Литература Древней Греции
Любовная проза и пасторальная литература
Величайшее открытие эллинистической литературы — любовная повесть. Обсудим дошедшие до нас романы, а также поговорим о пасторальной литературе, просуществовавшей до 20 века.
О сатировской драме, культе Диониса, отдыхе после катарсиса и типах юмора
❇️ До нашего времени сохранились несколько любовных повестей, большинство которых трудно датировать: датировки разнятся от 2 века до н. э. до 3 века н. э.
👤 У каждой повести — свой автор, про всех авторов мы мало что знаем. Назовем этих авторов и их произведения.
🔸 Ахилл Татий. «Лекиппа и Клитофонт»
🔹 Гелиодор. «Эфиопика»
🔸 Харитон. «Повесть о любви Херея и Каллирои»
🔹 Ксенофонт Эфесский. «Повесть о Габрокоме и Антии»
🔸 Лонг. «Дафнис и Хлоя»
🔹 Флавий Филострат. «Жизнь Аполлония Тианского»
🔸 Неизвестный автор. «Климентины»
🔹 Неизвестный автор. «Аполлоний Тирский» (сохранился только в римском переводе)
🔸 Неизвестный автор. «Лукий, или Осел»
❤️ В этих произведениях большое значение имеет тема путешествия и тема любви. Влюбленные, как правило, терпят много бед, но воссоединяются в финале. Огромное значение в сюжете имеют похищения, интриги соперников и соперниц, пиратство, рабство.
🎭 Античная любовная повесть продолжает линию новоаттической комедии: любовь и семейные ценности неизбежно побеждают; если влюбленным суждено быть вместе — они будут вместе.
📙 В эллинистический период продолжается развитие всех других типов греческой прозы — научной, философской, исторической, ораторской, эпистолярной. С появлением религии появляется религиозная литература (Новый Завет написан по-гречески; по крайней мере, другого оригинала мы не знаем).
📗 Из эллинистических историков выделим Иосифа Флавия и Плутарха. В сочинениях Иосифа Флавия («Иудейская война», «Иудейские древности») рассказывается об истории Иудеи. Это ценный материал по истории рубежа тысячелетий. Иосиф Флавий был иудеем, писавшим по-гречески.
📕 Плутарх более всего прославился книгой «Сравнительные жизнеописания». В ней каждому греческому герою была подобрана римская пара, а потом дано сопоставление. Некоторые из этих сопоставлений:
▪️ Тесей — Ромул
▪️ Перикл — Квинт Фабий
▪️ Демосфен — Цицерон
▪️ Александр Македонский — Юлий Цезарь
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПоговорим про пасторальную литературу.
📚 В эллинистическую эпоху появилась сфера литературы, которая будет потом характерна и для римской, и для ренессансной, и для барочной литературы — и продержится в литературе и искусстве вплоть до начала 20 века. Это пасторальная тема.
👤 Ввел эту тему поэт Феокрит, который в своих идиллиях показывал идеализированную сельскую жизнь. Героями таких идиллий стали идеализированные пастушки́ и пасту́шки, которые влюблялись друг в друга, любовались природой, играли на музыкальных инструментах, сочиняли стихи и музыку, а заодно пасли чистеньких козочек и овечек.
📌 Такая литература — реакция на рост городов, попытка уйти от городской жизни в идеализированную сельскую.
📗 К пасторальной литературе относится и повесть «Дафнис и Хлоя» Лонга — ее считают первым в мире пасторальным романом. Двое героев повести — юные пастушок и пастушка. Они с детства играли друг с другом, а когда начали взрослеть, постепенно открывают мир чувственных переживаний.
❤️ Повесть наполнена эротизмом, наивным взглядом на мир и поэтичностью. Когда Лонг увлекается описаниями, он прямо посреди текста добавляет в него ритм в духе гекзаметра.
📖 Прочитаем фрагмент из повести «Дафнис и Хлоя» Лонга.
