Ролан Барт
Философия моды
Где искать знаковые системы? В модном журнале, конечно! Выясним, как такая идея пришла к Ролану Барту и что он выяснил.
В работе «Система моды» Ролан Барт анализирует модные журналы с точки зрения знаковой системы.
👠 Почему Барт анализирует именно модный журнал? В модном журнале есть реальный объект действительности, например, платье, которое создает дизайнер. Изображение платья разделяется на две части — фотографию и вербальное описание. Изображение в модном журнале — это попытка донести читателям то, что существует в реальности, через изображение и описание.
Какие действия выполняют описание и фотография?
📰 Описание производит иммобилизацию чувственного восприятия — делает все наши чувства сконцентрированными. И одновременно с этим формирует наше восприятие фотографии.
📸 Фотография контролирует описание, потому что описание в модном журнале без фотографии — ничто.
➡️ Так описание и фотография пытаются воссоздать действительность.
Иммобилизация чувственного восприятия
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Ролан Барт описывает, как издатели модных журналов и маркетологи манипулируют нашим сознанием.
🧠 Модные журналы управляют нашими желаниями с помощью коннотаций слов. Например, в словосочетании «легкое весеннее платье» слово «весна» обладает коннотацией свежести и красоты. Здесь оба прилагательных не являются необходимыми, они являются предикатами. Субъект — предмет, о котором идет речь, предикат — то, что о предмете высказывается.
🌿 Происходит мифологизация моды с помощью слова. В словосочетании «весеннее платье» дополнительная коннотация слова «весеннее» обещает, что тот, кто будет обладать этим платьем, будет молодым, свежим и красивым. Но мы понимаем (особенно если живем в России), что весна — это не только цветущие сады и солнечные лучи, весна — это также и холод, сырость, грязь. В нашем сознании присутствуют определенные элементы, например, первые листочки, которые наполняют само слово, и контекст, в котором оно использовано определенным смыслом.
🛍 Журналы заставляют нас что-то купить, указывая на наши цели. Чтобы показать целенаправленность, журналы используют слово «идеальный». Например, «идеальные туфли для ходьбы» — это выражение показывает нам, что обувь лучше всего подходит для определенной цели, которую мы перед собой поставили.
Ролан Барт рассматривает журнал как феномен культуры и составляет схему чтения моды. Его интересует то, как выстраивается культурный код модного журнала и как он читается.
🧩 Барт пытается выяснить, какая реальная структура кроется за каждым предложением модного журнала. Это поиск системы моды. Философ, как хирург, разрезает модный журнал на составляющие и пытается понять, почему предложения в журналах выстраиваются определенным образом.
🔎 Посмотрим на пример предложения из модного журнала, который приводит Барт👇
«Прогулка в одиночестве вдоль дома в скале в двустороннем плаще габардин из хлопка сырца поверх плотной шерсти зелено-бутылочного цвета с широкими плечами».
➡️ Это длинное высказывание образует всего одну единицу значения. Перед нами всего две области — область прогулки и область двустороннего плаща, связанные лишь одним отношением — прогулка в одиночестве создает идеальный контекст для определенной одежды и выражается вербально в журнале.
Посмотрим на отрывок из работы «Система моды».
🎢 Эта часть работы является трамплином для большого анализа того, как мы можем провести трансформацию текста, вычленить из него элементы и понять, что важно, а что нет, что содержит смыслы, что их производит.
✂️ Барт описывает одежду как систему моды и взаимоотношения ее частей, также как и взаимоотношения частей предложения. Каждое слово наполнено определенным смыслом. Что будет, если мы заменим одно слово или уберем его? Как связаны между собой элементы в описании предмета?
🗣 «Единицы означающего легко поддавались бы различению, если бы каждое изменение означаемого обязательно влекло за собой полную перемену означаемого — если бы каждое означаемое имело свое собственное означающее, жестко привязанное к нему; в таком случае единица означающего по величине совпадала бы с сегментом означающего, было бы столько же разных единиц, сколько разных высказываний; при этом определение синтагматических единиц оказалось бы очень легкой задачей, зато реконструировать список виртуальных оппозиций стало бы почти невозможно, ибо все высказываемые единицы пришлось бы вводить в одну бесконечную парадигму, что означало бы отказ от всякой структуризации. Разумеется, с одеждой-описанием дело обстоит не так: достаточно сравнить между собой несколько сегментов вестиментарного означающего, чтобы установить, что между ними часто есть общие элементы, а стало быть такие элементы подвижны и могут участвовать в образовании различных смыслов: например, модная черта укороченное связана с несколькими предметами одежды (юбкой, брюками, рукавами), создавая каждый раз особый смысл; это значит, что такой смысл зависит не от предмета и не от его качества, а, по крайней мере, от их комбинации. Итак, следует предположить, что сегмент означающего носит синтаксический характер: он может и должен разлагаться на более мелкие единицы».
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день