Литература Древней Греции
Древнеаттическая комедия и «Поэтика» Аристотеля
Параллельно с классической трагедией в 5 веке существовала древнеаттическая комедия. Разберем этот жанр, а также обсудим первый литературоведческий и театроведческий текст в истории — «Поэтику» Аристотеля.
До нас дошли древнеаттические пьесы только одного драматурга — Аристофана.
Давайте разберем древнеаттическую комедию 👇
✅ Она ярко тенденциозна, социально и политически заострена, касается актуальных проблем, нередко раздает затрещины реальным людям. А еще она в корне отличается от новоаттической, о которой мы поговорим чуть позже.
👉 Отсюда трудность ее чтения для современного читателя: многие реалии Афин 5 века до н. э. нам не знакомы, и нужно внимательно читать комментарии, чтобы понять, что же имеет в виду Аристофан конкретно в этом диалоге или хоровом фрагменте.
✍️ Отметим два специфических фрагмента, характерных именно для комедии (остальные были как в трагедии).
1️⃣ Агон — идейный спор между двумя героями.
2️⃣ Парабаса — песня хора, который сбрасывает маски, подходит к первому ряду зрителей и обращается от своего имени прямо к зрительному залу.
🙅 Замужним женщинам и девушкам в Афинах вход на комедии был запрещен: слишком сальными были шутки и слишком откровенными — костюмы. Это правило не касалось только гетер — образованных куртизанок, с которыми афинские мужчины любили проводить время, свободное от необразованных жен (и это не шутка: афиняне считали, что женщине-матери образование ни к чему).
☁️ В комедии «Облака» Аристофан высмеивает софистов — философов, которые учат людей спорить. Благодаря софистам появилась риторика — наука весьма важная для Афин, где граждане постоянно судились друг с другом.
👤 Аристофан не стал особенно разбираться, кто из философов является софистом, а кто нет. Так главным героем пьесы стал великий Сократ, который софистом не был. По сюжету, он обучает молодых людей убедительно спорить обо всем на свете. Хор облаков символизирует отвлеченность философских идей, не имеющих отношения к реальности.
⚡️ Сократ был на представлении этой пьесы. Возмущенный спектаклем, он встал и простоял все действие до конца, тем самым показывая: вот он я настоящий, а на сцене — подделка. Тем не менее пьеса была приобщена к делу на процессе против Сократа, закончившемся его гибелью (обвиненный в идейном развращении юношества, он выпил яд по приговору суда).
🤜 Другим объектом нападок Аристофана был Еврипид. Он упоминается в большинстве пьес Аристофана. Дело в том, что Аристофан был довольно консервативен, и новые тенденции в драматургии ему были явно не по душе. Причем над великим автором «Медеи» и «Вакханок» Аристофан продолжал смеяться даже после смерти последнего.
✍️ В комедии «Лягушки» покровитель театра Дионис печалится, что в Афинах не осталось хороших трагиков, — незадолго до написания комедии один за другим умерли Еврипид и Софокл. Он спускается в Аид и встречает там Эсхила и Еврипида. Кого же ему выбрать? Тут открывается целый кладезь для остроумных шуток над Еврипидом, сопровождаемых смешными песнями хора болотных лягушек. Легко догадаться, что воскрешения оказался достоин отнюдь не Еврипид.
📙 Наиболее современно из пьес Аристофана звучит «Лисистрата» — ее современным языком переписал Леонид Филатов. Это история о том, как жены, уставшие от бесконечных военных походов своих мужей, под предводительством прекрасной Лисистраты запирают город. Изголодавшимся по ласке воинам приходится раскаяться в своем поведении.
📝 Аристофан стал героем знаменитого диалога Платона «Пир». Именно он рассказывает в ней известную басню об андрогинах, которую до сих пор используют ведущие свадеб — конечно, без ссылок на Аристофана и Платона.
📖 Давайте прочитаем сатировскую драму Еврипида «Киклоп».
Время прочтения 〰️ 20 минут.
👇 Чем эта трактовка сюжета отличается от гомеровской?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Про Платона, его учителя Сократа, жанр диалога и разные типы философских текстов
Первой литературоведческой и театроведческой книгой в мире считается «Поэтика» Аристотеля, написанная в 4 веке до н. э. По-видимому, это не текст, подготовленный самим Аристотелем, а конспект его лекций. Впрочем, вопрос этот остается дискуссионным.
Давайте обсудим эту книгу 👇
📖 В «Поэтике» Аристотель размышляет преимущественно о трагедиях и эпических поэмах, а также делает обобщения об искусстве вообще.
👤 Аристотель — первый, кого заинтересовала словесность сама по себе. До него о литературе писал Платон, но лишь как о текстах, несовершенных по сравнению с философскими. Например, в «Государстве» он предлагал изгнать из идеального государства всех поэтов, уводящих от разума к эмоциям.
✍️ Аристотель предложил термин «мимесис» (ударение на первый слог). Мимесис — подражание действительности. Каждое искусство подражает действительности по-своему. В отличие от историка, который лишь точно отражает произошедшее в реальности, поэт может обобщать. Как пишет Аристотель, поэт сообщает «возможное по вероятности», наиболее типичное, вероятное. В этом он ближе к философу, чем историк. (Следует иметь в виду, что это античное понимание исторического текста!) Поэт «должен изображать вещи так, как они были или есть, или как о них говорят и думают, или какими они должны быть».
📚 Каждый род литературы (лирика, эпос, драма), каждый жанр (поэма, трагедия, комедия, элегия) подражает действительности по-своему. Трагедия, например, подражает действию серьезному и законченному. При этом трагедия вызывает «сострадание и страх», посредством которых достигается катарсис у зрителя — его очищение.
Что еще привнес Аристотель ❓
📌 Помимо мимесиса и катарсиса, Аристотель ввел в литературоведческий оборот еще несколько понятий, ключевых для нарратологии (теории повествования):
▫️ фабула — сюжетная основа;
▫️ перипетия — перемена действия к противоположному;
▫️ узнавание, анагнорисис — раскрытие тайны;
▫️ гамартия — трагическая ошибка героя;
▫️ катастрофа — поражение героя.
🔶 Говорят, что Аристотель также оставил отдельную часть «Поэтики», посвященную комедии, но она не сохранилась. Отчасти ее содержание восстанавливается по «Коаленвскому трактату» — греческой книге 10-го века н. э. Утерянная часть «Поэтики» о комедии стала ключевым образом в романе «Имя розы» Умберто Эко (1980).
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день