И, войдя вместе с Хлоей в пещеру нимф, он отдал Хлое стеречь свой хитон и сумку, а сам, став у ручья, принялся мыть свои кудри и все свое тело. Кудри у него были черные и густые, тело — загорелое, и можно было подумать, что тень от кудрей его делает смуглым. Хлое, глядевшей на него, Дафнис показался прекрасным, и так как впервые прекрасным он ей показался, то причиной его красоты она сочла купанье. Когда же она стала омывать ему спину, то его нежное тело легко поддавалось руке, так что не раз она украдкой к своему прикасалася телу, желая узнать, какое нежнее. Потом они стада свои погнали домой — солнце было уже на закате, и Хлоя ничего уже больше с тех пор не желала, кроме как вновь увидать Дафниса купающимся. Утром, когда на луг они пришли, Дафнис, как обычно, севши под дубом, стал играть на свирели, а вместе с тем присматривал за козами, а они тихо лежали, словно внимая его напевам. А Хлоя, севши рядом, следила за стадом своих овец, но чаще на Дафниса глядела. И вновь, на свирели играя, прекрасным он ей показался, и опять она решила, что причина его красоты — это прелесть напева, так что, когда он кончил играть, она и сама взялась за свирель, надеясь, что, может быть, станет сама столь же прекрасной. Она убедила его опять купаться пойти, и вновь увидала его во время купанья, и, увидав, к нему прикоснулась, и ушла опять в восхищении, и восхищение это было началом любви. Что с ней случилось, девочка милая не знала, ведь выросла она в деревне и ни разу ни от кого не слыхала даже слова «любовь». Томилась ее душа, взоры рассеянно скользили, и только и говорила она что о Дафнисе. Есть перестала, по ночам не спала, о стаде своем не заботилась, то смеялась, то рыдала, то вдруг засыпала, то снова вскакивала; лицо у нее то бледнело, то вспыхивало огнем. Меньше страдает телушка, когда ее овод ужалит. И раз, когда она осталась одна, вот какие слова пришли ей на ум:«Больна я, но что за болезнь, не знаю; страдаю я, но нет на мне раны; тоскую я, но из овец у меня ни одна не пропала. Вся я пылаю, даже когда сижу здесь, в тени. Сколько раз терновник царапал меня, и я не стонала, сколько раз пчелы меня жалили, а я от еды не отказывалась. Но то, что теперь мое сердце ужалило, много сильнее. Дафнис красив, но красивы и цветы, прекрасно звучит его свирель, но прекрасно поют и соловьи, а ведь о них я вовсе не думаю. О, если б сама я стала его свирелью, чтобы дыханье его в меня входило, или козочкой, чтобы пас он меня. О злой ручей! Ты только Дафниса сделал прекрасным, я же напрасно купалась в тебе. Гибну я, милые нимфы, и даже вы не даете спасенья девушке, вскормленной здесь на ваших глазах! Кто ж вас венками украсит, когда меня не станет, кто будет кормить моих бедных ягнят, кто будет ходить за моей цикадой болтливой? Ее я поймала, с большим трудом, чтобы возле пещеры меня усыпляла пеньем своим, но Дафнис теперь лишил меня сна, и напрасно поет цикада».
Так страдала она, так говорила, стараясь найти имя любви.
👇 Какие впечатления вызывает этот текст?
На этом уроке мы поговорили о литературе Древней Греции. Давайте вспомним главное и подведем итог.
📚 В древнегреческих текстах закладываются основы всей многовековой истории литературы Европы: появляется три рода литературы — эпос, лирика и драма, формируются разные жанры и появляется множество знаменитых сюжетов и вечных образов.
📕 Древнейшие тексты европейской литературы — две поэмы Гомера — «Илиада» и «Одиссея». Принято считать, что исторические события, которые легли в основу поэм, относятся в 13–12 векам до н. э.
🎵 Ведущий размер для греческой поэзии — гекзаметр. Гекзаметром пишутся поэмы и вообще все сюжетные произведения.
📜 Первые образцы древнегреческой лирики, которые сохранились до наших дней, относятся к 7 веку до н. э. Причем большая часть этой поэзии сохранилась во фрагментах. Самые известные лирики Древней Греции архаического и классического периодов (то есть 7–5 века до н. э.) — Алкей, Пиндар, Вакхилид, Сапфо, Архилох, Солон, Симонид, Терпандр.
🎭 Мы поговорили о древнегреческом театре, который был возведен в Афинах, прямо под Парфеноном. Все роли исполняли мужчины — в том числе и женские. Первоначально драматург, первый актер и композитор были одним лицом. Пьесы шли три дня: в первый день — четыре пьесы одного драматурга, во второй — второго, в третий — третьего, и на третий день зрители выбирали победителя.
👤 Отцом трагедии считается Эсхил, который написал около 90 пьес — трагедий и сатировских драм. Пьесы Эсхила очень статичны, статуарны. Все действие в них — это монологи и диалоги для двух актеров и хора. В его трагедиях нет острых сюжетных ходов, сюрпризов и неожиданных поворотов.
✍️ Софокл написал больше ста пьес, а его трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал высшим достижением греческого театра. Софокл первый ввел в трагедию третьего актера и увеличил количестве людей в хоре до 15 человек.
🖋 Третий трагедиограф — Еврипид, изображал людей со всеми их страстями и пороками. Он мыслил человека слабым и внутренне противоречивым созданием в окружающем его враждебном мире. В сюжетах Еврипида самостоятельные решения героя приводят его к страданиям, а трагедию — к подлинно трагическому финалу.
📘 Первой литературоведческой и театроведческой книгой в мире считается «Поэтика» Аристотеля, написанная в 4 веке до н. э. В ней Аристотель размышляет преимущественно о трагедиях и эпических поэмах, а также делает обобщения об искусстве вообще.
🎪 Из древнеаттических комедий до нас дошли пьесы только Аристофана. Они социально и политически заострены, касаются актуальных проблем, и их характерные черты — это агон — идейный спор между двумя героями, и парабаса — песня хора, который обращается прямо к зрительному залу.
📕 Проза Древней Греции появляется в 4 веке до н. э. Это была философская, историческая, ораторская, научная, эпистолярная литература. Среди историков классической Греции известны Геродот, Фукидид и Ксенофонт. Философские и научные сочинения сводятся преимущественно к двум жанрам: трактат и диалог.
❇️ Величайшее открытие эллинистической литературы — любовная повесть (или роман). До нашего времени сохранились несколько любовных повестей, большинство которых трудно датировать: датировки разнятся от 2 века до н. э. до 3 века н. э. Любовь и семейные ценности в любовных повестях неизбежно побеждают: если влюбленным суждено быть вместе — они будут вместе.
📖 Мы поговорили про пасторальную литературу. Ввел ее поэт Феокрит, который в своих идиллиях показывал идеализированную сельскую жизнь. Такая литература — реакция на рост городов, попытка уйти от городской жизни в идеализированную сельскую.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день