angle-down facebook instagram vkontakte warning

Литература Древней Греции

Любовная проза и пасторальная литература

Величайшее открытие эллинистической литературы — любовная повесть. Обсудим дошедшие до нас романы, а также поговорим о пасторальной литературе, просуществовавшей до 20 века.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

❇️ До нашего времени сохранились несколько любовных повестей, большинство которых трудно датировать: датировки разнятся от 2 века до н. э. до 3 века н. э.

👤 У каждой повести — свой автор, про всех авторов мы мало что знаем. Назовем этих авторов и их произведения.

🔸 Ахилл Татий. «Лекиппа и Клитофонт»
🔹 Гелиодор. «Эфиопика»
🔸 Харитон. «Повесть о любви Херея и Каллирои»
🔹 Ксенофонт Эфесский. «Повесть о Габрокоме и Антии»
🔸 Лонг. «Дафнис и Хлоя»
🔹 Флавий Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского»
🔸 Неизвестный автор. «Климентины»
🔹 Неизвестный автор. «Аполлоний Тирский» (сохранился только в римском переводе)
🔸 Неизвестный автор. «Лукий, или Осел»

❤️ В этих произведениях большое значение имеет тема путешествия и тема любви. Влюбленные, как правило, терпят много бед, но воссоединяются в финале. Огромное значение в сюжете имеют похищения, интриги соперников и соперниц, пиратство, рабство.

🎭 Античная любовная повесть продолжает линию новоаттической комедии: любовь и семейные ценности неизбежно побеждают; если влюбленным суждено быть вместе — они будут вместе.

📙 В эллинистический период продолжается развитие всех других типов греческой прозы — научной, философской, исторической, ораторской, эпистолярной. С появлением религии появляется религиозная литература (Новый Завет написан по-гречески; по крайней мере, другого оригинала мы не знаем).

📗 Из эллинистических историков выделим Иосифа Флавия и Плутарха. В сочинениях Иосифа Флавия («Иудейская война», «Иудейские древности») рассказывается об истории Иудеи. Это ценный материал по истории рубежа тысячелетий. Иосиф Флавий был иудеем, писавшим по-гречески.

📕 Плутарх более всего прославился книгой «Сравнительные жизнеописания». В ней каждому греческому герою была подобрана римская пара, а потом дано сопоставление. Некоторые из этих сопоставлений:

▪️ Тесей — Ромул
▪️ Перикл — Квинт Фабий
▪️ Демосфен — Цицерон
▪️ Александр Македонский — Юлий Цезарь

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим про пасторальную литературу.

📚 В эллинистическую эпоху появилась сфера литературы, которая будет потом характерна и для римской, и для ренессансной, и для барочной литературы — и продержится в литературе и искусстве вплоть до начала 20 века. Это пасторальная тема.

👤 Ввел эту тему поэт Феокрит, который в своих идиллиях показывал идеализированную сельскую жизнь. Героями таких идиллий стали идеализированные пастушки́ и пасту́шки, которые влюблялись друг в друга, любовались природой, играли на музыкальных инструментах, сочиняли стихи и музыку, а заодно пасли чистеньких козочек и овечек.

📌 Такая литература — реакция на рост городов, попытка уйти от городской жизни в идеализированную сельскую.

📗 К пасторальной литературе относится и повесть «Дафнис и Хлоя» Лонга — ее считают первым в мире пасторальным романом. Двое героев повести — юные пастушок и пастушка. Они с детства играли друг с другом, а когда начали взрослеть, постепенно открывают мир чувственных переживаний.

❤️ Повесть наполнена эротизмом, наивным взглядом на мир и поэтичностью. Когда Лонг увлекается описаниями, он прямо посреди текста добавляет в него ритм в духе гекзаметра.

📖 Прочитаем фрагмент из повести «Дафнис и Хлоя» Лонга.

