angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бедржих Сметана

Оперы «Далибор» и «Либуше»

Премьера «Далибора» состоялась в день закладки Национального театра в Праге, а открыли его в 1881 году — премьерой «Либуше». Послушаем оперы и разберем их уникальные музыкальные решения и глубокий патриотический смысл.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Оперу «Далибор» Сметана замыслил написать еще в начале 1860-х годов. В 1863 году он сочинил тему рыцаря, которая будет проходить через всю оперу. Дальше написание оперы прервала работа над созданием «Проданной невесты», которая сначала задумывалась как оперетта, но потом была доработана и расширена до оперы, чтобы соответствовать требованиям времени.

👑 К моменту написания оперы «Далибор» обстановка в стране изменилась — на престол взошел Франц Иосиф, который гораздо более либерально относился ко всем национальным подъемам и к тому, что части империи пытаются сформировать свою идентичность, хотят быть не только провинцией Австро-Венгрии, а самостоятельным народом.

💭 Вновь к мысли о «Далиборе» Сметана возвращается в 1865 году. Его либреттистом становится Йозеф Венциг — немец по национальности, видный деятель чешской культуры. Опера задумана как драма возвышенных страстей, в ее основе — идея освободительной борьбы.

🎭 Работа над «Далибором» была закончена в 1868 году. Премьера состоялась в день закладки Национального театра в Праге, который откроется в 1881 году премьерой оперы «Либуше» Бедржиха Сметаны. А тогда в его основание были заложены камни, привезенные со всех областей Чехии.

🗣 Опера написана на чешском языке, что было непривычно и для солистов, и для образованных посетителей оперы. Потому что чешский язык тогда был, как русский в середине 18 века — никто всерьез не считал его подходящим ни для литературы, ни для бесед на философские темы, ни для оперы. В Чехии была похожая история — вся культурная жизнь, все образование было по большей степени на немецком. Во всей чешской культуре влияние немецкого языка было очень сильно. И в Пражской консерватории Сметана обучался на немецком языке и знал его так же хорошо, как родной чешский.

🤺 Сметана написал оперу «Далибор» на сюжет из легенды. Она повествует о рыцаре 15 века — Далиборе, который предводительствовал частью народно-освободительных крестьянских восстаний в Чехии, но потерпел поражение, был схвачен и казнен.

🎹 Конечно, эта история не могла без изменений лечь в основу оперы в эпоху романтизма. В ней появляется дополнительная сюжетная линия про скрипача — друга Далибора, который был убит, и теперь он за него мстит. В конце оперы рыцарь погибает не в тюрьме, а в битве за правое дело. Опера «Далибор» имеет совершенно вагнеровский характер музыки — движение больших оркестровых масс и сквозное развитие.

🗣 Уникально чешским в этой опере можно назвать следы народных ритмов, народной мелодики, а главное, специфические интонации, связанные со звучанием языка. У каждого языка есть своя мелодика, мы без проблем на слух отличим немецкий и французский, хотя у них есть один и тот же грассированный звук «R». Также как мы можем распознать американский английский или британский английский. Вот эта мелодика, которая как бы проросла в музыку, и создает ее неповторимое своеобразие.

💔 После нескольких представлений опера была забыта и снята с репертуара, успеха при жизни композитора она не имела. Заслуженная слава пришла к опере только в 1880-х года, после смерти Сметаны.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сюжет оперы основан на одной из чешских легенд, но с добавлением дополнительного сюжета о друге главного героя — скрипаче Зденке.

👑 Опера начинается со сцены суда — в пражском кремле Градчанах люди ждут прибытия короля Владислава, который вынесет приговор рыцарю Далибору — мужественному борцу за справедливость и любимцу народа. Далибор обвиняется в убийстве бургграфа. Милада, сестра погибшего, все еще находится под впечатлением ужасов страшной ночи и убеждает судей в виновности рыцаря.

🤺 Приводят обвиняемого, рыцарь не отрицает своего поступка, а говорит, что это было возмездие за убийство его лучшего друга. Смелая, гордая речь Далибора покоряет сердце Милады. Она молит короля о пощаде, но он настаивает на пожизненном заключении преступника. Вместе с воспитанницей Далибора, Милада клянется помочь рыцарю вновь обрести свободу.

🦸‍♀️ Девушки придумывают план, как освободить рыцаря из заточения — Милада переодевается в бедного юношу и притворяется помощником начальника королевской стражи. Она убеждает тюремщика пустить ее к заключенному, чтобы передать ему скрипку его погибшего друга. Этой единственной милостью, — просит девушка, — добрый и мягкосердечный Бенеш (тюремщик) облегчит тяжелую участь заключенного.

🎻 Милада передает Далибору скрипку и инструменты, которыми он сможет перепилить решетку своей камеры и сбежать. Игра на скрипке будет означать, что побег удался, и послужит для соратников рыцаря сигналом к восстанию против деспотизма королевской власти.

🚨 Тюремщик замечает пропажу сироты, которым прикидывалась Милада, и поднимает тревогу. Король вновь созывает судей и принимает решение казнить Далибора. В это время, перепилив решетку, рыцарь уже собирается подать сигнал, когда дверь в темницу распахивается, и начальник стражи объявляет ему смертный приговор.

🔔 Перед тюремной башней на площади сообщники рыцаря ждут сигнала, но вместо него слышат звуки колокола — его ведут на казнь. Толпа врывается и освобождает заключенного, но в неравной борьбе против крепостной стражи Милада и Далибор погибают.

