Авангардные течения: фовизм и кубизм
Анри Матисс
Анри Матисс писал не просто картины, а настоящие цветовые симфонии. В этой части узнаем, как его идеи повлияли на авангард, и разберем приемы художника.
Анри Матисс
1. Интерьер в Коллиуре, 1905
2. Красный пляж, 1905
3. Интерьер с читающей девушкой, 1906
4. Испанский натюрморт, 1911
5. Семейный портрет, 1911
Наш герой — Анри Матисс. Прежде чем мы расскажем, как узнавать его работы, давайте попробуем догадаться сами и описать их.
Проанализируйте, какие особенности вы замечаете? Подумайте, как бы вы объяснили другу, что это картины Матисса, а не другого художника?
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться💼 Пришел в художники из адвокатов. Готовился к карьере юриста, но в 20 лет слег с аппендицитом — и мама принесла ему в больницу кисти и краски, чтобы не скучал.
🎨 Фовизм — только этап. Матисс шире любых стилей и направлений. Но его метод определил развитие фовистов. Больше всего критики на первой выставке фовистов досталось именно Матиссу и его «Женщине в зеленой шляпе».
👨🎨 Влияние на художников. Как Матисс с цветом и формой не работал никто. Его метод во многом повлиял на авангард 20 века и более поздние направления.
Анри Матисс
1. Роскошь, покой и наслаждение, 1904-1905
2. Зеленая полоса, 1905
3. Радость жизни, 1905-1906
4. Танец, 1912
5. Чай, 1919
Присмотримся к методу Матисса внимательнее: как он относился к цвету, формам и искал музыку в живописи.
🍎 Любой предмет — в первую очередь цветовое пятно. Его форма не так важна, главное, как он окрашен. Композиция картины — это поиск гармонии между цветами, а не размещение предметов в пространстве, как было в классической живописи.
🎶 Живопись живет по законам музыки. Важна гармония цветовых пятен: одни цвета гармоничны, другие вызывают диссонанс. Художник пытается создавать картины, близкие по воздействию к музыкальным произведениям, и называет их симфониями.
🖼 Картины «в режиме правки». Если вдруг пятно шезлонга или ваза, стоящая на столе, получались слишком большим, Матисс не стесняясь менял их форму — цветовое пятно начинало выходить за границы предмета. Благодаря этому мы видим, как автор работал над картиной.
О впечатлениях Матисса от Москвы
1 — Илья Пророк. Новгород, конец 14 — начало 15 вв.
2 — Чудо Георгия и змие. Новгород, начало 15 в.
3 — Анри Матисс. Красные рыбы, 1911
Анри Матисс
1. Мастерская художника, 1911
2. Девушка с зелеными глазами, 1908
3. Роскошь II, 1907
4. Танец, 1912
Подробно разберем одну картину Матисса — «Мастерская художника». Здесь можно встретить все живописные принципы мастера. А еще она невероятно красивая!
⚖️ Картина как симфония цвета. Оттенки цвета у Матисса — как ноты в мелодии. Розовый пол сочетается с охрой и изумрудно-зеленым, а желтый ковер с синим узором уравновешивает синюю ткань с желтым орнаментом.
🏺 Композиция. В центре композиции пустая ваза. Взгляд от нее скользит по ткани на ширме и поднимается до пейзажа в окне.
🖼 Автоцитаты. В мастерской мы видим другие работы Матисса — на полу «Девушку с зелеными глазами», слева на стене — «Роскошь II», а справа выглядывает край «Танца».
🦄 Главное — красота, а не правдоподобность. Художник признавался, что в его мастерской нет розовой стены. Ширма, окно, ковер, картины складываются в гармоничный набор цветовых пятен, абстрактное декоративное панно. Матисс не стремился к реалистичности изображения.
👉Что почитать. Больше о деталях картины вы можете узнать в статье на сайте «Арзамас».
Завершим урок по Анри Матиссу тренажером и проверим себя, так ли легко отличать его работы?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день