angle-down facebook instagram vkontakte warning

Классика американской литературы

Литература конца 19 века: течение натурализма и Джек Лондон

В конце 19 века американская литература возвращается к диалогу с Европой: в ней появляются характерные для европейской культуры темы кризиса и неопределенности будущего. Посмотрим на ключевых авторов того времени.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

🇺🇸 Распространенные в Европе декадентские течения в США не пользовались большим успехом: самым понятным и востребованным направлением оказался натурализм. Натурализм в литературе — это попытка применить к искусству научный подход.

👤 Писатель-натуралист стремится к предельной объективности и бесстрастности. Текст должен раскрывать закономерности, законы природы и истории, которые не зависят ни от воли персонажей, ни даже от автора. Натуралисты также стремились максимально подробно и откровенно показывать материальную и физиологическую сторону жизни.

✍️ Американские натуралисты — Фрэнк Норрис, Гарольд Фредерик, Хэмлин Гарланд, Стивен Крейн — пишут об Америке как о центре индустриальной цивилизации. Механизированная, подчиненная жестоким законам жизнь современного человека не оставляет места ни для романтической мечты, ни для любования колоритом.

📙 Один из ярких примеров натуралистской прозы — роман Фрэнка Норриса «Спрут: Калифорнийская история». Спрут в заглавии — это железная дорога. Как и в европейских романах 19 века, она ассоциируется с безжалостным движением цивилизации. В основе сюжета экономический конфликт между фермерами и правлением железной дороги: «спрут» разрушает американскую утопию личной независимости.

👱‍♂️ Выделяется среди писателей конца века Стивен Крейн (1871–1900), поэт и прозаик, которого, как и Мелвилла или Дикинсон, стали выше ценить уже в 20 веке. Натуралистские принципы в его текстах выражаются с помощью оригинальной формы, новых для американской литературы экспериментов, близких к литературному импрессионизму.

📘 Роман Крейна «Мэгги, девушка с улицы» (1893) — мрачная история девушки, сбежавшей от родителей-алкоголиков: на улице ее ждут только унижения и несчастья. Интересен роман тем, что автор отказывается от мелодраматических интонаций и моральных оценок — как и положено натуралисту, Крейн имитирует объективное исследование холодного и равнодушного мира.

📝 В своей не менее жесткой по настроению поэзии Крейн обращается к свободному стиху. В отличие от Уитмена, у которого отказ от традиционных размеров мотивирован подражанием Библии, Крейн использует верлибр как средство освободить стих от привычных форм. В современной американской поэзии свободный стих преобладает, и Крейн считается одним из ведущих источников влияния. Прочитаем одно его стихотворение в переводе А. Кудрявицкого:

В ПУСТЫНЕ

Я встретил человека — нагого, дикого;
Сидя на корточках,
Он держал в руках свое сердце
И грыз его.
Я спросил: — Вкусное ли оно, друг?
— Оно горькое, горькое! — ответил человек,
Но мне нравится его грызть,
Потому что оно горькое
И потому что это мое сердце.

Крупнейший американский прозаик рубежа веков — Генри Джеймс (1843–1916). Его творчество стало связующим звеном между литературой 19 века и модернизмом, давайте узнаем, почему.

👤 Джеймс — самый «европейский» американский писатель. Большую часть жизни он провел в Европе, а перед смертью даже принял британское подданство. Тем не менее, он никогда не переставал считать себя частью американской культуры. Почти все его тексты посвящены проблемам отношений между Старым и Новым Светом и культурного самосознания американцев.

🎓 Джеймс остро чувствовал нехватку культурной почвы, корней у американского искусства. Современная американская цивилизация казалась ему поверхностной, и даже в интеллектуальных кругах он чувствовал равнодушие к серьезной эстетической мысли. В Европе он находил больше единомышленников.

👓 Наибольшее влияние на него оказали Флобер и Тургенев, с которыми Джеймс познакомился в Париже. О Тургеневе он написал восторженное эссе. Европейский психологический роман стал моделью для его прозы.

❓ О чем пишет Джеймс?

