angle-down facebook instagram vkontakte warning

Классика американской литературы

Новеллистика, афроамериканская литература и итоги урока

В начале 20 века в американской литературе достигает расцвета искусство малой прозы. Поговорим об авторах, которые известны прежде всего новеллами и короткими рассказами, и подведем итоги урока.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

👤 Амброз Бирс (1842–1913/1914 — дата смерти точно неизвестна) — калифорнийский журналист, который уже в зрелом возрасте начал писать загадочные рассказы. Бирса считают наследником Эдгара По, мастером психологического напряжения. У него много готических новелл, но они сильно выделяются на фоне остальных образцов жанра.

💫 В сюжетах Бирса таинственное и сверхъественное — призраки, исчезновения — вместе с реалистическими элементами — войной, преступлениями, бытовыми конфликтами — раскрывают единую картину мира. В мире рассказов Бирса всегда есть ощущение глобального разлада и обреченности. В рассказах о Гражданской войне из сборника в «В гуще жизни» («Случай на мосту через Совиный ручей», «Чикамога», «Убит под Ресакой») ужас войны выражается даже не в страхе смерти, а в чувстве беспомощности перед судьбой.

📕 Рассказ «Житель Каркозы», в котором герой, осознав свою смерть, оказывается на руинах таинственного древнего города, стал культовым в литературной готике 20 века. Писатель пропал без вести в революционной Мексике, что тоже повлияло на мистический ореол вокруг его текстов.

👩🏻 Кейт Шопен (1850–1904) тоже получила широкую известность уже после смерти. Шопен писала об американском Юге: место действия большинства ее рассказов — Луизиана. В сборниках «Люди Дельты» и «Ночь в Акадии» этническое и культурное разнообразие показано не в рассуждениях и аллегориях, а через точные наблюдения и речевые детали.

✍️ Лаконичные новеллы Шопен сочетают психологический анализ и импрессионистические зарисовки — из мелких подробностей складывается понятная читателю картина внутренней жизни персонажей, хотя внешней информации о них дается совсем мало. Часто сюжеты касаются самосознания женщин в мире норм и условностей. Маленький рассказ «История одного часа» — хороший пример того, как Шопен минимальными средствами воссоздает целую жизнь.

👤 Несомненный герой американской новеллистики — О. Генри (1862–1910). Это псевдоним Уильяма Сидни Портера. Инициал О. он оставлял на обложках без расшифровки, но как-то в интервью сказал, что он подразумевает имя Оливье.

🗞 Свою карьеру Портер начал с газетных фельетонов и пародий на детективы: самые популярные тексты О. Генри тоже будут ироническими. О. Генри доводит до совершенства жанр классической новеллы — рассказа, в котором должен быть неожиданный сюжетный поворот.

👥 Его герои — мелкие жулики, не слишком удачливые искатели приключений или просто «маленькие люди», которые пытаются вырваться из нищеты. В поисках лучшей жизни они попадают в цепочки случайностей и совпадений. Сюжеты новелл строятся как загадки с разгадкой: у персонажей нет развитого внутреннего мира, они интересны постольку, поскольку вовлечены в серии непредсказуемых, странных или забавных событий.

🌀 Как и Твен, О.Генри — наследник культуры устных рассказов, баек, ярна. Даже его роман «Короли и капуста» (1904) — это скорее серия новелл, достаточно вольно привязанных к условной общей канве. Любовь читателей О. Генри принесли шутливые и легкие интонации, остроумные диалоги и неубиваемая надежда героев на «американскую мечту». Правда, шансов на ее реализацию в новеллах Генри не больше, чем в произведениях писателей-натуралистов.

Литература США не сводится к книгам потомков белых колонистов. Афроамериканская литература появилась уже в 18 веке, хотя свое место в каноне она заняла сравнительно недавно. Это большая отдельная история.

✍️ Первый литературный жанр «черной Америки» — автобиография. В 18 веке стали появляться истории черных рабов: об их авторах мало известно, некоторые из них могли быть вымышленными. Долгое время единственным способом для чернокожих американцев обрести собственный голос был рассказ о страданиях. Эти тексты были востребованы как аргументы в борьбе за отмену рабства, их цитировали в белой публицистике и политических дискуссиях, но при этом в литературном мире США места для афроамериканских писателей не было.

