angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бела Барток

Второй фортепианный концерт

Для Бартока пианино было частью его самого. В этой части урока разберем одно из самых сложных его произведений: виртуозный Концерт для фортепиано с оркестром номер 2.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Фефелова
Музыковед, работает с дирижером Теодором Курентзисом и musicAeterna с 2005 года

🎹 Как для Листа, Прокофьева или Рахманинова, для Бартока фортепиано было частью его натуры. Как пианист он чувствовал себя комфортно во всех амплуа — солиста, камерного музыканта, концертмейстера или солиста с оркестром.

🧐 Его репертуар включал музыку от начала 17 века до современных сочинений. Однако он не играл все подряд; напротив, всегда тщательно обдумывал программы в зависимости от страны, зала, аудитории и личных увлечений.

👏 В ранние годы он исполнял в основном виртуозный репертуар, отдавая предпочтения сочинениям с яркой национальной окраской — Листу, Шопену, Шуману. Так же, как на полвека раньше Европа восхищалась Листом-пианистом, официально признание пришло именно к Бартоку-пианисту. В 1907 году его пригласили преподавать фортепиано в alma mater, Национальную Венгерскую Королевскую музыкальную академию в Будапеште, где он работал до 1934 года. Его основной должностью на протяжении многих лет оставался пост профессора фортепиано, дополняясь концертными выступлениями.

📜 Поворот к фольклору сопровождался растущим интересом к старинной музыке. Он начал исполнять сочинения Скарлатти, Куперена и Рамо, а также пополнил репертуар сочинениями импрессионистов — Дебюсси и Равеля. Его кристально прозрачное и ритмически пластичное исполнение сонат Скарлатти можно услышать в записях, сохраненных и опубликованных сыном Петером.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/2dr405dlOsUjKw

🙇‍♂️ Хотя собственные сочинения Бартока все чаще составляли основу программ его сольных концертов, в 1920-е годы большое значение приобрели сонаты Моцарта. Барток работал над изданием всех сонат Моцарта (оно до сих пор используется в педагогической практике) параллельно с изданием «Хорошо темперированного клавира» Баха, серией сонат Гайдна и сонат Бетховена. Кроме того, в конце 1920-х годов характерной частью репертуара Бартока стали его оригинальные транскрипции малоизвестных органных и клавесинных композиторов барокко.

🎻 Как камерный музыкант он выступал с такими выдающимися скрипачами, как Золтан Секей и Йозеф Сигети. Они играли сонаты Баха, Моцарта и Бетховена, а также новые скрипичные произведения Шимановского и произведения Бартока (у него две скрипичные сонаты и две рапсодии для скрипки и фортепиано).

🏰 Первое крупное выступление Бартока с оркестром состоялось в Вене в 1903 году: прозвучал Пятый фортепианный концерт Бетховена. Позднее он в основном исполнял свои собственные сочинения с оркестром, иногда включая в репертуар концерты Баха, Моцарта и Листа.

💿 В общей сложности сохранилось более девяти часов записей Бартока-пианиста, сделанные между 1910 и 1945 годами. Они сильно различаются по характеру и качеству: это и домашние записи на фонограф, и фрагменты записей радиоконцертов, и фортепианные роллы, и профессиональные студийные записи. Но даже плохое качество не умаляет важности записей: короткие потрескивающие фрагменты исполнения Второго фортепианного концерта — это настоящее откровение.

Запись сделана для радиотрансляции в 1938 году в Будапеште. Дирижирует Эрнст Ансерме.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/8EssCOkrevyieA

🎙 Среди наиболее важных записей Бартока — его Allegro Barbaro, Румынские народные танцы, пьесы из цикла «Микрокосмос», а также «Крейцерова» соната Бетховена и Скрипичная соната Дебюсси, записанные с Сигети в 1940 году на концерте в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне.

Три румынских танца
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/WvNF-SLe5FdqOQ

Первая часть «Крейцеровой» сонаты Бетховена
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Jwrifyo74Q6HHA

1. Бела Барток и скрипач Золтан Секей
2. Барток и Имре Вальдбауэр, Академия Листа в Будапеште, 1934 год

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поговорим об истории создания Второго фортепианного концерта.

☄️ В фортепианной музыке Бартока слились две стороны его гения — композитора и пианиста. Первый и Второй фортепианные концерты он написал для себя. Оба они представляют собой вызывающе виртуозные сочинения, о которых соратники Бартока по Академии не могли даже мечтать: во Втором концерте в первой части солист отдыхает всего двадцать три такта, а Allegro несется с такой скоростью и плотностью, что захватывает дух. В этом смысле концерты Бартока очень похожи на концерты Прокофьева.

