Стиль ар-деко
Советский Ар-деко
В той части урока узнаем об Ар-деко в СССР и подведем итоги.
1-4. Радиатор-билдинг
1. Эмпайр-стейт-билдинг
2. Ниагара-билдинг
7-9. Гардиан-билдинг
Мастерская №12
1. Шезлонг для комнаты отдыха бань Моссовета, 1930-е
2. Киоск метро «Охотный ряд», 1930-е
3. Турникеты метро «Охотный ряд», 1930-е
4. Проект интерьера кабинета главного редактора для комбината «Правда», 1934
5. Стул
6–8. Светильники, дизайн Абрама Дамского
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1, 2. Проект переоборудования Аничкова дворца в Дворец пионеров имени Жданова, арх. Иосиф Вакс, 1930-е
1. Стул для Дома на набережной, 1930-е
2. Кресло, 1930-е
3. Мебель из гарнитура «Хлеб коммунизма», 1937
Ар-деко ассоциируется в первую очередь с европейским и американским шиком. Сегодня мы рассмотрим примеры, которые не вписываются в концепцию конструктивизма или сталинской архитектуры, а исследователи условно относят к советскому Ар-деко.
❓ Есть разные мнения, был ли вообще Ар-деко в СССР:
▪️ Ар-деко в СССР не было.
▪️ Постконструктивизм — это локальная разновидность ар-деко.
▪️ Ар-деко и конструктивизм — похожие, но концептуально разные направления. Постконструктивизм примирил авангардные идеи с классическим наследием. Ар-деко же отсылает ко множеству стилей, это интернациональное направление.
▪️ В СССР свой Ар-деко.
Давайте поищем Ар-деко в советском дизайне 👇
🔨 Мастерская №12 — одна из архитектурно-проектных и планировочных мастерских, которые были созданы при Моссовете в 1933 году. Мастерская №12 была особенной: здесь должны были разрабатывать только мебель, малые архитектурные формы и оборудование.
⬅️ Проекты мастерской по стилю были близки к западному Ар-деко. Ее коллектив спроектировал мебель и светильники для нескольких станций московского метро, для гостиницы «Москва», редакционного корпуса комбината «Правда», для универмагов, бань, учреждений.
✍️ Общие тенденции: увеличение габаритов мебели, подчеркивание массивности конструкции, переход к натуральным оттенкам древесины, применение новых материалов (металлическая труба, пластмасса), хромирование и никелирование деталей.
🪑 Пример — интерьер кабинета главного редактора для комбината «Правда». Синтез конструктивизма и Ар-деко. Стулья, диваны, столы имеют обтекаемые очертания. Каркас выполнен из дерева или из металлических трубок. Кресло прогибается под весом человека, подстраиваясь под позу тела.
🚫 Мастерскую закрыли через три года. Официальная причина — не ответила на поставленные ей задачи. Реальная причина — использовала популярные мотивы западного Ар-деко.
💡 Одним из наиболее активных авторов мастерской был Абрам Дамский. Он окончил факультет дерево- и металлообработки во ВХУТЕМАСе у Александра Родченко и занимался освещением.
▪️ Дамский руководил проектированием и производством осветительных приборов для правительственных зданий, комбината «Правда», станций и внутренних помещений метрополитена («Таганская», «Октябрьская»), гостиниц и театра. Также работал как специалист по проектированию общественных интерьеров и стал автором теоретических трудов по вопросам искусственного освещения и цвета в интерьере и городской среде.
▪️ В 1931 году Дамский спроектировал потолочный светильник для общественных зданий «Люцетта», который в различных вариациях производят до сих пор.
▪️ В ранних проектах сохраняются «вхутемасовские» простые формы (шар, цилиндр, призма, конус), но появляется блеск никелированной стали и бронзы, матовое стекло, плавные закругления и загибы, характерные для дизайна Ар-деко и стримлайна.
▪️ Среди материалов художника сохранилось много вырезок со светильниками из иностранных журналов 1930–1950-х годов. Это говорит о неослабевающем интересе к западному дизайну даже во времена полной изоляции и абсолютной победы эклектики.
👦 Дизайнер Иосиф Вакс работал над переоборудованием и созданием интерьеров знаковых объектов. Например, он автор проекта переоборудования Аничкова дворца в Дворец пионеров им. Жданова в 1930 году.
1-4. Здание Ленсовета, арх. Евгений Левинсон и Игорь Фомин
1. Парящая лестница
2. Кабинет, отделанный ореховым деревом
3. Гранитные вставки
4. Ограда
1. Электроподстанция Московского метрополитена, арх. Даниил Фридман
2, 3. Эскизы подстанции
1. Проект коттеджа, Иван Леонидов
2. Фонтан в Кисловодске, арх. Иван Леонидов
3. Наркомтяжпром, арх. Иван Леонидов
Теперь посмотрим, как Ар-деко отразился на советской архитектуре.
