angle-down facebook instagram vkontakte warning

Авангардные течения: фовизм и кубизм

Кубизм: знакомство

В кубизме художники раскладывают предмет на геометрические фигуры, а потом собирают их в единую композицию на холсте. Разберемся, какой в этом смысл и как Пикассо изменял это направление.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»

Матисс остался позади — мы начинаем изучать кубизм. У его истоков стояли Пабло Пикассо и Жорж Брак. В 1906 году Пикассо был впечатлен посмертной выставкой Сезанна и задумался о новых художественных методах. Посмотрим, куда это его привело.

🔷 Кубизм — аналитическое искусство. Предмет раскладывают на набор геометрических форм, а затем наносят их на холст нужным цветом.

🔴 Кубистов вдохновил Сезанн. Он говорил: «Трактуйте природу посредством шара, конуса, цилиндра». Пикассо и Брак последовали его совету совсем буквально.

🖼 Все началось с «Авиньонских девиц». В 1907 году Пикассо представил картину публике — и та была шокирована и возмущена. Даже Брак сказал, что картина «выглядит так, словно ты хочешь заставить нас есть бечевку или же пить бензин и изрыгать пламя».

1. Пабло Пикассо. Авиньонские девицы, 1907
2. Африканские маски

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

В «Авиньонских девицах» женские фигуры разделены на части и показаны под разными углами. Так Пикассо следует заветам Сезанна с его цилиндрами, конусами и сферами. Затем под влиянием африканского искусства он переписал лица двух фигур справа так, что они стали похожи на ритуальные маски.

Аналитический кубизм:
1. Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара, 1910
2. Пабло Пикассо. Скрипка, бокал, трубка и чернильница, 1912
3. Жорж Брак. Дома в Эстаке, 1908
4. Жан Метценже. Натюрморт, 1911
5. Хуан Грис. Натюрморт с цветами, 1912

Мы уже упоминали аналитический кубизм до этого. Присмотримся внимательнее ко всем этим граням и плоскостям — и попробуем понять, что это вообще такое.

🍐 Главный жанр — натюрморт. Это предмет как он есть в неизменном, застывшем состоянии. В натюрморте ничего не происходит, его проще всего раскладывать на части, анализировать и понимать. Но пейзажи и портреты кубисты тоже писали.

🎨 Отказ от ярких цветов. Аналитический кубизм монохромный. «Цвет ослабляет!» — уверен Пикассо в этот период, уделяя внимание объему и форме предметов. Также кубистов не интересовала фактура: дерево, ткань, человеческое тело — все написано одинаково.

👓 Узнаваемые предметы. Можно понять, кто на портрете, что у него в руках, какие предметы на столе. Но для этого нужен анализ со стороны зрителя: чтобы собрать набор плоскостей в узнаваемую фигуру.

Вызов законам физики. Мы видим объект с нескольких сторон одновременно. В реальности это разнесено во времени: сначала смотрим с одной стороны, потом с другой. Но живопись умеет больше, чем реальность.

Синтетический кубизм:
1. Пабло Пикассо. Кларнет, бутылка басса, газета, трефовый туз, 1913
2. Пабло Пикассо. Портрет молодой девушки, 1914
3. Жорж Брак. Скрипка и газеты (музыкальные формы), 1912
4. Хуан Грис. Виноград, 1913
5. Жан Метценже. Фрукты и кувшин на столе, 1918

Пикассо был бы не Пикассо, если бы не превратил передовое направление живописи в еще более передовое. В 1912 году он добавил цвет, фактуру и щепотку реализма — получился синтетический кубизм. Смотрим, в чем его главные особенности.

✏️ Возврат к цвету и фактуре. «Произошла смена оружия!» — сказал Брак, увидев «Воспоминание о Гавре» Пикассо, первый пример синтетического кубизма. Вслед за цветом кубисты вернулись к фактуре: дерево выглядит как дерево, а бумага как бумага.

🎻 Предметы разобраны на части. В аналитическом кубизме объект собирали из плоскостей, в синтетическом — оставляют в «разобранном виде». На картинах Пикассо гриф, струны, деки существуют сами по себе — но мы понимаем, что изображена именно скрипка.

🗝 Реалистичные детали. Гвоздь, этикетка на бутылке, газетная вырезка — кубисты добавляли их в кубистические композиции, чтобы показать связь с реальностью.

1. Пабло Пикассо. Портрет Гертруды Стайн, 1906
2. Гертруда Стайн

Коллажи кубистов
1. Пабло Пикассо. Натюрморт с плетеным стулом, 1912
2. Пабло Пикассо. Бутылка Вье Марк, стакан и газета, 1913
3. Жорж Брак. Стеклянный графин и газеты, 1914
4. Жорж Брак. Натюрморт с гитарой, 1919
5. Хуан Грис. Бутылка Баньюльса, 1914

Кубисты не только добавляли в картины реалистичные детали. Они пошли еще дальше и начали вклеивать в них куски реальности. Так появились кубистические коллажи.

🎲 Кубистам был нужен объем. Кубизм геометричный, но плоский. Чтобы это исправить, художники подмешивали в краску песок, накладывали ее толстыми слоями — а потом догадались, что можно не воспроизводить реальность, а использовать ее.

📰 В ход шло все. Кубисты начали экспериментировать. В картины добавляли куски обоев, газетные вырезки, части музыкальных инструментов, упаковки, ткани, металл — даже кусок клеенки, чтобы придать нарисованному плетеному стулу материальности.

✂️ Следующий этап — папье-колле. Этот способ изобрел Брак. В отличие от коллажа, из нот, газет, этикеток вырезали новые очертания предметов. Получались формы, заполненные нотными знаками или буквами как цветом.

Эта тренировка будет о кубизме — так ли легко его отличать?

курс Level One
Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;