angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бела Барток

Музыка для струнных, ударных и челесты

Барток — величайший композитор, исследователь фольклора, пианист, дирижер, музыкальный и общественный деятель. В этой части послушаем его знаменитую Музыку для струнных, ударных и челесты.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Анна Фефелова
Музыковед, работает с дирижером Теодором Курентзисом и musicAeterna с 2005 года

🙄 Мы завершаем знакомство с творчеством Белы Бартока, слушая его Музыку для струнных, ударных и челесты — такой небанальный состав инструментов в титуле произведения сразу будоражит воображение слушателя.

🌟 Барток — один из немногих композиторов, не оставивших потомкам ни одной симфонии. Возможно, это был сознательный жест — он не верил в жизнеспособность традиции академического симфонизма. Однако такие его сочинения, как Концерт для оркестра и Музыка для струнных, ударных и челесты, находятся на уровне подлинных симфоний в самом высоком смысле этого слова.

🥁 В сочинениях 30-х годов Барток особо выделяет звуковую природу ударных, любуясь их земной, материальной природой. Глухие залпы литавр, металлический звон и «цоканье» ксилофона, грохочущий, как отдаленный гром, гул большого барабана, серебристые переливы челесты становятся у Бартока важным, вполне самостоятельным выразительным фактором, порой выдвигающимся на первый план.

👥 В составе оркестра «Музыки» нет духовых, но их отсутствие компенсируется богатством необычных комбинаций, а также исключительно изобретательным применением струнных, которые здесь представлены в двойном размере. Они разделены на два самостоятельных квинтета, расположенные по разным сторонам сцены. Это не только создает особую рельефность, «стереофоничность» звучания, но и открывает богатые возможности для канонических перекличек и «антифонных» противопоставлений, для создания густой полифонической фактуры. В центре, между двумя струнными квинтетами, располагаются большой набор ударных (литавры, два малых и большой барабан, тамтам, ксилофон, тарелки) и три звенящих инструмента — фортепиано, арфа и челеста; из них наиболее заметная роль поручена челесте, особо упоминаемой в заглавии пьесы.

🌹 Композитор сознательно избегает чувствительной романтической красивости, но вместе с тем создает партитуру потрясающей красоты. В оркестровой палитре Музыки обобщены многие тембровые искания Бартока: необычайная «материализация» звучания струнных, сближение их то с ударными, то с деревянными духовыми; это — множество новых необычных тембровых комбинаций и противопоставлений (например, соединение колких ударов фортепиано с pizzicato струнных, переклички струнных с литаврами, использование рояля, челесты и арфы для создания шумового фона в союзе с ударными и т. п.). Арфы и челеста нередко присоединяются к струнным, в то время как фортепиано чаще всего трактуется как ударный инструмент, играющий в дуэте с ксилофоном.

🌚 Композиция Музыки представляет собой 4-частный сонатно-симфонический цикл: медленная фуга, драматическое скерцо в сонатной форме, лирический пейзаж Adagio и ликующий плясовой финал. Барток мастерски применяет излюбленный им принцип монотематизма: из мрачной, хроматически извилистой темы начальной фуги рождается практически весь тематический материал сочинения.

🧝‍♂️ Тема эта далее неоднократно появляется — чаще всего в ином ладовом, ритмическом и тембровом обличье, причем некоторые ее варианты можно обнаружить лишь при тщательном анализе. Наконец, в репризе финала горестная начальная мелодия приобретает резко противоположные — мужественно-светлые черты.

🕑 Композитор в партитуре указал продолжительность каждой части (например, вторая часть — 6 минут 55 секунд) и общую длительность звучания. Большинство современных записей на несколько минут длиннее указанных Бартоком 26 минут.

Мы слушаем одну из самых близких к авторским указаниям записей Чикагского симфонического оркестра под управление Георга Шолти.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Jr7BWH7ZGgvGNw
Общее время прослушивания: 27,5 минут.

🥺 Основная тема, построенная на восьми тонах хроматической гаммы, привлекает внимание обилием ползущих стонущих интонаций. Тягостная атмосфера усиливается приглушенно-матовой тембровой окраской (струнные с сурдинами, изредка поддерживаемые тихим гулом литавр), а также асимметричностью метроритма (частая смена размеров, обилие синкоп, непривычное внутреннее деление тактов, характерное для болгарской народной ритмики).

🤪 Первая часть изложена в форме пятиголосной фуги с очень необычным гармоническим планом: каждый последующий голос вступает на квинту выше, тем самым все отдаляясь от основной тональности — до такой степени, что кажется, будто звучит атональная музыка.

🌊 Сам Барток однажды сказал знакомому об этой части: «Вы слышите? Это море...». Неуклонное динамическое нагнетание завершается кульминацией (3:50), и далее следует постепенно угасающая реприза в просветленных тембрах (высокие регистры струнных, пассажи челесты).

