлений постсимволизма — так называют авангардные и модернистские течения русской литературы первой половины 20 века. Все они самоопределялись в диалоге с символизмом как первым и наиболее влиятельным движением культуры Серебряного века.
➡️ Акмеизм начался с поиска альтернатив эстетике и мировоззрению символистов. Первая аналитическая работа об акмеистах — статья Виктора Жирмунского 1916 года «Преодолевшие символизм». Но, в отличие от футуристов, акмеисты не провоцировали конфликт между направлениями, а предполагали преемственность.
🇷🇺 Акмеизм — не интернациональное движение, как символизм, а исключительно русское. В то же время для акмеистов большое значение имела связь с западноевропейской культурой: многие поэты-акмеисты активно занимались художественным переводом.
🗣 Название направления — условное и неоднозначное. Вот как его объяснил Николай Гумилев в статье «Наследие символизма и акмеизм»: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь), — во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». Как мы видим, даже для лидера движения термин был не очень принципиален. Второе название акмеизма, «адамизм», употреблялось реже и постепенно почти забылось.
📜 Программа акмеизма родилась в результате работы «Цеха поэтов». С октября 1911 года группа молодых поэтов собиралась для чтения и обсуждения стихов. Организаторами и идеологами «Цеха» были Николай Гумилев и Сергей Городецкий — они же в 1912 году решили заявить о появлении акмеизма. Однако теоретические основания акмеизма более размыты, чем символистские. У каждого из акмеистов своя творческая система. Поэтому точный состав направления до сих пор является предметом споров.
🔘 Ведущий исследователь акмеизма Олег Лекманов описывает акмеизм как систему трех концентрических кругов.
🔵 Самый широкий круг — все многочисленные участники «Цеха поэтов».
👥 Второй круг — шесть поэтов, которые были бесспорными лидерами направления:
Николай Гумилев
Анна Ахматова
Осип Мандельштам
Владимир Нарбут
Михаил Зенкевич
Сергей Городецкий
⭐️ Третий, самый узкий круг — только Гумилев, Ахматова и Мандельштам: их объединяет не только принадлежность к реальной группе, но и особые свойства художественного языка. В центре системы стоит Гумилев — инициатор и организатор всего движения.
➡️ Акмеисты в своих манифестах призывали отказаться от символистской неопределенности. Конкретное вместо абстрактного, земное и чувственное вместо туманов и ностальгии, ясность вместо загадок. Но их поэтическая практика намного сложнее этих принципов. Поэтами земного и вещественного можно уверенно называть Нарбута, Зенкевича и отчасти Городецкого. Тексты Гумилева, а особенно Мандельштама и Ахматовой, объединяет «семантическая поэтика» — этот термин ввели ученые-структуралисты в 1974 году.
Ее свойства:
➖ историзм: темы времени и памяти, включенности в историю (символизм, наоборот, обращен к вечному);
➖ «тоска по мировой культуре»: человек всегда находится в поле культуры, поэт — проводник культурной памяти, поэтому в акмеистских текстах так много цитат и аллюзий;
➖ самоценность языка: у символистов слово — знак, который намекает на невыразимое, у акмеистов слово важно само по себе (и лексикон поэтов-акмеистов более разнообразный и неожиданный);
➖ «прозаизация» поэзии, использование в поэтическом языке конкретных деталей, сюжетов, характерных для реалистической прозы.
Давайте узнаем, с чего начался акмеизм, кто приходил на первые собрания акмеистов и где они печатались.
🖋 Первый «Цех поэтов» — антитеза «Башне» Вячеслава Иванова. «Цехом» объединение назвали по аналогии с европейскими средневековыми цехами ремесленников. Мистическим таинствам символистов противопоставили идею поэзии как труда. Цех — не просто метафора: группа работала по строго определенными правилам, очень необычным для поэтических чтений.
👥 В первое время (1911 и начало 1912 года) на собрания приходили самые разные поэты. Кроме будущих акмеистов, участвовали Николай Клюев, Алексей Толстой, Михаил Кузмин и даже Александр Блок.
🎓 Управляли Цехом трое «синдиков» — Городецкий, Гумилев и Дмитрий Кузьмин-Караваев (юрист и муж поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой). Не реже раза в месяц Цех собирался дома у одного из участников — в квартирах Городецкого или Кузьминых-Караваевых в Петербурге, иногда у Гумилева в Царском селе. Собрания велись по жесткому регламенту, участники должны были подчиняться строгой иерархии. Анна Ахматова, в это время жена Гумилева, играла роль секретаря.
🗣 Георгий Иванов, один из младших участников Цеха, так запомнил процедуру:
«Официально Гумилев и Городецкий были равноправными хозяевами «Цеха» — синдиками. Они председательствовали поочередно и оба имели высокое преимущество сидеть в глубоких креслах во время заседания. Остальным — в том числе и Кузмину, и Блоку — полагались простые венские стулья.
Обычно Городецкий во всем поддерживал Гумилева, но изредка, вероятно для формы, вступал с ним в спор. Гумилев говорил: «Прекрасно». Городецкий возражал: «Позорно».