🎁 Третий концерт, сочиненный в последний год жизни, был написан Бартоком с полным осознанием того, что он никогда не исполнит его. Поэтому концерт был предназначен в качестве подарка на день рождения его жене Дитте, прекрасной, хотя и чуть менее сильной пианистке.

🥵 Барток завершил Второй фортепианный концерт 9 октября 1931 года, ему было ровно 50 лет. К тому времени он завоевал уважение академического сообщества как пианист и исследователь фольклора, но его оркестровые произведения, хотя и построенные на венгерской народной лексике, отличались необычайной ритмической и гармонической сложностью и трудно пробивали себе путь к признанию.

🏛 Потребовалось полтора года после его завершения, чтобы найти дирижера и оркестр, готовых исполнить сложнейший концерт. Дирижером стал Ханс Росбауд — один из самых больших энтузиастов новой музыки первой половины 20 века. Он провел премьеру во Франкфурте-на-Майне с Симфоническим оркестром Франкфуртского радио, солировал автор.

🤩 Это был последний концерт Бартока в Германии, впоследствии отказавшегося от выступлений в знак протеста против фашистского правительства. Однако сочинение сразу произвело такое огромное впечатление, что уже в последующие месяцы ряд известных дирижеров — англичанин Эдриан Боулт, немец Герман Шерхен, чех Вацлав Талих, швейцарец Эрнст Ансерме — все исполнили этот концерт с Бартоком в качестве солиста. А Отто Клемперер представил премьеру концерта в Будапеште.

📝 «Я считаю свой Первый фортепианный концерт хорошим сочинением, хотя его структура немного — хотя кто-то может сказать „очень“ — сложна как для публики, так и для оркестра. Вот почему несколько лет спустя я сочинил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром — менее трудный для оркестра и более приятный по тематическому материалу... Большинство тем в нем более популярны и имеют более легкий характер», — писал сам Барток.

🤨 Однако, впервые услышав Второй концерт, наверное, немногие согласятся с автором. В этом смысле можно вспомнить слова Вагнера, который считал «Тристана и Изольду» более легким аналогом «Кольца нибелунга».

Слушаем Второй фортепианный концерт Бартока.

🖼 Как и многие произведения Бартока, написанные в 1930-е, Концерт имеет арочную композицию: две быстрые, родственные между собой по музыке внешние части обрамляют центральное адажио. Эта средняя часть тоже устроена зеркально: широкое течение музыки на полпути прерывает яростное presto. Похожую форму мы видели в Концерте для оркестра.

🎺 Первая часть. На первой же странице блестящего вступления очерчены два повторяющихся мотива: первый — солирующая труба на фоне энергичной фортепианной трели, второй — ее отклик, натиск «ударных» аккордов фортепиано с венгерским «акцентом». Удивительная особенность первой части — струнные молчат, а солиста сопровождают только духовые и ударные, что придает музыке жесткое, но очень энергичное звучание.

Слушаем запись Чикагского симфонического оркестра. Солист — Маурицио Поллини, дирижер — Клаудио Аббадо.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IH70LOpngMittA

🌌 Вторая часть — медленная, в контрастной трехчастной форме. В ней, наконец, вступают приглушенные (засурдиненные) струнные, вследствие чего звучание обретает характер типичной «ночной» музыки Бартока.

🐉 В крайних медленных разделах этой части струнные и фортепиано вступают в напряженный диалог, как Орфей и фурии. Этот прием отсылает нас к медленной части Четвертого фортепианного концерта Бетховена с таким же «сюжетом», который, конечно, был в репертуаре Бартока-пианиста.

👐 В быстрой центральной части, являющейся сердцем всего произведения, Барток извлекает из фортепиано фантастические звуки, включая кластеры, которые можно сыграть, только положив обе руки на клавиши.

🥁 Финал — это рондо. Его рефрен представляет собой синкопированную фигуру фортепиано, на фоне над остинатным ритмом литавр. Последняя часть во многом строится на материале первой части, только начальная острая, на самом деле, совершенно новая.

🌈 Наконец, вступает весь оркестр, и это производит колоссальное впечатление. Барток демонстрирует весь спектр своего оркестрового мастерства с грандиозным разнообразием инструментальных красок.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;