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/Jr7BWH7ZGgvGNw

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

🔥 Вторая часть, Allegro (6:40), впечатляет напором внутренней энергии и многогранностью образов; это неожиданный прорыв в мир стихийной смены тревог и радостей. Здесь Барток использует традиционную форму сонатного аллегро с классическим соотношением тональностей. После почти однотембрового, глухого и вязкого звучания первой части здесь развертывается увлекательная игра ярких тембров — звенящих, колющих, стучащих или бурно переливающихся. Именно в этой части широко применяются приемы «антифонных» перекличек между двумя струнными оркестрами, оригинальные комбинации рояля и струнных, арфы и струнных и т. п. Резко активизируется метроритмический рисунок: после нарочитой «аритмии» в Andante на первый план выступают венгерские и румынские упругие танцевальные ритмы с частыми смещениями сильных долей и дразнящими акцентами.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/m7sMYvOvPNVzTA

🌌 Третья часть (14:02) — чудесный ночной пейзаж, фантазийный и очень живописный. Барток использует необычные звуковые комбинации и изобразительно-шумовые эффекты. Благодаря концентрической форме ABCBA возникает непрерывная, словно кинематографическая, смена образов — с последующим возвращением к исходному материалу. На стыках между отдельными эпизодами появляются — как своего рода напоминания о тягостных мыслях — стонущие фразы из первой части.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/m7sMYvOvPNVzTA

🌝 Наконец, вступает музыка финала (20:55): ясный мажор и прозрачные переборы струнных. На смену изощренной полифонии и сложнейшей ладогармонической ткани приходят гомофонная четкость вертикалей и чистота гармонии. Дробность мотивов уступает место традиционно-напевному складу жанровых, преимущественно танцевальных тем. Вместе с тем и в финале сохраняются тематические связи с предшествующим материалом, в частности с ведущей лейттемой первой части.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/m7sMYvOvPNVzTA

🕺 Пестрой чередой сменяют друг друга крестьянские пляски, полные неугасимой бодрости и жизненной силы. Бряцающие тембры pizzicato, дразнящие перебои ритмов и «втаптывающие» квартовые остинато литавр дополняют картину буйного ликования деревенской толпы.

💃🏼 Неожиданно (24:15) возвращается тема начальной фуги, но в совершенно ином обличье: ясность диатонического строя (натуральный лад вместо прежней усложненной хроматики), широта интервалов, открытость, сочность тембровой окраски фактически превращают ее в гимн. Впрочем, завершает Музыку ликующий страстный и энергичный танец — основная тема финала. Завершает так же резко, на полуслове, стремительно улетая в тишину.

Аудио-пример: https://yadi.sk/i/m7sMYvOvPNVzTA

Этот урок мы посвятили Беле Бартоку. Повторим, что мы узнали.

🕰 Бела Барток — уникальная фигура в истории музыки, величайший венгерский композитор 20 века. Его жизнь охватила всю первую половину столетия: трудное время двух мировых войн и передела Европы.

💥 Барток реализовал себя как композитор, собиратель и исследователь фольклора, пианист, дирижер, музыкальный и общественный деятель. Его музыка очень яркая и самобытная, ее сложно перепутать с чьей-то другой. Как и многие композиторы первой половины 20 века, он искал выход за пределы тональной системы и нашел его в архаичных фольклорных источниках.

🌾 Большую часть жизни Барток собирал и исследовал фольклор Венгрии, Румынии и соседних стран и стал одним из основоположников этномузыковедения. Он считал себя венгерским композитором, но признавал, что его творчество опирается на тройной (венгерский, словацкий, румынский) источник.

🤔 Если попытаться выразить главную формулу его музыки кратко, то получится «фольклор + расширенная тональность + импрессионизм + экспрессионизм». И иногда — немного конструктивизма. В поздние годы творчества его стиль стремился к простоте высказывания, ясности, завершенности, более устойчивому и естественному сочетанию всех элементов музыкального языка.

🌎 Где жил. Барток родился в 1881 году в селении Надьсентмиклош (ныне Румыния). В 1899 году он переехал в Будапешт, так как поступил в Королевскую музыкальную академию, и жил там до 1940 года. С началом Второй мировой войны эмигрировал в Нью-Йорк, где умер в 1945 году от лейкемии.

🙇🏻 Где работал. В 1907 году Барток стал профессором Будапештской музыкальной академии по классу фортепиано и преподавал до 1934 года. Параллельно занимался этнографической деятельностью совместно с композитором и собирателем фольклора Золтаном Кодаи. После переезда в Нью-Йорк жил бедно, читал лекции и продолжал исследовательскую работу в Колумбийском университете.

📌 Что создал:

🎵 Опера «Замок герцога Синяя Борода»;
🎵 2 балета «Чудесный мандарин» и «Деревянный принц»;
🎵 Сочинения для оркестра, в том числе «Румынские танцы», «Дивертисмент», «Музыка для струнных, ударных и челесты», «Концерт для оркестра»;
🎵 Сочинения для инструментов соло с оркестром, в том числе 3 фортепианных концерта, 2 скрипичных и 1 альтовый;
🎵 Хоровые сочинения (с оркестром и a cappella), в том числе Cantata Profana;
🎵 6 струнных квартетов;
🎵 2 сонаты для скрипки и фортепиано, соната для скрипки соло, соната для двух фортепиано и ударных и другие камерные сочинения;
🎵 Огромное количество сочинений для фортепиано соло, в том числе цикл «Микрокосмос», румынские, венгерские и словацкие народные танцы, багатели, Alllegro Barbaro;
🎵 Вокальные сочинения (в основном обработки венгерских народных песен).

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;