Литература Древней Греции
Древнегреческий театр: устройство и представления
Для театра Древней Греции поэты создавали драмы, которые повлияли на развитие всей литературы. Узнаем, когда и где появился древнегреческий театр, как он был устроен, и какие жанры там можно было увидеть.
О происхождении театра из дифирамбов — торжественных песен в честь бога Диониса
🏛 Первый греческий театр был возведен в Афинах, прямо под Парфеноном. Он дошел до нашего времени в значительно перестроенном виде. Сейчас туристы приходят туда как на памятное место, где начинается история европейского и мирового театра.
❓ Что представлял собой греческий театр?
🎭 Это было место под открытым небом. От своего рода арены — «орхестры» — вверх поднимались места для зрителей. Сначала они были прямыми, квадратной скобой, потом — полукруглыми. Орхестра, став круглой, сохраняла свою кольцевую форму несколько веков (позже она станет полукруглой).
🎵 На ней первоначально выступали актеры, мужской хор и флейтист-аккомпаниатор («авлод»). Он стоял в самом центре орхестры, около алтаря — «фимелы». Алтарь сохранится в театре долгие века, обозначая связь театра с культом Диониса.
🎪 Вскоре за орхестрой появляется каменная палатка, куда актеры скрывались между сценами. Она называется «скеной». Постепенно перед ней образовывается дополнительная сцена — «проскений». Когда в театре появляется проскений, актеры начинают выступать на нем, а хор остается на орхестре. То есть хор был ближе к зрителям, чем актеры.
👨 Хор состоял только из мужчин. Он пели в унисон «стасимы» — куплеты между сценическими действиями («эписодиями»). В разные времена хор состоял из 50, 12 и 15 человек (именно в таком порядке уменьшалось и увеличивалось традиционное количества мужчин-хоревтов).
👤 История трагедии начинается с появления из хора первого актера — «протагониста». Второго актера — «девтерагониста» — ввел Эсхил, первый драматург, чьи пьесы нам известны. Третьего актера — «тритагониста» — ввел его младший современник Софокл.
✍️ На трех актерах греческая трагедия остановилась. Если драматург вводил в пьесу четвертого актера, над ним потешались как над не справившимся с формой.
👨🦱 Все роли исполняли мужчины — в том числе и женские. Пел из трех актеров только первый; второй и третий лишь декламировали стихи. В некоторых трагедиях есть песня второго по значимости героя или героини в конце трагедии, после смерти главного героя. Это значит, что первый актер после смерти главного героя менялся костюмом со вторым актером и «допевал» его роль.
📯 Актеры были в объемных костюмах, под которые подкладывали дополнительные подушки, и на высоких котурнах. Это придавало их облику значительность и статичность. На лице была маска с рожком-рупором во рту.
📜 Первоначально драматург, первый актер и композитор были одним лицом. Например, во всех трех качествах выступал Эсхил. А Софокл был первым драматургом, передоверившим исполнение главной роли другому актеру.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться1. Театр Диониса в Афинах. Первый театр на территории Европы. Был сильно перестроен в римский период
2. Театр в Эпидавре. Крупнейший из греческих театров классического периода
3. Греческий театр в Сиракузах (Сицилия)
📖 Давайте прочитаем великую трагедию Софокла «Царь Эдип».
Время прочтения 〰️ 30 минут.
👇 Есть ли в самом деле в этой пьесе фрейдистские мотивы? А какой популярный литературный жанр напоминает эта трагедия?
Помимо классического древнегреческого театра, в античности были и другие театральные сооружения. Давайте узнаем, какие.
🎭 Театральное здание с местами для зрителей под открытым небом называется по-гречески «театрон» или театр. А есть еще слово «амфитеатр», которое не стоит путать с театром.
🎪 Амфитеатром называют здания вроде Колизея с кольцевыми рядами для зрителей. Это римская выдумка, хотя слово — греческое. Амфитеатры, в отличие от театров, были предназначены для выступлений гладиаторов и травли зверей. А похожее здание, но овальной формы, предназначенное для гонок для колесницах, называется цирком.
📜 На театры по форме больше похожи «одеоны». Это здания той же формы, что и театры, но предназначенные не для спектаклей, а для собраний. В Афинах рядом с театром Диониса стоит красивый более поздний одеон Герода Аттика.
А что же зрители? Давайте узнаем, какая у них была роль в театре.
🪑 Как в театре сидели зрители. Зрительские места располагаются полукругом и поделены на сектора. Дело в том, что зрители в древнегреческом театре садились по профессиям: судьи в одном месте, а горшечники — в другом.
👑 Первый ряд предназначался для самых знатных людей города: жрецов, политиков. Он один мог быть с балдахином.
👩🦱👶 Женщины и дети сидели отдельно. Женщин и детей пускали только на трагедии, комедии считались чисто мужскими из-за их скабрезных шуток и откровенных костюмов со смешными кожаными фаллосами.
🍿 Зрители сидели в театрах весь день — подушки и еду приносили с собой. В день, как правило, ставилось несколько пьес. В случае с трагедиями подряд шли три трагедии (первоначально связанные друг с другом по сюжету) и одна так называемая «сатировская драма».
📍 Сатировской драмой называлась забавная пьеса на мифологический сюжет с участием сатиров и довольно жестким юмором. Она как бы разбавляла атмосферу после трех жутких трагедий.
📆 Пьесы шли три дня. В первый день — четыре пьесы одного драматурга, во второй — второго, в третий — третьего. На третий день зрители выбирали победителя.
🏆 Награду получали вместе драматург и первый актер (когда-то это был один человек), а также «хорэг». Хорэгом назывался спонсор постановки. Быть хорэгом считалось очень почетно. Часто в честь победителей на драматических состязаниях ставились статуи.
👀 Зрители проводили в театре не менее трех дней и смотрели не менее 12 пьес. Это было обязательное для всех времяпрепровождение на праздник Великих Дионисий. В Афинах и многих других городах даже выплачивали компенсацию тем, кто много терял в заработках в эти дни.
❕ Посмотреть пьесы считалось весьма важным делом: зрители приобщались в театре к мифам и к высокой героике, испытывали катарсис — очищение через сопереживание героям.
О катарсисе, античных пьесах и религиозности театра
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день