angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бедржих Сметана

Цикл симфонических поэм «Моя Родина»

Сметана написал цикл «Моя Родина» в то же время, когда терял слух. На мастерстве это не отразилось: композитору удалось изобрести рецепт создания национальной музыки. Узнаем, как он звучит.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим о «Моей Родине» — шести симфонических поэмах, объединенных темой отчизны. Кто-то считает, что это одно большое произведение из шести частей, кто-то склоняется к тому, что все-таки произведения разные, связанные общей темой. Сути это не меняет — произведение прекрасно. Уже вполне владея жанром симфонических поэм, Сметана решает развернуть его в сторону чешской музыки.

🏰 Первая поэма «Вышеград» — это пражский замок над Влтавой, где, по легенде, жили первые чешские короли и с которого началась Прага. Сложно сказать, было ли все именно так, ведь речь идет о временах глубокой старины. Но Сметана решает начать именно с «Вышеграда», потому что для него это — сердце нации, напоминание об истоках. Если Либуше — фигура полулегендарная, то Вышеград можно увидеть и прикоснуться к нему. Поэма «Вышеград» была написана осенью 1874 года, и в марте 1875 состоялось ее первое исполнение в Пражской филармонии.

💭 Какие замки еще мы помним? Замок из «Картинок с выставки», которые тоже были написаны в 1874 году. Насколько они различны, насколько непохожи миры этих художников. У Мусоргского это как будто призраки, населяющие замок, а у Сметаны наоборот, воспоминания о славном прошлом, которое переходит в марш, что как бы намекает на славную военную силу, на победы и способность победить еще.

⚫️ «Вышеград» — одно из последних произведений, написанных композитором, когда он еще слышал. Летом 1874 года он начал терять слух: сначала пропали верхние частоты, потом съехало восприятие средних, потом все превратилось в шум, и очень быстро Сметана полностью оглох.

🎻 Во всем цикле «Моя родина» слышно влияние не только Листа, но и Вагнера. В первой поэме появляется мотив, который мы не раз услышим дальше. Мотив си-бемоль, ми-бемоль, ре, си-бемоль, который олицетворяет собой сам Вышеград. Поэма начинается со звуков арфы, это отсылка к мифическому певцу Лумиру, который по чешским легендам схож с Орфеем. И этот арфовый перебор как бы врезается в тему замка. Потом вступают духовые, потом струнные и музыка движется к кульминации.

🚀 Кульминация длится недолго, она словно прервана нисходящим пассажем. По музыкальной логике самого произведение кульминацию можно и нужно было бы еще продолжить. Но здесь Сметана изображает падение замка, музыка стихает, и мы снова слышим арфы, но теперь они звучат, как воспоминания. В финале мы слышим течение Влтавы, которое готовит нас к переходу к следующей части. Давайте послушаем первую поэму.

Бедржих Сметана. Цикл «Моя родина»
Видео пример на Ютубе
Время прослушивания: 16 минут

Вышеград. Прага

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Поэма «Влтава» была написана практически сразу после «Вышеграда». Это было в конце осени 1874 года, а премьера состоялась в апреле 1875 года.

🎹 Перед тем как начать говорить о поэме, давайте вспомним, разбор сонат Бетховена. В них мы вычленяли темы, подтемы, группы тем и смотрели, как они между собой взаимодействуют, как Бетховен их развивает, и как они существуют в пространстве одного произведения. Там было очень много музыкальной логики и не всегда что-то изображалось конкретно. Вспомним первую тему «Аппассионаты», она несет в себе определенное состояние, и мы уже можем прикручивать к нему любые образы, которые помогают нам ощутить и понять это произведение.

💥 Такой разбор музыкальных произведений может вызывать споры. Потому что, если сказать слово «ручка» без дополнительных пояснений, кто-то представит гелиевую, кто-то шариковую, а кто-то дверную. Вне контекста все может значить очень многое и разнообразное. Почти то же самое с мотивами музыки — один и тот же мотив может значить совершенно разное. Есть какая-то конвенциональность, но когда дело доходит до тонкостей, то здесь каждый слышит свое.

🎼 Можно описать тональный план или структуру и это приблизит нас к пониманию музыки, но надо помнить, зачем мы вообще слушаем музыку, что она нам дает. Во-первых, для удовольствия, во-вторых, для радости познания, в-третьих, для насыщения внутреннего мира. Поэтому слушая музыку, можно вполне использовать те образы, которые помогают лучше ее понять именно вам.

Посмотрите на чешские пейзажи, возможно, «Влтава» станет понятнее и ближе, поможет избавиться от ощущения старого советского телевизора. И здесь совершенно неважно, имел в виду Сметана те пейзажи, которые вы себе представили. Главное — принять это приглашение, вслушаться, что-то себе представить и что-то для себя открыть.

Река Влтава

🌊 В поэме «Влтава» мы слышим плавный мотив, который небольшими волнами восходит, потом такими же небольшими волнами спускается вниз. Технические способы изображения течения воды прекрасно известны со времен музыки барокко. Здесь же начинается последняя четверть 19 века, романтизм входит в свою зрелую фазу, поэтому надо что-то придумывать, должна быть сложность, должен быт какой-то конфликт.

