angle-down facebook instagram vkontakte warning

Литература Древней Греции

Трагедии: Эсхил, Софокл, Еврепид

Эти три главных трагика Греции стали отцами трагедии для всех следующих произведений. Поговорим о классической трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, узнаем, какие произведения дошли до наших дней.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Симаков
Учитель словесности в Новой школе, доцент Высшей школы экономики, кандидат филологических наук.

✍️ Отцом трагедии считается Эсхил. Он написал около 90 пьес — трагедий и сатировских драм. До нас дошли лишь семь трагедий. Среди них — единственная сохранившаяся пьеса на исторический сюжет («Персы») и три пьесы из одной трилогии, связанные единым сюжетом (трилогия «Орестея» — единственная сохранившаяся полностью трилогия).

❓ Чем особенно значим Эсхил?

👤 Эсхил ввел второго актера и сократил количество хоревтов (участников хора) с 50 до 12 человек. Он сам выступал в главных ролях в своих трагедиях (Прометей, Агамемнон, Орест). Эсхил очень часто побеждал в театральных состязаниях.

📝 Пьесы Эсхила очень статичны, статуарны. Все действие в них — это монологи и диалоги для двух актеров и хора. В его трагедиях нет острых сюжетных ходов, сюрпризов и неожиданных поворотов. Эсхил представляет нам величественные и неспешные пышные зрелища, воскрешающие далекое прошлое. Его персонажи произносят поэтические речи, изъясняясь возвышенным языком.

📕 Пьеса Эсхила «Персы» — это трагедия персов, разгромленных греками в греко-персидской войне. Участником этого сражения, по преданию, был сам Эсхил. Интересно, что он представляет именно плачущих персов, давая своим согражданам повод сопереживать своим врагам.

📘 Пьеса «Прометей прикованный» — основа для образа тираноборца Прометея, каким он предстает на протяжении многих веков.

📗 Трилогия «Орестея» — это миф об Оресте-матереубийце. Жуткая история об убийстве Агамемнона Клитемнестрой и ее самой своим сыном Орестом — отсюда. В финале герой благодаря Афине заслужил прощение и спасается от богинь мщения эриний.

Портрет Эсхила в «Трагической драме греков», Артур Элам Хей, 1896

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Про музыку Древней Греции мы знаем, в основном, теоретически.

Давайте послушаем произведения, которые все-таки сохранились 👇

🎵 До нас дошло около 20 мелодий в специальной буквенной нотации, которые можно расшифровать весьма примерно. Среди них — один из музыкальных фрагментов, связанных с театром: хоровой фрагмент («стасим») из трагедии Еврипида «Орест». Напомним, что Еврипид отказался от самостоятельного сочинения музыки и поручал это дело другому композитору.

🔉 Далее мы послушаем три попытки расшифровать этот фрагмент. В первом видео вы можете увидеть не только мужской хор, но и «авлода» — музыканта, аккомпанирующего хору (по сути, играющего в унисон ту же мелодию) на «авлосе», древнегреческой двуствольной флейте.

Вариант 1
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута

Вариант 2
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута

Вариант 3
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 1 минута

👇 Какая из записей вам кажется наиболее близкой к оригиналу трактовкой?

Поговорим о Софокле — втором после Эсхила великом греческом драматурге.

✍️ Софокл написал больше ста пьес (трагедий и сатировских драм). До нас дошли семь трагедий и большие фрагменты сатировской драмы «Следопыты».

⭐️ Самая знаменитая трагедия Софокла — «Царь Эдип». Аристотель считал «Эдипа» высшим достижением греческого театра.

😱 Жуткий сюжет и тщательно выстроенная композиция пьесы делают ее живой и для современного читателя. Например, в Москве, в Театре имени Вахтангова, идет отличная постановка «Царя Эдипа» Римаса Туминаса.

📚 От Софокла дошли три разные пьесы про Эдипа и его детей, написанные в разное время и относящиеся к разным трилогиям. Про старость и смерть Эдипа рассказано в «Эдипе в Колоне», а в пьесе «Антигона» — про судьбу его дочери.

🏺 У древних греков считалось бесчестием и проклятием, если тело не предано погребению. Именно так решил поступить царь Фив Креонт с телом одного из сыновей Эдипа за то, что он пришел с врагами к стенам родного города. Антигона же решила похоронить брата и будет за это наказана. Это пьеса о законе и милосердии.

🎶 Софокл первый ввел в трагедию третьего актера и увеличил количестве людей в хоре до 15 человек.

Софокл (496/5–406 гг. до н. э). Иллюстрации из книги Фульвио Орсини, Рим, 1570

О царе Эдипе, трагической вине, неправильном детективе и фрейдистской терминологии

Еврипид — третий великий трагедиограф Афин. В отличие от первых Софокла и Эсхила, афиняне не любили его.

