angle-down facebook instagram vkontakte warning

Ролан Барт

Философия языка

Каждый человек изменяет язык, на котором говорит. Рассмотрим философский взгляд Барта на интерпретацию текстов.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Круглых
Выпускник философского факультета МГУ, автор и ведущий Ютуб-канала «Философское Мнение», ассистент кафедры философии, политологии и социологии НИУ МЭИ.

📕 Одна из центральных тем творчества Ролана Барта — язык. Он работает с языком как с живой, изменяющейся структурой.

😛 Почему язык — живая структура? Каждый человек пользуется языком, подстраивая уже существующий под собственные правила.

🌍 Люди разных стран говорят на одном языке по-разному. Например, английский язык в Англии будет более сложным, чем английский в США.

🕰 Наша речевая практика имеет многовековую историю. Язык — это не новое орудие, он несет в себе отпечатки тех людей, которые на нем говорили. Фактически каждый человек структурирует язык и меняет его, вводит дополнительные значения.

Рассуждая о языке как о живой структуре, Барт говорит о денотации и коннотации слов.

📌 Денотация — единое, прямое значение. Например, если мы говорим слово «лиса» и показываем на лису в зоопарке.

💡 Коннотация — дополнительное значение, которое начинает проявляться в слове. Например, дополнительное значение слова «лиса» — хитрость.

🧩 Мы постоянно добавляем к словам новые смыслы. Ролан Барт утверждает, что человек в каждое слово (даже то, у которого изначально было одно значение) вводит дополнительные, то есть коннотационные значения. Каждый из нас создает новые слова и придумывает свои смыслы.

🍞 Почему так происходит? Каждое слово может иметь у разных людей свои ассоциации, каждый человек проецирует свои дополнительные значения на слова. Так постепенно, будто отламывая кусок от хлеба и заменяя его другим куском, люди меняют язык.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Барта интересует вопрос коммуникации между людьми: если каждый вкладывает в слова свои смыслы — мы можем не понять друг друга?

👫 Понимать друг друга нам помогают социолекты. Социолекты (социальные диалекты) — лексические формы, которые присущи для той или иной социальной группы, то есть любого объединения людей, или для отдельного человека. Социальные группы всегда чем-то объединены, например, профессиональной деятельностью или интересами.

💬 В социальных группах могут появляться свои лексические инструменты, понятия и лексические нормы. Например, лексической нормой для москвичей будет «бордюр», для петербуржцев «поребрик».

📝 Ролан Барт также называет социолекты типом письма и говорит о том, что каждый человек привык мыслить в определенных категориях, в которые он вкладывает свои ценности и смыслы.

❓ Подумайте, какие особенные слова используете в речи вы? Какими новыми смыслами вы наделяете привычные слова?

🙋🏻‍♂️ Мы начнем. Для нас слово «задание» имеет дополнительное значение «игра».

Денотация и коннотация в фотографии

Теперь рассмотрим три концепции: знаковой системы в культуре, языка других и ризомы.

🍎 Ролан Барт говорит, что в культуре существуют подобные языку свои знаковые системы — культура и общество коммуницируют с нами при помощи знаков и символов.

🌍 У каждой культуры своя знаковая система. То, что может быть знаком в одной культуре, может не иметь подобного значения в другой.

🇫🇷 Например, для Франции знаковой системой стало вино. Во Франции общаются на языке вина, оно рассказывает о жизни в этой стране.

🇷🇺 Для русского человека весь фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» пронизан символами Нового года. Музыка, слова героев, ставшие крылатыми фразами, заливная рыба — все это ассоциируется у нас именно с новогодними праздниками.

📡 Мы постоянно получаем сигналы и считываем смыслы знаковых систем и отдельных знаков.

Ролан Барт пишет, что, создавая книгу, каждый писатель одновременно пользуется своими инструментами и заимствует чужие. Литература — столкновение с языком других, чужим набором инструментов.

🥊 Язык другого — язык-противник. В начале своего философского пути Барт утверждал, что язык свободен от отчуждения — язык общий для всех. Но он быстро отходит от утопической идеи о построении идеального языкового общества и приходит к выводу, что язык другого — язык-противник.

🗣 «Язык-противник — это язык, перегруженный, загроможденный знаками, износившийся во множестве расхожих историй, „насквозь предсказуемый“; это мертвый язык, омертвевшее письмо, раз и навсегда разложенное по полочкам, это тот избыток языка, который изгоняет повествователя из собственного „я“...; короче, этот враждебный язык есть сама Литература […]».

📝 Язык другого человека — всегда мертвый язык. Но мастерство литератора состоит в том, чтобы из мертвых нагромождений сделать что-то живое и создать собственное «я» из чужих наборов инструментов.

Отбросив идею построения идеального языкового общества, Барт начинает рассуждать о том, что нужно проникнуть в саму сущность языка, овладеть языком здесь и сейчас.

🍄 Барт рассуждает о языке, используя одно из ключевых понятий постструктурализма — ризома, предложенное Жилем Дилёзом и Феликом Гваттари. Барт говорит, что важно понять, что язык существует в ризоме (фр. «rhizome» — «корневище») — едином культурном коде, объединяющем все идеи. Ризому можно сравнить с грибницей — в ней нет ни одного толстого основного корня, как у дерева, но есть множество тонких, разветвленных и перепутанных корней.

🔗 Иллюстрацией ризомы может послужить введенное Зигмундом Фрейдом понятие «эдипов комплекс». Фрейдовская интерпретация Эдипа была бы невозможна без мифа о древнегреческом царе Эдипа и одноименной драмы Софокла. В то же время Барт обращает наше внимание на то, что в самом Эдипе уже заложен Фрейд. С одной стороны, Фрейд — логичное продолжение Эдипа, а с другой — они существуют вместе, в одном культурном фоне.

🕸 Культура — это сеть, в которой все существует одновременно. В каждом произведении заложены все предыдущие. Культуру можно сравнить с ковром — каждый мастер продолжает уже начатый узор.

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;