Авангардные течения: фовизм и кубизм
Кубизм: знакомство
В кубизме художники раскладывают предмет на геометрические фигуры, а потом собирают их в единую композицию на холсте. Разберемся, какой в этом смысл и как Пикассо изменял это направление.
Матисс остался позади — мы начинаем изучать кубизм. У его истоков стояли Пабло Пикассо и Жорж Брак. В 1906 году Пикассо был впечатлен посмертной выставкой Сезанна и задумался о новых художественных методах. Посмотрим, куда это его привело.
🔷 Кубизм — аналитическое искусство. Предмет раскладывают на набор геометрических форм, а затем наносят их на холст нужным цветом.
🔴 Кубистов вдохновил Сезанн. Он говорил: «Трактуйте природу посредством шара, конуса, цилиндра». Пикассо и Брак последовали его совету совсем буквально.
🖼 Все началось с «Авиньонских девиц». В 1907 году Пикассо представил картину публике — и та была шокирована и возмущена. Даже Брак сказал, что картина «выглядит так, словно ты хочешь заставить нас есть бечевку или же пить бензин и изрыгать пламя».
1. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
2. Африканские маски
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В «Авиньонских девицах» женские фигуры разделены на части и показаны под разными углами. Так Пикассо следует заветам Сезанна с его цилиндрами, конусами и сферами. Затем под влиянием африканского искусства он переписал лица двух фигур справа так, что они стали похожи на ритуальные маски.
Еще один факт об «Авиньонских девицах»
Аналитический кубизм:
1. Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара, 1910
2. Пабло Пикассо. Скрипка, бокал, трубка и чернильница, 1912
3. Жорж Брак. Дома в Эстаке, 1908
4. Жан Метценже. Натюрморт, 1911
5. Хуан Грис. Натюрморт с цветами, 1912
Мы уже упоминали аналитический кубизм до этого. Присмотримся внимательнее ко всем этим граням и плоскостям — и попробуем понять, что это вообще такое.
🍐 Главный жанр — натюрморт. Это предмет как он есть в неизменном, застывшем состоянии. В натюрморте ничего не происходит, его проще всего раскладывать на части, анализировать и понимать. Но пейзажи и портреты кубисты тоже писали.
🎨 Отказ от ярких цветов. Аналитический кубизм монохромный. «Цвет ослабляет!» — уверен Пикассо в этот период, уделяя внимание объему и форме предметов. Также кубистов не интересовала фактура: дерево, ткань, человеческое тело — все написано одинаково.
👓 Узнаваемые предметы. Можно понять, кто на портрете, что у него в руках, какие предметы на столе. Но для этого нужен анализ со стороны зрителя: чтобы собрать набор плоскостей в узнаваемую фигуру.
⏳ Вызов законам физики. Мы видим объект с нескольких сторон одновременно. В реальности это разнесено во времени: сначала смотрим с одной стороны, потом с другой. Но живопись умеет больше, чем реальность.
Синтетический кубизм:
1. Пабло Пикассо. Кларнет, бутылка басса, газета, трефовый туз, 1913
2. Пабло Пикассо. Портрет молодой девушки, 1914
3. Жорж Брак. Скрипка и газеты (музыкальные формы), 1912
4. Хуан Грис. Виноград, 1913
5. Жан Метценже. Фрукты и кувшин на столе, 1918
Пикассо был бы не Пикассо, если бы не превратил передовое направление живописи в еще более передовое. В 1912 году он добавил цвет, фактуру и щепотку реализма — получился синтетический кубизм. Смотрим, в чем его главные особенности.
✏️ Возврат к цвету и фактуре. «Произошла смена оружия!» — сказал Брак, увидев «Воспоминание о Гавре» Пикассо, первый пример синтетического кубизма. Вслед за цветом кубисты вернулись к фактуре: дерево выглядит как дерево, а бумага как бумага.
🎻 Предметы разобраны на части. В аналитическом кубизме объект собирали из плоскостей, в синтетическом — оставляют в «разобранном виде». На картинах Пикассо гриф, струны, деки существуют сами по себе — но мы понимаем, что изображена именно скрипка.
🗝 Реалистичные детали. Гвоздь, этикетка на бутылке, газетная вырезка — кубисты добавляли их в кубистические композиции, чтобы показать связь с реальностью.
1. Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906
2. Гертруда Стайн
Коллажи кубистов
1. Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом, 1912
2. Пабло Пикассо. Бутылка Вье Марк, стакан и газета, 1913
3. Жорж Брак. Стеклянный графин и газеты, 1914
4. Жорж Брак. Натюрморт с гитарой, 1919
5. Хуан Грис. Бутылка Баньюльса, 1914
Кубисты не только добавляли в картины реалистичные детали. Они пошли еще дальше и начали вклеивать в них куски реальности. Так появились кубистические коллажи.
🎲 Кубистам был нужен объем. Кубизм геометричный, но плоский. Чтобы это исправить, художники подмешивали в краску песок, накладывали ее толстыми слоями — а потом догадались, что можно не воспроизводить реальность, а использовать ее.
📰 В ход шло все. Кубисты начали экспериментировать. В картины добавляли куски обоев, газетные вырезки, части музыкальных инструментов, упаковки, ткани, металл — даже кусок клеенки, чтобы придать нарисованному плетеному стулу материальности.
✂️ Следующий этап — папье-колле. Этот способ изобрел Брак. В отличие от коллажа, из нот, газет, этикеток вырезали новые очертания предметов. Получались формы, заполненные нотными знаками или буквами как цветом.
Эта тренировка будет о кубизме — так ли легко его отличать?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день