Александр II
«Великие реформы» и модернизация общества
Реформы Александра II перевернули Российское общество. В этой части мы выясним, как именно и смогли ли изменения вывести страну из кризиса Николаевского правления.
У крестьянской реформы были важные минусы.
🗣 Крепостные ее не понимали. Им все надо было объяснять, а коммуникацию наладили плохо.
💪 Государство делало ставку на органы местного самоуправления — земства.
☝️ Они должны были соединить в себе крестьянское и дворянское представительства (примерно 50/50). Такое соотношение взяли из-за того, что выбирали тех, кому принадлежала земля. И у крестьян, и у дворян земли примерно было поровну.
🎯 Земства должны были решать проблемы с дорогами, школами, больницами, внутренними проблемами межевания земель.
❌ Они собирались на уровне уезда (в наше время они бы назывались районами) или губернии (области). В современной системе кроме районной и областной Думы есть еще и муниципальная. В то время ее не было. Считалось, что крестьяне договорятся обо всем в рамках общины. А дворян там не так много, чтобы создавать для них специальный орган.
❌ Не было и Всероссийского земства, потому что фактически это означало бы создание Парламента. Для Российской империи середины 19 века это было невозможно.
❗️Внутри земств оставались проблемы, которые можно было решить либо на местном уровне, либо на всероссийском.
🤔 Только в 1870 году к Земской реформе добавилась Городская. Почему спустя такое время? Потому что согласно реформе 1861 года спустя 9 лет крестьянин мог насовсем выйти из общины и отправиться в город.
☝️ Городская реформа инициировала создание органов местного самоуправления — Городской Думы.
Если в будущем вы окажетесь в Третьяковской галерее, обратите внимание на картину Григория Мясоедова «Земство обедает» (1872 год).
⠀
На полотне изображены крестьянские представители уездного земского собрания: их обед составляет простой хлеб с луком и солью.
В то же время не показанная на картине дворянская часть земства чинно обедает в помещении.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кроме Земской и Городской реформ будет еще одна — Судебная (1864 год). Во всем мире она считается одной из лучших судебных реформ 19 века.
🧐 До этого суд в Российской империи был сословным. Там часто не было юристов и адвокатов. Процессы шли закрытыми. Судебная власть часто переплеталась с исполнительной. Как мы помним по «Ревизору» Гоголя, судья дружил с городничим.
☝️Судебная реформа состояла из пяти важных установок. Суд стал:
✅ Бессословным.
✅ Гласным.
✅ Состязательным (появляются адвокаты, прокуроры).
Появились👇
✅ Суд присяжных.
✅ Несменяемый судья.
🐓 Чтобы избавить большой суд от решения мелких проблем — например, о краже курицы, — появился Мировой суд.
☝️ Еще одна реформа Александра Второго — образовательная (1863–1864 год).
🔥 Как положено либеральному государю, Александр ввел автономность университетов. Студенчество освободилось от многих обязанностей, у студентов появилась собственная корпоративная структура.
👩🏻🎓 Появилось женское образование — Высшие женские курсы.
🔎 Гимназии разделились на две части: классическая (будущие гуманитарии) и реальное училище (будущие технари). Выпускники реальных училищ шли в институты, а выпускники гимназий — в университеты.
😅 Именно при Александре II начался вечный конфликт гуманитариев и технарей. Тогда он назывался конфликтом гимназистов и реалистов.
Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы были открыты в 1878 году при участии Дмитрия Менделеева, Андрея Бекетова, Софьи Ковалевской и Петра Лесгафта.
Несмотря на то, что курсы существовали на частные пожертвования, их выпускницы получали первоклассное высшее образование на уровне мировых университетов того времени.
Еще одна важная реформа Александра II — военная (1861–1865).
🔎 Реформа предполагала перевооружение армии, создание нового устава, воспитание новых офицеров. Но самое главное, война переставала быть делом исключительно профессиональной регулярной армии. Она теперь составляла только костяк.
🔥 Во время петровской рекрутской повинности людей забирали в армию на 25 лет — большинство не доживало до конца службы. Согласно новой реформе, армия становилась призывной — со всеобщей воинской повинностью.
🎓 Количество лет службы зависело от образованности человека. Например, кандидатов наук тоже призывали, но всего на пару месяцев.
☝️ Военная техника обновилась, и теперь ей можно было обучить довольно быстро.
🦷 Для многих людей армия становилась социальным лифтом. Раньше они выбивали себе зубы — лишь бы ее избежать. Посмотрите на фотографии стариков Российской империи конца 19 века — у них у всех выбиты зубы.
😊 Теперь же люди хотели в армию, потому что там учили писать и читать, кормили и даже могли дать профессию. Дальше человек мог пойти в офицеры и сделать карьеру.
💪 Армия стала эффективной.
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день