angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бела Барток

Фольклорные исследования и «Микрокосмос»

Работа с фольклором определила облик Бартока-композитора и стала мощнейшей частью общемирового направления в искусстве — неофольклоризма. Обсудим подробнее.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Фефелова
Музыковед, работает с дирижером Теодором Курентзисом и musicAeterna с 2005 года

🌍 Что такое неофольклоризм? Это новые формы существования аутентичного фольклора, например, в композиторском академическом творчестве. Направление возникло в начале 20 века и охватило почти всю Европу. Прокофьев и Стравинский в России, Барток и Кодаи в Венгрии, Яначек и Мартину в Чехии и Словакии, Энеску в Румынии, Шимановский в Польше, де Фалья в Испании, Вила Лобос в Бразилии… К середине 20 века музыкальная география обогатилась странами Прибалтики, Закавказья и Средней Азии, завершив все опытами создания «музыки мира», объединившей этническую, академическую и поп-музыку (проекты К. Дженкинса).

🏘 Композиторы и раньше обращались к народной музыке как к источнику вдохновения — но отличие неофольклоризма кроется в сочетании двух факторов. В окружении композиторов народная музыка к 20 веку переставала звучать. Она осталась в далеких деревнях, а академическая культура концентрировалась в городах, причем все более крупных. Если в детстве Малера или Римского-Корсакова народные песни звучали прямо под окнами дома и, собственно, составляли основу их музыкального опыта, то, например, тот же Барток впервые услышал народные песни, когда ему было за 20 — и это стало для него потрясением, перевернувшим жизнь.

⚱️ В то же время композиторы все равно нуждались в диалоге с национальной традицией, и не имея ничего «под рукой», обращались к древнейшим пластам фольклора. А там их ждали огромные богатства, неведомые музыкантам 19 века. Великие открытия в глубинных слоях определили развитие актуального композиторского творчества на долгие годы. Здесь сошлась антиромантическая тенденция, идеи свободы и бунтарства против академизма, поиск новых средств выражения и обострение коллективного мироощущения.

👹 Для музыки неофольклоризма характерно сгущенное, концентрированное использование особенностей архаичного фольклора во всех сферах музыкального языка: метр, лад, ритм, форма, мелодика. Все это хорошо слышно в ярком и варварском Allegro barbaro. Никто не выражает идеи Бартока-композитора точнее, чем Барток-пианист, поэтому предлагаем послушать авторское исполнение.

Аудио-пример: https://yadi.sk/d/1yY5SisKgkb81w
Время прослушивания: 2,5 минуты.

«Я по специальности не математик и не экономист, но думаю, не ошибусь, когда скажу: если бы те средства, которые в течение одного года тратят в мире на подготовку к войне, использовали бы на исследование народного творчества, то на них можно было бы записать народную музыку всех народов земного шара».

Бела Барток, «Зачем и как собирать народную музыку»

💃 До 1903 года Барток поддерживал широко распространенный миф, согласно которому цыгане считались истинными прародителями венгерской музыки. Считалось, что венгерские деревенские музыканты узнали (и испортили) все, что знали от цыган. Известный нам по творчеству Листа «вербункош» принадлежит городской традиции, а все сокровища крестьянской песенности открылись Бартоку лишь в 22 года, когда он гостил в загородном поместье у своих родственников и вдруг услышал от горничной старинную народную песню.

🤩 Барток был ослеплен открывшейся для него красотой традиционной музыки. В 1905 году молодой пианист и композитор встретился и объединил свои силы с Золтаном Кодаи и приступил к бесконечным экспедициям за музыкальным материалом, которые продолжались почти до его отъезда из Венгрии.

🤓 В своих трудах на тему он составил портрет идеального «собирателя», которому, кстати, полностью соответствовал. Нужно было обладать знаниями языков и фонетики (Барток знал более 10 языков), разбираться в хореографии, этнографии, социологии, психологии, истории, обладать отличным слухом и — не менее важно — качественным фонографом!

