angle-down facebook instagram vkontakte warning

Акмеизм

Предшественники и ориентиры

Акмеизм — полностью русское течение, поэты этого направления оказали большое влияние на всю поэзию 20 века. Посмотрим, что это и с чего начиналось.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

Мы начинаем наш разговор об акмеизме. Давайте узнаем, что это такое, когда сложилось направление и перечислим главные имена.

🔷 Акмеизм — литературное направление, сложившееся в России в 1910-е годы. Это одно из ведущих направлений постсимволизма — так называют авангардные и модернистские течения русской литературы первой половины 20 века. Все они самоопределялись в диалоге с символизмом как первым и наиболее влиятельным движением культуры Серебряного века.

➡️ Акмеизм начался с поиска альтернатив эстетике и мировоззрению символистов. Первая аналитическая работа об акмеистах — статья Виктора Жирмунского 1916 года «Преодолевшие символизм». Но, в отличие от футуристов, акмеисты не провоцировали конфликт между направлениями, а предполагали преемственность.

🇷🇺 Акмеизм — не интернациональное движение, как символизм, а исключительно русское. В то же время для акмеистов большое значение имела связь с западноевропейской культурой: многие поэты-акмеисты активно занимались художественным переводом.

🗣 Название направления — условное и неоднозначное. Вот как его объяснил Николай Гумилев в статье «Наследие символизма и акмеизм»: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм (мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме». Как мы видим, даже для лидера движения термин был не очень принципиален. Второе название акмеизма, «адамизм», употреблялось реже и постепенно почти забылось.

📜 Программа акмеизма родилась в результате работы «Цеха поэтов». С октября 1911 года группа молодых поэтов собиралась для чтения и обсуждения стихов. Организаторами и идеологами «Цеха» были Николай Гумилев и Сергей Городецкий — они же в 1912 году решили заявить о появлении акмеизма. Однако теоретические основания акмеизма более размыты, чем символистские. У каждого из акмеистов своя творческая система. Поэтому точный состав направления до сих пор является предметом споров.

🔘 Ведущий исследователь акмеизма Олег Лекманов описывает акмеизм как систему трех концентрических кругов.

🔵 Самый широкий круг — все многочисленные участники «Цеха поэтов».

👥 Второй круг — шесть поэтов, которые были бесспорными лидерами направления:

Николай Гумилев
Анна Ахматова
Осип Мандельштам
Владимир Нарбут
Михаил Зенкевич
Сергей Городецкий

⭐️ Третий, самый узкий круг — только Гумилев, Ахматова и Мандельштам: их объединяет не только принадлежность к реальной группе, но и особые свойства художественного языка. В центре системы стоит Гумилев — инициатор и организатор всего движения.

➡️ Акмеисты в своих манифестах призывали отказаться от символистской неопределенности. Конкретное вместо абстрактного, земное и чувственное вместо туманов и ностальгии, ясность вместо загадок. Но их поэтическая практика намного сложнее этих принципов. Поэтами земного и вещественного можно уверенно называть Нарбута, Зенкевича и отчасти Городецкого. Тексты Гумилева, а особенно Мандельштама и Ахматовой, объединяет «семантическая поэтика» — этот термин ввели ученые-структуралисты в 1974 году.

Ее свойства:

➖ историзм: темы времени и памяти, включенности в историю (символизм, наоборот, обращен к вечному);
➖ «тоска по мировой культуре»: человек всегда находится в поле культуры, поэт — проводник культурной памяти, поэтому в акмеистских текстах так много цитат и аллюзий;
➖ самоценность языка: у символистов слово — знак, который намекает на невыразимое, у акмеистов слово важно само по себе (и лексикон поэтов-акмеистов более разнообразный и неожиданный);
➖ «прозаизация» поэзии, использование в поэтическом языке конкретных деталей, сюжетов, характерных для реалистической прозы.

Давайте узнаем, с чего начался акмеизм, кто приходил на первые собрания акмеистов и где они печатались.

🖋 Первый «Цех поэтов» — антитеза «Башне» Вячеслава Иванова. «Цехом» объединение назвали по аналогии с европейскими средневековыми цехами ремесленников. Мистическим таинствам символистов противопоставили идею поэзии как труда. Цех — не просто метафора: группа работала по строго определенными правилам, очень необычным для поэтических чтений.

👥 В первое время (1911 и начало 1912 года) на собрания приходили самые разные поэты. Кроме будущих акмеистов, участвовали Николай Клюев, Алексей Толстой, Михаил Кузмин и даже Александр Блок.

🎓 Управляли Цехом трое «синдиков» — Городецкий, Гумилев и Дмитрий Кузьмин-Караваев (юрист и муж поэтессы Елизаветы Кузьминой-Караваевой). Не реже раза в месяц Цех собирался дома у одного из участников — в квартирах Городецкого или Кузьминых-Караваевых в Петербурге, иногда у Гумилева в Царском селе. Собрания велись по жесткому регламенту, участники должны были подчиняться строгой иерархии. Анна Ахматова, в это время жена Гумилева, играла роль секретаря.

