Аврелий Августин
«Исповедь»: диалог с Богом
«Исповедь» — первое произведение, в котором автор говорит о собственных чувствах и страхах. В этой части прочитаем автобиографию Августина.
«Исповедь» — уникальный текст для 4 века нашей эры👇
😳 Впервые человек так открыто пишет про свой субъективный мир, про свои чувства, сомнения и страхи.
📚 «Исповедь» Августина — одна из трех классических философских исповедей. Исповеди Августина, Жан-Жака Руссо и Льва Толстого рассматриваются не как автобиографические сочинения, а как философские труды, в которых проявляются самосознание и философские взгляды авторов.
🗣 «Исповедь» — это диалог с Богом. То, что Августин решает опубликовать такой диалог, — очень смелый поступок.
Сочинение состоит из 13 книг:
🙇♂️ В первых десяти Августин рассказывает о своем детстве и взрослении, пересказывает диалоги с матерью и обнаруживает свои грехи.
🙏🏻 11–13 книги уже не похожи на автобиографию: в них Августин ведет диалог с Богом.
Понятие греха — ключевое в сочинениях Августина.
👶 В «Исповеди» он обнажает свои грехи и даже рассуждает о том, как он грешил, когда еще был младенцем и лежал в колыбели.
😔 Августин считал, что люди бесконечно грешны.
🍼 «Спасутся ли младенцы?»: этот вопрос был одним из самых значимых для средневековой философии.
🤔 С одной стороны, младенцев не успели окрестить, а с другой — они не сделали ничего плохого.
🙅🏼 Августин однозначно отвечал, что младенцы не спасутся — из-за тяжести первородного греха.
🍐 Один из самых интересных эпизодов «Исповеди» — это рассказ Августина о том, как в детстве он воровал соседские груши.
«Воровство, конечно, наказывается по закону Твоему, Господи, и по закону, написанному в человеческом сердце, который сама неправда уничтожить не может. Найдется ли вор, который спокойно терпел бы вора? И богач не терпит человека, принужденного к воровству нищетой. Я же захотел совершить воровство, и я совершил его, толкаемый не бедностью или голодом, а от отвращения к справедливости и от объядения грехом. Я украл то, что у меня имелось в изобилии и притом было гораздо лучше: я хотел насладиться не тем, что стремился уворовать, а самим воровством и грехом. По соседству с нашим виноградником стояла груша, отягощенная плодами, ничуть не соблазнительными ни по виду, ни по вкусу. Негодные мальчишки, мы отправились отрясти ее и забрать свою добычу в глухую полночь; по губительному обычаю наши уличные забавы затягивались до этого времени. Мы унесли оттуда огромную ношу не для еды себе (если даже кое-что и съели); и мы готовы были выбросить ее хоть свиньям, лишь бы совершить поступок, который тем был приятен, что был запретен. Вот сердце мое. Господи, вот сердце мое, над которым Ты сжалился, когда оно было на дне бездны. Пусть скажет Тебе сейчас сердце мое, зачем оно искало быть злым безо всякой цели. Причиной моей испорченности была ведь только моя испорченность. Она была гадка, и я любил ее; я любил погибель; я любил падение свое; не то, что побуждало меня к падению; самое падение свое любил я, гнусная душа, скатившаяся из крепости Твоей в погибель, ищущая желанного не путем порока, но ищущая самый порок».
➡️ Для Августина неважно, что это всего лишь груши, он расценивает свой поступок как тяжкий грех.
💥 В субъективной реальности Августина этот невинный эпизод разрастается до таких масштабов, потому что грех — это не нарушение правил, а то, что происходит с душой человека.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Как можно объяснить что-то недоступное? Как можно определить Бога?
🌟 Августин одним из первых начинает давать Богу имена и говорит о том, какими качествами он обладает:
«Высочайший, Благостнейший, Могущественнейший, Всемогущий, Милосерднейший и Справедливейший; самый Далекий и самый Близкий, Прекраснейший и Сильнейший, Недвижный и Непостижимый; Неизменный, Изменяющий все, вечно Юный и вечно Старый, Ты обновляешь все и старишь гордых, а они того и не ведают; вечно в действии, вечно в покое, собираешь и не нуждаешься, несешь, наполняешь и покрываешь; творишь, питаешь и совершенствуешь; ищешь, хотя у Тебя есть все. Ты любишь и не волнуешься; ревнуешь и не тревожишься; раскаиваешься и не грустишь; гневаешься и остаешься спокоен; меняешь Свои труды, и не меняешь совета; подбираешь то, что находишь, и никогда не теряешь; никогда не нуждаешься и радуешься прибыли; никогда не бываешь скуп и требуешь лихвы.»
✅ Такой метод определения Бога в теологии позднее получил название катафатического.
❌ Определение Бога путем перечисления того, кем он не является, получило название апофатического метода.
🤔 Примером апофатического метода может послужить учение Псевдо-Дионисия Ареопагита, согласно которому Бог неопределим и неописуем.
Прочитайте отрывок из «Исповеди». Подумайте, почему крещение Августина было отложено, ведь он говорит, что и до него верил в Бога?
«Я слышал еще мальчиком о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей. Я был ознаменован Его крестным знамением и осолен Его солью по выходе из чрева матери моей, много на Тебя уповавшей. Ты видел, Господи, когда я был еще мальчиком, то однажды я так расхворался от внезапных схваток в животе, что был почти при смерти; Ты видел. Боже мой, ибо уже тогда был Ты хранителем моим, с каким душевным порывом и с какой верой требовал я от благочестивой матери моей и от общей нашей матери Церкви, чтобы меня окрестили во имя Христа Твоего, моего Бога и Господа. И моя мать по плоти, с верой в Тебя бережно вынашивавшая в чистом сердце своем вечное спасение мое, в смятении торопилась омыть меня и приобщить к Святым Твоим Таинствам, Господи Иисусе, ради отпущения грехов моих, как вдруг я выздоровел. Таким образом, очищение мое отложили, как будто необходимо было, чтобы, оставшись жить, я еще больше вывалялся в грязи; по-видимому, грязь преступлений, совершенных после этого омовения, вменялась в большую и более страшную вину. Итак, я уже верил, верила моя мать и весь дом, кроме отца, который не одолел, однако, во мне уроков материнского благочестия и не удержал от веры в Христа, в Которого сам еще не верил. Мать постаралась, чтобы отцом моим был скорее Ты, Господи, чем он, и Ты помог ей взять в этом верх над мужем, которому она, превосходя его, подчинялась, ибо и в этом подчинялась, конечно, Тебе и Твоему повелению».
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
3800₽ 1900₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день