angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стиль ар-деко

Стримлайн

Эту часть урока посвятим день стримлайну. Это ответвление Ар-деко, вдохновленное открытиями в области аэродинамики и баллистики.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Преподаватель Московской архитектурной школы МАРШ, искусствовед, архитектурный критик

1. Аэродинамический утюг
2. Дорожный утюг Smoothie
3. Мотоцикл Henderson KJ
4. Настольная зажигалка Ronson
5. Пылесос Electrolux Model 30, Лурела Гилда, 1937
6. Ручная дрель Skilsaw
7. Точилка для карандашей, дизайн Раймонда Лоуи
8. Фен Eskimo 747

1, 2. Chrysler Airflow и Стримлайнер, 1934
1. Состав Mercury New York Central Railroad, дизайн Генри Дрейфуса, 1936
2. Британский обтекаемый паровоз, 1938
3. «Гинденбург» — самый большой дирижабль
4. Дирижабль
5. Поезд

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Что такое стримлайн? Это ответвление Ар-деко, вдохновленное открытиями в области аэродинамики и баллистики. Посмотрим, как поезда и пароходы повлияли на тостеры и радиоприемники.

Для начала выясним, как и почему появился стимлайн 👇

📉 Развитие стиля связано с переходом от «ревущих двадцатых» к Великой депрессии: вместо сложных орнаментов и дорогих материалов стали предпочитать прагматичную эстетику машин.

🚄 Само название («линия обтекания») пришло из области аэродинамики. Этот термин использовали для воздушных судов, высокоскоростных железнодорожных поездов и их преемников — «сверхскоростных пассажирских экспрессов».

🚗 Архитекторы, работавшие в стиле стримлайн, опирались на разработки промышленных дизайнеров. Широкую популярность эта эстетика получила с выпуском автомобиля Chrysler Airflow — в обтекаемых формах стримлайна стали делать все, от точилок до зданий.

▪️ В 30-е годы западные закусочные, мотели, торговые центры и даже автобусные остановки по своей конструкции стали напоминать океанские лайнеры, самолеты и поезда.

〰️ Резкие углы заменили на простые и изящные аэродинамические кривые. Все поверхности подчеркнуто гладкие, никаких орнаментов, единственное украшение — изящные горизонтальные линии.

👨‍🎨 В создании стримлайна участвовали лучшие художники и дизайнеры. Стримлайн превращает автомобиль, тостер или утюг в произведение искусства. Ведущими дизайнерами в этом направлении стали американцы.

1. Раймонд Лоуи (1893–1986), фото
2–4. Поезда для Пенсильванской железной дороги
1. Модель Avanti
2. Модель Starlight
3. Работа для Vogue, 1939
4. Ротатор для компании Gestelner
5. Станция «Скайлаб»

Работы Лоуи для Coca-Cola

1, 2. Холодильники
1. Автомат для продажи
2. Новая бутылка

Поговорим о Раймонде Лоуи — французском и американском промышленном дизайнере, художнике, мастере промышленного дизайна. Он был одним из первых и самых влиятельных дизайнеров XX века.

✈️ Родился в Париже в семье австрийского журналиста. В 15 лет разработал самолет Ayrel, который выиграл кубок Гордона Бенетта. Луи запатентовал изобретение.

🇺🇸 В 1919 году переехал в США. Оформлял витрины магазинов и работал иллюстратором Vogue и Harper's Bazaar. Позже одним из важных направлений его работы станет дизайн магазинов и торговых центров.

📃 В 1929 начал карьеру промышленного дизайнера в компании Gestetner. В корпусе для копировальной машины Лоуи впервые применил прием, сделавший его знаменитым: скрыл все детали под обтекаемым корпусом. Этот дизайн компания использовала еще 40 лет.

✍️ В 1930 году основал свое дизайнерское бюро. Также его пригласили в автомобильную компанию Hupp Motor Company. Это был один из немногих случаев, когда дизайнера привлекли для консультаций.

🚗 Тогда же начал сотрудничать с компанией Studebaker. Придумал новый логотип компании, разрабатывал дизайн автомобилей (Starlite названа одной из лучших машин 1950-х годов, Avanti выпущена маленькой партией и сейчас имеет огромный успех у коллекционеров).

🚄 С 1937 сотрудничал с компанией Pennsylvania Railroad. Разработал дизайн пассажирских поездов, интерьера вагонов, железнодорожных станций и рекламных плакатов. Улучшил внешний вид самого известного электровоза GG1 — использовал сварную, а не клепанную конструкцию и добавил схему окраски в полоску, чтобы подчеркнуть плавные контуры.

▪️ Проект для Pennsylvania Railroad является одной из самых известных работ дизайнера. В честь 120-летия со дня рождения Лоуи Google сделал «дудл» именно с поездом обтекаемой формы.

❄️ Для компании Coca-Cola в 1947 году придумал фирменные холодильники для хранения напитков и новые автоматы. В 1955 году придумал знаменитую стеклянную бутылку Coca-Cola, а через пять лет — форму жестяной банки.

