Стиль ар-деко
Живопись и графика
Графика — очень мощное проявление стиля. В этикой части урока рассмотрим живопись и графический дизайн в стиле Ар-деко.
![](https://levelvan.ru/upload/users/6245be8287d5f.jpeg)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/l1plus-2.png)
1. Кассандр (1901–1968), фото
2. Лесоруб, 1923
3. Логотип Ив Сен Лоран
4, 5. Северный Экспресс, 1927
1. Нормандия
2. Обложка Harper's
8, 9. Плакаты
1. Шрифт
Кассандр, плакаты
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/tg-logo-big.png)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться![](https://levelvan.ru/upload/media/sbsc-culture.png)
В этом уроке мы обсуждаем живопись и графический дизайн Ар-деко. Графика — очень мощное проявление стиля. Ар-деко любит буквы, причем для новой эстетики старые шрифты не подходят — нужны новые, максимально упрощенные.
Начнем разговор с Кассандра — мастера плаката, создателя логотипа дома Ив Сен-Лоран 👇
👤 Настоящее имя — Адольф Жан-Мари Мурон. Родился во французской семье в Харькове. В молодости переехал в Париж.
🌲 Стал известен благодаря плакату под названием «Лесоруб» 1923 года. В 1925 году эта работа получила первую премию на известной Международной выставке современных декоративных и индустриальных искусств в Париже.
🍷 В 1926 году с партнерами открыл рекламное агентство Alliance Graphique. Среди первых плакатов, разработанных Кассандром, были рекламные постеры для винной компании Dubonnet.
📐 Чтобы создать успешный плакат, художник должен уметь отказываться от проявления своей индивидуальности. Работы Кассандра кажутся созданными машиной — архитектурная композиция, геометрия и ритм были его основными композиционными принципами.
🗣 Сам Кассандр говорил: «Живопись не самоцель, и плакат — всего лишь средство связи между предпринимателем и публикой, как телеграф. Плакат играет роль телеграфиста: послание не уходят от него непосредственно, он лишь передает их, никто не спрашивает его мнения, от него требуют лишь установить ясную, прочную и четкую связь».
✍️ Главные особенности плакатов Кассандра: эффектные ракурсы, свободное изменение пропорций. Главное, чтобы какая-то деталь выглядела монументально.
➗ Плакаты прекрасны композиционно. Часто используются элементы конструкций пароходов и локомотивов. Дизайн рекламного плаката начинался с текста. Все остальные элементы изображения должны были увязываться с ним.
✔️ Три задачи, которые решает художник при создании плаката:
▪️ Оптическая. Дизайн должен быть таким, чтобы рекламный плакат привлекал внимание, был заметным в результате игры света и тени. Она делала изображение более выпуклым и возникала благодаря столкновению форм.
▪️ Графическая. При создании образа никогда нельзя быть слишком натуралистичным.
▪️ Поэтическая. Рекламный образ вместе с названием марки должен вызывать ассоциации, порождающие эмоцию. Нужно застать потребителя врасплох и зафиксировать его эмоцию, чтобы тот не понял, как это получилось.
🅰️ С 1926 года специально занимается разработкой рекламных шрифтов. Создатель шрифтов Bifur (1929), Acier Noir (1936), Peignot (1937), Touraine (1947). Самый известный шрифт — ВДиг. Часть каждой его литеры выполнена с помощью тонких контурных линий. Они словно воспроизводят след от букв, которые проносятся перед глазами на большой скорости.
🚂 Интересный факт. В знаменитом телесериале «Пуаро» с Дэвидом Сушэ впечатляющая заставка со стремительным железнодорожным экспрессом, пароходом, самолетом — это «ремейк» серии рекламных плакатов Кассандра, созданных в 1927 году.
💥 После начала Второй мировой войны главной темой плакатов стала пропаганда. Кассандр разочаровался в плакате как в художественной форме. После капитуляции он закрыл агентство и работал декоратором и художником по костюмам в театре.
⌛️ В 1963 году создал всемирно известный логотип модного дома Ив Сен-Лоран. Ранее Кассандр делал обложки и для известного американского журнала Harper’s Bazaar.
➰ Несмотря на успехи у Кассандра наблюдался творческий спад, и в 1968 году вследствие депрессии он покончил с собой.
1. Эрте (1892–1990), фото в 18 и 97 лет
2. Эрте, фото
3, 4. Обложки Harper's
1. Костюмы для пьесы «Минарет»
2. Костюм для «Спящей красавицы»
3. Танцовщик и Мелисандра из серии «Театр»
8, 9. Алфавит
1. Цифры
Эрте
1–5. Вспоминая 20-е
1. Скульптуры
2. Волна, скульптура
3. Скульптуры
Теперь познакомимся с Эрте, урожденным Романом Петровичем Тыртовым — русским по происхождению художником, скульптором, декоратором, театральным дизайнером, модельером и иллюстратором.
