Стиль ар-деко
Американский Ар-деко
В этой части урока мы подробнее поговорим про американский Ар-деко.
1. Пирамида ацтеков
2. Барклай-Везье-билдинг, арх. Р. Уокер, Нью-Йорк, 1923
3. Барклай-Везье-билдинг, деталь
4. Здание Ригли («Грехем, Андерсон, Пробст и Уайт», 1922) и Чикаго Трибюн (Р. Худ, 1923)
5. Дейли-Ньюз-билдинг, арх. фирма «Холаберт и Рут», Чикаго, 1925
6. Дейли-Ньюз-билдинг, портал главного фасада
7. Отель Интерконтиненталь в Чикаго, В. Алшлагер, 1929
8. Вестер-юнион-телеграф-билдинг, 1931
9. Медисон-Бельмонт-билдинг, решетка Брандта
1. Павильоны на выставке 1925 года в Париже
2. Официальный рекламный плакат выставки 1939 года
3. Выставка 1939 года,\_вид с лагуны на «Трилон» и «Перисферу» со статуей Джорджа Вашингтона
4. «Дорога завтрашнего дня», макет эстакады из пробки и резины на стенде Ford
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Хотя Ар-деко появился по Франции, по-настоящему он расцвел только в США, которые не знали разрушений Первой мировой войны. Там этот стиль стал символом высших слоев среднего класса и выразился не только в повседневных предметах, но и в архитектуре. Сегодня рассмотрим американский Ар-деко подробнее.
🛕 Ар-деко — монументальный стиль, любящий массивные конструкции из металла и камня, богато декорированные решетки и двери с густым узором. Декораторы и архитекторы стараются подчеркнуть контрастность плоскостей. В американском Ар-деко часто используются мотивы или формы зиккурата (ступенчатой пирамиды) в память о цивилизации майя. Возможно, оттуда же возникли сильно выступающие граненые скульптуры на некоторых небоскребах.
🏗 С 1927 по 1930 годы фирмы «Холаберт и Рут» и «Грехем, Андерсон, Пробст и Уайт» возвели по пять уступчатых небоскребов в неоархаическом, мезоамериканском Ар-деко, напоминающих творения ацтеков и майя. Вдохновением послужили скалы Долины монументов.
⚜️ Еще одна характерная черта американского Ар-деко — мощная основная часть башни и миниатюрные, плоскостные декоративные акценты. Входные порталы решались роскошно, но камерно. Барельефы делали на огромной высоте. Это были специально уплощенные миниатюрные детали, как бы попавшие из музея на улицу, не изменив размера.
🔀 В декоре можно выделить два течения: особая смягченная трактовка формы, напоминающая древнеегипетскую скульптуру, и геометризация силуэтов и деталей. За эту геометричность американский Ар-деко называли «зигзаг-модерн» или «джаз-модерн».
🔝 Впервые плоские барельефы и уступчатый силуэт встречаются в здании «Баркли-Визи-билдинг» архитектора Ральфа Уолкера. Небоскреб начали строить в 1923 году, и в нем уже есть черты Ар-деко:
▪️ неоацтекский силуэт;
▪️ сложная в духе кубизма композиция;
▪️ сложно прорисованные рельефы.
🇫🇷 Огромное влияние на развитие Ар-деко в Америке оказала выставка 1925 года в Париже, где были собраны все новации первой четверти 20 века. Американцы не приняли в ней участие, но приехали смотреть. Основные павильоны выставки были решены в духе ориентализма и неоархаики — эти же черты мы видим в первых небоскребах Ар-деко.
▪️ Первый импортированный европейский элемент — решетки Эдгара Брандта. В 1925 году они украсили небоскреб Медисон-Бельмонт-билдинг.
🗽 В 1939 году Всемирная выставка прошла в в Нью-Йорке. Если выставка 1925 года фиксировала желание красоты, комфорта и развлечений после Первой мировой, то выставка 1939 года стремилась показать мир будущего, построенный в стилистике Ар-деко.
