angle-down facebook instagram vkontakte warning

Аврелий Августин

«О Граде Божием»: история человечества

Августин определил закономерности, по которым развивается мир. В этой части мы прочитаем его произведение, объясняющее ход истории.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Кигай
Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология

Эту часть мы посвятим одному из первых трудов по философии истории — сочинению «О Граде Божием», в котором Августин ищет исторические закономерности и их духовный смысл.

Какие идеи развивает философ в этом труде? 👇

↗️ Описывает прогрессистскую схему развития мира, согласно которой история развивается от худшего к лучшему: от язычества к христианству.

🕰 Пытается методом размышления расставить исторические события в хронологическом порядке: жизнь Моисея, Троянскую войну, основание Рима.

🏰 Рассуждает о существовании двух сил: Града Божьего и Града Земного.

🙅🏻‍♂️ Разрушает языческих богов теми же методам, которыми язычники пытались разрушить веру в христианского Бога.

🙌🏻 Отвечает на самые разные вопросы, волновавшие его современников: о грехе сладострастия, суевериях и создании мира.

Августин описывает историю человечества как сосуществование двух сил — Града Божьего и Града Земного.

😇 Град Божий — это мир высшего бытия, в котором люди будут «вечно царствовать с Богом». Августин рассматривал Тысячелетнее царство Христа, которое должно однажды воцариться, как воплощение Града Божьего.
 
😣 Град Земной — это реальность, наш мир со всеми грехами, печалями и испорченностью.
 
Оба града являются воплощением любви 👇

❤️ Град Божий воплощение любви к Богу, в котором человек отвергает себя из любви ко Творцу.

🖤 В Граде Земном человек отвергает Бога из любви к себе, в котором человек потакает не божественному, а самым низким вещам.

🗣 Вот как Августин рассуждает о любви в двух Градах:

«Хорошо иметь в сердце любовь, но не к самому себе, что является верным признаком гордости, а к Господу, что есть признак повиновения, принадлежащего только смиренным. Есть в смирении нечто такое, что удивительным образом возвышает сердце, и есть нечто в гордыне, что сердце принижает. Таким образом, смирение возвышает, а превозношение – тянет вниз, ибо смирение делает покорным высшему, т. е. Богу, а превозношение, отпадая от вышины, принижает. Поэтому в настоящее время в граде Божием и граду Божию, странствующему в этом мире, прежде всего рекомендуется и особенно прославляется в лице их Царя, Который есть Христос, смирение; противоположный же этой добродетели порок гордыни, по учению Писания, господствует в противнике его, дьяволе. В этом и заключается величайшее различие тех двух градов, о которых мы говорим. Один из них – общество благочестивых, другой – нечестивых, тот и другой с соответствующими ангелами; и в первом главенствует любовь к Богу, а во втором – любовь к самому себе».

👆 Кажется, что Град Божий и Град Земной противопоставлены друг другу, но Августин считает, что они не находятся в соперничестве, потому что зло всегда меньше и слабее добра.

➡️ Град Земной не вечен и когда-нибудь разрушится, ведь история движется от плохого к хорошему.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Град Божий придумал не Августин. Это понятие встречается в «Откровении» апостола Иоанна Богослова и носит название Небесного Иерусалима. Для Иоанна Богослова он является одним из образов Царствия Небесного.

Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом («Анжерский Апокалипсис»)

Что Августин думал о язычниках, рядом с которыми жил?

Философ не отрицал существования Юпитера, Юноны, Марса и других языческих богов.

👺 Он говорил, что они были реальны, но это были не боги, а демоны:

«Не ищи более своих ложных и лживых богов, брось их и иди в к нам, чтобы обрести истинную свободу. Они не боги, а злые духи, для которых твое вечное блаженство – казнь. Не столько Юнона завидовала троянцам, от которых ты выводишь свое плотское происхождение в холмах римских, сколько эти демоны, которых ты считаешь богами, завидуют всему роду человеческому в его вечных обителях. Ты и сам осудил их, когда, умилостивляя их играми, совершавших эти игры отнес к разряду бесчестных. Докажи же свою свободу от этих бесчестных духов, наложивших на тебя обязанность посвящать им и праздновать их позорные дела».

🩸 В ответ на аргумент о том, что христианский Бог не спас Рим, Августин приводит другие примеры, когда языческие демоны не спасали римлян: например, говорит о массовом убийстве римских граждан, которое совершили по приказу царя Митридата VI.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽ 1450₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;