Бела Барток
Музыкальный театр и «Чудесный Мандарин»
«Чудесный Мандарин» — одна из самых ошеломительных балетных партитур 20 века. Поговорим о музыкальном театре Бартока, разберем сюжет балета и послушаем его.
🎭 Театр не был стихией Бартока, всю жизнь он предпочитал чисто инструментальные жанры и этим отличался от многих своих современников — Стравинского, Равеля, Прокофьева. Но если бы он не был так привязан к национальной культуре и уехал в Париж, из него наверняка получился бы один из самых интересных театральных композиторов — его образы очень сильные, захватывающие, бескомпромиссные, оркестр — великолепен.
🏰 Яркое свидетельство тому — единственная опера Бартока «Замок герцога Синяя Борода», которая многие десятилетия не сходит со сцен театров всего мира. О ней поговорим дальше. Кроме того, в списке его сочинений два балета — «Деревянный принц» и «Чудесный мандарин».
🤷♂️ Отношения Бартока с музыкальным театром не сложились по объективным причинам: в Венгрии не было собственной сильной театральной традиции, не было таких мастеров, как Сметана и Яначек в Чехии, способных создать национальную оперу, не уступающую лучшим образцам оперных держав Европы. Когда Барток вступал в пору зрелости, в венгерском оперном театре, помимо классики, шли национальные героико-романтические оперы, основанные на исторических сюжетах и собранные по устаревшим лекалам, и оперы подражателей Вагнера.
🤦♂️ Барток, так же как его друг и соратник Золтан Кодай, мечтал о новом оперном и — шире — театральном стиле. Но их сочинения в инструментальных жанрах не находили большого сочувствия, что уж говорить о неповоротливом и дорогом институте музыкального театра. Не встретив понимания, Барток прекратил свои театральные поиски.
🧙♀️ Все сценические произведения Бартока — опера и два балета — написаны в 1910-е годы и представляют собой одноактные партитуры. Все они очень далеки от реализма и основаны на мистических и фантастических сюжетах. Но при всей кажущейся оторванности от действительности и знаменитая легенда о герцоге Синяя Борода, и поучительная история с волшебными превращениями о любви Принца к жестокой Принцессе («Деревянный принц»), и жуткая история о появлении в борделе загадочного пришельца с Востока («Чудесный мандарин») — все это притчи, никогда не теряющие актуальности.
⏰ Ко времени начала театральных экспериментов, фольклор был неотъемлемой частью музыкального языка Бартока. Но стилизация или буквальное обращение к национальным сюжетам были ему неинтересны. Музыкальный театр Бартока испытал воздействие самых актуальных направлений театральной музыки того времени: импрессионизма и символизма в духе «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси, экспрессионизма музыкальных драм Рихарда Штрауса и отчасти конструктивизма.
💡 Все театральные партитуры Бартока современны по структуре. Да, там можно найти разделение на номера, но в целом они представляют собой большие симфонические сочинения со сквозным развитием. Балеты Бартока по музыке не имеют ничего общего с привычной дансантностью 19 века и революционны не меньше, чем балеты Стравинского 1910-х годов.
«Чудесный Мандарин» — одна из самых ошеломительных балетных партитур 20 века, такой же взрыв всех понятий о балете, как, например, «Весна священная» Стравинского.
👨🦱 Либретто было написано молодым венгерским драматургом Мельхиором Лендьелой в дни Первой мировой войны. Есть легенда, что оно было заказано Сергеем Дягилевым во время гастролей его балетной труппы в Будапеште в 1912 году. Так или иначе, либретто осталось невостребованным и в 1917 году было опубликовано в журнале «Нюгат» в качестве сюжета для одноактной пантомимы. Леньдьела был модным коммерческим автором и в качестве сюжета выбрал довольно дикую на наш взгляд, но модную в то время тему на стыке фантастики, эротики и скандала.
💋 Сюжет таков. Трущобы большого города. Уличная девушка (а проще говоря — проститутка) танцует в окне, заманивая мужчин, а затем трое бандитов грабят «клиента». Первая жертва — старый повеса, у него нет ничего ценного, и бандиты выкидывают его вон. Следующий клиент — застенчивый юноша; он тоже оказывается беден. Третьим на призывный танец девушки откликается китайский Мандарин (богатый китайский чиновник).
🍊 Девушку пугает восточный незнакомец, которого вскоре охватывает чудовищная страсть. Бандиты грабят Мандарина и пытаются его убить — они душат его подушкой, но он оживает и снова преследует девушку. Они бьют его ножом — но Мандарин не умирает, вешают чужеземца на крюке для лампы — но он чудесным образом все еще остается жив. Нечеловеческая страсть оказывается сильнее смерти, и лишь после того, как девушка отдается ему, Мандарин, истекая кровью, умирает.
👹 Барток был глубоко захвачен этим странным сюжетом, он называл либретто восхитительным. Клавир был сочинен в короткий срок с октября 1918 по май 1919 года, то есть в период напряженных исторических событий, связанных с окончанием войны и развалом Австро-Венгерской монархии. Впечатления тех страшных лет своеобразно трансформировались в фантазии Бартока, обусловив его жадный интерес к мрачным, преувеличенно фантастическим, до крайности деформированным образам. Окружающий мир предстал в балете как порождение ужасных пороков и всепобеждающего зла.
