angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стиль ар-деко

Мода и ювелирные изделия

Влияние Ар-деко на моду было очень велико. В этой части урока поговорим о влиянии Ар-деко на моду и украшения

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, искусствовед, архитектурный критик

1. Поль Пуаре (1879–1944), фото
2. Дениза Пуарье
3. House of Worth, вечернее платье, 1898
4. House of Worth, вечернее платье, 1900–1903
5. Вечернее платье, 1910
6. Силуэт «Волна»
7. Платье «Гаварни», 1910
8. «Хромая юбка»
9. Платье с «хромой юбкой», 1910

1, 2. Ансамбль «Языки пламени»
1. Платье «Конфуций»
2. Платье «Персиянка»
3. Платье «Казань»
4. Платье «Нотр-Дам»
5. Жакет «Боттичелли»
6. Пальто «Персиянка»
7. Пальто с кружевом из кожи, 1919

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1, 2. Духи Rosine
1. Поль Пуаре с женой Денизой на вечере «1002 ночь»
2. Пуаре с моделями
3. Ткань «Мартин»
6, 7. Ткани Рауля Дюфи
1. Уличная мода 1910-х
2. Дамы эпохи 1920-х

Обсудим влияние Ар-деко на моду (а оно было очень велико). И начнем с Поля Пуаре — парижского модельера, сделавшего современную моду такой, какая она есть.

👦 Родился в Париже в семье торговца тканями. В 19 лет стал ассистентом модельера Жака Дюсе. В 1901 году после военной службы устроился на работу в модный дом Ворта — House of Worth.

💰 В 1903 году получил в подарок от матери 50 000 франков и открыл свой дом моды. В 1905 году женился на Дениз Буле. Она родила ему пятерых детей, была музой и постоянной моделью.

👚 Освободил женщин от корсета. Ввел в моду простое узкое платье «рубашечного кроя». Корсет заменил на бюстгальтер и пояс для чулок. Силуэт повторял изгибы тела и получил название «Волна».

▪️ Платье «Гаварни» — один из первых примеров новой моды: голубой лен без рисунка, главный элемент декора — крупные пуговицы.

▪️ В 1910 году создал «хромую юбку» — женщины стали похожи на гейш.

▪️ Ансамбль «Языки пламени» из платья-брюк красного бархата и светлой накидки-шали с ярким рисунком создал под впечатлением от «Русских сезонов». Края шали украшены белым мехом и длинной бахромой.

▪️ Вся одежда становится свободней, укорачивается длина. Образец свободного покроя — пальто «Конфуций».

💡 Что повлияло на Пуаре

🧞‍♂️ Восток: вечернее платье «Персиянка» — многослойная нижняя часть с органзой слоновой кости и металлической нитью.

🌲 Россия: летнее платье «Казань» — сшито из купленной в России скатерти.

🙏 Готика: платье «Нотр-Дам»

💐 Возрождение: жакет «Боттичелли» — заимствовал у художника букетики цветов.

👨‍🎨 Любил современное искусство. В его окружении были Жорж Лепап, Эрте, Рауль Дюфи.

👧 Открыл детскую художественную школу — «Ателье Мартин», названное в честь дочери. Там учились девочки из рабочей среды. Вместо академических основ живописи Пуаре организовывал экскурсии в ботанические сады, зоопарки, аквариумы — а затем просил отразить впечатления на бумаге.

Использовал рисунки учениц для оформления обоев, тканей, посуды, мебели — даже открыл специальный торговый дом «Мартин» для продажи «мартинок».

🧴 Первым из кутюрье организовал собственное производство духов. Также наладил выпуск фирменной туалетной воды, одеколона, мыла, пудры.

🛍 Открыл парфюмерный магазин «Розин», названный в честь старшей дочери. Рекламу оформлял Рауль Дюфи, а флаконы и баночки вручную расписывали ученицы «Ателье Мартин».

📖 Предложил новый жанр альбома отдельной авторской коллекции. В 1908 для оформления пригласил Жоржа Лепапа.

🗺 Устраивал показы по всему миру: в Лондоне, Берлине, Вене, Брюсселе, Москве, Нью-Йорке. До Первой мировой войны Пуаре был главным законодателем моды.

