Бела Барток
Биография и Концерт для оркестра
К 4 годам исполнял 40 пьес, а в 11 дал свой первый концерт. Поговорим о биографии Белы Бартока и определим его место в музыке.
Почему интересно и важно знать музыку Белы Бартока.
💫 Бела Барток — столь же уникальная фигура в истории музыки 20 века, как Стравинский или Равель. Наряду с Листом он является величайшим венгерским композитором в истории.
🇭🇺 Барток — человек превосходных личных качеств, огромной жизненной силы и энтузиазма, патриот в самом лучшем смысле этого слова, влюбленный в свою страну, ее народ и культуру. Путь Бартока пришелся на трудное время двух мировых войн и передела Европы, но его кипучая и плодотворная деятельность всегда была на редкость многообразной: композитор, собиратель и исследователь фольклора, пианист, дирижер, музыкальный и общественный деятель.
🤝 Большую часть жизни Барток собирал и исследовал фольклор Венгрии, Румынии и соседних стран — и стал одним из основоположников этномузыковедения. Его фольклорные исследования не раз ставили его на линию перекрестного огня в политических играх соседних регионов, но Барток все стойко сносил и твердо верил в истинную дружбу и братство между народами.
🌾 «Венгерская» музыка Бартока разительно отличается от «венгерской» музыки Листа. Если источником вдохновения для Листа был, по большей части, фольклор, ассимилированный городскими музыкантами и цыганами, то Барток глубоко погрузился к самым истокам народного музицирования и обнаружил удивительное своеобразие его ладов и ритмов, не имеющее ничего общего с «глянцевой» фольклорностью Листа.
🏵 Музыка Бартока очень яркая и самобытная, ее сложно перепутать с чьей-то другой. Своеобразие его стиля определяют две основных черты: как и многие композиторы первой половины 20 века, он искал выход за пределы тональной системы, ее обновления; выход был найден в фольклоре, его неклассических ладах, аккордах и ритмах.
🌈 Барток начинал как неоромантик, затем испытал влияние различных музыкальных направлений начала 20 века и вошел в историю как крупнейший модернист. Если попытаться кратко выразить главную формулу его музыки, то получится «фольклор + расширенная тональность + импрессионизм + экспрессионизм». И иногда — немного конструктивизма.
🌄 В 1910–1920-е годы Барток много экспериментировал, в это время ясно прослеживаются влияния разных стилей, можно назвать сочинения в рамках неофольклорного направления, экспрессионистские или импрессионистские. Постепенно все эти черты неразделимо слились в музыке Бартока, о его позднем стиле говорят как о синтезе Востока и Запада.
🗂 Барток интересен еще и тем, что программность и яркая театральность соседствуют у него с любовью к «чистой» академической музыке. Он работал практически во всех жанрах: опера, балет, кантата, симфоническая поэма, оркестровые сочинения в разных жанрах (сюиты, танцы и др.), инструментальный концерт, квартет, соната, вокальная музыка, множество детских и фольклорных пьес. Только симфоний у Бартока нет.
1. Бела Барток
2. Барток в детстве
3. Барток в возрасте 18 лет
4. Барток в народном интерьере
5. Барток в экспедиции
6. Барток со второй женой Дитте
7. Барток с Дитте и сыном Петером
8. Совместное выступление Белы и Дитте
9. Скрипач Йозеф Сигети, Бела Барток и джазовый кларнетист Бенни Гудмен, Нью-Йорк
10. Барток в концертном костюме, поздние годы
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вундеркинд, фольклорист, преподаватель, пантеист, — вспоминаем биографию Белы Бартока.
👪 Барток родился в 1881 году, за пять лет до смерти Листа. Он на поколение младше Дебюсси, на шесть лет младше Равеля, на год старше Стравинского, на десять — Прокофьева. Его родина — селение Надьсентмиклош (ныне Румыния), родители — директор сельскохозяйственного училища и сельская учительница.
👦 Бела был вундеркиндом: он научился различать музыкальные ритмы раньше, чем говорить, а к 4 годам в его репертуаре было около 40 несложных пьес. В 11 лет Барток дал свой первый концерт, где исполнил и собственное сочинение. После этого выступления юный Бела получил приглашение от композитора Ласло Эркеля и год занимался с ним.
🎓 В 18 лет Барток поступил в Королевскую музыкальную академию в Будапеште. Его учителем по фортепиано был Иштван Томан, ученик Листа. В студенческие годы Барток много и с большим успехом выступал как пианист, много сочинял для фортепиано. На Бартока-композитора в это время сильнее всего влияли Рихард Штраус, Брамс и Дебюсси.
🏡 Огромную роль в судьбе Бартока сыграли дружба и сотрудничество с композитором и собирателем фольклора Золтаном Кодаи. Под его влиянием летом 1906 года Барток совершил свою первую фольклорную экспедицию, записывал в деревнях и селах венгерские и словацкие народные песни. Так началась его научно-фольклористская деятельность, продолжавшаяся всю жизнь. Новаторским было использование Бартоком фонографа, на который он записывал музыку, что давало возможность точнее ее расшифровать и подробнее изучить.
