Бела Барток
Опера «Замок герцога Синяя Борода»
«Замок герцога Синяя Борода» — крутейший музыкальный психологический триллер. Посмотрим, как опера родилась из юношеской веры и энтузиазма Бартока и Балажа и в чем ее особенности.
Поговорим о единственной опере Бартока «Замок герцога Синяя Борода».
🏰 Старая легенда о жестоком герцоге Синей Бороде, сгубившем семь своих прекрасных жен, многократно привлекала писателей и музыкантов. После французского сказочника Шарля Перро, впервые разработавшего популярную историю о Синей Бороде (1697, в сказке счастливый финал!), к этой теме в 18 веке обращались французские композиторы Андре Гретри и Николя Далейрак, в 19 веке — поэт Людвиг Тик, композитор Жак Оффенбах, драматург Морис Метерлинк, в 20 веке — композитор Поль Дюка, писатели Анатоль Франс, Макс Фриш, Курт Воннегут.
📚 У легенды о Синей Бороде всегда были варианты для детей и для взрослых, на этот сюжет создавались оперы и драмы, оперетта и сатирические новеллы — каждая эпоха рождала свое понимание традиционной фабулы. В эпоху французской буржуазной революции Гретри создал типичную «оперу спасения» (1789), заклеймив в образе кровавого герцога ненавистную тиранию феодалов. В 1866-м Оффенбах показал в Синей Бороде современного буржуа-повесу, героя опереточного адюльтера. Наконец, в начале 20 века миф о герцоге-убийце был переключен в план таинственной аллегории, многозначительной и статической символистской драмы. Именно это решение ближе всего Бартоку.
👨🏻 У человека, ставшего прототипом Синей Бороды — Жиля де Ре — бороды как раз не было. Молодой человек по тогдашней придворной моде гладко выбривал щеки и подбородок, оставляя лишь узкую полоску усов. Простые люди называли гладко выбритых аристократов «синебородыми», то есть выбритыми до синевы. Позднее слово забылось, и прозвище Синяя Борода приобрело совсем другой смысл.
😱 Итак, кто же он, герцог Синяя Борода? Прототип героя, Жиль де Ре (1404–1440) — французский барон из рода Монморанси-Лавалей, маршал Франции и участник Столетней войны, сподвижник Жанны д’Арк. Он занимался алхимией, у него в услужении был итальянский некромант. Жиль был арестован и казнен по обвинению в убийстве нескольких своих жен и ритуальных убийствах с целью вызова демонов (ему вменялось от 80 до 200 мальчиков-жертв).
👮♂️ Сегодня все чаще говорят, что эти обвинения, скорее всего, были сфальсифицированы. Жена у де Ре была только одна, а археологи при обследовании его замка не нашли никаких останков, свидетельствующих о массовых убийствах и захоронениях. Возможно, барона оговорили по заказу короля Карла VII. В 1992 году французские ученые организовали новый «посмертный суд» в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов инквизиции, трибунал из нескольких парламентариев, политиков и историков-экспертов полностью оправдал маршала де Ре.
👹 Однако после его смерти в народ пошла сказка, что дьявол выкрасил русую бороду де Ре в синий цвет за то, что тот убил шесть своих жен. Она оказалась очень популярной и живучей.
🇭🇺 У венгров есть свой национальный вариант сказки. Именно он стал основой для молодого драматурга Белы Балажа — ровесника, друга и единомышленника Белы Бартока, отдавшего много сил изучению венгерского фольклора. Он хотел заново пересказать историю о Синей Бороде, используя поэтические средства старинных крестьянских песен.
✒️ «Мне хотелось воплотить на сцене драматический дух секейских народных баллад. Я стремился соединить современное содержание с простейшими формами народной песни. Я хотел того же, что и Барток. В те молодые годы мы шли вместе. Мы оба были уверены, что подлинное обновление искусства может быть достигнуто только через освоение старого, исконного. Потому что истинно лишь то, что просто, и только то, что просто, может быть по-настоящему новым», — писал Балаж.
1. Жиль де Ре (1404–1440)
2. Замок Тиффож (Château Tiffauges), в котором жил де Ре
3. Де Ре колдует над своими жертвами, рисунок середины 19 века
4–5. Гюстав Доре, иллюстрации к сказке Шарля Перро
6. Бела Балаж
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
🤝 Бартока и Балажа объединяла любовь к национальной культуре, а совместные экспедиции еще больше сблизили. Балаж оставил очень интересный портрет молодого Бартока: «Мы провели вместе неделю, собирая народные песни. Он наивен и неловок. Двадцатипятилетний вундеркинд. Его спокойное упорство вызывает уважение. Слабый, хилый, болезненный человек, однако, когда я бывал уже совершенно измучен, он уговаривал поработать еще немного. Великолепно играет и сочиняет чудесную музыку... Любознателен, нетерпелив, неспособен сидеть на месте и, кажется, пытается найти что-то, что живет пока еще только в нем... Скромен, как маленькая девочка, но тщеславен».