В 19 веке распространяются автобиографические истории бывших рабов — часто они оказываются похожи на приключенческие романы. Их авторы стремились создать сильные, самостоятельные образы героев, которые, как и романтические персонажи «белой» американской литературы, обладают индивидуальностью и волей к свободе. Шедевр этого жанра — «Повествование о жизни Фредерика Дугласа, американского раба, написанное им самим» (1845). Фредерик Дуглас был блестящим оратором, публицистом и общественным деятелем.

🇺🇸 Автобиография Дугласа органично вписывается в общую историю американской литературы. Это роман «самовоспитания»: история «превращения раба в человека», как это называет сам автор, рассказана как история внутренне независимого героя, который сам решает свою судьбу. Страшные подробности рабства Дуглас перечисляет подчеркнуто нейтральным, документальным языком. Текст сильно контрастирует по стилю с сентиментальными произведениями белых аболиционистов — достаточно вспомнить «Хижину дяди Тома» Гарриет Бичер-Стоу (которая была лично знакома с Дугласом).

🗝 Ключом к свободе Дуглас делает самообразование. Он вспоминает, как в детстве услышал, что хозяин запрещает учить его грамоте, потому что «грамотный раб не захочет оставаться рабом». Эти слова Дуглас превращает в сюжетное пророчество: с тайного обучения грамоте начинается путь к свободе. Первая прочитанная им книга — учебник ораторского мастерства: искусство риторики он делает своим главным инструментом.

👩‍🦱 К ораторской традиции восходит и автобиография Изабеллы Баумфри, более известной в свое время под именем Странствующей Истины (Sojourner Truth). Баумфри, как и Дуглас, прославилась публичными выступлениями, о ее харизме и ораторском таланте осталось множество мемуаров. В ее книге автобиографический сюжет не заканчивается на спасении из рабства, а превращается в историю о религиозном призвании и жизни странствующей проповедницы.

📖 Другой важный текст этого жанра — «Двенадцать лет рабства» Соломона Нортапа (1853). Нортап, скрипач из штата Нью-Йорк, родился и вырос свободным человеком: его похитили и продали в рабство в Луизиану. В книге он рассказал свою историю от похищения до побега. Как и Дуглас, он стремился к документальной точности и даже в самых эмоциональных эпизодах стремится сохранять способность к самоанализу и рефлексии.

⭐️ Первый афроамериканец, который смог завоевать место в профессиональной литературе, — Уильям Уэллс Браун. Его пьесы и роман «Клотель» (1853), трагическая история о вымышленной чернокожей дочери Томаса Джефферсона, стали символической точкой отсчета для художественной литературы афроамериканцев, которая достигнет зрелости уже в 20 веке.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что почитать о классике американской литературы 👇

🔸 Литературная история Соединенных Штатов Америки. 1977
🔹 Балдицын П. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. 2004
🔸 Барскова П. Сад готов / сад сделан
🔹 Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе 19 века. 1972
🔸 Венедиктова Т.Д. Поэтическое искусство США. Современность и традиции. 1989
🔹 Венедиктова Т.Д. «Разговор по-американски»: дискурс торга в литературной традиции США. 2003
🔸 Зверев А.М. Мир Марка Твена. 1985
🔹 Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм. 1972
🔸 Стеценко Е.А. История, написанная в пути… (записки и книги путешествий в американской литературе 17–19 вв.). 1999

🎬 Американскую классику экранизируют часто и очень по-разному. Назовем некоторые интересные примеры.