🙏 Этот конфликт появляется в описании самого потока Влтавы, сочетающегося с изображением двух небольших источников — холодного и теплого. Дальше они сливаются в единый поток, и музыка изображает то, что Влтава встречает по своему течению: поля, леса, отзвуки сельских праздников, танец русалок в лунном свете. Величественный звук, который мы слышим, — это руины славного прошлого или замки и крепости, которые стоят в настоящем. Дальше ток Влтавы ускоряется, она протекает по Праге мимо Вышеграда, и мы снова слышим мотив си-бемоль, ми-бемоль, ре, си-бемоль из первой поэмы.

👀 Есть два интересных факта об этой поэме, связанных с Италией и Израилем. Самый известный мотив из «Влтавы» похож на мелодию, которую сочинил итальянский тенор времен Возрождения Джузеппе Ченчи, она называлась «La Mantovana» — мантуанская. Второй интересный момент — это схожесть гимна Израиля с «Влтавой». Со Сметаной это напрямую не связано, еще до образования государства Израиль искали музыку, на которую можно было бы положить слова гимна, и по размеру с ними совпала одна румынская народная песня, которую Шуэль Коер когда-то слышал. Когда исполнение гимна запретили, кто-то заметил, что «Влтава» Сметаны очень похожа по звучанию на ту румынскую песню, и вот так она на какое-то время стала заменой гимна Израиля. Давайте послушаем поэму.

Бедржих Сметана. Цикл «Моя родина» — поэма «Влтава»
Видео пример на Ютубе
Время прослушивания: 10 минут (20:25–34:11)

Третья симфоническая поэма называется «Шарка». Она написана по сюжету легенды о войне дев. Ему же посвящены еще две другие оперы: Леоша Яначека и Зденеха Фибиха.

📜 Поэма написана по сюжету сказания, которое происходит из «Хроник Богемии» Козьмы Пражского 12 века. Он рассказывает о том, как Либуше умерла, и после смерти княгини на престоле должен был оказаться ее супруг Пржемысл. Подруга и соратница Либуше Власта подняла восстание, чтобы закрепить в Чехии царствование женщин. Но успехом восстание не увенчалось, а поэма рассказывает об истории с Шаркой.

🦸‍♀️ Шарка — это имя одной из воительниц Власты. В качестве тактического хода в противостоянии армии князя она привязывает себя к дереву, как приманка для войск рыцаря Цтирода и изображает из себя пленницу Власты. Рядом с ней, якобы в насмешку, поставлен рог с медом, до которого она не может дотянуться. Цтирод верит ей и освобождает девушку. Шарка якобы в благодарность угощает рыцаря и его воинов медом, в который добавлено сонное зелье. Когда войско засыпает, Шарка трубит в рог, из укрытия появляются воительницы Власты и расправляются со спящими войнами. Давайте послушаем поэму.

Бедржих Сметана. Цикл «Моя родина»поэма «Шарка»
Видео пример на Ютубе
Время прослушивания: 12 минут (34:11–46:01)

Четвертая симфоническая поэма цикла «Моя Родина», которая называется «Из чешских лугов и рощ», в общеизвестном переводе «Из чешских полей и лесов», — это идиллическая картина чешской природы и сельской жизни в целом. Она была написана осенью 1875 года, а впервые исполнена 10 декабря того же года.

🌲 К моменту ее написания уже полностью потерявший слух Сметана уехал из Праги и поселился в Ябкенице с семьей дочери, муж которой был лесничим. Там он продолжает работать над своими произведениями. Не слыша ничего, кроме шума и каких-то навязчивых звуков, которые его преследовали, он пишет богатую образами музыку.

☀️ Поэма рисует широкими мазками мысли и чувства, которые охватывают Сметану при взгляде на родину. Во время прослушивания со всех сторон доносится проникновенный напев: леса и цветущие луга поют свои песни, радостные и меланхоличные.

🎹 Произведение состоит из трех разных по настроению частей: первая звучит торжественно, словно гимн, во второй стремительное фугато сменяется пением валторн, в третьей части мы слышим деревенский праздник, где песенная тема сочетается с танцевальной в ритме польки.

🎼 Каждый может услышать в этой композиции то, что ближе его сердцу. Сметана дает нам возможность самим открыть те образы, которые помогут понять его музыку. Давайте послушаем эту поэму, а для создания образов, можно посмотреть на пейзажи прекрасной Чехии.

→ Бедржих Сметана. Цикл «Моя родина» — поэма «Из чешских полей и лесов»
Видеопример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 14 минут (46:01–59:41)

После премьеры поэмы «Из чешских полей и лесов» Сметана делает небольшой перерыв в работе над циклом «Моя Родина». Следующая поэма «Табор» была написана только к концу 1878 года и впервые исполнена в январе 1880 года.