⚓️ Родился в Петербурге в семье потомственных морских офицеров. Семья надеялась, что единственный сын продолжит династию. Но с раннего возраста вместо военной службы мальчика интересовали театр и живопись. Эрте брал уроки хореографии у дочери Мориса Петипа и учился живописи у Ивана Репина.
👗 В 18 лет отправился в Париж, чтобы стать модельером. Устроился на работу рисовальщиком в дом мод «Каролин», но его эскизы не были приняты владелицей. Тогда Тыртов в отчаянии отправил их самому известному модельеру тех лет — Полю Пуаре, и тот сразу же взял его на работу. Тогда у художника появилось и новое имя Эртé, образованное сочетанием первых букв имени и фамилии.
💃 Создавал костюмы и декорации — например, к первой постановке Пуаре по пьесе Жана Ришпена «Минарет». Среди танцовщиц, занятых в спектакле, была экстравагантная Мата Хари.
📖 В 1915 году заключил контракт с американским журналом Harper's Bazaar, где проработал 20 лет. Также сотрудничал с Vogue, Cosmopolitan, Ladie's Home Journal, The Sketch. В его работах привлекали сочные, контрастные сочетания цвета, тонкий баланс теплого и холодного, доминирующая силуэтность и изящность каждой линии.
👏 Обложки обеспечили известность Эрте в 1920–1930-е годы. Они стали фундаментом для его выставок и легли в основу серии «Воспоминая о 1920-х», которую художник создал в конце 1970-х — начале 1980-х, во время возрождения Ар-деко в мировой культуре.
✍️ Выступал как самостоятельный модельер. В течение трех лет создавал по две коллекции ежегодно. Придумал асимметричное декольте, костюмы унисекс спортивного покроя, в мужских костюмах он первым начал применять ткани из женского гардероба, например, бархат. Его чувство моды было уникальным.
🎬 В 1925 году отправился в Голливуд. Он создавал костюмы и декорации для наиболее известных лент того времени: «Бен-Гура» Фреда Нибло, «Богемы» Кинга Видора, «Безумия танца» Роберта Леонарда, «Мистики» Тода Браунинга.
🗽 В 1925 году впервые устроил выставку своих работ в Нью-Йорке, в отеле Мэдисон. В 1967 году перед выставкой художника в галерее Гровнор в Нью-Йорке все 170 выставленных работ купил музей Метрополитен. Это было признанием Эрте классиком искусства 20 века, «гением Ар-деко».
〰️ Серия «Алфавит» — одно из самых тиражируемых графических произведений Эрте. Работать над ней художник начал еще в 1927 году, а закончил лишь в 1967 году, когда неожиданно обнаружил, что в ней не хватает двух букв Q и L. «Алфавит», напечатанный в 1977 году, стал самым известным циклом мастера. Новый алфавит Этре состоит из фигурок танцовщик и акробатов.
💭 Серия «Вспоминая о 1920-х» выполнена по мотивам работ 1920-х годов, но в новой технике шелкографии. Это самая сложная техника в тиражной графике, позволяющая работать с насыщенными цветами, передавать фактурность и объем, играть с оптическими иллюзиями.
▪️ Художник использовал тиснение, покрывая часть изображения золотой или серебряной поталью. Такая обработка подчеркивает объем и создает блестящие, отливающие металлом глянцевые поверхности.
🏷 В 1970–1980-е Эрте создал более 20 серий на самые разные темы: от «Чисел» и «Алфавита» до «Времен года», «Великих добродетелей» и «Игральных карт». Обычно Эрте делал около 300 экземпляров каждого изображения в серии и в обязательном порядке следил, чтобы после завершения процесса печати трафареты уничтожались, а все листы подписывались художником собственноручно.
Жорж Лепап
Иллюстрации для Поля Пуаре
Жорж Лепап
Иллюстрации для Vogue
Теперь перед нами Жорж Лепап — фэшн-иллюстратор, король парижских иллюстраторов, который прославил журнал Vogue. За его иллюстрации боролись все модные дома.
Вот как он этого добился 👇
👥 В 18 лет поступил в Школу Изящных Искусств. Спустя три года познакомился с модельером Полем Пуаре, сотрудничество с которым продлилось десятилетие. Пуаре стал ведущим дизайнером Высокой моды Парижа, а Лепап был признан одним из самых ярких художников-иллюстраторов в мире моды.
📖 Первым совместным произведением Пуаре и Лепапа стал иллюстрированный альбом «Les Choses de Paul Poiret». Лепап представил лучшие наряды от Пуаре с нескольких ракурсов и в сложных сюжетных постановках. Он был первым, кто принес в модную иллюстрацию сюжет и движение.
▪️ На эскизах Лепапа дамы флиртовали, вертелись перед зеркалом, болтали с подругами, с ними все время что-то происходило. Эта сюжетность интриговала зрителя.
💰 Вслед за Пуаре талант Лепапа оценили и другие парижские кутюрье — Жак Дусе, Фредерик Уорт, Жанна Ланвин, Жанна Пакен. Лепап умел прочувствовать стиль и идеологию каждого конкретного дома мод, и заказчики получали именно то, что хотели.