🖋 В сюжетах Джеймса, как правило, молодые американцы отправляются в Европу — кто-то в поисках корней, кто-то случайно или из-за любовной интриги. Всем им приходится столкнуться со скрытым культурным конфликтом. Харизматичная и глубокая героиня притягивает к себе людей и события, почти как героиня «Алой буквы» Готорна. Сюжетная линия тоже может показаться романтической: красавица и претенденты на ее руку, сильная героиня чувствует себя в плену банального мира. Но Джеймс избегает романтических красок и контрастов.

📕 Роман посвящен в первую очередь тонкому психологическому анализу. Мы следим за движениями души, сомнениями, ошибками героини изнутри. Важно и то, что героиня сознает себя американкой и не ассимилируется в Европе. Она сохраняет индивидуальность, стремление к независимости и веру в свои силы, даже если рядом с англичанами кажется неопытной и уязвимой.

📖 В повести «Письма Асперна» (1888) путешествие американца в Европу превращается в аллегорию на тему истории американской литературы. Рассказчик отправляется в Венецию в поисках следов придуманного Джеймсом великого американского поэта-романтика Джеффри Асперна.

👤 Асперн — недостающее звено американской литературы, равных европейским гениям начала 19 века — его прототипами считают Байрона, Шелли и Пушкина. Письма Асперна рассказчик надеется выманить у бывшей возлюбленной поэта, уже немолодой затворницы. Она оказывается не так проста и ведет свою игру — несмотря на безобидную ситуацию, в глазах одержимого Асперном рассказчика история разворачивается, как триллер.

Повесть строится вокруг вопроса о том, есть ли смысл искать гения в осколках его биографии. Страсть рассказчика напоминает скорее фетишизм, чем любовь к поэзии. Асперн в итоге играет роль недосягаемого объекта, и оба путешествия в Старый Свет — самого Асперна и рассказчика по его следам — не приводят американцев к гармонии.

🧠 Интерес к психологии и работе сознания, фиксация на эстетическом опыте и столкновениях культур предопределили движение Джеймса к модернистскому роману. Его поздние тексты, написанные уже в первые годы 20 века можно считать предвестием американского модернизма.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В 1900-е годы Генри Джеймс пишет три романа. Их художественный язык сильно отличается от всего, что было знакомо американским читателям: «Крылья голубки», «Послы» и «Золотая чаша». Сложный ассоциативный стиль, атмосфера недоговоренности, тайных мотивов и элементы «потока сознания» сближают их с ранним европейским модернизмом.

📝 Джеймс в эссе и статьях подробно раскрыл свою литературную позицию. В статье «Искусство прозы» (1884) он уже точно сформулировал задачи, которые решает романист. Роман, с его точки зрения, должен быть сосредоточен на том, как персонажи воспринимают мир, выразить «личное впечатление от жизни».

🙇 Подвижное, изменчивое человеческое сознание и саморефлексия героев важнее, чем внешние события. Для американской литературы, традиционно ориентированной или на динамичные сюжеты, или на философские аллегории, это было внове.

🗣 Джеймс считает, что основой романа должно быть «центральное сознание» — не обязательно главный герой, но тот, за чьей рефлексией следует повествование. Здесь вспомним, что брат писателя, великий психолог Уильям Джеймс, — автор термина «поток сознания». В поздних романах Генри Джеймс прямо реализует эту идею.

📖 Очевиднее всего это в романе «Послы». Героя-носителя «центрального сознания», Ламберта, отправляют в Париж, чтобы вернуть домой в Америку молодого американца, чересчур увлекшегося европейской жизнью. Роман написан от третьего лица, но фокусируется на восприятии Ламберта. Получается, что мы наблюдаем за наблюдателем, и все события зависят от оптики, которую выбирает персонаж. Название тоже намекает на игру точек зрения: имеется в виду картина Ганса Гольбейна «Послы», которая создает оптическую иллюзию.

📘 В «Крыльях голубки» Джеймс возвращается к сюжету об американской красавице в Европе. Американка Милли, богатая наследница, влюбляется в лондонца, у которого уже есть английская возлюбленная. Простой любовный треугольник приобретает зловещие черты: Милли смертельно больна, а англичане ею манипулируют. Но текст, центрированный на угасающей юной героине, на первый план выдвигает не страсть или ревность, а атмосферу обреченности. Она подчеркивается сценами в Венеции — увядающая, декадентская красота города поглощает наивную героиню из Нового Света.