📜 Главная тема этой симфонической поэмы цитирует древний гуситский гимн под названием «Мы воинство Божье». Сама история гимна и его названия связана с гуситским войнами, которые длились с 1419 по 1434 год и были началом чешской реформации.

⚔️ Гуситские войны названы по фамилии чешского богослова Яна Гуса, которого можно назвать чешским лютиковом, но с более социалистическими идеями. Он выступал против католического владычества, против взимания мзды за церковные службы, за опору на священные писания, а не на мнение церкви, если оно с писанием расходится.

️ Последователи Яна Гуса разделились на два крыла — более радикальное и менее радикальное. В менее радикальное, они назывались чашники, входили состоятельные горожане, а в более радикальное, табориты — бедные крестьяне и обнищавшие рыцари, те кому жилось совсем плохо.

🗣 Сам Ян Гус начинал свою деятельность в Праге и некоторое время даже был ректором Карлова университета. Но Прага была богатым городом, а в таких городах с опорой на состоятельных горожан очень сложно продвигать революцию, поэтому табориты не имели поддержки в Праге.

🏰 Таборитам нужен был лагерь, и они основали город Табор в южной Чехии. Все их восстания были подавлены, и ничего изменить у них не получилось, но их героизм остался в истории. Чашники были в основном в городах, у них были более разумные цели: сделать так, чтобы в стране было больше чешских и меньше немецких феодалов, отнять у католической церкви, которая ассоциировалась с чем-то чуждым и обладала большими землями, владения, ввести относительную свободу слова.

🎵 Именно этот суровый, довольно мрачный гимн гуситского войска лег в основу симфонической поэмы «Табор». Она посвящена той силе, которая смогла собрать народ и вдохновить его на борьбу за себя и за право выбирать, как жить. Давайте послушаем.

Бедржих Сметана. Цикл «Моя родина» — поэма «Табор»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 13 минут (59:41–01:12:46)

Поговорим о завершающей поэме «Бланик» и обсудим общую структуру и смысл цикла «Моя родина».

🎻 Шестая и последняя симфоническая поэма называется «Бланик» по названию чешской горы. По легенде, в ней спит воинство Святого Вацлава, правителя Чехии 10 века, вместе с самим князем. Он проснется, когда наступит самое темное время и Чехии будет нужна его помощь. Эта поэма была закончена в марте 1879 года и исполнена вместе с поэмой «Табор» 4 января 1880 года. Это логично, потому что «Табор» как бы вливается в «Бланик». И это позволяет рассматривать «Мою родину», именно как цикл симфонических поэм.

💫 Поэма начинается так же, как заканчивается «Табор» — темой гуситского гимна, которая в «Таборе» не завершается и не получает разрешения. Она словно продолжающаяся борьба переходит в следующую поэму, но теперь звучит словно воспоминания о битве. Здесь снова возникает тема Вышеграда, как бы замыкая цикл.

☀️ Поэма «Бланик» очень хороша в качестве завершения цикла — она приходит к радостной кульминации, где все темы перекликаются: и природа, и течение Влтавы, и славное прошлое. В ней звучит надежда на победу и возвышение чешского государства.

🎹 В этих симфонических поэмах мы видим рецепт создания национальной музыки. Берутся мелодии из исторического материала, народной музыки и им придается форма, в которой возможно создавать большие произведения искусства. Какими бы славными не были народные песни или танцы, все равно на уровень искусства их поднимает высота требований к мастерству. От человека из народа, который поет народную песню, не требуется чистота интонации или красивый голос, способность к импровизации. Хорошо если это есть, но это не обязательно.

🪕 Исполнение народной музыки — это часто момент ритуальный. А ритуал предполагает точность исполнения, что тоже достаточно серьезный критерий, но не предполагает профессионализма, что более важно — не предполагает развития. Любые сильные изменения могут разрушить ритуальность, поэтому здесь не может быть никакого профессионализма. Ведь он подразумевает, что ты берешь образец, пытаешься повторить его основные принципы и сделать лучше, интереснее, сложнее.

🎼 С эпохи романтизма народная музыка начинает все больше просачиваться в произведения и становится интегральной частью классической музыки в целом. И этот баланс между профессионализмом и ритуальностью становится шатким. Ритуальность не подразумевает личности — не важно, кто производит ритуал, важно, чтобы он был произведен. Поэтому сейчас, в эпоху стандартизации и расчеловечивания, важно слушать музыку той поры, когда личность и личное достижение может напомнить о том, что успех достижим, и родиной можно гордиться, пусть она даже и оккупирована.

👀 Очень важным является вопрос, на что смотреть. Сметана мог написать поэму про ужас и кошмар: показать, как чешские мелодии тонут, их втаптывает в землю немецкий марш, но он выбирает то, чем можно гордиться, что дает силы действовать и жить. В этом смысле, как бы ни надоела «Пражская весна», это очень положительная музыка и хорошее напоминаете о том, на что можно опереться в жизни. Давайте дослушаем цикл до конца.

Бедржих Сметана. Цикл «Моя родина» — поэма «Бланик»
Видеопример на Ютубе
Время прослушивания: 19 минут (01:12:46–01:31:40)

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;