1-3. Храм Ушмаль
Фрэнк Ллойд Райт
1. Юнити темпл в Оук-парке
2. Склады Германа
3. Склады Германа, элемент декора
4. Холлихок хаус в Лос-Анджелесе
Фрэнк Ллойд Райт
1. Нэшнл-Лайф-Иншуранс-билдинг
2, 3. Мидуэй Гарденс
1. Дом прерий
5, 6. Дом Уинслоу
1. Эннис-хаус
2. Роби-хаус
Фрэнк Ллойд Райт — один из выдающихся архитекторов Америки, прошедший путь от Ар-деко до «органической архитектуры». Мы рассмотрим его работы, связанные со стилем Ар-деко.
⛪️ Ранний пример — церковь «Юнити Темпл» в чикагском пригороде Оук-Парк, украшенная фантазийно-геометрическим узором. В архитектуре очевидно увлечение Райта японской культурой и поиск новых стилевых приемов. Форма церкви предрекает и неоархаизм Ар-деко, и абстракцию авангарда.
🌵 В 1900–1920 годы стиль Райта движется от «стиля прерий» к концепции «текстильных блоков». Важнейшим источником вдохновения стала архитектура ацтеков и майя:
▪️ монументальные ступенчатые основания;
▪️ сдвоенные горизонтальные тяги;
▪️ рамки;
▪️ пояса уплощенных рельефов;
▪️ плоские кровли.
🏗 На рубеже 1910–1920 Райт начал работать в Японии и Лос-Анжелесе. Там он возвел серию частных вилл в архитектуре «текстильных блоков», которые сочетали архаичные и технологичные черты.
🔝 В 1924 году Райт превратил стиль своих «плоских» особняков в небоскребы. Для Чикаго он создал проект Нэшнл Лайф Иншуранс билдинг (первый небоскреб). Уступчатость была продиктована законом 1916 года о зонировании (строить можно было только уступами). От мезоамериканской традиции здесь опять плоскостной геометризированный рельеф.
🛕 Небоскребы Ар-деко были созданы в «стиле выставки 1925 года», но через призму собственного наследия. Ар-деко в США очень национален, это своеобразное возрождение собственной архаики, пирамид ацтеков и майя.
1. Джозеф Урбан (1872–1933)
2. Декорации в театре
3. Хёрст-тауэр
4, 5. «Век прогресса» — павильон на выставке
Теперь рассмотрим творчество архитектора и декоратора Джозефа Урбана. Он родился в Австрии, но сегодня его знают как одного из основоположников американского Ар-деко.
🎭 В 1892 году окончил Академию изобразительных искусств в Вене. Довольно долго проработал у себя на родине, пока ему не предложили заняться декорациями для Бостонского оперного театра. К этому времени он уже оформил 50 спектаклей.
🗽 В 1911 году он приехал в США. В 1917 году перебрался в Нью-Йорк для сотрудничества с Метрополитен-оперой. К сожалению, большинство его больших проектов заморозили из-за начавшейся Великой депрессии, но он все-таки успел построить несколько роскошных особняков на Палм-Бич.
🔜 В тот же период проникся идеями Венского сецессиона, основным постулатом которого был отказ от историзма. Девиз этого направления гласил: «Каждому времени — свое искусство».
🧩 Влияние модерна и амбиции новатора помогли Урбану объединить модерн и ар-деко. Примером такого слияния стал проект сада на крыше гостиницы «Gibson»: растительные и цветочные мотивы отражают влияние модерна, в то время как обшивка стен, оформление окон и светильники демонстрируют особенности ар-деко.
🗞 Одним из запоминающихся проектов Урбана стало шестиэтажное здание для издания «Хёрст», которое впоследствии получило название Хёрст-тауэр.
🎷 Шестиэтажная постройка должна была стать олицетворением «эпохи джаза». На каждой стороне расположено по четыре фигуры-аллегории: Комедия, Трагедия, Музыка, Спорт, Индустрия, Печать, Наука. По одной из версий, владелец редакции Уильям Хёрст выбрал Урбана в качестве архитектора благодаря его работам с театрами — только он мог спроектировать здание, которое органично вписалось бы в один из самых театральных районов Нью-Йорка.
