angle-down facebook instagram vkontakte warning

Классика американской литературы

Романтизм и трансцендентализм: рождение жанра антипутешествия

Эпоха романтизма в американской литературе стала началом развития всей художественной словесности, а трансцендентализм — первым самостоятельным течением в философии и литературе. Познакомимся с главными авторами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Наталья Ласкина
Кандидат филологических наук, руководитель новосибирского образовательного проекта «Открытая кафедра».

🖤 Романтическая эпоха для американской литературы стала началом развития собственно художественной словесности. Американские романтики обращаются к культуре Старого Света: их привлекает европейский фольклор, открытый немецкими поэтами, атмосфера готических романов, яркие экзотические образы. В американской версии романтизма меньше лирики, чем в европейской, но больше острых динамичных сюжетов.

👇 Вспомним ведущих романтиков США

👤 Вашингтон Ирвинг (1783–1859). Ирвинг завоевал признание читателей сатирическими очерками о высшем свете Нью-Йорка и иронической публицистикой. Очерки написаны от имени вымышленного рассказчика Дитриха Никербокера. Никербокер чувствует себя не на месте в своей эпохе и грустит по уходящему прошлому.

🌎 Много лет Ирвинг провел в Европе: это начало долгой истории путешествий американских писателей в Старый Свет в поисках собственной идентичности. В 1820 году вышел сборник эссе и рассказов Ирвинга «Книга эскизов». Он включает два текста, с которых начинается история американского рассказа — «Рип Ван Винкль» и «Легенда о Сонной Лощине».

➡️ Оба сюжета основаны на европейских преданиях и сказках, а стиль Ирвинга явно сформировался под влиянием Вальтера Скотта. Оригинальность текстам придает американский колорит и тематика. Рассказы отражают тревоги, вызванные быстрыми переменами в Америке, и печаль об ушедшей старине.

📓 «Легенда о Сонной Лощине» — готическая новелла о Всаднике без головы, персонаже, взятом из ирландского фольклора. Это также ностальгическая история об исчезающем пасторальном мире. Сонная Лощина — земля преданий и суеверий, сродни гоголевским волшебным местам. Это первый американский романтический пейзаж.

Лощина, в отличие от европейских готических замков и лесов — сплав разных культур. В ней живут потомки голландцев, но, по слухам, долина околдована не то неким немецким доктором, не то индейским вождем: «Вся округа изобилует местными сказаниями, "нечистыми" местами, темными суевериями; над лощиною чаще, чем где-либо, полыхают падающие звезды и метеоры; водится здесь, как кажется, и ночной кошмар со всем своим многочисленным мерзким отродьем».

👤 Джеймс Фенимор Купер (1789–1851) может считаться создателем литературной версии мифа об американском Западе. Взяв за основу модель исторического романа Вальтера Скотта, Купер наполнил ее чисто американским содержанием. Главный труд Фенимора Купера — цикл романов о Кожаном Чулке.

📗 Главный герой цикла — охотник Натти Бампо, первый по-настоящему американский литературный герой. Бампо пересекает все внутренние границы Америки — между белыми и индейцами, потомками англичан и французов, человеком и природой. Это «американский Адам», близкий к идеалу просветителей. Он опирается на интуицию больше, чем на разум, и обладает естественной чистотой.

📚 Автор предлагал читать цикл в порядке хронологии событий, а не публикации книг. Порядок такой: «Зверобой» (опубликован в 1841), «Последний из могикан» (1826), «Следопыт» (1840) «Пионеры» (1823), «Прерия» (1827). В таком порядке сильнее прозвучит тема ухода «невинного», «райского» Нового Света, символом которого и был герой цикла.

👤 Для большинства современных читателей американский романтизм — это прежде всего Эдгар Аллан По (1809–1849).

🧛🏻‍♂️ Эдгар По — мастер психологического анализа, исследующего иррациональную, «темную» сторону человека. Его стихи и рассказы строятся на эффектах неоднозначности, пробелах в повествовании, ненадежных рассказчиках. Немногословные, напряженные новеллы По стали эталоном американской малой прозы.

Трансцендентализм — первое самостоятельное американское течение в философии и литературе. Его развитие прямо связано с попытками осмыслить особенности жизни в Новом Свете — близость дикой природы, независимость и индивидуализм американцев.

Давайте узнаем, как возник трансцендентализм и назовем главные имена 👇

📖 Трансцендентализм возник в культуре Новой Англии. В городке Конкорд, недалеко от Бостона, собралась целая колония писателей, философов и художников. Их общие идеалы — простая, но одухотворенная жизнь, свобода от погони за материальным успехом, глубокое осмысленное общение, ценность индивидуального опыта и уединения. Для них были важны и политические идеи: свобода, равенство и права человека. Они были активными аболиционистами — сторонниками отмены рабства.

👤 К 1836 году в Конкорде жили все создатели трансцендентализма — Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Маргарет Фуллер, а также писатель Натаниэль Хоторн, поэт Уильям Эллери Чаннинг, проповедник Теодор Паркер и другие.

👨‍🦱 Философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882) был главным теоретиком трансцендентализма. Его самый известный труд — трактат «Природа» (1836) — начинается с призыва отказаться от груза истории и чужих идей, перестать смотреть на мир глазами предков. Нужен личный, оригинальный взгляд на мир, человек должен во всем полагаться на себя, на собственный разум и опыт.