👨🏻🏫 В 1907 году Барток начал преподавательскую деятельность в качестве профессора Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано и преподавал до 1934-го. Среди его учеников было много известных музыкантов, в том числе дирижер Георг Шолти.
💕 Барток был дважды женат. В 1909 году он женился на 16-летней Марте Зиглер, у них родился сын, Бела III (отца Бартока тоже звали Бела). В 1923 году Барток расстался с Мартой и женился на своей 19-летней студентке Дитте Пастори (1903–1982); она родила ему сына Петера.
💔 Итог Первой мировой войны Барток воспринял как личную трагедию, многие части страны, которые он так любил (Трансильвания, Банат, Пожонь), были отделены от Венгрии, политические отношения между Венгрией и бывшими частями Австро-Венгерской империи фактически перекрыли ему возможности для исследования народной музыки за пределами Венгрии.
🌱 Выросший в католической семье, Барток не был религиозен. Во взрослом возрасте он увлекся унитаризмом, хотя по воспоминаниям современников скорее был склонен к пантеизму, всегда с почтением упоминал о чудесном порядке природы.
🗽 После прихода нацистов к власти Барток отказался давать концерты в Германии и разорвал отношения со своим немецким издателем. Ярые антифашистские взгляды приносили ему все больше неприятностей, и в 1940 году, скрепя сердце, он решился эмигрировать. Предварительно отправив все свои рукописи в Швейцарию, Барток с женой и младшим сыном повторил путь многих людей культуры того времени — отплыл в США и поселился в Нью-Йорке.
🖤 Там Барток продолжал работу как пианист, этномузыковед и педагог. В 1945 году, незадолго до смерти от лейкемии, он получил американское гражданство. В 1988 году останки композитора были перевезены в Венгрию и перезахоронены в Будапеште.
🌫 Бела Барток — гений оркестровки, один из тех, кто имел потрясающий тембровый слух, знал мельчайшие тонкости оркестрового письма и умел извлекать из оркестра фантастическую палитру звучаний. Но — надо предупредить сразу — в этой палитре много мрачных красок. В музыке Бартока нет того буйства колорита и восторженности, что было у Листа, он — сумрачный гений.
⭐️ Знакомство с музыкой Бартока мы начнем с конца, с одного из главных его шедевров — Концерта для оркестра, созданного в 1943 году, за два года до смерти. Он был написан по заказу Фонда Кусевицкого, возглавляемого дирижером Сергеем Кусевицким, после переезда Бартока в США. Возможно, если бы не этот заказ, последним сочинением композитора мог стать Струнный квартет №6, написанный до отъезда. Но работа над Концертом инициировала новую волну вдохновения, на которой появился еще ряд сочинений, в том числе Соната для скрипки соло и Фортепианный концерт №3.
💫 Уже из названия понятно, что композитор вступает в полемику с привычной классико-романтической концепцией инструментального концерта, здесь нет противопоставления солиста и оркестра. В некотором роде Барток по-своему возвращается к идее барочного концерта как соревнования оркестровых групп. Сам он говорил, что назвал сочинение «концертом», а не «симфонией», потому что каждая группа инструментов представлена индивидуально и виртуозно.
В концерте 5 частей 👇
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/fufVxuMs-rTawA
🌃 Первая часть Introduzione — Интродукция, большая медленная часть. Это так называемая «ночная музыка» Бартока; но она не имеет ничего общего с характером, например, «Маленькой ночной серенады» Моцарта, это как раз та самая сумрачная музыка: тревожные тремоло струнных, тихий хорал у труб, таинственные реплики флейт. Обратите внимание на искусное фугато (6.37).
👥 Вторая часть Presentando le coppie. Allegro scherzando — «Представление пар» (в первом издании она называлась «Игра пар»). Это скерцо, состоящее из пяти разделов, в каждом — новая тема и новая пара участников (фаготы, гобои, кларнеты, флейты, засурдиненные трубы). Барток задает себе непростые «технические» правила игры: каждую пару инструментов разделяют разные интервалы. Эти правила «подслушаны» им в игре народных музыкантов в Далмации, регионе на востоке Адриатического моря.
🌌 Третья часть — «Элегия», чистейший пример «ночной музыки» Бартока. Сам композитор описал ее как «мрачную песнь смерти», которую изредка прерывают страстные молитвенные всплески.
🎢 Настроение четвертой части — Intermezzo interrotto («Прерванное интермеццо») — колеблется от лирической беззаботности до острой сатиры. В ней три разнородные темы: цитата из «Веселой вдовы» Легара, лирическая мелодия у альтов — это популярная песня «Ты прекрасна, Венгрия», а в серединке звучит лихая пританцовывающая мелодия с сатирическими «спецэффектами» у медных духовых — ее легко принять за народную танцевальную мелодию, но в ней Барток пародирует фрагмент темы «нашествия» из «Ленинградской» симфонии Шостаковича (25:30), которую слышал по радио.
🏇 Cтремительный и эффектный финал perpetuum mobile несется вперед, лишь в самом конце давая возможность перевести дух. В нем главная моторная тема, имитирующая приемы народного музицирования, перемешана с искусными полифоническими эпизодами (вновь фугато) и зажигательными фольклорными темами.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
5200₽ 2600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день