📇 Балаж окончил либретто «Синей Бороды» весной 1910 года, текст был опубликован в журнале «Театр» с посвящением Бартоку и Золтану Кодаи. Первоначально автор хотел отдать пьесу в качестве оперного либретто именно Кодаи, но присутствовавший на ее чтении Барток был так захвачен идеей, что вскоре приступил к сочинению музыки, сохранив нетронутым весь поэтический текст Балажа.
🖌 Балаж позднее вспоминал: «Моя мистерия родилась из нашей общей юношеской веры. Эти стихи я адресовал Бартоку подобно тому, как усталый странник запевает песню, чтоб заставить своего еще более измученного товарища подхватить ее. Потому что мелодия будет вести тебя, даже если ноги откажутся идти дальше. Я ухитрился увлечь его этой музыкой. Барток запел и внезапно вызвал к жизни такую песню, которой не слышала Европа со времен Бетховена».
🙇♂️ Барток сочинял музыку для мистерии (как он ее называл!) «Замок герцога Синяя Борода» с марта по сентябрь 1911 года. Это была его первая театральная и вокальная работа! Театры не проявляли интереса к работе молодого композитора, и Барток дважды подал «Бороду» на конкурс оперных партитур. И оба раза с треском провалился. Один из друзей Бартока даже выкрал партитуру и отнес ее директору Венгерского государственного театра Миклошу Банфи. Тому опера не понравилась совсем: «Слишком мрачно», — резюмировал он. Мрачнее мрачного в это время стал и сам Барток, обессиленный неудачами.
😁 А вот Балажу судьба улыбалась: Банфи понравилась его пьеса «Деревянный принц», и он спросил драматурга, кто бы мог написать музыку. Но кандидатура Бартока в этот раз не прошла. Лишь после успешной драматической постановки этой пьесы дирекция театра согласилась поставить в один вечер «Деревянного принца» как балет с музыкой Бартока и «Синюю Бороду». Барток вспоминал: «Печальная судьба моей оперы побудила меня написать „Деревянного принца“. Я так люблю свою оперу, что, когда я получил либретто „Деревянного принца“, то сразу подумал о том, что балет с его захватывающим и живописным сюжетом позволит поставить в один вечер с ним „Бороду“».
😡 Премьера состоялась в Будапештской опере 24 мая 1918 года в довольно слабой и условной постановке одного из оперных певцов труппы. К сожалению, к тому времени отношения Бартока и Балажа расстроились, драматург оказался довольно обидчивым, его очень уязвляло, что Барток больше не привлекал его к процессу и не говорил о нем в прессе. Спустя некоторое время он порвал отношения с композитором.
🧛♂️ Несколько слов о либретто. Текст выдержан в восьмистрочных силлабических строфах, на языке и ритмах старых венгерских секейских народных баллад. Секейя — район в Трансильвании (нынешняя Румыния), куда в начале 20 века постоянно ездили фольклорные экспедиции. Это мрачное место, с которым связаны рассказы о Дракуле и сюжет «Страшной мести» Гоголя, так что перенести туда действие «Синей Бороды» было закономерным.
Напомним сюжет.
🚪 Герцог Синяя Борода привозит молодую жену в свой мрачный замок. Юдифь бежала с ним, бросив ради него отца, мать, братьев и жениха, ее не испугали страшные истории о таинственном герцоге. В замке она видит семь железных дверей, хочет узнать, что скрывается за ними и просит Синюю Бороду открыть двери. Тот решительно отказывается, но потом уступает ее настойчивым просьбам и постепенно открывает перед ней двери.
👑 За последней дверью Юдифь находит трех бывших жен Синей Бороды. На их головах короны: первую жену он встретил на рассвете, и теперь ей принадлежит утро, вторую — в полдень, третью — вечером. Юдифи Синяя Борода дарит ночь, и она уходит вслед за другими женщинами в седьмую дверь. Теперь для Юдифи ночь будет длиться вечно.
🖌 В опере всего два действующих лица — Синяя Борода и Юдифь. В музыке оперы два слагаемых: напряженные диалоги героев и симфонические картины, рисующие сначала атмосферу замка, а затем иллюстрирующие «сюжет» каждой двери.
⚔️ Барток понимал необычность такого решения для своего времени: «Самая большая сложность состоит в том, что сюжет предполагает лишь духовный конфликт двух лиц, и музыка ограничивается изображением этого конфликта в абстрактной простоте. На сцене ничего больше не происходит». Зато очень много происходит в музыке.
