Стиль ар-деко
Американский Ар-деко
В этой части урока мы подробнее поговорим про американский Ар-деко.
1. Пирамида ацтеков
2. Барклай-Везье-билдинг, арх. Р. Уокер, Нью-Йорк, 1923
3. Барклай-Везье-билдинг, деталь
4. Здание Ригли («Грехем, Андерсон, Пробст и Уайт», 1922) и Чикаго Трибюн (Р. Худ, 1923)
5. Дейли-Ньюз-билдинг, арх. фирма «Холаберт и Рут», Чикаго, 1925
6. Дейли-Ньюз-билдинг, портал главного фасада
7. Отель Интерконтиненталь в Чикаго, В. Алшлагер, 1929
8. Вестер-юнион-телеграф-билдинг, 1931
9. Медисон-Бельмонт-билдинг, решетка Брандта
1. Павильоны на выставке 1925 года в Париже
2. Официальный рекламный плакат выставки 1939 года
3. Выставка 1939 года,\_вид с лагуны на «Трилон» и «Перисферу» со статуей Джорджа Вашингтона
4. «Дорога завтрашнего дня», макет эстакады из пробки и резины на стенде Ford
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Хотя Ар-деко появился по Франции, по-настоящему он расцвел только в США, которые не знали разрушений Первой мировой войны. Там этот стиль стал символом высших слоев среднего класса и выразился не только в повседневных предметах, но и в архитектуре. Сегодня рассмотрим американский Ар-деко подробнее.
🛕 Ар-деко — монументальный стиль, любящий массивные конструкции из металла и камня, богато декорированные решетки и двери с густым узором. Декораторы и архитекторы стараются подчеркнуть контрастность плоскостей. В американском Ар-деко часто используются мотивы или формы зиккурата (ступенчатой пирамиды) в память о цивилизации майя. Возможно, оттуда же возникли сильно выступающие граненые скульптуры на некоторых небоскребах.
🏗 С 1927 по 1930 годы фирмы «Холаберт и Рут» и «Грехем, Андерсон, Пробст и Уайт» возвели по пять уступчатых небоскребов в неоархаическом, мезоамериканском Ар-деко, напоминающих творения ацтеков и майя. Вдохновением послужили скалы Долины монументов.
⚜️ Еще одна характерная черта американского Ар-деко — мощная основная часть башни и миниатюрные, плоскостные декоративные акценты. Входные порталы решались роскошно, но камерно. Барельефы делали на огромной высоте. Это были специально уплощенные миниатюрные детали, как бы попавшие из музея на улицу, не изменив размера.
🔀 В декоре можно выделить два течения: особая смягченная трактовка формы, напоминающая древнеегипетскую скульптуру, и геометризация силуэтов и деталей. За эту геометричность американский Ар-деко называли «зигзаг-модерн» или «джаз-модерн».
🔝 Впервые плоские барельефы и уступчатый силуэт встречаются в здании «Баркли-Визи-билдинг» архитектора Ральфа Уолкера. Небоскреб начали строить в 1923 году, и в нем уже есть черты Ар-деко:
▪️ неоацтекский силуэт;
▪️ сложная в духе кубизма композиция;
▪️ сложно прорисованные рельефы.
🇫🇷 Огромное влияние на развитие Ар-деко в Америке оказала выставка 1925 года в Париже, где были собраны все новации первой четверти 20 века. Американцы не приняли в ней участие, но приехали смотреть. Основные павильоны выставки были решены в духе ориентализма и неоархаики — эти же черты мы видим в первых небоскребах Ар-деко.
▪️ Первый импортированный европейский элемент — решетки Эдгара Брандта. В 1925 году они украсили небоскреб Медисон-Бельмонт-билдинг.
🗽 В 1939 году Всемирная выставка прошла в в Нью-Йорке. Если выставка 1925 года фиксировала желание красоты, комфорта и развлечений после Первой мировой, то выставка 1939 года стремилась показать мир будущего, построенный в стилистике Ар-деко.
