Стиль ар-деко
Мебель и интерьеры
Ар-деко сильно повлиял на дизайн. Отголоски этого стиля можно найти и в современной мебели и интерьерах. В этой части урока поговорим о мастерах интерьера.
1. Жак-Эмиль Рульманн (1879–1933)
2. Комплект мебели, состоящий из кабинета, тумбочки и кресла, 1919 — пример мебели «в башмаках»
3. Кабинет из эбенового дерева
4. Кабинет, ширма и стул из коллекции, представленной в «Павильоне коллекционеров» на выставке 1925 года, эбеновое дерево
5. Письменный стол Тардье, 1929
6. Стул в африканском стиле
7. Шезлонг «Махараджа»
Начнем с Жак-Эмиля Рульманна.
✍️ Рульманн был самоучкой и не имел художественного образования. Его отец владел малярной и зеркальной мастерскими. Рульманн общался с художниками, дизайнерами, рисовал орнаменты, эскизы будущей мебели. В своих работах использовал наследие краснодеревщиков 18 века.
⚪️ В 28 лет унаследовал семейный бизнес. На Осеннем салоне 1913 года представил мебель из экзотических пород дерева и слоновой кости. Париж был покорен, заказы следовали один за другим.
🤝 В 1919 году вместе с партнером Пьером Лораном создал компанию Ruhlmann et Laurent. Она занималась дизайном интерьеров и одновременно выпускала авторскую мебель, обои и светильники.
🦎 Больше всего он любил работать с редкими дорогими материалами: черепаховым панцирем и слоновой костью, лазуритом и шагреневой кожей, перламутром и шкурками ящериц, акульей кожей. Также экспериментировал с инкрустацией — ввел в качестве отделки мебели хромированный металл и серебро. А еще он «обул» кресла, нарядив их ножки в металлические «башмаки» — как у комплекта 1919 года на иллюстрации.
🌳 Очень бережно и осторожно работал с деревом. Считал, что текстура дерева и комбинация пород — одно из главных украшений для мебели. Один из любимых материалов — эбеновое (черное) дерево.
🚪 Был выдающимся мастером по созданию ансамблей. Он отвечал за все декоративное убранство, включая окна, пол, покрытия стен, мебель, осветительные приборы и отделку.
🔲 К концу 1920-х годов начал делать более простые и массивные предметы. Например, письменный стол Tardieu — движение в сторону модернизма. Его купил председатель совета министров Андре Тардье (отсюда и название предмета).
⛷ Еще один шедевр — шезлонг «Махараджа» (шезлонг «на лыжах»). Назван так из-за ножек, напоминающих лыжи. Он был снабжен механизмом, позволяющим регулировать положение спинки, а также включать подогрев подставки для ступней в виде цилиндра. Шезлонг был бы образцом функционализма, не будь он выполнен из драгоценного дерева и бронзы.
🗣 Рульманн сам очень точно определил суть ар-деко: «Мне очень приятно работать с такой клиентурой, как художники, интеллектуалы и ценители прекрасного, но они имеют скромный достаток и не в состоянии заплатить за все исследования, эксперименты, испытания, необходимые для создания нового в дизайне. Только очень богатые могут заплатить за что-то новое, и только они могут сделать это новое модным. Мода не имеет места среди простых людей. Наряду с удовлетворением потребности в переменах, реальная цель моды в демонстрации богатства».
▪️ «Нет смысла начинать с дешевой мебели, потому что победителем рынка оказывается предмет роскоши».
⌛️ Перед смертью Рульманн завещал своей компании выполнить все текущие заказы, а после закрыться. Благодаря этому его имя осталось легендой ар-деко. Сегодня Рульманна называют «энциклопедией стиля Ар-деко в миниатюре».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Жан Дюнан (1877–1942)
2. Браслет, 1922
3. Коктейльный столик, 1922
4. Ваза
5. Портсигар, 1930
6. Ширма
7. Туалетный столик «Рыбки»
8. Мужские часы
9, 10. Книга «Песни Билитис»
Теперь обсудим творчество Жана Дюнана — швейцарского и французского художника, скульптора, мастера по металлу и дизайнера интерьеров.
🔨 Жан Дюнан мечтал стать скульптором. Его первый наставник Жан Дамп научил работать его с самыми разными материалами — бронзой, камнем, слоновой костью, гипсом и металлом. Для инкрустации Дюнан любил использовать яичную скорлупу, а все изделия покрывал японским лаком уруси.
🥚 Яичная скорлупа — материал абсолютно ординарный и обыкновенный. Легко ломается, быстро приклеивается к любой поверхности (как плоской, так и объемной). Благодаря многократному нанесению лака уруси, использованию золотой и серебряной пыли, Дюнан добивался фантастической поверхности.
🔎 Дюнан хотел добиться эффекта глянца и объемности. В поисках нужного лака он обращался к парижским мастерам, но безрезультатно.
Тогда Дюнан познакомился с Сейзо Сугавара. У Сугувары в Париже была мастерская, где он оказывал услуги художникам-декораторам и мебельщикам — лакировал японским лаком уруси. Так Дюнан начал изучать технику работы с этим материалом.
🟫 Лак уруси для многих токсичный (например, у другой ученицы Сугавары, Эйлин Грей, развился сильнейший дерматит). Но после завершения всех этапов работ лак абсолютно экологичен и безвреден.
🗃 Он универсален. Лаком уруси можно покрывать все виды металла, дерева, ткани и яичную скорлупу. Им декорировали шкатулки, вазы, футляры для губной помады, портсигары, зажигалки, комоды, столики и ширмы.
▪️ Например, поверхность туалетного столика «Рыбки» декорирована яичной скорлупой и покрыта японским лаком уруси классического черного цвета.
