angle-down facebook instagram vkontakte warning

Бедржих Сметана

Первые симфонические поэмы

Становление композиторского таланта чеха Сметаны произошло в годы его жизни и работы в Швеции. Узнаем, кто повлиял на композитора, и послушаем его три симфонические поэмы.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Мы переносимся в 1855 год, когда Сметана принимает предложение от Гетеборгского филармонического общества и становится его руководителем. Он исполняет роль дирижера, хормейстера, пианиста и на шесть лет переезжает в Швецию до 1861 года. На этот шаг его побудила череда событий: трудное положение чешской музыки, невозможность полностью воплотить свои творческие идеи, личная трагедия композитора — смерть его старшей дочери.

🌎 Сметана переезжает в Гетеборг, где неподалеку, в городе Веймар, жил Лист. Они довольно часто видятся, и под влиянием Листа Сметана сочиняет три симфонические поэмы. Сам Лист много работает в этом жанре. Ему было тесно в рамках классической симфонии, его смущали структурные ограничения, композитор хотел, чтобы его самовыражение, течение его музыки не было ничем ограничено.

⚡️ Симфоническая поэма не имеет строгих ограничений, которые предъявляются к симфонии. Она одночастна, как симфоническая фантазия, в ней может не быть никакого развития, а просто чередование контрастных эпизодов. Конечно, по своей структурной сложности она всегда уступает качественной симфонии, но не вся хорошая музыка сложна, как и не вся сложная музыка хороша. Симфонические поэмы, как правило, очень живописны, это же поэмы. Они достаточно точно изображают литературную программу, если она у них есть, и какие-либо эпизоды и события, которые мы понимаем из общего контекста.

📚 Три симфонические поэмы Сметаны имеют названия литературных произведений. Первая — это «Ричард III» по Шекспиру. Сюжет был такой: Ричард — хромой горбун, который весьма кровавым способом добирается до престола и гибнет в битве. Интересность его фигуры в том, что он абсолютно аморален, психопатичен, но при этом дьявольски умен, весьма красноречив и в своем злодействе совершенно бесстрашен. Это такое зло, которое выходит на уровень метафизики, здесь есть что-то вне пределов обычной человеческой жизни, что, возможно, и привлекает к этой поэме снова и снова.

🎼 Симфоническая поэма «Ричард III» начинается с медленных созвучий, от которых веет средневековым холодом и загадочностью. Слушая ее, вполне можно прожить основной эмоциональный сюжет шекспировской трагедии. Здесь мы видим, насколько мастерски Сметана уже владеет тембрами оркестра, насколько хорошо у него получается запечатлевать состояния, насколько ему скучна форма в этот период времени. Давайте послушаем первую из симфонических поэм.

Спектакль Юрия Бутусова «Ричард III»
Видеопример на Ютубе
Время просмотра: 2 часа

Бедржих Сметана. Симфоническая поэма «Ричард III»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 12 минут

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

👑 Вторая симфоническая поэма — это «Лагерь Валленштейна». Она повествует о чешском полководце — Альберте фон Валленштейне, который жил в 19 веке и наиболее активно развернул свою деятельность во время Тридцатилетней войны, будучи подчиненным императора Фердинанда II. История его трагична, как и истории многих подчиненных, которые набирая силу, становились опасными для правителей и были отдалены, либо убиты.

🎶 В этой поэме три части — первая повествует о самом лагере, который стоит в Чехии, в городе Плзень, во второй и третьей уже начинается основное действие. Оно рассказывает о попытках императора рассредоточить по разным краям империи армию Валленштейна, потому что сила полководца угрожала короне. В рядах его солдат были те, кто предан ему больше, чем монарху, и поэтому его армию разбивали на локальные отряды, чтобы ослабить влияние полководца. В итоге все приходит к тому, что император предает Валленштейна и его убивают.

🎻 Эта история отражена в контрастных эпизодах симфонической поэмы. С самого начала мы слышим бытовые зарисовки, дальше атмосферу интриг двора, мужество и гордость, а в конце торжественная музыка, которая является похоронным маршем по Валленштейну. Она как бы восславляет его, поскольку тактически он потерпел поражение, но стратегически он победил, потому что дух его не был сломлен, он остался героем. Давайте послушаем, как замечательно Сметана владеет искусством оттенков, искусством контраста, что в полной мере раскрывается в поэме «Лагерь Валленштейна».

Бедржих Сметана. Симфоническая поэма «Лагерь Валленштейна»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 15 минут

🏔 Симфоническая поэма «Хокон ярл» повествует об истории норвежского ярла 10 века — Хокона Могучего. Он родился в семья ярла, который правил в Тронхейме, городе на севере страны. Его отец Сигурд был советником при дворе конунга Хокона Доброго, после гибели которого был тоже убит.

🪕 Чтобы понять нравы тех времен, отступим ненадолго от поэмы и вспомним случай с музыкантом, который приехал ко двору Хокона Доброго продемонстрировать свое искусство. Его искусство заключалось в том, что он своей музыкой воздействовал на состояния. Скорее всего это были простые песенки — мы точно не знаем, но люди того времени были очень впечатлительные. Сначала музыкант сыграл грустную мелодию — Хокон Добрый пустил слезу и загрустил, потом музыкант сыграл возбуждающую мелодию — Хокон развеселился, выхватил меч и зарубил двух слуг. Люди тех времен были не только впечатлительные, но и легко поддавались влиянию, будь то хорошая музыка или неоспоримая власть.

👑 Вернемся к истории поэмы. После того, как его отец был убит, Хокон ярл бежал ко двору датского конунга, после чего вернулся завоевывать для него Норвегию. Он фактически стал правителем страны, но пустился в распутства и бесчинства, отошел от христианства, чтобы вернуться в язычество, чем вызвал недовольство многих подданных. В итоге, был убит собственным рабом.

🥁 Симфоническая поэма начинается с величественных, грозных, торжественных звуков — звучат фанфары и барабаны. В первых тактах заключен весь предполагаемый характер ярла, или той истории, которая будет о нем рассказана, или атмосферы времени.

🌿 Музыка неспешно движется вперед, и появляется лирическая тема Родины. В ней столько восторга и восхищения, но нет ни капли сентиментальности или какого-то другого теплого чувства одного человека к другому, это именно любовь к родине. Лирическая тема сменяется героической, напряжение нарастает и разряжается. Тут есть и принцип контраста, и принцип сплетения двух тем, где героика и лирика сосуществуют вместе, но героика все-таки преобладает.

🎼 Такими непростыми путями шло развитие национальной музыки. По совету венгра, жившего в Германии, чех, живущий в Швеции, создает симфоническую поэму про древнего норвежского правителя. И это все равно имеет связь с судьбами родины композитора, с желанием отвоевать и отстоять самостоятельность своего народа. По большому счету, каким бы ни был литературный сюжет, идея все равно останется связана с патриотизмом Сметаны, и это патриотизм высшей пробы. Давайте послушаем третью поэму.

Бедржих Сметана. Симфоническая поэма «Хокон ярл»
Аудиопример на Ютубе
Время прослушивания: 15 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;