1-3. Храм Ушмаль
Фрэнк Ллойд Райт
1. Юнити темпл в Оук-парке
2. Склады Германа
3. Склады Германа, элемент декора
4. Холлихок хаус в Лос-Анджелесе
Фрэнк Ллойд Райт
1. Нэшнл-Лайф-Иншуранс-билдинг
2, 3. Мидуэй Гарденс
1. Дом прерий
5, 6. Дом Уинслоу
1. Эннис-хаус
2. Роби-хаус
Фрэнк Ллойд Райт — один из выдающихся архитекторов Америки, прошедший путь от Ар-деко до «органической архитектуры». Мы рассмотрим его работы, связанные со стилем Ар-деко.
⛪️ Ранний пример — церковь «Юнити Темпл» в чикагском пригороде Оук-Парк, украшенная фантазийно-геометрическим узором. В архитектуре очевидно увлечение Райта японской культурой и поиск новых стилевых приемов. Форма церкви предрекает и неоархаизм Ар-деко, и абстракцию авангарда.
🌵 В 1900–1920 годы стиль Райта движется от «стиля прерий» к концепции «текстильных блоков». Важнейшим источником вдохновения стала архитектура ацтеков и майя:
▪️ монументальные ступенчатые основания;
▪️ сдвоенные горизонтальные тяги;
▪️ рамки;
▪️ пояса уплощенных рельефов;
▪️ плоские кровли.
🏗 На рубеже 1910–1920 Райт начал работать в Японии и Лос-Анжелесе. Там он возвел серию частных вилл в архитектуре «текстильных блоков», которые сочетали архаичные и технологичные черты.
🔝 В 1924 году Райт превратил стиль своих «плоских» особняков в небоскребы. Для Чикаго он создал проект Нэшнл Лайф Иншуранс билдинг (первый небоскреб). Уступчатость была продиктована законом 1916 года о зонировании (строить можно было только уступами). От мезоамериканской традиции здесь опять плоскостной геометризированный рельеф.
🛕 Небоскребы Ар-деко были созданы в «стиле выставки 1925 года», но через призму собственного наследия. Ар-деко в США очень национален, это своеобразное возрождение собственной архаики, пирамид ацтеков и майя.
1. Джозеф Урбан (1872–1933)
2. Декорации в театре
3. Хёрст-тауэр
4, 5. «Век прогресса» — павильон на выставке
Теперь рассмотрим творчество архитектора и декоратора Джозефа Урбана. Он родился в Австрии, но сегодня его знают как одного из основоположников американского Ар-деко.
🎭 В 1892 году окончил Академию изобразительных искусств в Вене. Довольно долго проработал у себя на родине, пока ему не предложили заняться декорациями для Бостонского оперного театра. К этому времени он уже оформил 50 спектаклей.
🗽 В 1911 году он приехал в США. В 1917 году перебрался в Нью-Йорк для сотрудничества с Метрополитен-оперой. К сожалению, большинство его больших проектов заморозили из-за начавшейся Великой депрессии, но он все-таки успел построить несколько роскошных особняков на Палм-Бич.
🔜 В тот же период проникся идеями Венского сецессиона, основным постулатом которого был отказ от историзма. Девиз этого направления гласил: «Каждому времени — свое искусство».
🧩 Влияние модерна и амбиции новатора помогли Урбану объединить модерн и ар-деко. Примером такого слияния стал проект сада на крыше гостиницы «Gibson»: растительные и цветочные мотивы отражают влияние модерна, в то время как обшивка стен, оформление окон и светильники демонстрируют особенности ар-деко.
🗞 Одним из запоминающихся проектов Урбана стало шестиэтажное здание для издания «Хёрст», которое впоследствии получило название Хёрст-тауэр.
🎷 Шестиэтажная постройка должна была стать олицетворением «эпохи джаза». На каждой стороне расположено по четыре фигуры-аллегории: Комедия, Трагедия, Музыка, Спорт, Индустрия, Печать, Наука. По одной из версий, владелец редакции Уильям Хёрст выбрал Урбана в качестве архитектора благодаря его работам с театрами — только он мог спроектировать здание, которое органично вписалось бы в один из самых театральных районов Нью-Йорка.
⏳ Урбан с самого начала строительства в 1928 году планировал, что здание станет платформой для будущего небоскреба. Правда, высотное здание возвели не в 1930-е годы, как планировалось, а только в 2004 году. Это сделал архитектор Норман Фостер.
