Битники: Cэлинджер, Керуак, Берроуз и другие
Влияние на современную и массовую культуру
Бит-поколение перевернуло всю массовую культуру — именно они открыли дорогу для нового типа культурных сообществ. Давайте узнаем, как повлияли битники на культуру 20 века.
На фоне последующих волн субкультур битники выглядят достаточно элитарной и узкой группой.
⚡️ Нонконформизм, отказ взрослеть по правилам и вливаться в стандартную жизнь стал мощной идеологией битников, которая нашла продолжение в последующих движениях. Противоположные по духу и эстетике движения 60-х и 70-х находили общую точку отсчета в легендарных бит-авторах. Для хиппи важнее Керуак и Снайдер, а панк-культура признавала своим гуру Берроуза, но в целом вся контркультура усвоила бит-принципы: спонтанность, бескомпромиссность, подвижность.
🎵 Хотя музыкальной стихией бит-поколения был джаз, самый заметный след они оставили в ранней рок-музыке. Каламбур в названии «The Beatles» подразумевает битников: Леннон был поклонником Керуака — как и Боб Дилан, и Джим Моррисон. Литературные техники битников тоже привлекали рок-музыкантов. Метод нарезки Берроуза использовали при создании текстов Боб Дилан, Дэвид Боуи, Том Йорк.
🎸 А музыкальная журналистика, расцветшая в 70-е, в битниках видела прообразы рок-звезд и стремилась найти контакты между учителями и учениками. Забавный и показательный документ этой эпохи — история, как журнал Rolling Stone решил познакомить Берроуза с Боуи. В их разговоре каждый говорит о себе и о своих любимых темах, но получается совершенно гармоничная встреча: оба ждут глобальных катастроф, уверены, что их вечно неправильно понимают, и считают, что «невозможно придерживаться одного и того же мнения всю жизнь».
🎤 Возможно, лучший пример творческой встречи поколений и стилей — тоже проект Берроуза: музыкальный спектакль «Черный всадник» (1990), который он создал вместе с Томом Уэйтсом и Робертом Уилсоном.
🕶 Битники оставили след и в моде. Лаконичный битнический стиль узнаваем и сейчас — простые линии, андрогинность, береты и темные очки вместо украшений. В 50-е это был вызов: в мейнстримной моде тогда подчеркивали мужественность и женственность, преобладали светлые тона и дорогие ткани. Теперь битнический образ утратил провокационный заряд и стал одним из популярных стандартов.
О том, как Гинзберг создал бит-университет
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяЧто посмотреть:
🎞 Бит-поколение появилось в кино еще до экранизаций бит-романов. В фильмах 50-х немало персонажей-битников, хотя и карикатурных.
В фильмах «Бит-поколение» (1959) и «Битники» (1960) битники были агрессивными маргиналами, но этот стереотип продержался недолго.
🎬 Больше запомнилась сцена с танцем Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка» — эта пародия на битнические клубы только помогла популяризовать стиль.
📽 А первый фильм с участием самих битников — короткометражка «Погадай на ромашке» Роберта Франка: она основана на сцене из пьесы Керуака, автор читает закадровый текст, а в кадре появляются Гинзберг, Корсо и другие персонажи их круга.
Экранизации битников и их последователей 👇
Джек Керуак:
«Подземные» (1960), реж. Рэналд МакДагалл
«На дороге» (2012) Уолтера Салеса
«Биг-Сюр» (2013) Майкла Полиша
Уильям Берроуз:
«Обед нагишом» (1991) Дэвида Кроненберга — экранизация «Голого завтрака», одобренная автором. Но нельзя забыть и камео Уильяма Берроуза в «Аптечном ковбое» Гаса Ван Сента (1989).
Кен Кизи:
«Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана.
Хантер Томпсон:
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998) Терри Гиллиама
«Ромовый дневник» (2010) Брюса Робинсона (в обоих фильмах Рауля Дюка сыграл Джонни Депп, друживший с автором).
🎞 Фильмы о битниках
Документальные:
«Берроуз» (1983) Ховарда Брукнера.
«Уильям Берроуз. Человек внутри» (2010) Йони Лейзера
«Что случилось с Керуаком?» (1986) Ричарда Лернера
«Корсо: Последний удар» (2009) Гюстава Райнингера
«Вопль» (2010) Роба Эпштейна и Джеффри Фридмана — экспериментальный фильм о поэме Гинзберга и судебном процессе
Художественные:
«Ритм» (2000) Гэри Валкова
«Убей своих любимых» (2013) Джона Крокидаса
Что почитать о битниках:
Переводы бит-поэтов 👇
🔹 Антология поэзии битников, 2004
🔸 Переводы Алексея Караковского
🔹 Переводы Андрея Щетникова в группе vk
🔸 Барри Майлз. Бит Отель: Гинзберг, Берроуз и Корсо в Париже, 1957–1963. Документальный роман
🔹 Дмитрий Хаустов. Битники. Великий отказ, или Путешествие в поисках Америки, 2017
🔸 Дмитрий Хаустов: Берроуз, который взорвался. Бит-поколение, постмодернизм, киберпанк и другие осколки. 2020
🔹 Лекция Андрея Аствацатурова
🔸 Краткий экскурс в «Бит-поэзию»
🔹 Алексей Волевач. Хайку Джека Керуака, «Вопль» Алена Гинзберга и fin de siècle Патти Смит
🌐 Статьи и интервью о битниках на сайте «Литературные новости»
В этом уроке мы изучали литературу бит-поколения. Давайте вспомним главное и подведем итог.