И, вой­дя вме­сте с Хло­ей в пеще­ру нимф, он отдал Хлое сте­речь свой хитон и сум­ку, а сам, став у ручья, при­нял­ся мыть свои куд­ри и все свое тело. Куд­ри у него были чер­ные и густые, тело — заго­ре­лое, и мож­но было поду­мать, что тень от куд­рей его дела­ет смуг­лым. Хлое, глядев­шей на него, Даф­нис пока­зал­ся пре­крас­ным, и так как впер­вые пре­крас­ным он ей пока­зал­ся, то при­чи­ной его кра­соты она сочла купа­нье. Когда же она ста­ла омы­вать ему спи­ну, то его неж­ное тело лег­ко под­да­ва­лось руке, так что не раз она украд­кой к сво­е­му при­ка­са­ла­ся телу, желая узнать, какое неж­нее. Потом они ста­да свои погна­ли домой — солн­це было уже на зака­те, и Хлоя ниче­го уже боль­ше с тех пор не жела­ла, кро­ме как вновь увидать Даф­ни­са купаю­щим­ся. Утром, когда на луг они при­шли, Даф­нис, как обыч­но, сев­ши под дубом, стал играть на сви­ре­ли, а вме­сте с тем при­смат­ри­вал за коза­ми, а они тихо лежа­ли, слов­но вни­мая его напе­вам. А Хлоя, сев­ши рядом, следи­ла за ста­дом сво­их овец, но чаще на Даф­ни­са гляде­ла. И вновь, на сви­ре­ли играя, пре­крас­ным он ей пока­зал­ся, и опять она реши­ла, что при­чи­на его кра­соты — это пре­лесть напе­ва, так что, когда он кон­чил играть, она и сама взя­лась за сви­рель, наде­ясь, что, может быть, станет сама столь же пре­крас­ной. Она убеди­ла его опять купать­ся пой­ти, и вновь увида­ла его во вре­мя купа­нья, и, увидав, к нему при­кос­ну­лась, и ушла опять в вос­хи­ще­нии, и вос­хи­ще­ние это было нача­лом люб­ви. Что с ней слу­чи­лось, девоч­ка милая не зна­ла, ведь вырос­ла она в деревне и ни разу ни от кого не слы­ха­ла даже сло­ва «любовь». Томи­лась ее душа, взо­ры рас­се­ян­но сколь­зи­ли, и толь­ко и гово­ри­ла она что о Даф­ни­се. Есть пере­ста­ла, по ночам не спа­ла, о ста­де сво­ем не забо­ти­лась, то сме­я­лась, то рыда­ла, то вдруг засы­па­ла, то сно­ва вска­ки­ва­ла; лицо у нее то блед­не­ло, то вспы­хи­ва­ло огнем. Мень­ше стра­да­ет телуш­ка, когда ее овод ужа­лит. И раз, когда она оста­лась одна, вот какие сло­ва при­шли ей на ум:«Боль­на я, но что за болезнь, не знаю; стра­даю я, но нет на мне раны; тос­кую я, но из овец у меня ни одна не про­па­ла. Вся я пылаю, даже когда сижу здесь, в тени. Сколь­ко раз тер­нов­ник цара­пал меня, и я не сто­на­ла, сколь­ко раз пче­лы меня жали­ли, а я от еды не отка­зы­ва­лась. Но то, что теперь мое серд­це ужа­ли­ло, мно­го силь­нее. Даф­нис кра­сив, но кра­си­вы и цве­ты, пре­крас­но зву­чит его сви­рель, но пре­крас­но поют и соло­вьи, а ведь о них я вовсе не думаю. О, если б сама я ста­ла его сви­ре­лью, чтобы дыха­нье его в меня вхо­ди­ло, или козоч­кой, чтобы пас он меня. О злой ручей! Ты толь­ко Даф­ни­са сде­лал пре­крас­ным, я же напрас­но купа­лась в тебе. Гиб­ну я, милые ним­фы, и даже вы не дае­те спа­се­нья девуш­ке, вскорм­лен­ной здесь на ваших гла­зах! Кто ж вас вен­ка­ми укра­сит, когда меня не станет, кто будет кор­мить моих бед­ных ягнят, кто будет ходить за моей цика­дой болт­ли­вой? Ее я пой­ма­ла, с боль­шим трудом, чтобы воз­ле пеще­ры меня усып­ля­ла пеньем сво­им, но Даф­нис теперь лишил меня сна, и напрас­но поет цика­да».

Так стра­да­ла она, так гово­ри­ла, ста­ра­ясь най­ти имя люб­ви.

