Литература Древней Греции
Трагедии: Эсфил, Софокл, Еврепид
Эти три главных трагика Греции стали отцами трагедии для всех следующих произведений. Поговорим о классической трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, узнаем, какие произведения дошли до наших дней.
✍️ Отцом трагедии считается Эсхил. Он написал около 90 пьес — трагедий и сатировских драм. До нас дошли лишь семь трагедий. Среди них — единственная сохранившаяся пьеса на исторический сюжет («Персы») и три пьесы из одной трилогии, связанные единым сюжетом (трилогия «Орестея» — единственная сохранившаяся полностью трилогия).
❓ Чем особенно значим Эсхил?
👤 Эсхил ввел второго актера и сократил количество хоревтов (участников хора) с 50 до 12 человек. Он сам выступал в главных ролях в своих трагедиях (Прометей, Агамемнон, Орест). Эсхил очень часто побеждал в театральных состязаниях.
📝 Пьесы Эсхила очень статичны, статуарны. Все действие в них — это монологи и диалоги для двух актеров и хора. В его трагедиях нет острых сюжетных ходов, сюрпризов и неожиданных поворотов. Эсхил представляет нам величественные и неспешные пышные зрелища, воскрешающие далекое прошлое. Его персонажи произносят поэтические речи, изъясняясь возвышенным языком.
📕 Пьеса Эсхила «Персы» — это трагедия персов, разгромленных греками в греко-персидской войне. Участником этого сражения, по преданию, был сам Эсхил. Интересно, что он представляет именно плачущих персов, давая своим согражданам повод сопереживать своим врагам.
📘 Пьеса «Прометей прикованный» — основа для образа тираноборца Прометея, каким он предстает на протяжении многих веков.
📗 Трилогия «Орестея» — это миф об Оресте-матереубийце. Жуткая история об убийстве Агамемнона Клитемнестрой и ее самой своим сыном Орестом — отсюда. В финале герой благодаря Афине заслужил прощение и спасается от богинь мщения эриний.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Про музыку Древней Греции мы знаем, в основном, теоретически.
Давайте послушаем произведения, которые все-таки сохранились 👇
🎵 До нас дошло около 20 мелодий в специальной буквенной нотации, которые можно расшифровать весьма примерно. Среди них — один из музыкальных фрагментов, связанных с театром: хоровой фрагмент («стасим») из трагедии Еврипида «Орест». Напомним, что Еврипид отказался от самостоятельного сочинения музыки и поручал это дело другому композитору.
🔉 Далее мы послушаем три попытки расшифровать этот фрагмент. В первом видео вы можете увидеть не только мужской хор, но и «авлода» — музыканта, аккомпанирующего хору (по сути, играющего в унисон ту же мелодию) на «авлосе», древнегреческой двуствольной флейте.
→ Вариант 1
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
→ Вариант 2
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
→ Вариант 3
Аудиопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 1 минута
👇 Какая из записей вам кажется наиболее близкой к оригиналу трактовкой?
Поговорим о Софокле — втором после Эсхила великом греческом драматурге.
✍️ Софокл написал больше ста пьес (трагедий и сатировских драм). До нас дошли семь трагедий и большие фрагменты сатировской драмы «Следопыты».
⭐️ Самая знаменитая трагедия Софокла — «Царь Эдип». Аристотель считал «Эдипа» высшим достижением греческого театра.
😱 Жуткий сюжет и тщательно выстроенная композиция пьесы делают ее живой и для современного читателя. Например, в Москве, в Театре имени Вахтангова, идет отличная постановка «Царя Эдипа» Римаса Туминаса.
📚 От Софокла дошли три разные пьесы про Эдипа и его детей, написанные в разное время и относящиеся к разным трилогиям. Про старость и смерть Эдипа рассказано в «Эдипе в Колоне», а в пьесе «Антигона» — про судьбу его дочери.
🏺 У древних греков считалось бесчестием и проклятием, если тело не предано погребению. Именно так решил поступить царь Фив Креонт с телом одного из сыновей Эдипа за то, что он пришел с врагами к стенам родного города. Антигона же решила похоронить брата и будет за это наказана. Это пьеса о законе и милосердии.
🎶 Софокл первый ввел в трагедию третьего актера и увеличил количестве людей в хоре до 15 человек.
Софокл (496/5–406 гг. до н. э). Иллюстрации из книги Фульвио Орсини, Рим, 1570
О царе Эдипе, трагической вине, неправильном детективе и фрейдистской терминологии
Еврипид — третий великий трагедиограф Афин. В отличие от первых Софокла и Эсхила, афиняне не любили его.