👕 В Первую мировую войну стал портным во французской армии и вместо изысканных нарядов разрабатывал военную форму.

🔘 После войны дамы захотели удобства вместо роскоши, стремились к равенству и независимости. Роскошные наряды Пуаре перестали пользоваться спросом.

👥 На Парижской выставке 1925 года представил новую коллекцию. Публика отнеслась к ней прохладно. Маленькое черное платье от Шанель появилось в 1926 году, а уже в 1929-м Пуаре пришлось закрыть свой модный дом.

💔 Расстался с Дениз. Она забрала все наряды, а также фотографии, детские вещи и некоторые личные вещи Пуаре, чтобы сохранить их для потомков. В 2005 году коллекцию продала на аукционе ее внучка Софи.

🍷 Почти без денег уехал в Канны, где стал заниматься живописью и развозить вино по ресторанам. Написал книгу, надеясь, что люди вспомнят его былую славу.

👩 Не умер от голода только благодаря пособиям и помощи подруги Франс Мартано. Еще одна близкая подруга Пуаре — кутюрье Эльза Скиапарелли — также поддерживала его при жизни, а после смерти оплатила его похороны.

1. Эльза Скиапарелли (1890–1973)
2, 3. Платье с бантом, 1927
1. Пуловер «Бант»
2. Платье из мешковины
6–8. Шокирующий розовый
9, 10. Бижутерия

1. Перчатки с когтями
2. Платье с лобстером
3. Украшения, разработанные с Дали
4. Шляпа «Туфли»
5. Жакет с пуговицами в виде акробатов
6. Жакет с пуговицами в виде попугаев
7. Платье «Слеза»
8. Платье «Ваза»
9. Сумка «Телефон»
10. Платье по мотивам Кокто

1. «Цирк», вышивка
2. «Циркю, жакеты
3. «Цирк», Пуговицы
4. Раздельный купальник
5, 6. Зодиакальная коллекция
1. Духи Shocking
2. Уоллис Симсон в платье Schiaparelli
3. Марлен Дитрих в одежде Schiaparelli
4. Мэй Уэст

Мы уже упоминали Эльзу Скиапарелли — она помогала Пуаре в последние годы его жизни. Теперь поговорим о ней самой — дизайнере, придумавшей «прет-а-порте».

👧 Эльза Скиапарелли была дочерью итальянских аристократов, обедневших после Первой мировой войны. С детства училась живописи, истории искусств, увлекалась театром.

☯️ Первый муж Уильям де Вендт де Керлор был оккультистом и теософом. Родовитый, но бедный любитель женщин после переезда в Америку в 1919 году завел роман с Айседорой Дункан и бросил жену с ребенком.

💡 В 1922 вернулась в Париж и стала работать в мире моды. Эльзе захотелось создать что-то, что никто не захочет купить, но все захотят посмотреть и сказать «Какой кошмар!».

©️ Сначала все предметы создавала в единственном экземпляре для конкретных людей и не продавала, а дарила. Это был вызов буржуазному обществу. Но появилось много людей, которые хотели купить эту безумную одежду.

🟣 Любила яркие цвета. Черное платье сочетала с красными чулками, бирюзовый жакет украшала бордовой окантовкой, а на розовом рисовала зеленый узор.

🌾 Использовала нетрадиционные материалы: джутовую мешковину, родофан, мех обезьян, солому.

🛍 В 1934 году открыла один из первых в мире бутиков — на Вандомской площади, где проводила время богатая публика. Магазин впервые предлагал готовое платье: нарядные вечерние пуловеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией.

▪️ Так Эльза заложила основные принципы того, что в будущем назовут «прет-а-порте» — то есть продажа готовой одежды, производимой партиями, подготовка сезонных коллекций.

🥩 Испытала сильное влияние сюрреализма. Сотрудничала с Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Мен Рейем. Создавала шляпки-отбивные, шляпы-туфли, шляпы-телескопы. Розовый диван Дали в виде губ актрисы Мей Уэст стал главным украшением бутика Скиапарелли.

