angle-down facebook instagram vkontakte warning

Квартеты Бетховена

Большая фуга си мажор

Завершаем разговор о квартетах Бетховена обсуждением большой фуги си мажор. Узнаем, в чем сложность ее устройства и почему она приводила в недоумение современников.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Поговорим про большую фугу си мажор из опуса 133. Иногда ее называют квартетом № 17.

🎼 Первоначально эта фуга была финалом квартета № 13, опус 130. Бетховен создавал ее в 1825 году, и это была очень долгая работа, которая предшествовала сочинению всех остальных частей квартета. В марте 1826 года на открытых концертах квартета Шуппанцига состоялась премьера квартета с этой финальной фугой.

🤨 Публика восприняла финал неоднозначно. Критики называли фугу вавилонским столпотворением, концертом для жителей Марокко, которые наслаждаются настраиванием инструментов. Один из критиков отметил напряжение, с которым играют инструменты, и написал:

🗣 «Если бы маэстро сам мог слышать свое произведение, многое было бы изменено. Впрочем, будущие поколения, может быть, найдут прекрасным и понятным то, что нам кажется запутанным и неясным».

🆕 Даже друзья Бетховена осознавали, что фуга слишком грандиозна, чтобы быть частью циклического произведения. Поэтому, когда издатель предложил композитору изменить финал квартета № 13, его поддержал друг Бетховена Гольц. Бетховен согласился с их доводами и изменил финал квартета, а первоначальный вариант превратил в отдельное произведение, которое получило название Большая фуга. При жизни композитора фугу самостоятельно не исполняли, но спустя 30 лет после смерти Бетховена ее стали включать в свою программу квартетные ансамбли, и сейчас она входит в репертуар всех значительных квартетов мира.

🌀 Эта фуга продолжает искания Бетховена в области полифонического жанра, которые идут активно в последний период его творчества. Если бы композитор прожил дольше, возможно, он двинулся куда-то дальше. Но то, что мы имеем как финал его исканий — начало нового типа полифонических произведений. Полифония — достояние музыки барокко, казалось бы, куда еще ее развивать. Но дело в том, что в полифонии прежних времен главное значение имела вертикаль, то есть сочетаемость голосов, то, как они звучат в каждый момент, куда движутся.

🎶 Бетховен берет из сонатной формы принцип горизонтального развития и делает основой фуги горизонталь при полной самостоятельности всех четырех мелодических линий. Вертикаль при этом практически игнорируется. То есть на благозвучие аккордов, на совершенство гармонии он почти не обращает внимание, использует другие законы. Это положило новый путь развития полифонии.

Узнаем, как устроена фуга, в чем состоит ее сложность и грандиозность.

🎼 Форма фуги очень сложна. Бетховен сопроводил фугу надписью по поводу исполнения: «то свободно, то тщательно отделывая». Где свободно, а где тщательно отделывая — это хорошему исполнителю должно быть понятно из текста. К фуге подводит вступление с надписью «Overtura», которое имеет характер фантазии. Оно чисто романтическое по духу — много раз меняется и размер, и темп, и тональность. Вступление основано на трех вариантах первой темы фуги и на небольшом заключительном мотиве. Основная тема фуги повторяется с видоизменениями пять раз.

💥 Позднее творчество Бетховена принято считать символичным, особенно усердно символизм ищут в последних произведениях. Тему фуги часто называют темой судьбы. Хотя первая ассоциация с этой темой — начало пятой симфонии. Но и здесь нельзя сказать, что определение неверно: эмоционально это очень точно, тема звучит грозно и наводит на мысль о фатуме. Сама фуга начинается одновременным изложением двух тем. Эмоционально это два разных образа — стремительный порыв к борьбе и как бы тяжелая поступь судьбы.

🌊 В сонатной форме есть принципы последовательного изложения материала. Первая тема, вторая тема, разработка — все идет последовательно, темы появляются как персонажи в театре. А в фуге принцип параллельности взят из барочной музыки. Разработка тоже есть, но разрабатывается только главная тема, где сохраняются ее ритмические очертания. Звучание квартета напоминает бушующее море, а первая тема изменяется настолько, что ее трудно узнать, она становится чистым выражением гротеска.

🔄 Вторая тема, тема борьбы, получает меньшее развитие, она больше повторяется. В определенный момент наступает ритмическое смещение на одну восьмую от начала такта. Дальше начинается непрерывное движение в триолях. Сила звучности нарастает, и попытка вернуть вторую тему к ее первоначальному виду не удается. Движение останавливается, начинается новая часть фуги.

🌀 В новой части происходит разработка заключительного мотива вступления и третье возвращение первой темы фуги. Раздел начинается с преобразования этой первой темы, с принятым в жанре фуги противосложением, которое является производным от второй темы. Здесь переплетаются сонатная форма и фуга. И в этом высшее выражение классического искусства: взять традицию и преобразить ее настолько, чтобы, с одной стороны, она оставалась узнаваемой, с другой — имела новое звучание, структуру, смыслы. Этот контрапункт в итоге совершенно вытесняет первую тему.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрим, как заканчивается фуга, и узнаем, почему музыковеды оставались в недоумении от этого произведения.

💥 Совершенно внезапно, как взрыв, начинается разработка второго ритмического варианта первой темы фуги. Ей предшествовало долгое развитие. В этом разделе тема распадается на разные части, поднимается из глубин, и те части, на которые она распалась, образуют новый контрапункт. Эта разработка тоже длится долго, от нее в итоге остаются только трели, а потом разрабатывается вторая тема. Здесь впечатление фуги исчезает и уступает место свободной симфонической разработке.

🔀 В разработке мы снова слышим разные варианты темы. Когда возвращается предшествующая часть, тема вдруг разделяется на два голоса. Движение замирает, мы как бы вспоминаем начальные такты экспозиции фуги и заключительные такты вступления, но это воспоминание обрывается, снова появляется первая тема, звучит очень тихо вместе с контрапунктом, который является интонационным производным от второй темы. Кода основана на материале прежних и новых вариантов первой темы. Здесь есть удивительные по своей сложности комбинации, и потом фуга заканчивается.

🤷 У многих фуга оставляет неоднозначное впечатление. Даже те исследователи, которые Бетховена почитали, отзывались о ней в том ключе, что все, что писал композитор до последних сочинений, было великой музыкой. Но в его последних произведениях чувство красоты звучания совершенно поникло. Он перестает ориентироваться на слух, даже на внутренний слух, произведения являются нагромождением резкости. Из-за этого музыка гениальна как текст, как ноты, но не как звучание. Эта точка зрения преобладала в 19 веке. А новшества Бетховена полностью оценили только в 20 веке.

→ Людвиг ван Бетховен. Большая фуга си мажор
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 16 минут

→ Людвиг ван Бетховен. Большая фуга си мажор (под управлением Вильгельма Фуртвенглера)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 18 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;