👇 Какие впечатления вызывает этот текст?

На этом уроке мы поговорили о литературе Древней Греции. Давайте вспомним главное и подведем итог.

📚 В древнегреческих текстах закладываются основы всей многовековой истории литературы Европы: появляется три рода литературы — эпос, лирика и драма, формируются разные жанры и появляется множество знаменитых сюжетов и вечных образов.

📕 Древнейшие тексты европейской литературы — две поэмы Гомера — «Илиада» и «Одиссея». Принято считать, что исторические события, которые легли в основу поэм, относятся в 13–12 векам до н. э.

🎵 Ведущий размер для греческой поэзии — гекзаметр. Гекзаметром пишутся поэмы и вообще все сюжетные произведения.

📜 Первые образцы древнегреческой лирики, которые сохранились до наших дней, относятся к 7 веку до н. э. Причем большая часть этой поэзии сохранилась во фрагментах. Самые известные лирики Древней Греции архаического и классического периодов (то есть 7–5 века до н. э.) — Алкей, Пиндар, Вакхилид, Сапфо, Архилох, Солон, Симонид, Терпандр.

🎭 Мы поговорили о древнегреческом театре, который был возведен в Афинах, прямо под Парфеноном. Все роли исполняли мужчины — в том числе и женские. Первоначально драматург, первый актер и композитор были одним лицом. Пьесы шли три дня: в первый день — четыре пьесы одного драматурга, во второй — второго, в третий — третьего, и на третий день зрители выбирали победителя.

👤 Отцом трагедии считается Эсхил, который написал около 90 пьес — трагедий и сатировских драм. Пьесы Эсхила очень статичны, статуарны. Все действие в них — это монологи и диалоги для двух актеров и хора. В его трагедиях нет острых сюжетных ходов, сюрпризов и неожиданных поворотов.

✍️ Софокл написал больше ста пьес, а его трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал высшим достижением греческого театра. Софокл первый ввел в трагедию третьего актера и увеличил количестве людей в хоре до 15 человек.

🖋 Третий трагедиограф — Еврипид, изображал людей со всеми их страстями и пороками. Он мыслил человека слабым и внутренне противоречивым созданием в окружающем его враждебном мире. В сюжетах Еврипида самостоятельные решения героя приводят его к страданиям, а трагедию — к подлинно трагическому финалу.

📘 Первой литературоведческой и театроведческой книгой в мире считается «Поэтика» Аристотеля, написанная в 4 веке до н. э. В ней Аристотель размышляет преимущественно о трагедиях и эпических поэмах, а также делает обобщения об искусстве вообще.

🎪 Из древнеаттических комедий до нас дошли пьесы только Аристофана. Они социально и политически заострены, касаются актуальных проблем, и их характерные черты — это агон — идейный спор между двумя героями, и парабаса — песня хора, который обращается прямо к зрительному залу.

📕 Проза Древней Греции появляется в 4 веке до н. э. Это была философская, историческая, ораторская, научная, эпистолярная литература. Среди историков классической Греции известны Геродот, Фукидид и Ксенофонт. Философские и научные сочинения сводятся преимущественно к двум жанрам: трактат и диалог.

❇️ Величайшее открытие эллинистической литературы — любовная повесть (или роман). До нашего времени сохранились несколько любовных повестей, большинство которых трудно датировать: датировки разнятся от 2 века до н. э. до 3 века н. э. Любовь и семейные ценности в любовных повестях неизбежно побеждают: если влюбленным суждено быть вместе — они будут вместе.

📖 Мы поговорили про пасторальную литературу. Ввел ее поэт Феокрит, который в своих идиллиях показывал идеализированную сельскую жизнь. Такая литература — реакция на рост городов, попытка уйти от городской жизни в идеализированную сельскую.

курс Level One
Открывая сказки

Курс из 8 лекций о любимых сказках: перечитаем Щелкунчика, Алису, Гарри Поттера, Хоббита и взглянем на знакомые истории с новой стороны. Изучим схему сказки и ее главные элементы: от обряда инициации до пути героя и волшебных даров. Поймем, как рассказывать истории, которые остаются у людей в сердцах, и даже создадим свою сказку в финале курса.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽ 2450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;