Битники: Cэлинджер, Керуак, Берроуз и другие
Зарождение и основы бит-движения
Бит-поколение авторов оказало огромное влияние не только на своих современников, но и на литературу следующих поколений. Поговорим о самом движении, узнаем, как оно появилось и выделим главные имена.
Давайте узнаем, что заложено в названии этого направления и какими чертами обладает битник.
❇️ «Beat» в определении «Beat Generation», «бит-поколение», имеет несколько смыслов:
➖ слово beat вместо beaten в значении «разбитый», «усталый» молодая богема позаимствовала из речи афроамериканцев (отсюда распространенный перевод «разбитое поколение»);
➖ бит как музыкальный ритм: новые, в то время провокационные формы музыки отдавали ритму приоритет над мелодией и гармонией;
➖ искатели озарений увидели в «бите» латинский корень beat: «блаженный», достигший просветления.
👨 На авторство определения «бит-» претендовал Джек Керуак: он утверждал, что оно родилось в 1948 году в беседе о послевоенном поколении. А слово «битник» придумал в 1958 году журналист Херб Кэн, чтобы описать участников вечеринки на Северном пляже Сан-Франциско. Русский суффикс -ник взят из модного слова «спутник». Изначально слово «битник» звучало пренебрежительно и ассоциировалось с карикатурными образами претенциозных псевдоинтеллектуалов в черных водолазках и беретах — но со временем бит-культуру стали воспринимать всерьез.
⚡️ Разрыв с социальными и культурными конвенциями сближает битников и с радикальными авангардными движениями, и с более массовыми молодежными субкультурами. Послевоенная официальная американская культура подчеркивала показное благополучие, жизнерадостную нормальность, бытовую, материалистическую гармонию. К середине 50-х практически все продуктивные формы культурной жизни оказываются в конфликте с мэйнстримом.
📌 «Бит» начинается с освобождения от рутины, поиска свободы — в постоянном движении, новой музыке, необычных ощущениях, выходе за границы сознания.
🇺🇸 Бит-движение зародилось в богемных сообществах Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. В его истории есть основополагающее событие: 7 октября 1955 года в «Галерее Шесть» в Сан-Франциско прошли поэтические чтения, в которых участвовало большинство лидеров бит-литературы. Здесь поэт Аллен Гинзберг прочитал свой «Вопль» — главный поэтический шедевр битников. А Джек Керуак позже посвятил «безумному вечеру» яркий эпизод в «Бродягах Дхармы».
💬 Главное в воспоминаниях всех, кто застал исторический момент, — полное единение публики и поэтов. Битники стирают границы между авторами и аудиторией, искусством и жизнетворчеством. Поэтому исключительную роль в бит-культуре играли провокаторы, вдохновители, случайные идеологи — такие, как Люсьен Карр и Нил Кэссиди.
👇 В литературе характерные свойства битнической поэтики прямо связаны с субкультурным контекстом:
▪️ разрушение жанровых рамок, игра с документальностью и автобиографизмом;
▪️ ориентация на сочувствующего, «своего» читателя, отсылки к поколенческим темам и общему кругу чтения;
▪️ ритм — главная категория художественного языка и в поэзии, и в прозе, сюжет и речь персонажей подчинены ритму;
▪️ «бродяга» — идеальный бит-персонаж, человек без корней, в вечном поиске откровений и сильных переживаний;
▪️ трансгрессивность: демонстративное нарушение табу и норм моральной цензуры.
Битники на фотографиях Берта Глинна (Нью-Йорк, 1958–1960)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Битники всегда открыто говорили о своих источниках вдохновения в литературе и искусстве. Назовем их общий круг тем 👇
🔹 Английский романтизм. Романтическая концепция свободного воображения как главной творческой силы прямо продолжается в бит-текстах. Битникам близки романтики с самой буйной фантазией. Уильям Блейк, новый культ которого спровоцировал Аллен Гинзберг — идеальный прообраз поэта-визионера. Поэмы Перси Биши Шелли и Джона Китса, полные феерических откровений и мифологических фантазий — в подтексте многих бит-произведений.
🔸 Американские трансценденталисты. Генри Дэвид Торо и Ральф Уолдо Эмерсон значимы идеями индивидуального пути, возвращения к природе, разрыва с социальными условностями ради внутреннего пробуждения. Поэзия Уитмена и проза Германа Мелвилла послужили образцами внежанровой литературы, свободной от диктата профессиональной среды.
🔹 Сюрреализм. К 50-м годам французский сюрреализм как литературное движение уже распался, но молодые американцы открывали для себя тексты Андре Бретона, Филиппа Супо, Реймона Кено и других. Для битников актуальны литературные техники сюрреалистов — автоматическое письмо, имитация снов и видений, спонтанность, композиции-коллажи.
🔸 Ранний модернизм. Бит-поколение можно считать естественными наследниками модернистов, соединившими европейские и американские тенденции. Они продолжили эксперименты с потоком сознания, читали и цитировали Гертруду Стайн, позднего Джойса, Пруста, Томаса Вулфа. Американские модернистские поэты — Т. С. Элиот, Уильям Карлос Уильямс, Карл Сэндберг — на фоне битников кажутся почти что строгими и академичными, но бит-поэзия прямо продолжила их поиски новых форм и превратила в перформанс.
🔹 Джаз, блюз, американский фолк и рок-н-ролл. Бит-поколение в литературе развивалось вместе с музыкой. Если в 20-е годы джаз для модернистов был скорее экзотизированным фантазмом, символом освобождения, то битники 50-х находились в эпицентре музыкальной жизни и сами на нее влияли. Основной музыкальный партнер бит-авторов — бибоп: бескомпромиссное направление в джазе, порвавшее с мелодичностью и комфортом. Его герои — виртуозные импровизаторы Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер, Телониус Монк.
🔸 Дзен-буддизм и даосизм. С битников начинается новый виток увлечения западных интеллектуалов восточными учениями, духовными и мистическими практиками. Керуак, Гинзберг, Гэри Снайдер искали в восточных идеях альтернативу потерянной американской мечте.
Пора назвать главные имена бит-поколения 👇
✍️ В прозе:
▫️ Джером Дэвид Сэлинджер. Сэлинджера нельзя назвать битником в субкультурном смысле, и он всегда держался особняком — но сыграл огромную роль в формировании всего поколения.
▫️ Джек Керуак — идеолог и самый популярный автор движения.
▫️ Уильям Берроуз — главный провокатор, экспериментатор и нарушитель табу.
▫️ Кен Кизи — последователь битников и вдохновитель хиппи.
🎵 В поэзии:
Аллен Гинзберг
Гэри Снайдер
Лоуренс Ферлингетти
Грегори Корсо
Майкл Макклур
Диана ди Прима
Филипп Уэйлен
Боб Кауфман
Амири Барака (до 1967 года носил имя Лерой Джонс)
✊ Влияние битников сильно в американском постмодернизме (особенно у Томаса Пинчона), во всех контркультурных движениях, начиная с 60-х годов. С открытиями бит-поэтов связаны многие явления в поэтической, музыкальной, поп-культуре — от Боба Дилана и Джима Моррисона до слэм-поэзии и рэпа.
Задание.
🔉 Давайте начнем с плейлиста битников и послушаем бибоп: Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер (1945).
Время прослушивания: 7 минут
О том, почему столицей битников стал Сан-Франциско
Курс лекций о сказочном и иллюзорном мире Маркеса, Борхеса и Кортасара. Расскажем об истории создания книг и поймем, как и почему литература Латинской Америки отличается от европейской. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.
6300₽ 3150₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день