angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стиль ар-деко

Живопись и графика

Графика — очень мощное проявление стиля. В этикой части урока рассмотрим живопись и графический дизайн в стиле Ар-деко.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, искусствовед, архитектурный критик

1. Кассандр (1901–1968), фото
2. Лесоруб, 1923
3. Логотип Ив Сен Лоран
4, 5. Северный Экспресс, 1927
1. Нормандия
2. Обложка Harper's
8, 9. Плакаты
1. Шрифт

Кассандр, плакаты

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В этом уроке мы обсуждаем живопись и графический дизайн Ар-деко. Графика — очень мощное проявление стиля. Ар-деко любит буквы, причем для новой эстетики старые шрифты не подходят — нужны новые, максимально упрощенные.

Начнем разговор с Кассандра — мастера плаката, создателя логотипа дома Ив Сен-Лоран 👇

👤 Настоящее имя — Адольф Жан-Мари Мурон. Родился во французской семье в Харькове. В молодости переехал в Париж.

🌲 Стал известен благодаря плакату под названием «Лесоруб» 1923 года. В 1925 году эта работа получила первую премию на известной Международной выставке современных декоративных и индустриальных искусств в Париже.

🍷 В 1926 году с партнерами открыл рекламное агентство Alliance Graphique. Среди первых плакатов, разработанных Кассандром, были рекламные постеры для винной компании Dubonnet.

📐 Чтобы создать успешный плакат, художник должен уметь отказываться от проявления своей индивидуальности. Работы Кассандра кажутся созданными машиной — архитектурная композиция, геометрия и ритм были его основными композиционными принципами.

🗣 Сам Кассандр говорил: «Живопись не самоцель, и плакат — всего лишь средство связи между предпринимателем и публикой, как телеграф. Плакат играет роль телеграфиста: послание не уходят от него непосредственно, он лишь передает их, никто не спрашивает его мнения, от него требуют лишь установить ясную, прочную и четкую связь».

✍️ Главные особенности плакатов Кассандра: эффектные ракурсы, свободное изменение пропорций. Главное, чтобы какая-то деталь выглядела монументально.

Плакаты прекрасны композиционно. Часто используются элементы конструкций пароходов и локомотивов. Дизайн рекламного плаката начинался с текста. Все остальные элементы изображения должны были увязываться с ним.

✔️ Три задачи, которые решает художник при создании плаката:

▪️ Оптическая. Дизайн должен быть таким, чтобы рекламный плакат привлекал внимание, был заметным в результате игры света и тени. Она делала изображение более выпуклым и возникала благодаря столкновению форм.

▪️ Графическая. При создании образа никогда нельзя быть слишком натуралистичным.

▪️ Поэтическая. Рекламный образ вместе с названием марки должен вызывать ассоциации, порождающие эмоцию. Нужно застать потребителя врасплох и зафиксировать его эмоцию, чтобы тот не понял, как это получилось.

🅰️ С 1926 года специально занимается разработкой рекламных шрифтов. Создатель шрифтов Bifur (1929), Acier Noir (1936), Peignot (1937), Touraine (1947). Самый известный шрифт — ВДиг. Часть каждой его литеры выполнена с помощью тонких контурных линий. Они словно воспроизводят след от букв, которые проносятся перед глазами на большой скорости.

🚂 Интересный факт. В знаменитом телесериале «Пуаро» с Дэвидом Сушэ впечатляющая заставка со стремительным железнодорожным экспрессом, пароходом, самолетом — это «ремейк» серии рекламных плакатов Кассандра, созданных в 1927 году.

💥 После начала Второй мировой войны главной темой плакатов стала пропаганда. Кассандр разочаровался в плакате как в художественной форме. После капитуляции он закрыл агентство и работал декоратором и художником по костюмам в театре.

⌛️ В 1963 году создал всемирно известный логотип модного дома Ив Сен-Лоран. Ранее Кассандр делал обложки и для известного американского журнала Harper’s Bazaar.

➰ Несмотря на успехи у Кассандра наблюдался творческий спад, и в 1968 году вследствие депрессии он покончил с собой.

1. Эрте (1892–1990), фото в 18 и 97 лет
2. Эрте, фото
3, 4. Обложки Harper's
1. Костюмы для пьесы «Минарет»
2. Костюм для «Спящей красавицы»
3. Танцовщик и Мелисандра из серии «Театр»
8, 9. Алфавит
1. Цифры

Эрте

1–5. Вспоминая 20-е
1. Скульптуры
2. Волна, скульптура
3. Скульптуры

Теперь познакомимся с Эрте, урожденным Романом Петровичем Тыртовым — русским по происхождению художником, скульптором, декоратором, театральным дизайнером, модельером и иллюстратором.

⚓️ Родился в Петербурге в семье потомственных морских офицеров. Семья надеялась, что единственный сын продолжит династию. Но с раннего возраста вместо военной службы мальчика интересовали театр и живопись. Эрте брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ивана Репина.