📍 Бит-поколение — важнейший феномен американской культуры 1950–1960-х годов. О битниках говорят как о поколении, субкультуре, эстетике, образе жизни. «Бит» начинается с освобождения от рутины, поиска свободы — в постоянном движении, новой музыке, необычных ощущениях, выходе за границы сознания.
🇺🇸 Бит-движение зародилось в богемных сообществах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Битники вдохновлялись английским романтизмом, сюрреализмом, джазом, дзен-буддизмом и даосизмом.
👤 Мы обсудили творчество Джерома Дэвида Сэлинджера. В его текстах многие интерпретаторы находят влияние дзен-буддизма и индуистских учений, но выражено оно в намеках и неочевидных мотивах. Ускользание от формул, готовых идеологий, литературных правил — это и есть эстетика Сэлинджера.
📚 Рассказы и повести Сэлинджера можно воспринимать как единый цикл: в них есть повторяющиеся темы и сквозные персонажи. Характерные черты прозы Сэлинджера: пробелы в сюжете, нет разграничения важного и второстепенного, детство, отчуждение.
📖 Культура бит-поколения оставила немало сборников стихотворений. Вся бит-поэзия начинается с Аллена Гинзберга. Для него характерны большие тексты, в которых развиваются несколько тематических линий — по форме они напоминают стихи Уитмена. Но у Гинзберга нет уитменовского космического пафоса — его голос часто саркастичен. Поэма Аллена Гинзберга «Вопль» важна и как новаторский текст, и как символический поворот в американской культуре.
🖋 Джек Керуак — романист и поэт, который вывел бит-культуру к широкой публике. Бибоп-джаз подтолкнул Керуака к идее «спонтанной прозы»: писать быстро, не оглядываясь, не редактируя. Публикация романа «В дороге» в 1957 сделала Керуака первым успешным бит-автором. Как и бит-поэзия, это также текст, который должен звучать: следить нужно прежде всего не за событиями, а за переменами темпа. Принцип спонтанности сохраняется и в романе «Бродяги Дхармы», но темы там уже другие: от лихорадочной суеты битнических вечеринок и чтений мы переходим к длинным созерцательным пассажам.
🎩 Мы поговорили об Уильяме Берроузе и его романе «Джанки», который написан на границе между романом и репортажем: личная история написана как медицинская хроника зависимости с социологическими и лингвистическими комментариями о сленге, образе жизни, отношениях с законом и нормами.
📌 Мировоззрение Берроуза сильно отличается от типичных для других битников взглядов. Он интересовался мистикой и оккультизмом и видел в творчестве магический акт. Отвращение ко всем формам контроля и диктата, саркастические описания трендов современной цивилизации сделали Берроуза культовым автором контркультуры.
⚡️ У битников было немало последователей, и многие из них — это представители контр-культуры. Кен Кизи стал первым проводником бит-культуры в контркультурной среде 60-х. Самый известный роман Кизи — «Пролетая над гнездом кукушки» — размышления о том, как определены границы между психическим здоровьем и болезнью, как в психиатрии реализуются механизмы насилия и подавления.
📝 Хантер Томпсон под влиянием бит-литературы изобрел жанр гонзо-журналистики — это репортаж, отказавшийся от принципов объективности и логичности. В лучших текстах Томпсона границы между документом и романом не существует.
🐟 Ричард Бротиган — еще один оригинальный наследник бит-поколения. Его творчество — точка пересечения бит-литературы, сюрреализма и постмодернизма. Любимый жанр Бротигана — микрорассказ. Как и битники, Бротиган интересовался дзен-буддизмом и восточной эстетикой. Микрорассказы — в основном зарисовки обыденной жизни, в которых проступают странные, абсурдные детали, логические сдвиги.
🕶 Бит-поколение перевернуло всю массовую культуру. Нонконформизм, отказ взрослеть по правилам и вливаться в стандартную жизнь стал мощной идеологией битников, которая нашла продолжение в последующих движениях. В целом вся контркультура усвоила бит-принципы: спонтанность, бескомпромиссность, подвижность.
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
4500₽ 2250₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день