🛰 Консультировал NASA с 1967 по 1973 годы. Разработал интерьер для американской орбитальной станции «Скайлэб», варианты интерьеров для людей в состоянии невесомости. Предложил сделать в станции иллюминатор, чтобы космонавты могли видеть Землю, разработал симуляторы гравитации. Лоуи считал проект для NASA главным достижением своей жизни.

👤 В 1949 появился на обложке Time. Благодаря Раймонду Лоуи (и его конкуренту Генри Дрейфусу, который создавал обтекаемые поезда для компании New York Central Railroad — конкурента Pennsy lvania Railroad) повседневная жизнь американцев изменилась: вместо угловатых транспорта и техники в их жизни появились эргономичные бытовые предметы и машины округлых форм.

▪️ Пресса назвала Лоуи человеком, который сформировал Америку, отцом промышленного дизайна.

1. Норман Бел Геддес и его главные изобретения
2. Гедес работает над костюмом для постановки The Miracle,1924
3, 4. Театральные костюмы костюмы
1. Эскиз сцены
2. Радиоприемник
3. Радиоприемник Patriot
4. Пылесос «Электролюкс»
5. Автомобиль

1. Модель автобуса
2. Модель автомобиля
3–6. «Футурама»
7–9. Проект девятипалубного самолета
1. Компьютер Марк-I

Теперь рассмотрим творчество Нормана Бела Геддеса — настоящей легенды дизайна в стиле стримлайн.

💡 Начинал как театральный осветитель. Экспериментировал со светом и формами. Поставил более двухсот спектаклей на Бродвее. Придумал не просто освещать сцену, а играть со светом и тенями — так происходившее на сцене выглядело более реалистично. В 1923 его проект уникальной театральной сцены попал на страницы журнала Popular Science.

〰️ После нескольких сотен постановок Геддес вывел для себя идеальную концепцию будущего дизайна. Чтобы предмет был актуален через двадцать, пятьдесят, сто и больше лет, он должен обладать обтекаемой аэродинамической формой.

📐 В 1927 году Норман Бел Геддес открыл первую в мире студию промышленного дизайна. Она выполнила много заказов самой разной направленности.

📻 Один из разработанных под руководством Геддеса радиоприемников — Patriot. Его придумали в начале 40-х, и он должен был стимулировать у американцев патриотические чувства, напоминая полосатый флаг.

✈️ Самый необычный проект — девятипалубный самолет-амфибия Авиалайнер №4, или «Летающий отель» с 20 двигателями. Он был спроектирован в сотрудничестве с инженером и авиаконструктором Отто Коллером.

▪️ На этом самолете должна была быть гостиная высотой 11 метров, девять палуб, три кухни, 13 кладовых, письменные комнаты, две общественные столовые (причем главная столовая могла превратиться в танцпол для 100 пар), платформа для оркестра, три частных столовых на 40 человек, четыре палубы для теннисных кортов, библиотека, тренажерный зал с раздевалками и душевыми, солярий, детская игровая комната, медпункт, парикмахерская, два бара, магазин...

▪️ А еще 18 одноместных и 81 двуспальный номер плюс 179 комнат для сна. Одна только команда Авиалайнера №4 должна была включать 155 членов экипажа, а всего самолет мог перевозить около 600 пассажиров.

🔧 При проектировании учли опыт Титаника: на борту было шесть сменных двигателей, которые можно было заменить в полете за несколько минут, два гидроплана и маленькая железная дорога для быстрой замены двигателей.

💰 Стоимость самолета оценили в 9 млн долларов. Для сравнения, аналогичный корабль обошелся бы в 60 млн долларов. Но проект так и не реализовали.

🏙 В 1939 году для павильона «Дженерал Моторз» на выставке в Нью-Йорке создал макет города будущего — Футурамы. Полмиллиона зданий, 50 000 автомобилей, из которых 10 000 двигались со скоростью 80 км/час.

🚗 Под огромным куполом Футурама буквально жила своей жизнью. Все это происходило перед глазами изумленных посетителей выставки, которые могли наблюдать происходящее по периметру макета длиной полкилометра.

🛣 Американские конструкторы использовали идеи Геддеса из книги «Magic Motorways» при проектировании транспортной сети автодорог. И сегодня вся дорожная сеть Америки построена по образу и подобию того, что дизайнер описал в книге и воплотил на Всемирной выставке.

🎚 В 1940-е работал над дизайном первого в мире компьютера Mark I. В то время привлечение Геддеса казалось неоправданной тратой денег: вместо этого на них можно было купить дополнительные вычислительные мощности, которые в военное время были очень нужны.

▪️ Однако работа по оформлению первого компьютера тоже была немаленькой. Он был настолько велик, что его решили собрать прямо на территории Гарвардского университета. Компьютер весил четыре с половиной тонны и состоял из более семисот тысяч деталей.

▪️ Разработкой компьютера занимались Говард Эйкен и Томас Уотсон, президент фирмы IBM, которая вложила в проект полмиллиона долларов.