🎭 В 1910-е Лепап познакомился с Сергеем Дягилевым. Он много работал для «Русских сезонов», оформлял афиши и театральные программки. Здесь Лепап был предельно декоративен. К театральной теме он вернулся в 1923 году, когда создал декорации к постановке «Синяя птица» Метерлинка.
📰 В 1912 году заказчиком Лепапа стал крупный парижский издатель Люсьен Фогель, и Лепап начал иллюстрировать знаменитую газету «Бон Тон».
✍️ В 1916 году он нарисовал свою первую обложку для британского Vogue, а в 1920-х Лепапа пригласили в США в качестве основного иллюстратора обложек американского Vogue.
📈 Благодаря восхитительным работам Лепапа продажи журнала резко увеличились. Он создал больше сотни обложек для журнала. О рисунках Лепапа для Vogue писали: «С самого начала они были образцами утонченности, простоты и визуального остроумия».
📚 Лепап работал почти во всех областях рекламы и графического дизайна. Рисовал обложки для Vanity Fair и Harpers Bazaar, плакаты для модного дома Hermes и универмага Wanamaker, проиллюстрировал тридцать книг. Его иллюстрации всегда превращались в целые истории, и зрителю хотелось разгадать тайны его героинь, заглянуть в их мир.
1–3. Тамара Лемпицка (1898–1980), фото
1. Автопортрет в зеленом Bugatti
2. Автопортрет с дочерью
3. Кизетта
4. Девушка в перчатках
5. Андромеда
6. Группа из четырех обнаженных
7. Портрет мужа
1. Жозефина Бейкер (1906–1975), фото
2–10. Поль Колин, плакаты
Поль Колин. «Le Tumulte Noir»
Завершим день рассказом о Поле Колине и его музе — Жозефине Бейкер.
👨🎨 Поль Колин — один из лучших мастеров плаката Ар-деко. Адаптировал стиль Ар-деко к своей уникальной концепции, включавшей символику и абстракции в композиции. Блестяще изображал движение простыми способами. Разработал сотни плакатов для артистов во всех видах сценического искусства, отражая историю парижского шоу-бизнеса, возможно, лучше любого из современников.
🎨 Работы Колина содержат смелые яркие цвета. Стилизованные, карикатурно изображенные люди сочетаются с геометрической формой и кубистическим коллажем. Ранние плакаты часто выполнены в старых техниках, акварелью и тушью.
🌬 В дальнейшем Колин стал применять аэрограф. Местами на плакатах видна грубая работа первых моделей аэрографов и крупное зерно, но в этом была отличительная черта стиля аэрографии того времени.
▪️ В отличие от кисти и мастихина аэрограф позволял нанести краску как угодно — линией, широкой или узкой полосой, объемным пятном. Причем за счет распыления краска ложилась ровно и аккуратно. Насыщенность цвета была невероятной, а сам метод стал сверхпопулярным.
👁 Аэрограф помогал достичь эффектов, которые было очень трудно сделать, используя технику отмывки. Например, на плакате «Leroy Opticien» Колин создает аэрографом свечение вокруг глаз человека, снимающего очки — очень яркий и эффектный ход.
👩🏾 Жозефина Бейкер — американка, певица и танцовщица. В 1925 году она приехала завоевывать Париж и устроилась на работу в Театр Елисейских полей. Театр пригласил Колина сделать плакаты к новому шоу «La Revue Nègre», где в главной роли была «Черная Венера» — Бейкер. Так они встретились.
💃 В одном из своих интервью художник вспоминал, что впервые увидел Бейкер во время репетиции эротического «Dance Sauvage». На танцовщице был фривольный наряд из перьев, подчеркивающий красоту женского тела, ее грациозность и эбеновую кожу. В тот же вечер Колин пригласил артистку в свою студию позировать. Итогом стала афиша, не только сразившая руководство театра, но и имевшая оглушительный успех среди публики — как и выступления Жозефины.
❤️ Встреча Бейкера и Колина была счастливой для обоих. Бейкер нашла преданного сторонника, который познакомил ее с парижским художественным бомондом, Колин встретил свою музу.
📚 Самая задорная и объемная работа Поля Колина — «Черная суматоха» («Le Tumulte Noir»). Изданная тиражом в 500 экземпляров, книга стала бестселлером. В ней отражен дух танца и энергия «эпохи джаза».
✍️ Литографии для «Le Tumulte Noir» были напечатаны, а затем раскрашены вручную с использованием популярной в то время и трудоемкой техники пошуар («трафарет»). Надо было не только сделать для каждого цветового нанесения отдельный трафарет, но и использовать специальный инструментарий для нанесения краски.
🎓 В 1930 году Поль Колин открыл первую плакатную школу, где обучались многие из самых известных дизайнеров будущего поколения.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-lecturer.png)
на лекции и практикумы
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-like.png)
средний рейтинг лекции
![](https://admin.levelvan.ru/upload/media/bf-many.png)
вебинаров в день