angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бела Барток

Второй скрипичный концерт

Мысли о войне и эмиграции меняют стиль музыканта. В какую сторону? Узнаем в этой части на примере Второго скрипичного концерта.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Фефелова
Музыковед, работает с дирижером Теодором Курентзисом и musicAeterna с 2005 года

⏳ Второй скрипичный концерт — это сочинение, законченное в последний день 1938 года, ясно дает нам понять, в какую сторону меняется почерк композитора под влиянием внешних (канун войны, наполненный мрачными предчувствиями, мысли о вынужденной эмиграции) и внутренних обстоятельств. Все произведения Бартока, начиная с этого концерта, принято относить к его «позднему периоду».

🌞 Приметы позднего стиля: стремление к максимальной простоте, ясности, завершенности, более устойчивому и естественному сочетанию всех элементов музыкального языка. В музыке этого периода мы слышим распевные мелодии широкого дыхания, прозрачную фактуру, тональную определенность.

✍️ Еще одна важная черта: более свободный подход к композиции. Как и большинство мастеров, к концу жизни Барток предпочитает не следовать правилам, а создавать их. Это относится и к фольклорным источникам. Если раньше Барток максимум внимания уделял старинной крестьянской песенной традиции, то в конце 1930-х он охотно использует стиль «вербункош», который раньше отвергался им как «псевдонародный». Отголоски темпераментных венгерско-цыганских импровизаций мы услышим и в темах Второго скрипичного концерта. Продолжая традиции Листа, композитор словно любуется красочными, свободно орнаментированными скрипичными наигрышами, жизнерадостной стихией венгерского чардаша, обостренного и осовремененного рукою мастера 20 века.

📝 Помимо Скрипичного концерта, к позднему стилю относят Дивертисмент для струнного оркестра, Шестой квартет, Третий фортепианный концерт, а также Концерт для оркестра, с которого мы начинали этот урок. Новые черты бартоковского стиля, утвердившиеся в этих сочинениях, — не результат какого-то внезапного переворота или кризиса: они закономерно накапливались на протяжении всего предшествующего десятилетия — примерно с конца 20-х годов.

💔 Скрипка в жизни Бартока имела особое значение. На этом инструменте играла его возлюбленная Штефи Гейер. Отношения не сложились, 27-летний композитор страдал от неразделенной любви, оставив потомкам многочисленные письма («Теперь единственным утешением мне будет музыка») и скрипичный концерт, посвященный двум сторонам характера Штефи.

📦 При жизни Бартока про этот концерт никто не знал, да и он сам не вспоминал, так что тот концерт, который теперь все знают как №2, исполнялся как единственный Концерт для скрипки с оркестром. Партитура пролежала в архиве полвека, и лишь после смерти обоих героев этой истории Концерт, созданный в 1907 году, услышала публика.

🎻 Концерт, о котором мы говорим сейчас, заказал Бартоку венгерский скрипач Золтан Секеи в 1937 году. Первоначально Барток хотел создать масштабное произведение в форме вариаций, но скрипач уговорил его вернуться к традиционной форме концерта: эпическая песенная первая часть, лирико-фантастическое Andante и быстрый, энергично-плясовой финал.

😉 Впрочем, Барток все равно написал вариации, только вписав их в структуру трехчастного цикла. Нигде во всем его творчестве вариационность не играет столь большой роли, как во Втором скрипичном концерте.

👏 Премьера концерта прошла с большим успехом, и уже в 40-е годы он утвердился в мировом репертуаре, заинтересовав таких крупных исполнителей, как Менухин, Стерн, Спиваковский и др.

😌 Успех концерта доставлял Бартоку глубокое удовлетворение: впервые за многие годы его крупное сочинение не шокировало, не озадачивало широкого слушателя, а радовало и восхищало, подобно лучшим скрипичным концертам классиков. С гордостью композитор передавал в письме к Сигети восторженный отзыв дирижера Орманди: «Он считает, что после Бетховена, Мендельсона и Брамса никто еще не писал такого скрипичного концерта».