🎞 «Моби Дик» (1956), реж. Джон Хьюстон, сценарий Рэя Брэдбери. История этой экранизации лежит в основе романа Брэдбери «Зеленые тени, Белый Кит»

🎞 «Совсем пропащий» (1973) Георгия Данелии — фильм по мотивам «Приключений Гекльберри Финна»

🎞 «Крылья голубки» (1997) Йена Софтли — фильм по роману Генри Джеймса

🎞 «Сонная лощина» (1999) Тима Бертона — вольная адаптация Ирвинга

🎞 Мартин Иден (2019) Пьетро Марчелло — действие романа Джека Лондона перенесено в Неаполь

🎞 «Баллада Бастера Скраггса» (2018) — одна из историй в альманахе братьев Коэнов — «Золотой каньон» Джека Лондона

🎞 «Дикинсон» (2019) — сериал Apple TV, современная фантазия о жизни поэтессы

Различия и сходства американской и русской литературы

В этом уроке мы обсудили американскую классику. Давайте вспомним главное и подведем итоги.

🇺🇸 Литература США — первая литература бывшей колонии, добившаяся полной независимости от своей британской метрополии: американцы нашли свой собственный голос.

❇️ В американской классике четко выделяются вечные темы:

➖ «Новый Свет» — надежда на спасение и новое начало.
➖ Фронтир — граница между освоенными и неосвоенными землями.
➖ «Плавильный котел» — диалог традиций.
➖ «Американская мечта».

📕 Первая книга, напечатанная в Северной Америке — «Массачусетская книга псалмов» (1640). Колонисты были недовольны существовавшими английскими переводами библейских псалмов и заказали новые.

📘 Первым текстом американской классики считается «Автобиография» Франклина (1791), где описан сюжет «американской мечты».

🖤 Романтизм в Америке — это вариация европейского фольклора с атмосферой готических романов. Это «Легенда о сонной лощине» — готическая новелла о Всаднике без головы Вашингтона Ирвинга, а также Джеймс Фенимор Купер и его цикл романов о Кожаном чулке. К романтикам относят и Эдгара Аллана По.

🌀 Трансцендентализм — первое самостоятельное американское течение в философии и литературе. Его развитие прямо связано с попытками осмыслить особенности жизни в Новом Свете — близость дикой природы, независимость и индивидуализм. Создатели трансцендентализма — Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Маргарет Фуллер, а также писатель Натаниэль Хоторн.

👤 Мы поговорили о Уолте Уитмене — первом великом американском поэте, совершенно свободном от европейской традиции. Его поэтический сборник «Листья травы» (1855) — авангардный текст, где Уитмен использует свободный стих (верлибр) и воспевает современность, строительство индустриальной цивилизации, новые профессии.

👩🏻 Мы узнали об Эмили Дикинсон, чей метод — предельный минимализм. Она предпочитает короткие строки и композиции из двух-трех четверостиший.

👨 Мы поговорили про Натаниэля Готорна, автора ярких и трагических историй, истоки которых — в пуританском прошлом. Самый известный роман Готорна — «Алая буква» (1850) — поднимает тему вины, стыда и, главное, пропасти между судом толпы и подлинной моралью. Готорн первым показал, что отношения американцев со своей историей сложнее, чем мифология пионеров и Нового Света.

📗 Мы обсудили Германа Мелвилла и его роман «Моби Дик, или Белый кит», наполненный отсылками к библейским сюжетам и к европейской литературе.

📜 Мы коснулись творчества Марка Твена, чьи тексты — сплав реальной бытовой конкретики с фантасмагорией и гротеском. Сюжеты Твена строятся по принципу нанизывания анекдотов. В основе — жанр «ярн» или yarn, типичный для американского фольклора.

✍️ Мы поговорили о Генри Джеймсе, чье творчество стало связующим звеном между литературой 19 века и модернизмом. Почти все его тексты посвящены проблемам отношений между Старым и Новым Светом. Интерес к психологии и работе сознания, фиксация на эстетическом опыте и столкновениях культур предопределили движение Джеймса к модернистскому роману.

🖋 В начале 20 века в американской литературе достигает расцвета искусство малой прозы. Мы обсудили авторов, известных прежде всего новеллами и короткими рассказами. Здесь главной фигурой стал О. Генри, который доводит до совершенства жанр классической новеллы — рассказа, в котором должен быть неожиданный сюжетный поворот.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4500₽ 2250₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;