🌱 Связь с природой обязательна, чтобы встать на этот путь. Созерцание дикой природы, изумление перед ее силами дают человеку бесценное чувство единства, связности мира и сознание своего подлинного места в нем.

📿 На Эмерсона повлияли идеи восточных учений — индуизма, буддизма, конфуцианства. Он искал в них альтернативу более узкому европейскому мировоззрению. Одно из лучших его стихотворений — «Брахма» — романтическая интерпретация индийской философии.

🙇 На практике трансцендентализм требует глубокого самоанализа. Эмерсон всю жизнь, начиная со студенческих лет в Гарварде, вел дневник, а ежедневные мысли и наблюдения использовал в своих эссе. Литература, философия и внутренняя работа над собой для него были единым делом.

👩🏻 Маргарет Фуллер (1810–1850 гг.) опиралась на идеи трансценденталистов в своей политической публицистике. Ее самая известная книга — «Женщина в девятнадцатом столетии» (1845). Требование равноправия полов она мотивирует в первую очередь ценностью индивидуальной независимости для каждого человека. Свобода должна быть универсальной, развитие личности не должно быть ограничено никакими формами социальной дискриминации. Фуллер была выдающейся журналисткой, редактором журнала трансценденталистов «Дайал» (The Dial) и переводчицей немецких романтиков и Гете.

👨‍🦰 Генри Дэвид Торо (1817–1862) еще настойчивее, чем Эмерсон, требовал от мыслителя соответствовать своим идеям в реальной жизни. Быть философом, считал он, значит не только мыслить, но и жить в соответствии со своими ценностями: для Торо это простота, независимость, великодушие, доверие.

📖 Главные темы Торо — самодостаточность человека и близость к природе. В течение своей жизни он несколько раз намеренно удалялся от общества — сначала путешествовал, а затем обратился к отшельничеству. Как и Эмерсон, он вел дневники: они легли в основу его главного труда — книги «Уолден, или жизнь в лесу».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

«Уолден, или жизнь в лесу» Генри Дэвида Торо — главное литературное произведение американского трансцендентализма. Многие считают книгу первым «великим американским романом».

📕 Это не совсем роман — жанр книги трудно определить: автобиография, философская повесть, дневник натуралиста, заметки о духовном пути… Название книги означает не имя героя, как можно подумать, а место: Уолденский пруд. На берегу большого живописного пруда в Массачусетсе Торо сам построил хижину и провел в ней два года (1845–1847). С семьей и друзьями он общался, но ограничил все поверхностные отношения.

❓ Уединение на лоне природы — обычная для романтиков тема. В чем новизна Торо?

➖ «Уолден» — история созидания, а не только созерцания. Торо подробно и с энтузиазмом делится самыми бытовыми подробностями строительства и жизни и даже приводит сметы своих расходов.

➖ Торо написал «антипутешествие»: вместо вечного движения и странничества романтиков он предлагает остановиться и найти вдохновение в покое.

➖ Духовная жизнь, как ее описывает Торо, развивается не через внезапные мистические или творческие озарения, а в ходе долгой работы над собой, похожей на практики медитации. (Как и Эмерсон, Торо увлекался восточной философией).

🏞 Уолденский пруд становится в книге больше, чем пространством. Герой, созерцая воду, наблюдая за природным циклом, учится познавать себя.

👤 Уолден — это еще один образ фронтира, хотя он не похож на экзотический и бурный мир романов Купера. Хижина у пруда стоит на границе между цивилизацией и первозданной жизнью.

✍️ Торо выработал необычный, свежий стиль, в котором есть черты разных литературных традиций. Его сравнивают и с романтиками, и с просветителями, и с английскими поэтами-метафизиками 17 века. В «Уолдене» много неожиданных метафор и деталей.

📖 Прочитаем один удивительный пассаж из «Уолдена». В нем стирается граница между природой и человеческим телом:

«С заходом солнца песок перестает сползать, но с утра потоки текут снова, растекаясь и разветвляясь на бесчисленные ручейки. Здесь можно наблюдать, как образуются кровеносные сосуды. Присмотритесь пристальнее, и вы увидите, что сперва из тающей массы выползает размягченный песок с округленным, каплеобразным концом, подобным пальцу, медленно нащупывающему спуск; когда солнце подымается выше, и тепло и влага увеличиваются, наиболее жидкая его часть, повинуясь закону, которому подчинена самая инертная субстанция, отделяется от остальной массы и прорезает себе канал или артерию; и вот от одного мясистого завитка к другому бежит и поблескивает серебристая струйка, временами пропадая в песке.
Удивительно, как быстро и в то же время искусно оформляется этот текучий песок, используя все лучшее из своего состава для образования острых краев протока. Так бывает в истоках рек. Кремнистые вещества, отлагаемые реками, — это костная система, а более тонкие почвенные и органические вещества — это ткани мышц или клеток. Что такое человек, как не масса влажной глины? Мякоть нашего пальца имеет форму застывшей капли. Пальцы рук и ног — это застывшие струйки тающей массы тела. Кто знает, какие формы могло бы принять наше тело под более теплыми небесами?»

🔎 Здесь есть и внимательное, свободное от литературных предрассудков, наблюдение, и полет воображения. Отказавшись от условностей и правил, герой все открывает для себя заново — человека, воду и песок, язык.

📖 Давайте прочитаем рассказ Вашингтона Ирвинга «Рип Ван Винкль».

Время прочтения 〰️ 30 минут.

👉 Как вы думаете, почему эта легенда стала популярна в американской культуре?

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;