🗣 Георгий Иванов, один из младших участников Цеха, так запомнил процедуру:

«Официально Гумилев и Городецкий были равноправными хозяевами «Цеха» — синдиками. Они председательствовали поочередно и оба имели высокое преимущество сидеть в глубоких креслах во время заседания. Остальным — в том числе и Кузмину, и Блоку — полагались простые венские стулья.
Обычно Городецкий во всем поддерживал Гумилева, но изредка, вероятно для формы, вступал с ним в спор. Гумилев говорил: «Прекрасно». Городецкий возражал: «Позорно».
Разумеется, Гумилев неизменно торжествовал. Вообще он очень любил спорить, но почти никогда не оказывался побежденным. С собеседниками, столь робкими, как его тогдашние ученики, это было нетрудно. Но и с серьезным противником он почти всегда находил средство сказать последнее слово, даже если был явно неправ.
Отношения между синдиками и членами «Цеха» были вроде отношений молодых офицеров с командиром полка. «В строю», то есть во время заседания, дисциплина была строжайшая. Естественно, что «мэтры» и считавшие себя таковыми вскоре пообижались по разным поводам и «Цех» посещать перестали. Осталась зеленая молодежь. Наиболее «верные» впоследствии образовали группу акмеистов».

📌 Официальная дата рождения акмеизма — 19 декабря 1912 года. В «Бродячей собаке», петербургском литературно-артистическом кабаре, Сергей Городецкий прочитал доклад «Символизм и акмеизм».

📓 В 1913 году трибуной акмеистов стал литературно-художественный журнал «Аполлон», соперник символистских «Весов». В нем были напечатаны две программных статьи — «Некоторые течения в современной русской поэзии» Сергея Городецкого и «Наследие символизма и акмеизм» Николая Гумилева». Свой манифест «Утро акмеизма» предложил и юный Осип Мандельштам, но его статью отвергли, она выйдет только в 1919 году.

📔 Еще один акмеистский журнал — «Гиперборей», задуманный специально как издание «Цеха поэтов». Его редактором был поэт и переводчик Михаил Лозинский. (Гипербореи в древнегреческой мифологии — счастливый народ поэтов и художников, жрецов Аполлона.) Авторы «Гиперборея» — «широкий» состав акмеистов. Кроме главной шестерки, это Лозинский, Мария Моравская, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Василий Гиппиус, Владимир Шилейко. Рядом, но не вместе с акмеистами — Михаил Кузмин и Владислав Ходасевич.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

У акмеизма нет прямых «двойников» и общих кумиров, но есть литературные ориентиры, близкие им по эстетике соперники символизма.

Назовем самые важные 👇

1️⃣ Французские поэты-«парнасцы». Альманахи «Современный Парнас», выходившие с 1866 по 1876, объединили поэтов, противопоставивших себя романтикам.

⭐️ Мэтром парнасской школы был Теофиль Готье.

👥 Ведущие авторы — Шарль Леконт де Лиль, Жозе-Мария де Эредиа, Теодор де Банвиль.

➡️ Парнасская эстетика ориентирована на внимание к предметному, вещественному миру, ярким и конкретным образам, отказу от метафизики. Для нее также характерны отсылки к визуальным и пластическим искусствам, сравнения поэзии с живописью и скульптурой (а для символистов и романтиков высшее искусство — музыка).

✍️ Поэт в представлении парнасцев — не вдохновенный мечтатель, а мастер. Поэзия в их представлении также должна отказаться от идеологии и философствования и стремиться к бесстрастной объективности.

📝 Гумилев перевел программный для парнасцев сборник стихов Теофиля Готье «Эмали и камеи». Стихотворение Готье «Искусство» очень близко к тому, как Гумилев описывает идею акмеизма в своих статьях. Поэт должен отказаться от субъективного лирического голоса и уверенно, как скульптор, отчеканить красоту в слове:

«И сами боги тленны,
Но стих не кончит петь,
Надменный,
Властительней, чем медь.
Чеканить, гнуть, бороться, —
И зыбкий сон мечты
Вольется
В бессмертные черты».

2️⃣ У акмеизма есть общие черты и с неоромантизмом. Неоромантиками называют авторов рубежа 19 и 20 веков, которых привлекали образы мощи, власти, радости, сильные герои, сюжеты завоеваний и экстремальных путешествий. Редьярд Киплинг, Джозеф Конрад, Джек Лондон, Эдмон Ростан — это тоже литературная линия, альтернативная символистам, хотя и не оформившаяся в единую группу.

3️⃣ Еще одна очень важная фигура для создателей «Цеха поэтов» — Иннокентий Анненский. Поэт, исторически близкий к символистам, но ни на кого не похожий, Анненский едва ли не единственный из старшего поколения, кто вызывал трепетное уважение у акмеистов и особенно у Ахматовой.

🖋 В поэзии Анненского для акмеистов ценен точный и строгий стиль. Анненский как автор переводов, комментариев и статей, специалист по античной литературе был также образцом поэта-филолога в противовес поэтам-философам и мистикам, которые доминировали в символизме.

Что почитать об истории и теории акмеизма:

🔸 Акмеизм в критике. 1913–1917. СПб., 2014
🔹 Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы.Томск, 2000
🔸 Лекманов О. А. Русская поэзия в 1913 году. М., 2014
🔹 Мандельштамовская энциклопедия. М., 2017
🔸 Рубинс М. Пластическая радость красоты. Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003
🔹 Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. М., Иерусалим, 2017
🔸 Фетисова Е.Э. Неоакмеизм как система программных и латентных течений ХХ века. М., 2016
🔹 Червинская О.В. Акмеизм в контексте Серебряного века и традиции. Черновцы, 1998

Задание.

📖 Давайте прочитаем стихотворение Георгия Иванова «Мы из каменных глыб создаем города».

Что показалось вам особенным в этом стихотворении?

O том, как отличить акмеиста от символиста и почему акмеистов описывать труднее

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;