🧿 Пуговицы в виде скульптур, изобрел Жан Гюго. Они до сих пор являются визитной карточкой дома Скиапарелли.

💧 Интересовалась оптическими иллюзиями. Создала платье с изображением слезы, рисунок которого можно было разглядеть только с определенного расстояния или под определенным углом.

🎪 Самая знаменитая коллекция — «Цирк». Салон для показа декорировал дизайнер Жан Мишель Франк. На одежде были изображены клоуны, слоны, гимнасты (пуговицы повторяли их форму). Фигуры складывались в слова «Осторожно, окрашено!». Сумки в виде воздушных шаров, перчатки в виде гетр, головные уборы в форме рожка мороженного.

🙀 В 1936 представила коллекцию, которая впоследствии станет фирменной маркой Скиапарелли «Шокирующий розовый».

🎬 Много работала со звездами кино. Актриса Мей Уэст даже послала Скиапарелли гипсовый слепок своей фигуры в позе Венеры Милосской, чтобы постоянно не ездить на примерку.

Манекен вдохновил художницу Леонор Фини на создание флакона для первых духов Скиапарелли — легендарных Shocking. Впоследствии названия всех духов дома начинались на букву S. У первых мужских духов был флакон в виде курительной трубки — идея Дали.

↔️ Соперничала с Коко Шанель. Эльза делала ставку на силу духа, Коко подчеркивала красоту тела. Коко предлагала скромные цвета тканей и классические костюмы, Эльза шила для провокации, использовала роскошные материалы и фасоны.

🗣 На вопрос «Завидуете ли вы успеху Эльзы Скиапарелли?» Коко Шанель отвечала: «Да нет, что вы? Это никому не известная итальянская художница, которая всего лишь шьет одежду!».

🆕 Что впервые сделала «никому не известная итальянская художница». Превратила дефиле в шоу, предложила носить бижутерию с вечерним платьем, создала коллекцию вязаных свитеров для женщин, вечернее платье с застежкой-молнией, раздельный купальник и юбку-шорты.

📉 В 1939 году сократила производство, а с началом оккупации уехала в США. Когда вернулась в Европу, здесь господствовал стиль «Нью Лук» во главе с Кристианом Диором. Смелость сюрреализма уже не пользовалась спросом.

👚 Последнюю коллекцию выпустила в 1953 году. Умерла в 1973 году. Согласное легенде, ее похоронили в шелковом костюме розового оттенка «шокинг», который она ввела в моду.

1. Рене Лалик (1860–1945), фото
2. Брошь «За пределами границ», 1897–1898
3. Брошь «Зимний пейзаж», 1899–1900
4. Подвеска «Женское лицо», 1900
5. Брошь, 1899−1901
6. Брошь «Орхидея», 1898−1902
7. Кулон, 1905
8. Флакон «Сирены», 1905
9. Тиара «Петух»
10. Флакон для духов

1. Брошь для Сары Бернар
2. Гребень для Сары Бернар по эскизу Альфонса Мухи
3. Диадема «Принцесса Грёза» для Сары Бернар по эскизу Альфонса Мухи
4. Эскизы украшения для сценических образов Сары Бернар
5. Брошь, посвященная Саре Бернар
6. Ночные лампы
7. Ожерелье для второй жены, Алисы Ледрю, ок. 1897–1899.
8, 9. Брошь «Женщина-стрекоза»
1. Подвеска «Два павлина»

1. Маскот «Дух ветра», 1928
2. Маскот «Дух ветра» на авто
3. Маскот «5 лошадей» для «Ситроена»
4. Маскот «Фигурка борзой» для принца Уэльского
5. Интерьер «Восточного экпресса»
6. Павильон «Весна Франции»

Теперь обсудим творчество ювелирного гения Рене Лалика. Он ввел в ювелирное дело новые материалы и сюжеты, произвел революцию в стеклоделии, запатентовал 16 собственных технологий. Марка Lalique до сих пор символизирует роскошь и изысканность.

👦 Родился в семье портнихи и торговца вином. После смерти отца стал учеником ювелира Луи Аукока (его компании покровительствовали французские короли), где познал азы профессии. В 1878 уехал учиться в Лондон, откуда привез страсть к природным мотивам.