🗺 Барток считал себя венгерским композитором, но признавал, что его творчество опирается на тройной (венгерский, словацкий, румынский) источник, что отражало популярную тогда в Венгрии идею единства. Кроме того, он изучал музыку турецкую, сербскую, хорватскую, арабскую, украинскую… «Моей идеей, — говорил Барток, — которую я исповедую с тех пор, как осознал себя композитором, является братство народов, несмотря на войны и распри».

👂 Пристально вслушиваясь в записи деревенских голосов, Барток отмечал те свойства народной традиции, которые для нас теперь кажутся неотъемлемой частью его авторского стиля: прихотливая ритмика, обилие синкоп, особенно на первой доле (что связано с тем, что в венгерском языке ударение всегда на первый слог), тональность (додекафонии Барток не признавал), но выходящая за рамки привычной мажоро-минорной системы, преобладание гомофонии над полифонией.

✍️ Можно сказать, что вся музыка, которую Барток написал после знакомства с народной архаикой, в той или иной степени отражает его «фольклорное» мышление, и если вам захочется получить максимально разностороннее впечатление о Бартоке-неофольклористе, то стоит послушать его Румынские танцы (в многочисленных переложениях), Венгерские и словацкие песни, струнные квартеты, Cantata profana («Девять волшебных оленей»), Сонату для двух фортепиано и ударных, а мы разберем его 6-титомный «Микрокосмос», ставший своего рода энциклопедией музыкального языка и одним из главных сочинений в творческом наследии Бартока.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Барток работает над расшифровкой
2. Барток в словацкой деревне демонстрирует, как работает фонограф
3. Барток в одной из экспедиций

Итак, «Микрокосмос», «энциклопедия музыкальной революции 20 века». От простейших унисонных мелодий до причудливых танцев в болгарских ритмах, подвластных лишь профессиональным пианистам, лежит путь в 153 шага.

👣 153 фортепианные пьесы длительностью от 20 секунд до 3,5 минут — это и путь к мастерству пианиста (изначально создавались Бартоком для своего сына), и словарь музыки 20 века, и лаборатория, в которой Барток соединял крестьянские мелодии с новациями академической традиции.

🌌 Мудреное название «Микрокосмос» говорит о необычности творческой задачи Бартока. Он словно стремился выразить широчайший круг идей и образов новейшей музыки, пользуясь предельно сжатыми и миниатюрными «микроформами» детских фортепианных пьес. При этом он чаще всего обращался к той почти наглядной образной конкретности, которая является обязательной в любом искусстве, рассчитанном на детскую аудиторию.

🕰 6 томов «Микрокосмоса» создавались с 1929 по 1936 год. Первые два предназначены для начинающих музыкантов, еще два — для среднего уровня, а 5 и 6 тома — для тех, кто уже овладел мастерством.

🌻 Почти все пьесы сборника связаны с фольклорными истоками традиций Восточной Европы. Речь идет не о цитатах из народных песен, а о свободном претворении отдельных элементов народной музыки без «оглядки» на этнографию.

👨‍🎨 Особое внимание композитора привлекает пятиступенный лад, с которым он смело и разнообразно экспериментирует, то создавая полиладовые контрапунктические комбинации, то образуя на основе пентатоники вертикальные созвучия-пятна.

В большинстве пьес «Микрокосмоса» фольклорные элементы подвергаются сложному полифоническому развитию. Автор широко применяет приемы имитации с помощью разнообразных инверсий, зеркальных обращений и т.п. В этом соединении народных элементов с техникой современного контрапункта — одна из самых важных особенностей бартоковского стиля.

🌾 Витальная деревенская песенность словно врывается в «комнатный» мир фортепианного музицирования, освещая его с самых основ до виртуозных вершин ярким светом живой актуальной и универсальной гармонии.

🚣‍♀️ Мы предлагаем послушать фрагменты из Пятого тома «Микрокосмоса» в авторском исполнении. Это «Катание на лодке», «Переменный метр», «Вариации на крестьянский танец», «Чередующиеся терции», «Деревенская бурлеска», «Этюд на кварты и квартаккорды», «Синкопы», «Целотонная гамма», «Волынка», «Шут».

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/IAeNqsDmXtPT3w
Время прослушивания: 11 минут.

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;