▪️ Компьютер «одели» в простой, но красивый корпус из стекла и нержавеющей стали.

🔜 Норман Бел Геддес заложил основы нового стиля. Следующие поколения дизайнеров создали целый «футурамный» мир с обтекаемыми автомобилями, а также утюгами, чайниками, фенами, электробритвами и прочими устройствами, форма которых учитывает законы аэродинамики.

1. Лайнер «Нормандия»
2-6. Интерьеры
1. Панно «Посейдон»

Завершим день разговором о грандиозном проекте на стыке Ар-деко и стримлайна — лайнере «Нормандия».

🌎 Между странами Атлантического бассейна шла борьба за скорость. Лайнер, который за самое короткое время преодолевал путь от Англии до США, получал приз «Голубая лента Атлантики».

🔜 После Первой мировой войны престижная гонка разгорелась с новой силой. Германия в 1928 году спустила на воду роскошный лайнер Bremen, в 1933 «Голубую ленту» перехватил итальянский лайнер Rex, к старту готовился английский будущий гигант Queen Mary.

🏗 Франция начала строительство пассажирского судна, равного которому еще не было в европейской истории. Размеры «Нормандии» даже сегодня поражают воображение: длина корпуса составляла 313,75 м, ширина — 35,9 м, вместимость — 83 400 регистровых тонн (для сравнения, длина «Титаника» была 269 метров, валовая вместимость — 46 300 р.т.).

▪️ На одиннадцати палубах «Нормандии» могло разместиться 1972 пассажира и 1285 человек команды.

👤 Большую роль в строительстве судна сыграл никому не известный русский инженер-судостроитель Владимир Юркевич. Он предложил новую, революционную конструкцию корпуса, что позволило существенно увеличить его ширину, не нарушая плавности обводов и добившись повышения скорости судна.

🛳 29 мая 1935 года «Нормандия» отправилась в первый рейс. Она пересекла Северную Атлантику со средней скоростью в 29,98 узлов — быстрее, чем любой лайнер до нее. Это был несомненный успех.

💵 «Нормандия» стала эталоном «транспортного» воплощения стиля Ар-деко. Всего на отделку интерьеров ушло около 55 миллионов долларов по современному курсу. Лайнер хотели сделать не только витриной изящества французского стиля, но и наглядной демонстрацией лидерства Франции в производстве и потреблении предметов роскоши.

▪️ В бассейне стены были отделаны керамической мозаикой знаменитой Сервской мануфактуры. Скрытое освещение низкого ступенчатого потолка было подобрано так, чтобы имитировать цвет утреннего неба и визуально расширить небольшое помещение.

▪️ Стены залов и салонов были украшены огромными панно и барельефами Жана Дюпа. Для этого же зала был специально изготовлен напольный ковер с геометрическим рисунком.

🍽 Главный обеденный салон был рассчитан на тысячу посадочных мест и занимал три межпалубных пространства в центре корабля. При ширине 13 метров салон имел 90 метров в длину, что на 15 метров превышало длину знаменитой Зеркальной галереи Версальского дворца.

💡 Из соображений безопасности огромный объем салона не имел окон, поэтому все освещение в нем было искусственным: вдоль стен огромные вертикальные плафоны чередовались с позолоченными плитами, а посреди зала свисали пятиметровые хрустальные люстры, изготовленные в мастерских великого Рене Лалика.

🛋 В каютах I-го класса появились характерные лаконичные формы корпусной и мягкой мебели. Они объединяли черты «транспортного» Ар-деко и зрелого функционализма.

🪑 Мебель в интерьерах II-ого, «туристического» класса была еще более легкой и конструктивно близкой к современной эстетике. Например, плетеная каркасная мебель в баре II-го класса вполне соответствовала сегодняшним представлениям о дизайне кафе и ресторанов.

▪️ В жилых интерьерах «Нормандии» проявились характерные черты новой, динамичной и рациональной жилой среды, которая распространилась повсеместно в послевоенные десятилетия.

🌊 До августа 1939 года «Нормандия» успешно работала на трансатлантической линии. За это время лайнер сделал 139 рейсов и перевез 133 170 пассажиров.

🔥 Во время войны корабль был реквизирован США и переоборудован под военный под названием Lafayette. В феврале 1942 года на главной палубе вспыхнул пожар и лайнер затонул.

Стримлайн — мостик между Ар-деко и функционализмом

1. Рекламный плакат седана Chrysler Airflow, 1934
2–5. Мотоцикл Henderson KJ, 1934
6, 7. Телефоны, дизайн Генри Дрейфуса
1. Пылесос, дизайн Генри Дрейфуса

1. Семья слушает радио, 1936
2. Радио Ар-деко
3. Радио AD-65, дизайн Уэллса Коатса
4. Радио «Глобус», дизайн Раймонда Лоуи, 1933
5. Радио «Глобус», дизайн Раймонда Лоуи, 1933
6. Радио Patriot, дизайн Нормана Бела Геддеса, 1940

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;