✨ «Замок герцога Синяя Борода» — это крутейший музыкальный триллер всех времен и народов, роскошная оркестровая партитура с блестяще воссозданной психологической битвой двух сильных героев. Стиль музыки определить непросто, в ней слились и импрессионизм, и экспрессионизм, и неофольклоризм.
🗣 Что касается вокальных партий, то Барток, впервые работавший с голосом, почувствовал, что декламационный стиль народной песни может стать моделью нового стиля музыки вокального искусства, в которой песенность будет заменена более свободным стилем, следующим за естественными ритмами и флексиями венгерского языка. «Синяя Борода» была лабораторией, в которой он экспериментировал с этим новым вокальным стилем.
🏵 У «Замка герцога Синяя Борода» два колоссальных преимущества: музыка Бартока, которая во многом близка современному триллеру или даже хоррору (а в чем-то предвосхищает черты этих жанров), а также сюжет, актуальный в каждую эпоху в любых реалиях. Это обеспечило опере счастливую сценическую жизнь, она идет в мире постоянно. Режиссерам интересно ставить героев в новые обстоятельства, исследовать темы страха, смерти, жестокости, необъяснимой тяги к запретному знанию. А певцов привлекают два сильных характера, и они берутся за оперу, несмотря на трудность венгерского языка.
→ Предлагаем следить за музыкой по двум постановкам:
Канонический фильм-опера с Робертом Ллойдом и Элизабет Лоуренс, дирижер — Адам Фишер (1988)
Видео-пример: https://yadi.sk/i/r42Q6NxhmbiJEw
Постановка Мариуша Трелинского, Метрополитен-опера, в главных ролях Надя Михаэль и Михаил Петренко. Дирижер — Валерий Гергиев (2015).
Видео-пример: https://yadi.sk/i/KSXu_aAgOrwfsA
📑 Опера устроена как гигантское рондо с прологом и эпилогом, где рефрен — это диалоги Юдифи и герцога, а эпизоды — семь дверей. Оперу предваряет сжатый пролог — вступительное обращение к публике чтеца-поэта. Он призывает глубже вникнуть в скрытый смысл представления: «То, что мы здесь покажем, имеет значение для многих людей». Пролог часто отрезают, но в этих постановках он есть.
🩸 В интродукции звучат мрачный лейтмотив замка и острая интонация у духовых — это лейтмотив крови, он будет повторяться много раз. Большой диалог Герцога и Юдифи служит экспозицией драмы, он полон неистового возбуждения, любовные признания чередуются с настойчивыми мольбами Юдифи. Рефрены-диалоги гигантского рондо оперы становятся все напряженнее и превращаются в поединки. Обе партии поручены низким голосам — басу и меццо-сопрано.
🎨 В оркестровых картинах семи тайн, скрытых за запретными дверями замка, Барток проявил изощренную фантазию, удивительный колористический дар «иллюзорного», но вполне конкретного изобразительного письма.
😨 Первая из тайн — «комната пыток». Обратите внимание, как кинематографично Барток нагнетает напряжение. Когда открывается дверь, в оркестре доминируют свистящие пассажи флейт в напряженном диапазоне тритона в сочетании с диссонирующими аккордами арф и деревянных духовых.
⚔ Вторая дверь — оружейная. Звучат воинственные сигналы трубы.
💰 Третья дверь — сокровищница. Светлый до мажор трех труб и нежные фразы солирующей скрипки эффектно изображают сверкание драгоценностей.
🌳 Четвертая и пятая двери — самые развернутые симфонические картины. Импрессионистский призрачный пейзаж с декоративными трепещущими фонами, певучим «лесным» соло валторны и птичьими щебетаниями передает завораживающую красоту волшебного сада. Пятый эпизод, олицетворяющий могущество власти, впечатляет сверхмощной звучностью оркестрового tutti (с органом), холодной торжественностью хорала — это динамическая кульминация всего произведения. Обе центральные картины благодаря светлой краске составляют резкий контраст к остальной музыке оперы с ее давящей мрачностью.
🥶 Нельзя без содрогания слушать шестой эпизод — озеро слез. Едва трепещущий фон и стонущие всплески кларнетов будто овеяны ледяным дыханием смерти.
🌪 Наконец, в последнем, седьмом эпизоде воцаряется тяжелая траурная атмосфера, реплики кларнетов и английского рожка здесь основаны на подлинных оборотах венгерского крестьянского причета.
🎞 Тем, у кого есть аккаунт ВКонтакте, настоятельно рекомендуем посмотреть невероятно интересную и кинематографичную версию спектакля в Баварской опере. Режиссер — Кэти Митчелл, Юдифь — Нина Стемме, Герцог — Джон Лундгрен. В спектакль добавлен огромный кино-пролог с предысторией на музыку знакомого вам Концерта для оркестра. Спектакль называется «Юдит».
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день