🔞 Оркестровку балета Барток завершил только в 1923–24-х годах, получив предварительное согласие от дирекции Будапештской оперы. Но театр не решился ставить «Чудесного Мандарина», сославшись на «безнравственность сюжета» и крайнюю новизну музыкального языка.
😵 Премьера состоялась в Кельнском оперном театре в 1926 году и закончилась грандиозным скандалом: респектабельная местная публика, шокированная и сюжетом, и музыкой, свистела и хохотала, молодежь одобрительно кричала — спектакль с трудом смогли окончить. В точности как на премьере «Весны священной» в 1913 году в Париже. Но, к сожалению, о самой постановке сведений почти не сохранилось.
❌ На следующий день пресса обрушилась на автора с издевательствами и упреками, и спектакль сняли с репертуара как «воплощение опасной аморальности». Дирижера Ене Сенкара вызвал к себе бургомистр города и грубо отчитал за постановку, на что дирижер ответил, что произведение гениально, а Барток — лучший композитор нашего времени.
🏛 При жизни Бартока «Чудесный Мандарин» был поставлен лишь еще один раз, в фашистской Италии в 1942 году, в Милане. Естественно, автор музыки, эмигрировавший в США, не присутствовал на премьере.
👏 Зато число постановок балета после окончания Второй мировой войны с трудом поддается подсчету. Его ставили во всем мире, в том числе в Ла Скала он шел в хореографии Ролана Пети, а в Большом театре в Москве в 1961 году его поставил легендарный автор первой постановки «Ромео и Джульетты» Прокофьева Леонид Лавровский (под названием «Ночной город»).
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Хотя «Чудесный Мандарин» много шел после Второй мировой, с видеозаписями все сложно. Так что послушаем запись в эталонном исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра под управлением Пьера Булеза. Сюжет мы теперь знаем — включаем фантазию!
🎶 Партитура представляет собой цельное симфоническое полотно, в котором членение на отдельные завершенные «номера» условно, а традиционная дансантность сведена к минимуму. Короткий «танец обольщения», трижды исполняемый девушкой, гротескные танцы двух неудачливых кавалеров, эротически дурманящий вальс и, наконец, бешеный пляс-погоня одержимого страстью Мандарина — вот основные танцевальные эпизоды балета, который Барток назвал «Пантомимой». Вся остальная музыка — детализированная передача пантомимы, где почти каждое движение, каждый психологический штрих находит меткое воплощение в музыкальных деталях.
🎺 Оркестровка очень плотная, Барток использует много красочных техник: хроматические гаммы, трели и тремоло у деревянных духовых; глиссандо у медных — валторн, тромбонов и даже самой низкой тубы; кластеры («гроздья» соседних нот) и тремоло фортепиано; а также такие специфические приемы, как рычание во флейту, скрежетание по тарелкам, глиссандо литавр, игра на струнных деревянной частью смычка, за подставкой, флажолеты, четвертитоны и многое другое. Все это придает музыке совершенно невероятное звучание.
🚗 Балет начинается с музыкальной картины «бетонных джунглей». Звук автомобильных гудков имитируют фанфары труб и тромбонов.
Аудио-пример: https://yadi.sk/i/cFboaTZe6Xo5wg
👩 Когда занавес поднимается, альты играют размашистую тему, которая характеризует и бандитов, и девушку (1.20). Она танцует первый призывный танец, движения ее тела передает извилистая мелодия кларнета (3.05). На танец клюет старый повеса (первая жертва) — он представлен сатирически-пошлыми глиссандо тромбона (4.22)
💃 Второй танец соблазнения длиннее первого, но с тем же истерично извилистым солирующим кларнетом. Тема застенчивого юноши (8.06) — медленный, гнусаво-стеснительный танец. Он прерывается, когда вторую жертву выкидывают вон бандиты. Девушка начинает новый танец, гораздо более дикий и страстный.
🧧 Появление Мандарина (10.53) на улице сопровождает простая мелодия тромбона, построенная на звуках стилизованного китайского лада (пентатоника). Когда Мандарин входит в комнату, тромбоны и туба играют нисходящее глиссандо, оркестр воет и грохочет (11.38).
😧 Девушка пугается. Она нерешительно начинает свой танец. Теперь это вальс — медленный, томительный (14.00). Мандарина охватывает страсть, и он бросается за девушкой. Погоня — в старых добрых традициях — изображается фугой, где голоса гоняются друг за другом так же, как Мандарин за своей жертвой. Тема фуги — тоже характерная «китайская» пентатоника (18.30).
👥 Дикую погоню прерывают бандиты, которые грабят Мандарина (20.50). Они оттаскивают его от девушки и пытаются убить. Попытки задушить его подушкой (от 23.05) и удары ножом (ок. 24.00) очень ярко изображены в оркестре. Когда бандиты вешают Мандарина на крюке лампы, музыка тонет в глиссандо тромбонов, литавр, фортепиано и виолончелей. Мы буквально видим, как его тело болтается на крючке. Оно начинает светиться мистическим зелено-голубым светом — этот эффект фантастические передан в музыке благодаря неожиданному вступлению хора без слов (26.58).
🩸 Не в силах сопротивляться какой-то фантастической силе, девушка сдается и принимает Мандарина в свои объятья (29.19). Тело Мандарина начинает кровоточить, мы слышим знакомое глиссандо, и последние заикающиеся реплики оркестра передают последние судороги Мандарина.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день