Стиль ар-деко
Истоки ар-деко
Современные бренды до сих пор возвращаются в своих коллекциях к ар-деко, хоть он и появился в начале 20 века. Давайте выясним, когда и как зарождался этот стиль, и что в нем особенного.
🕰 Обычно Ар-деко ограничивают рамками от 1910-х до 1939 года. Однако стиль вышел далеко за пределы этого периода.
🏺 Стиль получил свое название лишь в 1925 году после Международной выставки декоративного искусства и промышленности. Ключевое слово в названии выставки — декоративный. Оно и дало название стилю, определив главный акцент. После выставки ар-деко обрел свои черты и полновесно легитимизировался в искусстве.
🎩 Ар-деко — это буржуазный стиль, стиль богатых людей, пускающий пыль в глаза. После Первой мировой войны все больше нарастала потребность в «новой» роскоши — это послужило толчком для появления такого стиля.
🚗 Посмотрите на «Автопортрет в зеленом Bugatti» Тамары Лемпицки. На этой картине перед нами классический образ женщины ар-деко. Перед нами не просто красивая женщина, а роскошная дама. Она эффектно кадрирована, ракурс снизу (в ар-деко все всегда кажется чуть-чуть больше, чем есть на самом деле).
🔀 В те годы выделилось два разных направления.
💃 Ар-деко — экстравагантный, богатый, последний большой стиль, связанный с яркими биографиями и судьбами.
⚙️ Модернизм — бескомпромиссный стиль, который хочет нового быта, новых людей, связанный с необходимостью серийного производства.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Жак-Эмиль Рульманн. Угловой консольный шкаф, 1910-е
2. Поль Фолло. Туалетный столик и стул, 1919
3. Пабло Пикассо, декорации в балету Парад, 1916
4. Cartier. Часы в виде египетского храма, 1927
5. Жорж Лепап. Le belle dame sans merci (Модель Ворта), 1921
6. Эйлин Грей. Ширма, 1928
7. Эйлин Грей. Стол-консоль, 1918–1920
1, 2. Африканские скульптуры
1. Жан Дюнан. Шкаф для радио, 1930
2. Резной деревянный стул. Ангола. Юранли
3. Жан Дюнан и Жан Ламбре-Рюки. Стул, 1924
4. Африканский табурет
5. Пьер Легрен. Табурет, 1923
Давайте рассмотрим истоки стиля ар-деко.
🪑 Ар-деко начинается с французских мебельщиков и декораторов. Во Франции начала 20 века сохранялись прекрасные ремесленные традиции: там делают хорошую мебель, прекрасно работают с металлом. Но в это время на рынок активно выходят немцы, которые и подталкивают французов делать новые качественные вещи и вновь доказывать всему миру, что Франция — главный законодатель в дизайне.
Вот на чем базировался ар-деко 👇
Французские традиции. Пример — угловой консольный шкаф Жак-Эмиля Рульманна. Рульманн — крупнейшая фигура Ар-деко. В 1910-е годы после долгой работы в стиле ар-нуво он осознал, что необходимо вернуться к истокам. Глядя на этот шкаф, понимаешь, что, с одной стороны, перед нами прекрасная ремесленная вещь, сделанная руками, но с другой — абсолютно точно созданная в 20 веке. Как будто это некий манифест: «Да, мы делаем это вручную, но мы знаем, как выглядит промышленное производство».
💃 Русские сезоны Дягилева. Посмотрите на декорации Пикассо к балету «Парад»: яркие цвета, лаконичные силуэты.
🏜 Египет. В 1922 году археологи обнаружили могилу Тутанхамона, что для всего мира стало сенсацией: захоронение почти не было разграблено. В гробнице нашли много украшений и утвари. Египетская стилистика сразу вошла в моду — например, Cartier сделали часы в виде египетского храма. Ар-деко вообще любит массивную форму и преувеличение масштаба.
🏮 Китай. Обратите внимание на модель Ворта: внизу есть китайская стилизованная рама, а сама девушка изображена на фоне чего-то среднего между жар птицей и драконом.
🎎 Япония. Лаконичная, красивая ширма Эйлин Грей выполнена явно по мотивам японских традиций. Ширмы станут неотъемлемой частью Ар-деко. Грей обучалась производству лака у японских мастеров и весь лак для своих работ делала сама. И в ее столе-консоли также чувствуются элементы Востока.