Крайслер-билдинг
В завершение поговорим о самых знаменитых американских небоскребах в стиле Ар-деко.
🔥 «Радиатор-билдинг». Пример так называемого готического Ар-деко. Построен для «The American Radiator Company» в 1923–1924 гг. Его архитектор Раймонд Худ — архитектурная звезда того времени, выигравший международный конкурс на новое здание газеты «Chicago Tribune».
🧱 Раймонд Худ хотел построить оригинальное здание, которое бы выделялось на общем фоне и не походило на «вафлю, стоящую столбом». Здание построено из кирпича, который долго вымачивался в сложном составе с марганцовкой — это придало ему необычный колорит. Черный цвет здания символизировал уголь, а золотой цвет архитектурного декора — огонь. Фасад трех нижних этажей с обширным остеклением был облицован черным мрамором.
▪️ Эффектный внешний вид соответствовал роскошному дизайну интерьера и высокому уровню комфорта. К сожалению, внутренний дизайн не сохранился из-за кардинальной реконструкции.
🚗 «Крайслер-билдинг». В 1928 промышленник Уолтер Перси Крайслер нанял архитектора Уильяма ван Алена для разработки небоскреба в стиле Ар-деко с автомобильными элементами.
📏 На момент завершения строительства это было самое высокое здание в мире высотой 319 метров — через год рекорд побил Эмпайр-стейт-билдинг. С 1930 по середину 1950-ых в здании располагался главный офис корпорации «Крайслер».
🟫 В интерьерах используется сочетание дерева, стали и цветного мрамора. Вестибюль треугольной формы. В отделке использованы самые дорогие и редкие материалы. Стены облицованы огромными пластинами красного африканского гранита. Полы покрыты плитами итальянского известкового туфа.
💡 Панели, на которых установлены вертикальные светильники, покрыты бельгийским белым мрамором и мексиканским янтарным ониксом. В результате создается приглушенное, неповторимое по оттенкам освещение.
🎨 Потолок украшен огромной фреской размером 34 на 20 м под названием «Транспорт и воля человека». Фреска посвящена научно-техническому прорыву в период между двумя Мировыми войнами. На эти годы приходится Золотой век авиации.
🚪 Двери лифтов сделаны из металла и покрыты восемью видами экзотической древесины со всего земного шара. Изнутри кабины тоже инкрустированы деревом. Орнаменты, которыми оформлены двери и кабины лифтов, навеяны египетскими мотивами.
🔝 «Эмпайр-стейт-билдинг». Небоскреб был спроектирован как ориентир и достопримечательность Нью-Йорка и добавлен сразу и в Национальный реестр исторических мест США, и в список исторических достопримечательностей. Его разработал американский архитектор Уилльям Ф. Лэмб. Небоскреб высотой 443 метра почти 40 лет был высочайшей постройкой в истории человечества.
⚡️ «Ниагара-Могавк-билдинг». Изначально здание называлось Ниагара-Гудзон-билдинг и было построено в Сиракузах (штат Нью-Йорк) при поддержке компании Niagara Hudson Electric Company в 1932 году. Название небоскреба поменялось со сменой названия у компании. Выдающийся дизайн небоскреба — заслуга архитекторов из бюро Bley & Lyman и Мелвина Л. Кинга.
💰 «Гардиан-билдинг». Небоскреб известен также как Собор Финансов Детройта. Это один из энциклопедических примеров архитектуры направления Возрождения Майя, которое было популярно между 1920 и 1930 годами и включает в себя элементы, навеянные доколубовыми постройками племен майя.
О Радио-сити-мьюзик-холле
1. Радио-сити-мьюзик-холл
2. Декор фасада
3–5. Фойе
1. Фреска
7, 8. Сцена
1. Шерстяной ковер
2. Балконы
За две лекции разберем главные шедевры из коллекции братьев Морозовых. Обсудим работы Серова, Сурикова, Васнецова и других русских художников и поговорим о зарубежных мастерах — Пикассо, Моне, Матиссе, других импрессионистах и постимпрессионистах.
3300₽ 1650₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день