🔞 Самое необычное применение яичной скорлупы — оформление сборника эротической поэзии Пьера Луи «Песни Билитис». Издание с иллюстрациями Жоржа Барбье уникально и очень редко — в мире сохранилось не больше четырех или пяти экземпляров. Переплетная крышка книги из телячьей кожи инкрустирована перламутром и яичной скорлупой. Дюнан специально изготовил этот вариант для своего друга — издателя Жана-Франсуа Шмита.
1. Жан-Мишель Франк (1895–1941)
2. Стол Парсонс
3. Ширма для Hermes
4. Кресло и столик для Hermes
5. Лампа Dali
6. Диван LIPS
7. Обсидановая лампа
8. Гостиная Рокфеллера, 1939
9. Кожаное кресло, 1940
Теперь на очереди Жан-Мишель Франк — создатель уникального стиля, в котором соединены великолепие и простота. Это мастер пустых интерьеров и предельно лаконичных предметов с дорогими фактурами.
👤 У Франка была сложная судьба. Родился он в 1895 году в Париже. Два старших брата погибли на войне, отец-банкир лишился состояния и покончил с собой, мать остаток жизни провела в психиатрической больнице. Сам Жан-Мишель всю жизнь боролся с депрессией с помощью психотерапевтов и опиума.
💡 Дизайнером стал по совету писателя Луи Арагона. Начал с оформления квартир своих друзей. Франк хорошо понимал их главную потребность: покончить с прошлым.
🧩 Франк отказывается от ковров, лепнины, карнизов, декоративных панелей и прочей отделки. Стол становится прямоугольной крышкой на четырех ножках, лампа — простым стеклянным древком с колпаком. То же упрощение и на уровне палитры: декоратор мечтает оформить дом «с помощью шести тысяч оттенков бежевого». Позже Франка назовут одним из «отцов» стиля ар-деко.
⁉️ Материалы Франка тоже были непривычны для того времени. Декоратор не считался с традициями французского мебельного производства. Его привлекали лишь первородные фактуры: он не полировал дерево, а только шкурил или заглаживал, горный хрусталь оставлял как есть, в виде сросшихся кристаллов.
🌾 Франк выбирал материалы с разнообразными текстурными качествами: солому, штукатурку, терракоту, обсидиан. Он одним из первых начал использовать шагрень, слюду и графит. Находил для традиционных материалов новое применение — например, покрывал стены и поверхности соломенным маркетри и обивал интерьеры холстом.
⛩ Черпал вдохновение в устройстве традиционных японских домов, лишенных избыточного декора. Считал, что каждый предмет должен занять определенное место и быть в гармонии с остальными. Но главной инновацией стало удивительное сочетание японских интерьеров, которыми тогда увлекались все, и традиций французского декоративного искусства 18 века с типичными способами обработками материалов того времени.
💰 В 1930-х Франу стал самым модным декоратором Парижа. В 1937 году оформил нью-йоркский пентхаус Нельсона Рокфеллера.
🔲 Один из самых известных его объектов — стол Parsons. Его изучают в школах дизайна как идеальный пример модернистского объекта. Это квадратный или прямоугольный стол, четыре ножки которого имеют квадратное поперечное сечение, выровнены с краями стола и равны по толщине.
📐 Главный принцип Франка — экономия средств и стремление к совершенству. Он научил четко сопоставлять все элементы одного пространства и устанавливать между ними строгие соотношения: высота кушетки определяет длину ковра, а ковер влияет на пропорции стола и лампы, стоящей на столе.
🗣 Сам Франк говорил: «Я считаю, что можно найти новый и менее строгий принцип организации интерьеров: он должен быть основан на смешении стилей. Наша задача — придать современный смысл благородному обрамлению, дошедшему до нас из прошлого».
💥 В 1940-е Франк сбежал из оккупированной Франции в Аргентину, а оттуда в Нью-Йорк. Вторая мировая вновь ввергла Франка в депрессию, и через месяц после ее начала он поконил с собой.
1. Эйлин Грей (1878–1976)
2. Галерея Jean Desert
3. Лист с эскизами мебели Эйлин Грей
4. Шезлонг «Пирога», 1919
5. Ширма
6. Кресло «Дракон»
7. Светильник, 1927
8–10. Кресло «Бибендум», 1929
1. Дом E-1027
2–4. Интерьеры дома
1. Интерьер квартиры Мадам Леви с креслом Бибендум, 1933
2. Эйлин Грей в собственной квартире на рю Бонапарт, фото 1970 года
3. Современны интерьер с креслом Бибендум
1. Франк. Кофейный столик
2. Франк. Комод
3. Франк. Комод, 1935
4. Франк. Фрагмент поверхности комода
5, 6. Франк. Столик «Гнездо»
7. Франк. Фрагмент столешницы
8. Франк. Ширма
9. Фрагмент соломенного маркетри
10. Альберто Пинто. Шкаф «Титан»
Художники ар-деко использовали не только дорогие и изысканные, но и традиционные для региона материалы и техники. Одна из них — «соломенный маркетри» («la marqueterie de paille»).
🌳 Классический вариант маркетри: шкон (тонкие деревянные листы) разных пород дерева собирают в единую композицию и приклеивают на поверхность предмета. Соломенный маркетри получил распространение в Европе во второй половине 16 века, но к середине 19 века его использовали в основном для украшения мелких безделушек.
💦 Идеальная солома для декорирования — ржаная. В ней содержится большой процент кремния, благодаря чему материал устойчив к влаге и солнечному свету.
👨🎨 Маркетри из соломы использовали многие художники. Среди них — Жан-Мишель Франк, Жан Руайер и Андре Грульт.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день