Ролан Барт
Философия языка
Каждый человек изменяет язык, на котором говорит. Рассмотрим философский взгляд Барта на интерпретацию текстов.
📕 Одна из центральных тем творчества Ролана Барта — язык. Он работает с языком как с живой, изменяющейся структурой.
😛 Почему язык — живая структура? Каждый человек пользуется языком, подстраивая уже существующий под собственные правила.
🌍 Люди разных стран говорят на одном языке по-разному. Например, английский язык в Англии будет более сложным, чем английский в США.
🕰 Наша речевая практика имеет многовековую историю. Язык — это не новое орудие, он несет в себе отпечатки тех людей, которые на нем говорили. Фактически каждый человек структурирует язык и меняет его, вводит дополнительные значения.
Рассуждая о языке как о живой структуре, Барт говорит о денотации и коннотации слов.
📌 Денотация — единое, прямое значение. Например, если мы говорим слово «лиса» и показываем на лису в зоопарке.
💡 Коннотация — дополнительное значение, которое начинает проявляться в слове. Например, дополнительное значение слова «лиса» — хитрость.
🧩 Мы постоянно добавляем к словам новые смыслы. Ролан Барт утверждает, что человек в каждое слово (даже то, у которого изначально было одно значение) вводит дополнительные, то есть коннотационные значения. Каждый из нас создает новые слова и придумывает свои смыслы.
🍞 Почему так происходит? Каждое слово может иметь у разных людей свои ассоциации, каждый человек проецирует свои дополнительные значения на слова. Так постепенно, будто отламывая кусок от хлеба и заменяя его другим куском, люди меняют язык.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Барта интересует вопрос коммуникации между людьми: если каждый вкладывает в слова свои смыслы — мы можем не понять друг друга?
👫 Понимать друг друга нам помогают социолекты. Социолекты (социальные диалекты) — лексические формы, которые присущи для той или иной социальной группы, то есть любого объединения людей, или для отдельного человека. Социальные группы всегда чем-то объединены, например, профессиональной деятельностью или интересами.
💬 В социальных группах могут появляться свои лексические инструменты, понятия и лексические нормы. Например, лексической нормой для москвичей будет «бордюр», для петербуржцев «поребрик».
📝 Ролан Барт также называет социолекты типом письма и говорит о том, что каждый человек привык мыслить в определенных категориях, в которые он вкладывает свои ценности и смыслы.
❓ Подумайте, какие особенные слова используете в речи вы? Какими новыми смыслами вы наделяете привычные слова?
🙋🏻♂️ Мы начнем. Для нас слово «задание» имеет дополнительное значение «игра».
Денотация и коннотация в фотографии
Теперь рассмотрим три концепции: знаковой системы в культуре, языка других и ризомы.
🍎 Ролан Барт говорит, что в культуре существуют подобные языку свои знаковые системы — культура и общество коммуницируют с нами при помощи знаков и символов.
🌍 У каждой культуры своя знаковая система. То, что может быть знаком в одной культуре, может не иметь подобного значения в другой.
🇫🇷 Например, для Франции знаковой системой стало вино. Во Франции общаются на языке вина, оно рассказывает о жизни в этой стране.
🇷🇺 Для русского человека весь фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» пронизан символами Нового года. Музыка, слова героев, ставшие крылатыми фразами, заливная рыба — все это ассоциируется у нас именно с новогодними праздниками.
📡 Мы постоянно получаем сигналы и считываем смыслы знаковых систем и отдельных знаков.
Ролан Барт пишет, что, создавая книгу, каждый писатель одновременно пользуется своими инструментами и заимствует чужие. Литература — столкновение с языком других, чужим набором инструментов.
🥊 Язык другого — язык-противник. В начале своего философского пути Барт утверждал, что язык свободен от отчуждения — язык общий для всех. Но он быстро отходит от утопической идеи о построении идеального языкового общества и приходит к выводу, что язык другого — язык-противник.
🗣 «Язык-противник — это язык, перегруженный, загроможденный знаками, износившийся во множестве расхожих историй, „насквозь предсказуемый“; это мертвый язык, омертвевшее письмо, раз и навсегда разложенное по полочкам, это тот избыток языка, который изгоняет повествователя из собственного „я“...; короче, этот враждебный язык есть сама Литература […]».
📝 Язык другого человека — всегда мертвый язык. Но мастерство литератора состоит в том, чтобы из мертвых нагромождений сделать что-то живое и создать собственное «я» из чужих наборов инструментов.
Отбросив идею построения идеального языкового общества, Барт начинает рассуждать о том, что нужно проникнуть в саму сущность языка, овладеть языком здесь и сейчас.
🍄 Барт рассуждает о языке, используя одно из ключевых понятий постструктурализма — ризома, предложенное Жилем Дилёзом и Феликом Гваттари. Барт говорит, что важно понять, что язык существует в ризоме (фр. «rhizome» — «корневище») — едином культурном коде, объединяющем все идеи. Ризому можно сравнить с грибницей — в ней нет ни одного толстого основного корня, как у дерева, но есть множество тонких, разветвленных и перепутанных корней.
🔗 Иллюстрацией ризомы может послужить введенное Зигмундом Фрейдом понятие «эдипов комплекс». Фрейдовская интерпретация Эдипа была бы невозможна без мифа о древнегреческом царе Эдипа и одноименной драмы Софокла. В то же время Барт обращает наше внимание на то, что в самом Эдипе уже заложен Фрейд. С одной стороны, Фрейд — логичное продолжение Эдипа, а с другой — они существуют вместе, в одном культурном фоне.
🕸 Культура — это сеть, в которой все существует одновременно. В каждом произведении заложены все предыдущие. Культуру можно сравнить с ковром — каждый мастер продолжает уже начатый узор.
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день