🎼 «Далибор» отличается редкой музыкальной целостностью. Музыка оперы носит призывно-маршевый, героически-возвышенный характер. В центре — романтический образ главного героя, но и другие персонажи наделены выразительными музыкальными характеристиками. Давайте послушаем эту замечательную оперу.

Бедржих Сметана. Опера «Далибор»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 часа 50 минут

Опера «Либуше» была написана Бедржихом Сметаной примерно в то же время, что и «Далибор». В течение многих лет композитору хотелось создать оперу на основе народных легенд о княгине Либуше, мудрой правительнице Чехии, воспетой многими деятелями чешского искусства. Эту оперу композитор задумал, желая прославить Чехию, ее героическое прошлое, ее прекрасное будущее.

👑 Либуше — чешская княгиня, правительница времен язычества. Если проводить аналогию с христианством, то она воплощает собой Софию с ее божественной премудростью. По замыслу самого Сметаны эта опера должна была исполняться только по совершенно особым, торжественным случаям, что в принципе правильно, потому что даже самое хорошее произведение несколько затирается, если звучит постоянно.

🙉 К сожалению, многие прекрасные произведения частым исполнением были «заслушаны». Так приелась прекрасная симфония №40 Моцарта или его «Маленькая ночная серенада». Или вспомним, как «заездили» вторую часть поэмы «Влтава», которой открывался фестиваль «Пражская весна» — любой советский телезритель прекрасно с ней знаком. Мелодия, в которой ничего дурного нет, но звучащая настолько часто, в какой-то момент начинает вызывать у некоторых легкие судороги.

🙏 Для того, чтобы «Либуше» и те высокие смыслы, которые были в нее заложены, не затерлись и она не разошлась на песенки в народ, Сметана хранил эту оперу очень бережно. Он ждал подходящего момента и заботился о том, чтобы она была правильно принята. Таким моментом стало открытие Национального театра в Праге в 1881 году.

👏 Премьера оперы «Либуше» прошла с огромным успехом в 1881 году на открытии Национального театра в Праге. После того, как отгремели аплодисменты, композитор поднялся на сцену и произнес речь.

💔 Невероятный успех омрачало то, что к тому времени Сметана был глух, как Бетховен. Он начал терять слух в 1874 году и в скором времени полностью оглох. Композитор пытался лечиться у самых разных врачей, светил медицины того времени, и даже у шарлатанов, которые обещали чудо за большие деньги.

🧭 «Либуше» показывает продолжение вагнеровского пути, по которому движется Сметана. Его оперы — это единые, большие, монументальные полотна, в которые вплетены и хор, и солисты. Отдельные арии в них, конечно же, есть, но разница между арией и речитативом минимальна.

🧩 Конечно, для таких хоровых фресок, которыми эта опера наполнена, вагнеровский стиль подходит намного больше, чем итальянский, который гораздо более дробный и подразумевает долю формальной условности. Учитывая такое листианство и вагнерианство Сметаны, итальянская опера ему не подходила.

«Либуше» — эпически величавое произведение, прославляющее родину и народ. Сметана положил в основу оперы народные сказания о мудрой княгине, призывавшей народ к единению.

👸 Опера начинается со сцены суда в Вышеграде, на котором к княжне обращаются два брата Хрудош и Штяглав, поссорившиеся из-за отцовского наследства. Либуше решает их спор и велит Хрудошу вернуть незаконно отнятые у Штяглава земли, но тот не согласен подчиниться решению княжны, возмущенный приговором, он заявляет, что женщина не должна судить мужчин. Оскорбленная княжна призывает присутствующих выбрать ей князя, который станет править вместе с ней. Но народ предлагает ей самой сделать этот выбор, и Либуше называет князя Пржемысла.

🌲 В следующей сцене мы видим поляну в лесу, где похоронен отец поссорившихся Хрудоша и Штяглова. На поляне стоит Лютобор — дядя двух братьев и старший в роду. Он ждет Хрудоша, чтобы покарать за недостойное поведение на суде. Но вместо молодого человека приходит дочь Лютобора — Красава. Она умоляет отца смилостивиться и признается, что они с Хрудошом любят друг друга, и что ссора началась из-за нее. Когда в лесу появляется Хрудош, дядя говорит ему, что готов пощадить молодого человека, если тот помирится с братом и извинится перед княжной.

🗣 В это время князь Пржемысл, давно влюбленный в Либуше, встречает у себя послов от княжны, которые сообщают ему, что он будет мужем Либуше и чешским правителем. Они рассказывают ему и о суде, и о тяжелом оскорблении, которое нанес княжне Хрудош. Пржемысл отправляется в Вышеград.

🎺 Фанфары снова созывают народ на суд над братьями, но на этот раз судья — князь. Либуше прощает Хрудоша и умоляет супруга тоже помиловать его. Пржемысл соглашается, и они с княгиней вместе восходят на трон.

☀️ В конце оперы Либуше, вглядываясь в даль, рассказывает об открывающихся ей картинах грядущего. Перед ее взором возникают образы князей и королей, которые укрепят и расширят прекрасное чешское государство, она предсказывает возникновение новой славной столицы Чехии — красавицы Праги. Все провозглашают «Славу» чешскому народу. Пророчество княгини о славной великой Чехии — то, что она видит и то, о чем мечтал Сметана, рано или поздно осуществится. Давайте послушаем оперу.

Бедржих Сметана. Опера «Либуше»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 2 часа 40 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;