💥 Барток наполнил концерт неудержимой ритмической энергией, прежде всего проявляющейся в ослепительно яркой виртуозности солирующего инструмента. Скрипка здесь властвует безраздельно, оркестр полностью ей покоряется, оставаясь галантным, точным и скромным, но в нужные моменты столь же безудержно бурным, как и главная героиня произведения.

🌈 В сольной партии концерта представлен широкий круг виртуозных эффектов — от ювелирно отчеканенных орнаментов и пассажных движений до тяжеловесного marcato, размашистой игры октавами, четырехголосными аккордами, двойными и тройными нотами. Очень смело использованы регистры — от предельно низких до высочайших, прозрачно-нежных. Часто применяются скачки, форшлаги, затейливые ритмические комбинации, сложнейшие пассажи с трелями или ломаными аккордами.

История сохранила для нас запись мировой премьеры концерта в Амстердаме в исполнении Золтана Секеи в 1939 году.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/PKY9eL8bSfc4Yg

А также запись первого исполнения в присутствии автора: 1943 год, Нью-Йорк, солист — Тосси Спиваковский.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/9sJ9uw-r48MNNw

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Штефи Гейер

🇭🇺 Незабываемо начало концерта: упругие аккорды арфы и пиццикато струнных, на которые наплывает главная тема первой части. Изначально композитор планировал дать к первой части обозначение Tempo di Verbunkos, но потом снял его. Музыка говорит сама за себя. Здесь и венгерская синкопированная ритмика, и румынские красочные лады.

🎶 В побочной теме (2:18) использованы все двенадцать звуков хроматической гаммы. Создавая ее, Барток будто бы хотел показать Шёнбергу, как писать такие темы, оставаясь в рамках тональности. Действительно, тема эта — плод замечательного мелодического вдохновения, которое распространяется на весь концерт.

🗣 Решающую роль в первой части играют мужественный распев и энергичные пассажи, достигающие своей кульминации в монументальной каденции (12:20), отмеченной экстраординарными виртуозными сложностями.

Предлагаем послушать концерт в исполнении босоногой Патриции Копачинской: ее молдавские корни явно резонируют с венгерско-румынским темпераментом концерта и позволят нам более явно услышать его фольклорную природу.
Видео-пример: https://yadi.sk/i/f-oHhmZ9jZiNyA
Время прослушивания: 17 минут.

💨 Тема второй части — одна из самых проникновенных у Бартока (17:04). Аромат мадьярской песенности, представленной на этот раз спокойным напевом широкого дыхания в духе parlando rubato (с характерными ритмическими остановками в конце каждой фразы), слышится в каждой ноте лирической мелодии.

📿 Шесть вариаций на эту тему разворачиваются подобно затейливым арабескам. Варьирование здесь очень свободное, поэтически вольное. Тема оказывается не столько основой для вариаций, сколько своеобразным источником вдохновения, питающим фантазию композитора. В каждой последующей вариации меняются тональность, темп, оркестровое решение, ритмический рисунок. Сохраняются порой лишь отдаленные намеки на тему. Шесть вариаций резко контрастируют друг с другом, составляя вереницу прихотливых зарисовок, прозрачно и скупо инструментованных.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/f-oHhmZ9jZiNyA
Время прослушивания: 10 минут.

💃 Финал Концерта (Allegro molto) — переосмысленный вариант первой части. Автор как бы продолжает начатое повествование, переключая его в план задорного, танцевального действия. Традиционная сонатная форма служит основой для остро-контрастной драматургии, в которой сменяются упругий танец, напористые пассажи и скупые островки хрупкого затаенного лиризма. Частая перемена темпов и ритмических рисунков, громадный диапазон динамики — от тихих прозрачных звучаний до тяжеловесных взрывов tutti; обилие контрастных диалогов и ярких тембровых эффектов — все это еще более усиливает напряженность целого. Ведущая роль здесь принадлежит энергично ликующей главной теме, появляющейся многократно в разных тональных и тембровых освещениях: то мечтательно-поэтичных, то могучих и жизнеутверждающих.

Видео-пример: https://yadi.sk/i/f-oHhmZ9jZiNyA
Время прослушивания: 13,5 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;