🌍 Африка. Мощнейший источник вдохновения для художников Ар-деко. Сравните резной деревянный стул из Анголы и стул Жана Дюнана — французского скульптора, дизайнера, который в совершенстве владел лаком и техникой динандери — техникой гравировки из бельгийского города Динан. Еще два предмета для сравнения — африканский табурет и табурет Пьера Легрена.
Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, 1925
1–3. Павильон СССР. Проект К. Мельникова, интерьер А. Родченко
4–6. Павильон Корбюзье
Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, 1925
Павильон «Французское посольство»
Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, 1925
Павильон коллекционера
В 1925 году в Париже произошло событие, которое взорвало весь художественный мир — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств.
💭 Выставку задумали еще в 1912 году. Цель — показать всему миру, и особенно немцам, которые начали теснить французских мастеров на арт-рынке, кто определяет моду. Но тогда планам не дали осуществиться война и послевоенные экономические трудности.
Посмотрим, что интересного было на выставке 1925 года 👇
🔨 Павильон СССР. Проект Константина Мельникова получил Гран-при выставки. Интерьер создал Александр Родченко. Павильон произвел эффект разорвавшейся бомбы: все здесь было ново и необычно.
📐 Павильон Esprit Nouveau архитектора Ле Корбюзье. Здесь везде царил новый стиль, новый дух. Корбюзье хотел создавать архитектуру, которая была бы столь же функциональной, как автомобиль.
▪️ В павильоне Корбюзье представил ячейку многоквартирного дома в натуральную величину — «Машину для жилья». Это была двухуровневая квартира — пустая, лаконичная, с белыми стенами.
▪️ Один из самых удачных предметов мебели Корбюзье, который до сих пор выпускается — лежанка Ле Корбюзье (в серийном производстве появилась с 1965 года).
Павильон «Французское посольство». Его придумало объединение французских мебельщиков и декораторов. Чтобы не делать персональные выставки, придумали общий концепт: как бы могли выглядеть интерьеры идеального французского посольства в любой стране, созданные французскими мастерами. Каждый интерьер сделан разными мастерами. Пример мебели — «Антропоморфный» шкаф Андре Гру.
▪️ После Корбюзье и Мельникова было ощущение, что это вчерашний день. Притом, что все сделано идеально: дорогие фактуры, расписанные столешницы, дерево, ковры. Перед нами классический вариант ар-деко.
🧐 «Особняк коллекционера». Еще один павильон в стиле Ар-Деко, проект Пьера Пату и Жак-Эмиля Рульманна. На тот момент у Рульманна была не только своя мебельная мастерская, но и все сопутствующие. Поэтому в павильоне были представлены полноценные комнаты, целиком сделанные под его руководством.
▪️ Огромные массивные столы, панели на стенах — это разговор с традиций (французы любили так украшать свои дома), но все слишком массивно.
🔀 На этой выставке окончательно сформировались два направления: безумная роскошь ар-деко и лаконичность и функциональность модернизма.
Предметы с применением шагрени
1. Андре Гру. Шкаф
2. Андре Грульт. Комод, 1926–1928
3. Набор для туалетного столика, Wilson Sharp Ltd, Эдинбург
4. Галуш, фрагмент
Теперь рассмотрим интересные материалы и техники, которые использовали мастера Ар-деко.
↔️ Было два основных типа материалов:
⚪️ Редкие, экзотические, дорогие материалы со всех концов света (акулья кожа, слоновая кость, эбеновое дерево). Это дорого, роскошно, к тому же соответствовало стремлению возрождать и развивать забытые художественные традиции.
⚗️ Инновационные материалы 20 века. Например, металлы и пластики — бакелит, эбонит.
Самый интересный материал — галуша (le galuchat), или шагреневая кожа 👇
🦈 Шагрень — королевский материал. Название пошло от мастера Жан-Клода Галуша времен мадам Помпадур, который использовал кожу акул и морских лисиц для отделки предметов — от театральных биноклей до комодов и кресел. Впоследствии технологию выделки рыбьей кожи стали называть его именем le galuchat.
👨🎨 Самые известные художники-декораторы, освоившие работу с шагренью — Жан-Мишель Франк, Эмиль-Жак Рульманн, Жюль Лелё, Андре Грульт, Леон Жалло, Клемент Руссо, Пьер Легран.
🥾 Шагрень в эпоху Ар-деко стала популярной благодаря интересу к ремесленным традициям и желанию сочетать разные материалы. Еще одной причиной стала Первая мировая война. В военное время началась почти промышленная добыча акул для изготовления обуви. При этом обувь из акульей кожи стоила в несколько раз дешевле, чем из обычной.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день