Разумеется, Гумилев неизменно торжествовал. Вообще он очень любил спорить, но почти никогда не оказывался побежденным. С собеседниками, столь робкими, как его тогдашние ученики, это было нетрудно. Но и с серьезным противником он почти всегда находил средство сказать последнее слово, даже если был явно неправ.
Отношения между синдиками и членами «Цеха» были вроде отношений молодых офицеров с командиром полка. «В строю», то есть во время заседания, дисциплина была строжайшая. Естественно, что «мэтры» и считавшие себя таковыми вскоре пообижались по разным поводам и «Цех» посещать перестали. Осталась зеленая молодежь. Наиболее «верные» впоследствии образовали группу акмеистов».
📌 Официальная дата рождения акмеизма — 19 декабря 1912 года. В «Бродячей собаке», петербургском литературно-артистическом кабаре, Сергей Городецкий прочитал доклад «Символизм и акмеизм».
📓 В 1913 году трибуной акмеистов стал литературно-художественный журнал «Аполлон», соперник символистских «Весов». В нем были напечатаны две программных статьи — «Некоторые течения в современной русской поэзии» Сергея Городецкого и «Наследие символизма и акмеизм» Николая Гумилева». Свой манифест «Утро акмеизма» предложил и юный Осип Мандельштам, но его статью отвергли, она выйдет только в 1919 году.
📔 Еще один акмеистский журнал — «Гиперборей», задуманный специально как издание «Цеха поэтов». Его редактором был поэт и переводчик Михаил Лозинский. (Гипербореи в древнегреческой мифологии — счастливый народ поэтов и художников, жрецов Аполлона.) Авторы «Гиперборея» — «широкий» состав акмеистов. Кроме главной шестерки, это Лозинский, Мария Моравская, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Василий Гиппиус, Владимир Шилейко. Рядом, но не вместе с акмеистами — Михаил Кузмин и Владислав Ходасевич.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
У акмеизма нет прямых «двойников» и общих кумиров, но есть литературные ориентиры, близкие им по эстетике соперники символизма.
Назовем самые важные 👇
1️⃣ Французские поэты-«парнасцы». Альманахи «Современный Парнас», выходившие с 1866 по 1876, объединили поэтов, противопоставивших себя романтикам.
⭐️ Мэтром парнасской школы был Теофиль Готье.
👥 Ведущие авторы — Шарль Леконт де Лиль, Жозе-Мария де Эредиа, Теодор де Банвиль.
➡️ Парнасская эстетика ориентирована на внимание к предметному, вещественному миру, ярким и конкретным образам, отказу от метафизики. Для нее также характерны отсылки к визуальным и пластическим искусствам, сравнения поэзии с живописью и скульптурой (а для символистов и романтиков высшее искусство — музыка).
✍️ Поэт в представлении парнасцев — не вдохновенный мечтатель, а мастер. Поэзия в их представлении также должна отказаться от идеологии и философствования и стремиться к бесстрастной объективности.
📝 Гумилев перевел программный для парнасцев сборник стихов Теофиля Готье «Эмали и камеи». Стихотворение Готье «Искусство» очень близко к тому, как Гумилев описывает идею акмеизма в своих статьях. Поэт должен отказаться от субъективного лирического голоса и уверенно, как скульптор, отчеканить красоту в слове:
«И сами боги тленны,
Но стих не кончит петь,
Надменный,
Властительней, чем медь.
Чеканить, гнуть, бороться, —
И зыбкий сон мечты
Вольется
В бессмертные черты».
2️⃣ У акмеизма есть общие черты и с неоромантизмом. Неоромантиками называют авторов рубежа 19 и 20 веков, которых привлекали образы мощи, власти, радости, сильные герои, сюжеты завоеваний и экстремальных путешествий. Редьярд Киплинг, Джозеф Конрад, Джек Лондон, Эдмон Ростан — это тоже литературная линия, альтернативная символистам, хотя и не оформившаяся в единую группу.
3️⃣ Еще одна очень важная фигура для создателей «Цеха поэтов» — Иннокентий Анненский. Поэт, исторически близкий к символистам, но ни на кого не похожий, Анненский едва ли не единственный из старшего поколения, кто вызывал трепетное уважение у акмеистов и особенно у Ахматовой.
🖋 В поэзии Анненского для акмеистов ценен точный и строгий стиль. Анненский как автор переводов, комментариев и статей, специалист по античной литературе был также образцом поэта-филолога в противовес поэтам-философам и мистикам, которые доминировали в символизме.
Что почитать об истории и теории акмеизма:
🔸 Акмеизм в критике. 1913–1917. СПб., 2014
🔹 Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы.Томск, 2000
🔸 Лекманов О. А. Русская поэзия в 1913 году. М., 2014
🔹 Мандельштамовская энциклопедия. М., 2017
🔸 Рубинс М. Пластическая радость красоты. Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003
🔹 Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М., Иерусалим, 2017
🔸 Фетисова Е.Э. Неоакмеизм как система программных и латентных течений ХХ века. М., 2016
🔹 Червинская О.В. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции. Черновцы, 1998
Задание.
📖 Давайте прочитаем стихотворение Георгия Иванова «Мы из каменных глыб создаем города».
Что показалось вам особенным в этом стихотворении?
O том, как отличить акмеиста от символиста и почему акмеистов описывать труднее
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день