💍 После возвращения начал работать внештатным дизайнером в ювелирных компаниях, среди которых были Cartier и Boucheron. В 1884 году эскизы Лалика были представлены на выставке в Лувре. Начал работать в мастерской Жюля Дестапа и получил право на собственное клеймо.

👏 Стал знаменитым после парижского салона 1889 года. Главная заказчица — актриса Сара Бернар. Позже украшения для актрисы будут создавать Альфонс Муха и Жорж Фуке.

🛍 В 1890 году открыл магазин недалеко от Парижской Оперы. К этому времени Лалик уже был богат и мог позволить себе эксперименты. Тогда он начал работать со стеклом.

🎗 На парижской выставке 1900 года получил Гран-При и орден Почетного Легиона. У Лалика появился богатый поклонник, нефтяной магнат Саркис Гюльбенкян. За время дружбы он купил около 150 изделий Лалика.

💎 Лалик ввел в украшения новые материалы: слоновую кость, рог, эмаль, поделочные камни. Все материалы подчинялись дизайну изделия (пейзажи, портреты, экзотические птицы, букеты цветов). На гребне из рога могло оказаться цветное стекло, инкрустации из полудрагоценных камней обрамлялись золотом и изумрудами.

🌱 Основные мотивы, которые прославили имя ювелира — три «F»: «femme», «flore» и «faune» — женские образы, флора и фауна.

🌹 В 1905 году познакомился с парфюмером Франсуа Коти. Разрабатывал для него дизайн флаконов. Коти решил, что его духи должны выделяться не только запахом, но и внешним видом. Лаллик создал для него флакон с пробкой в виде распускающейся розы.

💠 Затем сотрудничал со многими парфюмерными компаниями, создавал флаконы для Roget&Gallet, Worth, Molinard, Guerlain,Lelong, Houbigant. В 1912 полностью сосредоточился на изготовлении стекла. Каждый его флакон — произведение искусства. Любимый материал — хрусталь.

🏺 В 1909–1912 годы создал около 700 уникальных ваз по технологии «исчезающего воска». Вазы существуют в единственных экземплярах.

🚗 С 1925 года изготавливал автомобильные талисманы — маскоты, которые украшают капот автомобиля. Одним из первых стал Cinq Chevaux («5 лошадей») для Citroen. В последующие шесть лет выпустил еще 30 автомобильных талисманов.

▪️ Лалик создавал сами фигурки, а также разрабатывал их крепления и специальное освещение, которое можно было регулировать с помощью цветных фильтров, чтобы талисман светился во время движения автомобиля. Это было невероятно роскошно для своего времени. Сегодня маскоты Рене Лалика — большая редкость, гордость коллекционеров.

🛳 Участвовал в оформлении нескольких океанских лайнеров — «Париж», «Иль де Франс» и «Нормандия».

🚂 В 1925 году на выставке в Париже разработал и оформил павильон «Севр», в центре которого расположился стеклянный фонтан «Весна Франции». В 1927 проектировал интерьеры вагонов-ресторанов Восточного экспресса.

🔐 В годы войны большую часть производства пришлось закрыть. Умер 1 мая 1945 года.

О Соне Делоне

1. Соня Делоне (1885–1979)
2. Соня Делоне с мужем
3. Фото в старости
4. Одежда
5. Платья
6, 7. Авто и платье
1. Эскиз
2. Клеопатра
3. Соня Делоне в современной моде

1–5. Симультанное искусство
1. Купальники и пальто с симультанной аппликацией
2. Игральные карты
3. Электрические призмы, 1914
4. Рынок в Миньо, 1915
5. Ритм цвета, 1957

1. Эльза Скиапарелли в пальто с использованием меха обезьяны
2. Ботильоны, кожа, шерсть, мех колобуса, 1938
3. Перчатки, кожа, шерсть, мех колобуса, 1938
4. Женский свитер, шерсть, мех обезьяны, 1948
5. Мерлин Монро в шубе из меха обезьяны, 1948
6. Шляпка из стружки
7. Актриса Валентайн Тесcье в шляпке из стружки, 1941
8. Рудольфо Валентино в костюме из асьюта в фильме режиссера Фила Розена «Молодой раджа», 1922
9. Летнее пальто из асьюта, 1928