✍️ На всю архитектуру повлиял конкурс проектов Дворца Советов в Москве на месте храма Христа Спасителя (подробнее расскажем о нем в видео). В резолюции конкурса как руководство к действию были прописаны черты будущего стиля, который должен был соединить в себе лучшее из наследия и из современных технологий, а главное, быть монументальным.
📃 Резолюция гласила: «Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».
В 1931 году вышло постановление Совнаркома РСФСР о лимите средней стоимости строительства жилья в зависимости от его назначения. Для рабочих предписывалось строить бараки с затратами по 50–70 рублей за квадратный метр, а для руководящего состава — более комфортные квартиры, по 140–200 рублей за «квадрат».
▪️ Высшему начальству полагались специальные проекты домов — не просто комфортных, а роскошных.
🧐 Первый такой проект в Ленинграде — дом Ленинградского городского совета народных депутатов на реке Карповке. Его архитекторы Евгений Левинсон и Игорь Фомин после периода минималистичного конструктивизма увлеклись новым веянием — пришедшим из Европы стилем Ар-деко.
🛋 Шестиэтажный дом должны были сдать с кухонной мебелью и оборудованием. Встроенная мебель и входные двери квартир отделаны полированным орехом, а лестницы в двухэтажных квартирах и входные тамбуры — дубом. У двухъярусных квартир на верхних этажах были открытые террасы.
▪️ Помимо этого в доме нужно было предусмотреть ясли на 60 детей, квартиры для коменданта и обслуживающего персонала, прачечную и парикмахерскую, а также детские площадки и теннисный корт в закрытом и охраняемом дворе.
🔲 Из-за дефицита материалов нужного качества для строительства использовались могильные плиты с разрушенных местных кладбищ. Уже в брежневское время, ремонтируя облицовку здания, строители обнаружили на плитах надгробные надписи, например: «Максим Уваров, год рождения 1777», «Купец Флор Васильев, 1801–1834» и другие.
💰 На строительство потратили 5,38 млн рублей. В среднем по 700 рублей за «квадрат» общей площади, или примерно вчетверо больше, чем жилье для обычных руководящих работников. Здесь есть все черты Ар-деко: роскошь, высокое качество строительства, отделка натуральным камнем, скульптурные вставки.
⚡️ Электроподстанция Московского метрополитена. В проектном листе виден первоначальный замысел архитектора Даниила Фридмана: невиданные колонны гигантского ордера с капителями — воронкообразными «изоляторами», которые должны были светиться. Над ними в круглых полуциркульных нишах — красные звезды-светоотражатели. В промежутках между колоннами — граненые призматические окна и массивный руст.
🏗 Здание построили без цветных элементов и подсветки, заменили скульптуру. Но и в таком упрощенном виде оно остается одним из самых ярких примеров архитектуры Ар-деко в Москве. Подобные опыты ставили французские, итальянские и американские архитекторы Ар-деко.
📐 Проект планировки поселка Ключики. Иван Леонидов — центральная фигура архитектуры советского авангарда, визионер, опередивший время. Однако его проекты середины 1930-х — 1950-х годов известны меньше. Их трудно поместить в рамки авангарда или «сталинского ампира».
⌛️ Поздние виллы, фонтаны, парки Ивана Леонидова близки Ар-деко благодаря отсылкам к древнеегипетской архитектуре, наследию крито-микенской культуры, невероятно модным в 1920–1930-е годы в Европе.
⛲️ В ряду этих опытов — планировка и архитектура поселка Ключики близ Нижнего Тагила. Фонтан в виде трехъярусной чаши напоминает реализованный фонтан Леонидова в Кисловодске, а сюрреалистический цветной балкон — гиперболоидный объем клубного зала в проекте здания Наркомтяжпрома в Зарядье.
1. Борис Иофан, фото
2, 3. Проекты Дворца Советов, арх. Борис Иофан
1. Задумки строительства
2. Зал героики Гражданской войны
3. Проект в реальности
4. Схема каркаса статуи Ленина
5. Снос Храма Христа Спасителя
6. Котлован на начальном этапе строительства
7. Открытый бассейн «Москва»
Проекты Дворца Советов
1. Проект Гамильтона
2. Проект Ле Корбюзье
3. Проект Алабяна
4. Проект Жолтовского
1, 2. Станция «Красные ворота»
3–5. Проект «Красные ворота»
1. Станция «Комсомольская»
7, 8. Санция «Киевская»
Теперь поговорим об архитектуре станций метро, которое стало одним из главных символов советского Ар-деко. Узнаем, почему так получилось, и рассмотрим несколько самых ярких примеров.