👗 В 18 лет отправился в Париж, чтобы стать модельером. Устроился на работу рисовальщиком в дом мод «Каролин», но его эскизы не были приняты владелицей. Тогда Тыртов в отчаянии отправил их самому известному модельеру тех лет — Полю Пуаре, и тот сразу же взял его на работу. Тогда у художника появилось и новое имя Эртé, образованное сочетанием первых букв имени и фамилии.

💃 Создавал костюмы и декорации — например, к первой постановке Пуаре по пьесе Жана Ришпена «Минарет». Среди танцовщиц, занятых в спектакле, была экстравагантная Мата Хари.

📖 В 1915 году заключил контракт с американским журналом Harper's Bazaar, где проработал 20 лет. Также сотрудничал с Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch. В его работах привлекали сочные, контрастные сочетания цвета, тонкий баланс теплого и холодного, доминирующая силуэтность и изящность каждой линии.

👏 Обложки обеспечили известность Эрте в 1920–1930-е годы. Они стали фундаментом для его выставок и легли в основу серии «Воспоминая о 1920-х», которую художник создал в конце 1970-х — начале 1980-х, во время возрождения Ар-деко в мировой культуре.

✍️ Выступал как самостоятельный модельер. В течение трех лет создавал по две коллекции ежегодно. Придумал асимметричное декольте, костюмы унисекс спортивного покроя, в мужских костюмах он первым начал применять ткани из женского гардероба, например, бархат. Его чувство моды было уникальным.

🎬 В 1925 году отправился в Голливуд. Он создавал костюмы и декорации для наиболее известных лент того времени: «Бен-Гура» Фреда Нибло, «Богемы» Кинга Видора, «Безумия танца» Роберта Леонарда, «Мистики» Тода Браунинга.

🗽 В 1925 году впервые устроил выставку своих работ в Нью-Йорке, в отеле Мэдисон. В 1967 году перед выставкой художника в галерее Гровнор в Нью-Йорке все 170 выставленных работ купил музей Метрополитен. Это было признанием Эрте классиком искусства 20 века, «гением Ар-деко».

〰️ Серия «Алфавит» — одно из самых тиражируемых графических произведений Эрте. Работать над ней художник начал еще в 1927 году, а закончил лишь в 1967 году, когда неожиданно обнаружил, что в ней не хватает двух букв Q и L. «Алфавит», напечатанный в 1977 году, стал самым известным циклом мастера. Новый алфавит Этре состоит из фигурок танцовщик и акробатов.

💭 Серия «Вспоминая о 1920-х» выполнена по мотивам работ 1920-х годов, но в новой технике шелкографии. Это самая сложная техника в тиражной графике, позволяющая работать с насыщенными цветами, передавать фактурность и объем, играть с оптическими иллюзиями.

▪️ Художник использовал тиснение, покрывая часть изображения золотой или серебряной поталью. Такая обработка подчеркивает объем и создает блестящие, отливающие металлом глянцевые поверхности.

🏷 В 1970–1980-е Эрте создал более 20 серий на самые разные темы: от «Чисел» и «Алфавита» до «Времен года», «Великих добродетелей» и «Игральных карт». Обычно Эрте делал около 300 экземпляров каждого изображения в серии и в обязательном порядке следил, чтобы после завершения процесса печати трафареты уничтожались, а все листы подписывались художником собственноручно.

Жорж Лепап

Иллюстрации для Поля Пуаре

Жорж Лепап

Иллюстрации для Vogue

Теперь перед нами Жорж Лепап — фэшн-иллюстратор, король парижских иллюстраторов, который прославил журнал Vogue. За его иллюстрации боролись все модные дома.

Вот как он этого добился 👇

👥 В 18 лет поступил в Школу Изящных Искусств. Спустя три года познакомился с модельером Полем Пуаре, сотрудничество с которым продлилось десятилетие. Пуаре стал ведущим дизайнером Высокой моды Парижа, а Лепап был признан одним из самых ярких художников-иллюстраторов в мире моды.

📖 Первым совместным произведением Пуаре и Лепапа стал иллюстрированный альбом «Les Choses de Paul Poiret». Лепап представил лучшие наряды от Пуаре с нескольких ракурсов и в сложных сюжетных постановках. Он был первым, кто принес в модную иллюстрацию сюжет и движение.

▪️ На эскизах Лепапа дамы флиртовали, вертелись перед зеркалом, болтали с подругами, с ними все время что-то происходило. Эта сюжетность интриговала зрителя.

💰 Вслед за Пуаре талант Лепапа оценили и другие парижские кутюрье — Жак Дусе, Фредерик Уорт, Жанна Ланвин, Жанна Пакен. Лепап умел прочувствовать стиль и идеологию каждого конкретного дома мод, и заказчики получали именно то, что хотели.