1. Лариат из красного и черного целлулоида, 1920-е
2. Лариат из жемчуга, белое золото, бриллианты, 1920-е
3. Лариат на обложке Vogue, 1925
4. Жемчужный сотуар в одну нить, 1920
5. Сотуар с подвеской — часами, белое золото, оникс, бриллианты, горячая эмаль, Cartier, 1925
6. Жемчужный сотуар с градиентом
7. Сотуар, платина, изумруды, рубины, бриллианты, оникс, 1924
8. Сотуар на спине
9. Жорж Барбье. Дама с пантерой, 1914

Говоря о модельерах и ювелирах, мы упоминали необычные материалы — например, мех обезьяны или древесную стружку. Давайте рассмотрим их подробнее.

🐵 Мех обезьяны — ноу-хау Эльзы Скиапарелли. Длинный, блестящий, грубоватый мех стал популярным с середины 19 века, когда происходила активная колонизация Африки. Тогда же из Африки стали экспортировать мех определенного вида древесных обезьян — колобуса.

🌍 В 1940-е из-за планомерного истребления популяция обезьян Colobus в дикой природе резко сократилась. С 1950-х торговлю обезьяньим мехом начали регламентировать, а в итоге в большинстве стран его использование было запрещено.

👒 Древесная стружка. Из нее делал шляпы Жак Дюнан. Поверх простого, дешевого материала он по сложнейшей многоступенчатой технологии наносил японский лак уруси, который придавал глянец и блеск, выявлял фактуру древесины.

🕸 Ткань Асьют. Асьют — египетская провинция, в которой издавна производили эту тонкую материю. Европа заинтересовалась асьютом в начале 19 века после египетского похода Наполеона. В начале 20 века дополнительный интерес к египетскому искусству подогрели археологические находки, особенно гробница Тутанхамона.

🟨 Материал изготавливается по необычной технике. Это ажурная сетка из ординарных или скрученных нитей хлопка, льна или шерсти, украшенная одинаковыми по длине и ширине металлическими полосками из разных материалов — меди, серебра, золота. Стоимость ткани варьировалась в зависимости от металлов.

Теперь рассмотрим самые популярные украшения Ар-деко 👇

🧩 Лариат — ювелирное украшение-трансформер. Возможности его использования были ограничены только фантазией обладательницы. Модницы завязывали его узелком на груди, оборачивали вокруг шеи или запястья, подпоясывали платье.

📏 Конструкция лариата проста. У него два свободных конца, которые можно связать или оставить висеть вдоль тела. Общая длина — от одного до полутора метров, что позволяет завязывать разные узлы.

💎 Лариаты делали из разных материалов в разных ценовых диапазонах. Это мог быть и ультрасовременный для тех годов пластик типа бакелита, целлулоида и эбонита, и традиционные стеклярус и бисер. Крупные ювелирные дома предлагали более сложные решения с драгоценными металлами и камнями. Серебро, золото, платина прекрасно смотрелись и с нефритом, и с ониксом, и с рубинами и бриллиантами.

⚪️ Сотуар — колье длиной больше 55 см. Самый популярный вариант 1920–1940-х годов — нить из натурального или культивированного жемчуга. Ординарность и простота компенсировались изяществом и высоким качеством материала, поэтому предпочтение отдавалось идеально-правильному, круглому, сферическому жемчугу.

⚫️ Особенным шиком считался сотуар из черного жемчуга, который только научились выращивать. Но он был очень дорогим, и изобретатель технологии Кокити Микимото предлагал колье из жемчужин, подобранных по градиенту цвета от белоснежного к черному.

✂️ Сотуар можно было превратить в колье-чокер, пару разных брошек, дресс- клипы и несколько браслетов. Для этого к украшению прилагался набор с инструментами и дополнительными деталями.

🐆 В знаковой графической работе «Дама с пантерой» Жоржа Барбье важен каждый элемент в образе. Дикая кошка у ног прелестницы украшена ошейником (чокером), а шею модницы многократно обвивает длинная жемчужная нить сотуара.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;