🧩 У советского метро было несколько идеологических задач. Оно должно было поразить мир не столько техническим совершенством нового транспорта, сколько роскошью и монументальностью архитектурного убранства. Параллельно велись поиски нового архитектурного стиля, который должен был опираться на наследие прошлых веков.
📐 В проектировании первой очереди Московского метрополитена приняли участие и архитекторы-неоклассики, и конструктивисты. В этих проектах было показано все разнообразие архитектурных течений, которые существовали на тот момент.
💡 Заказчики первой очереди дали установку построить «дворцы для народа» и критически осмыслить архитектурное наследие. На этих станциях практически нет монументального искусства. В основном используются унифицированные элементы отделки: сроки строительства были сжатыми, и некогда было создавать для каждой станции метро отдельную люстру или ручку. Практически для всех станций были сделаны одинаковые светильники, что позволило сократить сроки строительства и оформления.
🟥 Станция «Красные ворота». Здесь происходит стык неоклассики и конструктивизма: наверху архитектор Николай Ладовский строит вестибюль-ракушку, а под землей станцию оформляет классицист Иван Фомин. Фомин облицевал пилоны красным мрамором в виде тех самых московских Красных ворот, на месте которых построена станция. На Международной выставке в Париже 1938 года проект станции «Красные Ворота» получил Гран-при.
⚜️ Во второй очереди Московского метро в архитектуре увеличилось декоративное начало. Мы видим чрезмерное использование дорогих материалов: оникса, родонита, нержавеющей стали, фарфора. Появляются различные декоративные детали, мрамор используется для облицовки не только стен и колонн, но и пола.
💭 Еще одна особенность станций второй линии — тематичность. Архитектору дается тема, и он должен ее решить. Это делали не только образно, но и конкретно: к работе привлекали художника или скульптора, которые создавали целую галерею на заданную тему. Так пассажир сразу видел, чему посвящена станция.
🔷 Первой из второй очереди в 1937 году построили станцию «Киевская». Архитектор Дмитрий Чечулин применяет дорогие, красивые отделочные материалы: керамику для колонн, мрамор, для части колонн он даже применяет полупрозрачный оникс — он оказался недолговечным, и позже его заменили на мрамор. Впервые в качестве архитектурного элемента применили фарфор Ленинградского завода.
🛫 Станцию «Аэропорт» можно назвать прямым представителем стиля Ар-деко. Мы видим на ней модернизированный растительный орнамент капителей, богатые материалы отделки.
🪂 Архитекторы раскрывают тему аэропорта, воздуха образными элементами: красят свод в голубой цвет, стены инкрустируют мрамором в виде строп парашюта. Здесь была использована односводчатая конструкция, и пассажир, выходя из поезда или заходя на станцию, ощущал этот эффект неба, раскрытых парашютов, необычайную легкость.
🎩 Безусловно, советский Ар-деко — абсолютно отдельный мир, который трудно сравнивать с европейским Ар-деко. Но общие черты все же есть: дорогие натуральные (мрамор, оникс) и современные, технологичные материалы и конструкции, геометризированный орнамент, монументальность, особая «советская» роскошь.
Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.
🎩 Ар-деко — последний из больших классических стилей и первый эклектичный. Возник в Европе. Стиль богатых людей, пускающий пыль в глаза: после Первой мировой войны хотелось роскоши. Получил название после Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года.
🛋 Применение:
▪️ Интерьеры
▪️ Мода
▪️ Украшения
▪️ Графический дизайн
▪️ Архитектура
▪️ Промышленные дизайн
🔎 Источники:
▪️ Французские традиции
▪️ «Русские сезоны»
▪️ Египет
▪️ Китай
▪️ Япония
▪️ Африка
🐒 Материалы:
▪️ Редкие, экзотические, дорогие со всех концов света (слоновая кость, эбеновое дерево, шагреневая кожа).
▪️ Инновационные (металлы и пластики).
🚄 Стримлайн — ответвление Ар-деко, вдохновленное открытиями в области аэродинамики и баллистики. Обтекаемые формы поездов, самолетов и автомобилей повлияли на промышленный дизайн и архитектуру.
🛕 Ар-деко в США. Достиг наивысшего расцвета благодаря тому, что Америка не пострадала от Первой мировой и была благополучнее Европы. Отразился на архитектуре небоскребов, вдохновленной уступчатыми зиккуратами Майя. Отличительная черта — плоскостные декоративные элементы.
🚇 Ар-деко в СССР. Элементы Ар-деко применяли в архитектурных поисках нового стиля, который бы вобрал лучшее из наследия и современных технологий. Роскошь в духе Ар-деко встречается в домах для элиты, а также в станциях метро.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день