📒 Последний роман Джеймса, «Золотая чаша», тоже посвящен интимной истории одной семьи — с интригами, секретами и обманами. В романе всего четыре основных персонажа, и развитие действия напоминает камерную пьесу: все решается в разговорах и недоговоренностях. Здесь снова европеец, на этот раз итальянский аристократ, манипулирует богатыми американцами.

✍️ Как и в «Крыльях голубки», Джеймс из мелодраматической ситуации делает рафинированную психологическую игру. Один из главных героев — богатый американец, увлеченный коллекционированием предметом европейского искусства.

🌟 «Золотая чаша» в названии — одна из его находок. В ней обнаруживается изъян, и эта несложная символика скрепляет весь сюжет. Американцы Джеймса все время влюбляются в Европу и пытаются ей завладеть, но в этом сюжете они заведомо в проигрыше.

🖋 С позднего Джеймса начинается новая, модернистская эпоха в американской литературе — ее расцвет придется уже на 1920-е годы.

Для русских читателей американская литература немыслима без Джека Лондона (1876–1916). Он не только долго пользовался в России популярностью, но и оказал заметное влияние на раннюю советскую литературу.

🇺🇸 В американской литературе слава Лондона была очень непостоянной. Один из самых коммерчески успешных авторов своего поколения, в течение 20 века Лондон перешел в разряд почти забытых имен. Тем не менее, это очень интересная и противоречивая фигура.

➡️ Лондона причисляют одновременно к натуралистам и к неоромантикам. Как все натуралисты, он жестко описывает правила современной цивилизации, в его текстах постоянно проводятся параллели между устройством человеческой жизни и биологическими законами, он откровенно говорит о физиологии, болезни, смерти. Но его герои скорее неоромантические: они сами ищут испытаний, рискуют жизнью, чтобы преодолеть себя, а не подчиняясь обстоятельствам.

👁 Лондона волновала ницшеанская идея сверхчеловека: перешагнуть через человеческое пытаются многие его герои. Из уже почти освоенной, цивилизованной Америки они рвутся к последнему фронтиру.

⭐️ Успех Лондону принесли «северные рассказы» о Клондайке и Аляске во время «золотой лихорадки» — типичный дебют для авторов «местного колорита». Однако герои рассказов не относятся к типичным представителям региона, а пейзажи — не предмет любования. Суровый мир, в котором нет места правилам цивилизации, и на каждом шагу нужно делать страшный моральный выбор, у Лондона вырастает из объекта натуралистического исследования в большой миф.

✍️ В романах Лондон в похожих сюжетах фокусирует внимание на исключительных героях: его интересует граница, за которой человек перестанет быть человеком. Яркий пример — герой романа «Морской волк» (1904). Попробуйте его себе представить по первому описанию:

«В нем была какая-то жилистая, упругая сила, обычно свойственная нервным и худощавым людям, и она придавала этому огромному человеку некоторое сходство с большой гориллой. Я вовсе не хочу сказать, что он походил на гориллу. <…> Подобного рода сила обычно связывается в нашем представлении с первобытными существами, с дикими зверями, с нашими предполагаемыми предками, жившими на деревьях. Это сила дикая, свирепая, заключающая в самой себе жизненное начало — самую сущность жизни, как потенции движения и первозданной материи, претворяющихся в различных видах живых существ; короче говоря, это та живучесть, которая заставляет змею извиваться, когда у нее отрубят голову, и которая теплится в бесформенном комке мяса убитой черепахи, содрогающемся при прикосновении к нему пальцем».

🔎 Традиционное сравнение сильного человека с животным развернуто нестандартно — ни горилла, ни тем более мертвые змея и черепаха не относятся к классическим аллегориям силы. Бессознательная воля к жизни — ключевая и самая оригинальная тема Лондона.

📖 В автобиографическом романе «Мартин Идеи» (1909) Лондон переворачивает собственные штампы. Все тот же сильный герой в начале романа уже прошел испытания суровым миром и теперь пытается найти себя в цивилизации и культуре — стать писателем: сюжет заведет его в трагический тупик. Это один из первых больших романов об обратной стороне американской мечты.

📗 Давайте прочитаем рассказ «Белое безмолвие» (1899) Джека Лондона.

Время чтения 〰️ 20 минут

👉 Попробуйте заметить, как создается впечатление экстремальной ситуации.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;