⏳ Урбан с самого начала строительства в 1928 году планировал, что здание станет платформой для будущего небоскреба. Правда, высотное здание возвели не в 1930-е годы, как планировалось, а только в 2004 году. Это сделал архитектор Норман Фостер.
Крайслер-билдинг
В завершение поговорим о самых знаменитых американских небоскребах в стиле Ар-деко.
🔥 «Радиатор-билдинг». Пример так называемого готического Ар-деко. Построен для «The American Radiator Company» в 1923–1924 гг. Его архитектор Раймонд Худ — архитектурная звезда того времени, выигравший международный конкурс на новое здание газеты «Chicago Tribune».
🧱 Раймонд Худ хотел построить оригинальное здание, которое бы выделялось на общем фоне и не походило на «вафлю, стоящую столбом». Здание построено из кирпича, который долго вымачивался в сложном составе с марганцовкой — это придало ему необычный колорит. Черный цвет здания символизировал уголь, а золотой цвет архитектурного декора — огонь. Фасад трех нижних этажей с обширным остеклением был облицован черным мрамором.
▪️ Эффектный внешний вид соответствовал роскошному дизайну интерьера и высокому уровню комфорта. К сожалению, внутренний дизайн не сохранился из-за кардинальной реконструкции.
🚗 «Крайслер-билдинг». В 1928 промышленник Уолтер Перси Крайслер нанял архитектора Уильяма ван Алена для разработки небоскреба в стиле Ар-деко с автомобильными элементами.
📏 На момент завершения строительства это было самое высокое здание в мире высотой 319 метров — через год рекорд побил Эмпайр-стейт-билдинг. С 1930 по середину 1950-ых в здании располагался главный офис корпорации «Крайслер».
🟫 В интерьерах используется сочетание дерева, стали и цветного мрамора. Вестибюль треугольной формы. В отделке использованы самые дорогие и редкие материалы. Стены облицованы огромными пластинами красного африканского гранита. Полы покрыты плитами итальянского известкового туфа.
💡 Панели, на которых установлены вертикальные светильники, покрыты бельгийским белым мрамором и мексиканским янтарным ониксом. В результате создается приглушенное, неповторимое по оттенкам освещение.
🎨 Потолок украшен огромной фреской размером 34 на 20 м под названием «Транспорт и воля человека». Фреска посвящена научно-техническому прорыву в период между двумя Мировыми войнами. На эти годы приходится Золотой век авиации.
🚪 Двери лифтов сделаны из металла и покрыты восемью видами экзотической древесины со всего земного шара. Изнутри кабины тоже инкрустированы деревом. Орнаменты, которыми оформлены двери и кабины лифтов, навеяны египетскими мотивами.
🔝 «Эмпайр-стейт-билдинг». Небоскреб был спроектирован как ориентир и достопримечательность Нью-Йорка и добавлен сразу и в Национальный реестр исторических мест США, и в список исторических достопримечательностей. Его разработал американский архитектор Уилльям Ф. Лэмб. Небоскреб высотой 443 метра почти 40 лет был высочайшей постройкой в истории человечества.
⚡️ «Ниагара-Могавк-билдинг». Изначально здание называлось Ниагара-Гудзон-билдинг и было построено в Сиракузах (штат Нью-Йорк) при поддержке компании Niagara Hudson Electric Company в 1932 году. Название небоскреба поменялось со сменой названия у компании. Выдающийся дизайн небоскреба — заслуга архитекторов из бюро Bley & Lyman и Мелвина Л. Кинга.
💰 «Гардиан-билдинг». Небоскреб известен также как Собор Финансов Детройта. Это один из энциклопедических примеров архитектуры направления Возрождения Майя, которое было популярно между 1920 и 1930 годами и включает в себя элементы, навеянные доколубовыми постройками племен майя.
О Радио-сити-мьюзик-холле
1. Радио-сити-мьюзик-холл
2. Декор фасада
3–5. Фойе
1. Фреска
7, 8. Сцена
1. Шерстяной ковер
2. Балконы
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день