Давайте узнаем почему 👇

😏 Афиняне смеялись над Еврипидом, упрекали его в развращении афинских граждан сюжетами своих трагедий, рассказывали про него смешные истории. Афинский драматург Аристофан, например, выводил Еврипида в качестве комического персонажа едва ли не в каждой второй своей комедии, желая доказать зрителю порочность и глупость произведений драматурга. Наград ему тоже не доставалось: трилогия с «Медеей» завоевала лишь третье — последнее — место на дионисийских состязаниях.

💥 Но спустя века содержание трагедий Еврипида оказалось более актуальным, чем строгих пьес Эсхила и Софокла. Греки, недооценившие Еврипида при жизни, превознесли его после смерти как величайшего драматурга Эллады. И сохранили для потомков аж его 17 пьес — больше, чем от Эсхила и Софокла, вместе взятых.

Чем отличался Еврипид ❓

✍️ Еврипид изображал людей со всеми их страстями и пороками. Этим он отличался от Эсхила и Софокла, которые писали возвышенно-героическим тоном и изображали мужественных героев, верных своему нравственному долгу. Еврипид же мыслит человека слабым и внутренне противоречивым созданием в окружающем его враждебном мире. Самостоятельные решения героя приводят его к страданиям, а трагедию — к подлинно трагическому финалу. Драматург спускает своих персонажей на землю, открывая театральному зрителю мир низких, даже преступных страстей.

🎵 Хор в трагедиях Еврипида теряет свою тесную связь с развитием действия. Он является лишь пассивным созерцателем происходящих событий. Еврипид вообще больше любит монодии — песни актёров, — которые ещё у Софокла появлялись лишь эпизодически.

✍️ Влияние Еврипида серьезно сказывается на стиле представлений того времени. Известен спор между эсхиловским актером Минниском (исполнявшим в пьесах Эсхила вторые роли) и еврипидовским — Каллипидом. Минниск порицал Каллипида за форсированную страстность и порывистость, хаотичность и неумеренность жестикуляции. По свидетельству Аристотеля, Минниск называл Каллипида обезьяной.

⚫️ Еврипид закончил свои дни далеко от Афин — при дворе македонского царя Архелая, где был хорошо принят и признан великим поэтом. Но кончина его была незавидная: по афинским легендам он был растерзан — то ли собаками, пущенными его ненавистниками, то ли женщинами, обиженными на него за изображение их в трагедиях в неприглядном виде.

Еврипид (480-е–406 гг. до н. э.). Мраморный бюст работы неизвестного скульптора, римская копия греческого оригинала 330 года до н. э. Музей Ватикана, Рим

Даже после смерти Еврипида его творения продолжают потрясать зрителя. По словам Шеллинга, «Еврипид изображает красоту временную и преходящую».

Давайте узнаем, какие пьесы Еврипида дошли до нас и чем они интересны 👇

📗 В пьесе «Медея» Еврипид изображает ужасную месть колдуньи-жены изменнику-мужу. Медея убила своих с Ясоном детей, наказывая мужа за неверность. Это ужаснуло афинских зрителей, вообще-то знакомых с сюжетом древнего мифа.

📖 В «Ипполите» изображена трагическая и преступная любовь мачехи — Федры, жены Тесея, — к пасынку Ипполиту. Невинный и чистый душою Ипполит отвергает домогательства Федры, что заставляет ее из мести оклеветать пасынка. Федра — сложный персонаж: любовная страсть здесь сменяется невыносимым отчаянием, страх перед неминуемым позором — желанием мести. Любовь у Еврипида становится слепой силой, страшным образом калечащей жизнь главных героев.

😱 Трагедия «Геракл» также посвящена теме божественной мести. На сей раз перед нами — Геракл, преследуемый главной своею ненавистницей — богиней Герой. Наслав на сына Зевса безумие, она заставляет его расправиться со своими детьми и женой. Великолепна сцена безумия и последовавшая за ним картина отчаяния главного героя, скорбящего о своем позоре.

📙 В «Ифигении в Авлиде» появляются душераздирающие образы матери и ее невинной дочери, которую греки должны принести в жертву богам ради мобилизации эллинской армии, готовой к троянской войне. Пьеса была поставлена сыном драматурга, которого также звали Еврипидом, посмертно — после 408 г. до н. э.

📜 «Вакханки» — единственная сохранившаяся трагедия театра древних Афин, где действие связано с дионисийской тематикой. В основе сюжета — кровавая месть оскорбленного бога Диониса фиванскому царю Пенфею, спровоцированная непочтительным отношением царя к вакхическому культу. Пьеса поставлена посмертно, в один день с «Ифигенией в Авлиде».

🏆 В финале «Вакханок» перед нами предстает отчаяние матери, потрясенной совершенным ею преступлением. Страсть к архаичной стихийности, характерная для иных пьес Еврипида, достигает здесь своего апогея. Потрясенные зрители отдали трилогии (третья пьеса не сохранилась) покойного драматурга первое место — это была одна из немногочисленных побед Еврипида.

курс Level One
Как влюбиться в литературу Латинской Америки

Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6300₽ 3150₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;