Александр I
Первые годы правления и реформы
В первые годы правления Александр ставил амбиционные задачи, которые частично смог воплотить, и активно занимался просветительской деятельностью. Давайте посмотрим, кто ему в этом помогал, и что он успел сделать.
🤴 Александр становится императором в марте 1801 года после убийства Павла I, не имея реального опыта управления страной, так как отец во время правления не привлекал его к делам.
🤝 Александр нуждался в помощниках, так как от помощи Екатерины и Павла он отказался в силу разницы взглядов и возраста.
🦸🏼♂️ Он собирает новую команду, которая получает название «Негласный комитет». Туда входили 4 человека: Кочубей (самый старший член комитета и богатый помещик), Строганов (потомок богатейшей семьи России 17 века), Новосельцев (друг Александра) и польский князь Чарторыйский.
🤫 Негласным комитет назывался из-за своей неофициальности. Это был не формальный орган власти, а личный круг советников Александра I. Они собрались в Зимнем дворце и обсуждали важнейшие проблемы государства.
📝 Задачами комитета было узнать действительное положение дел в стране, реформировать правительственный аппарат и создать конституцию.
1️⃣ Первым и главным достижениям комитета можно считать Министерскую реформу 8 сентября 1802 года. Вместо устаревших коллегий были учреждены министерства, где, в отличие от коллегий, управление было централизовано в руках одного начальника — министра.
2️⃣ Вторым достижением можно назвать попытку вернуть Сенату его функции, которые отняла Екатерина II — право быть высшим административным и судебным учреждением при императоре.
3️⃣ Также в рамках деятельности Негласного комитета прошла «либерализация рынка земли» (теперь землю могли покупать не только дворяне), вышел «Указ о вольных хлебопашцах» и произошло ограничение крепостного права в Прибалтике.
🕑 Комитет действовал один год с июня 1801 по июнь 1802 года и перестал собираться из-за занятости Александра I.
1. В. П. Кочубей
2. П. А. Строганов
3. Н. Н. Новосильцев
4. А. Е. Чарторыйский
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как появился «Указ о вольных хлебопашцах»
В области образования Александр успел сделать гораздо больше. Давайте посмотрим на его реформы.
0️⃣ При Екатерине II за 34 года не открылся ни один университет.
4️⃣ Александром же к 1804 году открыты уже 4 университета: в Харькове, Казани, Вильнюсе и в Дерпте.
📃 В 1804 году выходит первый в истории России университетский устав, который дает университетам максимальную автономию. Университеты сами выбирают себе начальников, сами регулируют внутренние распорядки, полиция может заходить на территорию университета только с разрешения руководства университета.
👨🎓 Параллельно в 1803–1804 годах проходит реформа народного образования, для которого Александр вводит принципы бессословности, бесплатное обучение на низших ступенях и преемственность учебных программ — начальная (одноклассная ступень приходского училища), средняя (трехклассное уездное училище), старшая (шестиклассная губернская гимназия) и высшая (университет или лицей).
✏️ Именно при Александре появляется феномен лицеев — школ-пансионов. Самые известные из них: Царскосельский (там учился Пушкин), Демидовский лицей в Ярославле, открытый благотворителями Демидовыми (там учился Некрасов), Неженский лицей под Киевом, который содержит богатая семья Безбородко (там учился Гоголь), и Ришельевский лицей в Одессе.
🔝 Таким масштабным подходом к образованию Александр надеялся увеличить количество образованных граждан, которые смогли бы приносить стране пользу в разных областях деятельности.
1. Царскосельский лицей
2. Демидовский лицей
3. Нежинский лицей
4. Ришельевский лицей
Кроме реформирования системы образования, Александр известен своими либеральными преобразованиями в области печати и цензуры. Давайте познакомимся с ними.
🙅♂️ При Павле I был практически запрещен ввоз иностранных книг и журналов в Россию (особенно французских). Став императором, Александр отменил эти запреты.
🧐 В 1804 году Александр издал «Устав о цензуре», который был самым либеральным в истории России. Цензуру осуществляли специальные комитеты из университетских профессоров. Общее руководство осуществляло министерство народного просвещения, а не внутренних дел. Цензорам рекомендовали руководствоваться «благоразумным снисхождением».
📚 Это спровоцировало бум книгоиздания и расширение издательской и переводческой деятельности. Переводили труды философов, экономистов и другие.
👮♂️ Но через 6 лет функции цензуры перешли к новому министерству — министерству полиции, которое было более жестким. Но устав тем не менее действовал до 1827 года и только потом был заменен более строгим николаевским уставом.
⬆️ Таким образом в первые годы правления Александр транслировал ценности Лагарпа, старался развивать просвещение в стране и приносить пользу крестьянам.
Курс из 6 лекций о вечных мифологических сюжетах. Разберем мифы Древнего мира, мифы о времени, пространстве и истории. Попробуем понять, как мифы влияют на нашу психологию с помощью Юнга, Фрейда и Кэмпбелла. А закончим современностью — поймем, что знакомые с детства истории окружают нас и сейчас.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день