Давайте узнаем почему 👇
😏 Афиняне смеялись над Еврипидом, упрекали его в развращении афинских граждан сюжетами своих трагедий, рассказывали про него смешные истории. Афинский драматург Аристофан, например, выводил Еврипида в качестве комического персонажа едва ли не в каждой второй своей комедии, желая доказать зрителю порочность и глупость произведений драматурга. Наград ему тоже не доставалось: трилогия с «Медеей» завоевала лишь третье — последнее — место на дионисийских состязаниях.
💥 Но спустя века содержание трагедий Еврипида оказалось более актуальным, чем строгих пьес Эсхила и Софокла. Греки, недооценившие Еврипида при жизни, превознесли его после смерти как величайшего драматурга Эллады. И сохранили для потомков аж его 17 пьес — больше, чем от Эсхила и Софокла, вместе взятых.
Чем отличался Еврипид ❓
✍️ Еврипид изображал людей со всеми их страстями и пороками. Этим он отличался от Эсхила и Софокла, которые писали возвышенно-героическим тоном и изображали мужественных героев, верных своему нравственному долгу. Еврипид же мыслит человека слабым и внутренне противоречивым созданием в окружающем его враждебном мире. Самостоятельные решения героя приводят его к страданиям, а трагедию — к подлинно трагическому финалу. Драматург спускает своих персонажей на землю, открывая театральному зрителю мир низких, даже преступных страстей.
🎵 Хор в трагедиях Еврипида теряет свою тесную связь с развитием действия. Он является лишь пассивным созерцателем происходящих событий. Еврипид вообще больше любит монодии — песни актёров, — которые ещё у Софокла появлялись лишь эпизодически.
✍️ Влияние Еврипида серьезно сказывается на стиле представлений того времени. Известен спор между эсхиловским актером Минниском (исполнявшим в пьесах Эсхила вторые роли) и еврипидовским — Каллипидом. Минниск порицал Каллипида за форсированную страстность и порывистость, хаотичность и неумеренность жестикуляции. По свидетельству Аристотеля, Минниск называл Каллипида обезьяной.
⚫️ Еврипид закончил свои дни далеко от Афин — при дворе македонского царя Архелая, где был хорошо принят и признан великим поэтом. Но кончина его была незавидная: по афинским легендам он был растерзан — то ли собаками, пущенными его ненавистниками, то ли женщинами, обиженными на него за изображение их в трагедиях в неприглядном виде.
Даже после смерти Еврипида его творения продолжают потрясать зрителя. По словам Шеллинга, «Еврипид изображает красоту временную и преходящую».
Давайте узнаем, какие пьесы Еврипида дошли до нас и чем они интересны 👇
📗 В пьесе «Медея» Еврипид изображает ужасную месть колдуньи-жены изменнику-мужу. Медея убила своих с Ясоном детей, наказывая мужа за неверность. Это ужаснуло афинских зрителей, вообще-то знакомых с сюжетом древнего мифа.
📖 В «Ипполите» изображена трагическая и преступная любовь мачехи — Федры, жены Тесея, — к пасынку Ипполиту. Невинный и чистый душою Ипполит отвергает домогательства Федры, что заставляет ее из мести оклеветать пасынка. Федра — сложный персонаж: любовная страсть здесь сменяется невыносимым отчаянием, страх перед неминуемым позором — желанием мести. Любовь у Еврипида становится слепой силой, страшным образом калечащей жизнь главных героев.
😱 Трагедия «Геракл» также посвящена теме божественной мести. На сей раз перед нами — Геракл, преследуемый главной своею ненавистницей — богиней Герой. Наслав на сына Зевса безумие, она заставляет его расправиться со своими детьми и женой. Великолепна сцена безумия и последовавшая за ним картина отчаяния главного героя, скорбящего о своем позоре.
📙 В «Ифигении в Авлиде» появляются душераздирающие образы матери и ее невинной дочери, которую греки должны принести в жертву богам ради мобилизации эллинской армии, готовой к троянской войне. Пьеса была поставлена сыном драматурга, которого также звали Еврипидом, посмертно — после 408 г. до н. э.
📜 «Вакханки» — единственная сохранившаяся трагедия театра древних Афин, где действие связано с дионисийской тематикой. В основе сюжета — кровавая месть оскорбленного бога Диониса фиванскому царю Пенфею, спровоцированная непочтительным отношением царя к вакхическому культу. Пьеса поставлена посмертно, в один день с «Ифигенией в Авлиде».
🏆 В финале «Вакханок» перед нами предстает отчаяние матери, потрясенной совершенным ею преступлением. Страсть к архаичной стихийности, характерная для иных пьес Еврипида, достигает здесь своего апогея. Потрясенные зрители отдали трилогии (третья пьеса не сохранилась) покойного драматурга первое место — это была одна из немногочисленных побед Еврипида.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день