angle-down facebook instagram vkontakte warning

Александр II

«Великие реформы» и модернизация общества

Реформы Александра II перевернули Российское общество. В этой части мы выясним, как именно и смогли ли изменения вывести страну из кризиса Николаевского правления.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Петр Мазаев
Историк, педагог, координатор IB DP в Европейской гимназии, заведующий гуманитарной кафедрой школы Le Sallay Диалог

У крестьянской реформы были важные минусы.

🗣 Крепостные ее не понимали. Им все надо было объяснять, а коммуникацию наладили плохо.

💪 Государство делало ставку на органы местного самоуправления — земства.

☝️ Они должны были соединить в себе крестьянское и дворянское представительства (примерно 50/50). Такое соотношение взяли из-за того, что выбирали тех, кому принадлежала земля. И у крестьян, и у дворян земли примерно было поровну.

🎯 Земства должны были решать проблемы с дорогами, школами, больницами, внутренними проблемами межевания земель.

❌ Они собирались на уровне уезда (в наше время они бы назывались районами) или губернии (области). В современной системе кроме районной и областной Думы есть еще и муниципальная. В то время ее не было. Считалось, что крестьяне договорятся обо всем в рамках общины. А дворян там не так много, чтобы создавать для них специальный орган.

❌ Не было и Всероссийского земства, потому что фактически это означало бы создание Парламента. Для Российской империи середины 19 века это было невозможно.

❗️Внутри земств оставались проблемы, которые можно было решить либо на местном уровне, либо на всероссийском.

🤔 Только в 1870 году к Земской реформе добавилась Городская. Почему спустя такое время? Потому что согласно реформе 1861 года спустя 9 лет крестьянин мог насовсем выйти из общины и отправиться в город.

☝️ Городская реформа инициировала создание органов местного самоуправления — Городской Думы.

Если в будущем вы окажетесь в Третьяковской галерее, обратите внимание на картину Григория Мясоедова «Земство обедает» (1872 год).

На полотне изображены крестьянские представители уездного земского собрания: их обед составляет простой хлеб с луком и солью.

В то же время не показанная на картине дворянская часть земства чинно обедает в помещении.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кроме Земской и Городской реформ будет еще одна — Судебная (1864 год). Во всем мире она считается одной из лучших судебных реформ 19 века.

🧐 До этого суд в Российской империи был сословным. Там часто не было юристов и адвокатов. Процессы шли закрытыми. Судебная власть часто переплеталась с исполнительной. Как мы помним по «Ревизору» Гоголя, судья дружил с городничим.

☝️Судебная реформа состояла из пяти важных установок. Суд стал:

✅ Бессословным.

✅ Гласным.

✅ Состязательным (появляются адвокаты, прокуроры).

Появились👇

✅ Суд присяжных.

✅ Несменяемый судья.

🐓 Чтобы избавить большой суд от решения мелких проблем — например, о краже курицы, — появился Мировой суд.

☝️ Еще одна реформа Александра Второго — образовательная (1863–1864 год).

🔥 Как положено либеральному государю, Александр ввел автономность университетов. Студенчество освободилось от многих обязанностей, у студентов появилась собственная корпоративная структура.

👩🏻‍🎓 Появилось женское образование — Высшие женские курсы.

🔎 Гимназии разделились на две части: классическая (будущие гуманитарии) и реальное училище (будущие технари). Выпускники реальных училищ шли в институты, а выпускники гимназий — в университеты.

😅 Именно при Александре II начался вечный конфликт гуманитариев и технарей. Тогда он назывался конфликтом гимназистов и реалистов.

Санкт-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы были открыты в 1878 году при участии Дмитрия Менделеева, Андрея Бекетова, Софьи Ковалевской и Петра Лесгафта.

Несмотря на то, что курсы существовали на частные пожертвования, их выпускницы получали первоклассное высшее образование на уровне мировых университетов того времени.

Еще одна важная реформа Александра II — военная (1861–1865).

🔎 Реформа предполагала перевооружение армии, создание нового устава, воспитание новых офицеров. Но самое главное, война переставала быть делом исключительно профессиональной регулярной армии. Она теперь составляла только костяк.

🔥 Во время петровской рекрутской повинности людей забирали в армию на 25 лет — большинство не доживало до конца службы. Согласно новой реформе, армия становилась призывной — со всеобщей воинской повинностью.

🎓 Количество лет службы зависело от образованности человека. Например, кандидатов наук тоже призывали, но всего на пару месяцев.

☝️ Военная техника обновилась, и теперь ей можно было обучить довольно быстро.

🦷 Для многих людей армия становилась социальным лифтом. Раньше они выбивали себе зубы — лишь бы ее избежать. Посмотрите на фотографии стариков Российской империи конца 19 века — у них у всех выбиты зубы.

😊 Теперь же люди хотели в армию, потому что там учили писать и читать, кормили и даже могли дать профессию. Дальше человек мог пойти в офицеры и сделать карьеру.

💪 Армия стала эффективной.

курс Level One
Погружение в мифы

Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;