🎭 В 1910-е Лепап познакомился с Сергеем Дягилевым. Он много работал для «Русских сезонов», оформлял афиши и театральные программки. Здесь Лепап был предельно декоративен. К театральной теме он вернулся в 1923 году, когда создал декорации к постановке «Синяя птица» Метерлинка.

📰 В 1912 году заказчиком Лепапа стал крупный парижский издатель Люсьен Фогель, и Лепап начал иллюстрировать знаменитую газету «Бон Тон».

✍️ В 1916 году он нарисовал свою первую обложку для британского Vogue, а в 1920-х Лепапа пригласили в США в качестве основного иллюстратора обложек американского Vogue.

📈 Благодаря восхитительным работам Лепапа продажи журнала резко увеличились. Он создал больше сотни обложек для журнала. О рисунках Лепапа для Vogue писали: «С самого начала они были образцами утонченности, простоты и визуального остроумия».

📚 Лепап работал почти во всех областях рекламы и графического дизайна. Рисовал обложки для Vanity Fair и Harpers Bazaar, плакаты для модного дома Hermes и универмага Wanamaker, проиллюстрировал тридцать книг. Его иллюстрации всегда превращались в целые истории, и зрителю хотелось разгадать тайны его героинь, заглянуть в их мир.

1–3. Тамара Лемпицка (1898–1980), фото
1. Автопортрет в зеленом Bugatti
2. Автопортрет с дочерью
3. Кизетта
4. Девушка в перчатках
5. Андромеда
6. Группа из четырех обнаженных
7. Портрет мужа

1. Жозефина Бейкер (1906–1975), фото
2–10. Поль Колин, плакаты

Поль Колин. «Le Tumulte Noir»

Завершим день рассказом о Поле Колине и его музе — Жозефине Бейкер.

👨‍🎨 Поль Колин — один из лучших мастеров плаката Ар-деко. Адаптировал стиль Ар-деко к своей уникальной концепции, включавшей символику и абстракции в композиции. Блестяще изображал движение простыми способами. Разработал сотни плакатов для артистов во всех видах сценического искусства, отражая историю парижского шоу-бизнеса, возможно, лучше любого из современников.

🎨 Работы Колина содержат смелые яркие цвета. Стилизованные, карикатурно изображенные люди сочетаются с геометрической формой и кубистическим коллажем. Ранние плакаты часто выполнены в старых техниках, акварелью и тушью.

🌬 В дальнейшем Колин стал применять аэрограф. Местами на плакатах видна грубая работа первых моделей аэрографов и крупное зерно, но в этом была отличительная черта стиля аэрографии того времени.

▪️ В отличие от кисти и мастихина аэрограф позволял нанести краску как угодно — линией, широкой или узкой полосой, объемным пятном. Причем за счет распыления краска ложилась ровно и аккуратно. Насыщенность цвета была невероятной, а сам метод стал сверхпопулярным.

👁 Аэрограф помогал достичь эффектов, которые было очень трудно сделать, используя технику отмывки. Например, на плакате «Leroy Opticien» Колин создает аэрографом свечение вокруг глаз человека, снимающего очки — очень яркий и эффектный ход.

👩🏾 Жозефина Бейкер — американка, певица и танцовщица. В 1925 году она приехала завоевывать Париж и устроилась на работу в Театр Елисейских полей. Театр пригласил Колина сделать плакаты к новому шоу «La Revue Nègre», где в главной роли была «Черная Венера» — Бейкер. Так они встретились.

💃 В одном из своих интервью художник вспоминал, что впервые увидел Бейкер во время репетиции эротического «Dance Sauvage». На танцовщице был фривольный наряд из перьев, подчеркивающий красоту женского тела, ее грациозность и эбеновую кожу. В тот же вечер Колин пригласил артистку в свою студию позировать. Итогом стала афиша, не только сразившая руководство театра, но и имевшая оглушительный успех среди публики — как и выступления Жозефины.

❤️ Встреча Бейкера и Колина была счастливой для обоих. Бейкер нашла преданного сторонника, который познакомил ее с парижским художественным бомондом, Колин встретил свою музу.

📚 Самая задорная и объемная работа Поля Колина — «Черная суматоха» («Le Tumulte Noir»). Изданная тиражом в 500 экземпляров, книга стала бестселлером. В ней отражен дух танца и энергия «эпохи джаза».

✍️ Литографии для «Le Tumulte Noir» были напечатаны, а затем раскрашены вручную с использованием популярной в то время и трудоемкой техники пошуар («трафарет»). Надо было не только сделать для каждого цветового нанесения отдельный трафарет, но и использовать специальный инструментарий для нанесения краски.

🎓 В 1930 году Поль Колин открыл первую плакатную школу, где обучались многие из самых известных дизайнеров будущего поколения.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;