angle-down facebook instagram vkontakte warning

Квартеты Бетховена

Квартеты #1 и #2

В этой части начнем говорить о квартетах Бетховена из опуса 18 и обсудим, что композитор взял от своих предшественников — Гайдна и Моцарта, а что привнес сам.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Начнем знакомство со струнными квартетами Бетховена и поговорим о первых двух квартетах. Сначала обсудим первый квартет фа мажор.

📨 Первый квартет иногда еще называют «Аменда-квартетом». Дело в том, что уцелела рукопись раннего варианта, который Бетховен подарил в знак памяти своему другу Карлу Аменде, когда тот отправлялся из Вены в Курляндию, ныне Латвию. Через два года Бетховен написал другое письмо, где просил Аменду никому этот квартет не давать и не исполнять. Бетховен переделал произведение и только к лету 1801 года научился как следует писать квартеты.

🆕 Первый квартет — это мастерство владения фактурой. На его примере хорошо можно показать связь между традицией и новшеством. По стилю первая, третья и четвертая части обращены в прошлое, а адажио как раз необычное. В первую очередь необычно эмоциональное содержание: в нем такой трагизм, который в представлении композиторов более ранних эпох разрушил бы общую гармонию произведения. Но Бетховену удалось это очень органично вплести в классическую фактуру.

🔂 Первая часть, аллегро, написана в сонатной форме. Основа музыки этой части — короткий мотив, который проводится 131 раз, и здесь практически нет никакой тематической разработки. Мотив остается прежним, меняется только гармония и фактура, однако через них Бетховен передает целую гамму настроений от совершенно легкомысленных до весьма серьезных. Если для классической эпохи отсутствие подлинного тематического развития еще было позволительно, то уже в середине 19 века показывать такое было странным — можно вспомнить симфонии «Могучей кучки» или симфонию Бородина с бесконечными вариациями на сопрано остинато.

🎻 Вторая часть, адажио, тоже написана в сонатной форме. В мелодии, которая передает первая скрипка, мы слышим такую концентрацию горечи, сетования и жалобы, что по своему содержанию и эффекту она ближе к Шопену, чем к Моцарту. Здесь именно с эмоциональной точки зрения заложено очень много — это и жалоба, и жажда избавления от страданий, и возвращение к жизни в разработке, где тема приобретает более экспрессивный характер.

〽️ Перед репризой музыка затихает, реприза сокращена и изменена по своей фактуре. Она все равно есть, потому что это нужно для поддержания формы, но в эту форму Бетховен вносит достаточно большое разнообразие. В коде нарастает динамика в партии виолончели. Мы слышим довольно резкие диссонирующие аккорды, скачки, мучительные паузы. Здесь очень важно правильно их выдержать — не больше и не меньше. Простым метрономом не обойтись. Здесь необходимо тонкое чувство музыкального времени, особого пространства, существующего где-то на грани астрономического и психологического времени. Далее следует скорбный эпилог.

💔 Адажио имеет вполне романтический дух, хотя по стилю это классицизм. Более того, оно связано с поэзией, с последней сценой из «Ромео и Джульетты». Сохранилась пометка самого Бетховена к наброску — «последние вздохи». Скерцо же, напротив, представляет собой контраст с адажио и наполнено юношеской радостью и силой.

💥 Радостное настроение получает развитие в финале, который написан в форме рондо-сонаты. В начале ведет первая скрипка, но потом все инструменты входят с ней в унисон. Появляется настроение, которое наполнено энергией и открытым взглядом на мир, свойственный смелым юношам. А то, что было только намечено в первой части, намного шире развивается в этом веселом жизнерадостном финале.

→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 1 фа мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 28 минут

Второй квартет соль мажор в большей степени, чем остальные, связан с Гайдном и Моцартом. В первую очередь это видно благодаря однородности ясного, беспечного, светлого настроения.

🕺 Иногда второй квартет называют «квартетом комплиментов» из-за темы главной партии в первой части аллегро. Тема наполнена атмосферой церемониальности балов 18 века. Но здесь атмосфера не тяжелая, а с впечатлением рокайльности — парики, камзолы, поклоны, приветствия, беседы сохраняются, но живость и очарование как бы происходит внутри строгих рамок этикета. Такое воспоминание о прекрасном прошлом психологически передано очень точно.

🙏 Психологизм в творчестве Бетховена ассоциируется с просветленной радостью, которая появляется как следствие катарсиса после сильного переживания. А ведь психология может быть и в другом — например, в точности. Вспомним Шумана и его удивительные фортепианные миниатюры — здесь точность такого же свойства. А если есть задача обратиться к музыке прежней эпохи, то надо использовать принятые тогда интонации, аллюзии в современной переработке, чтобы это не вышло пастишем, как большинство немецкой оперы начала 18 века.

🎻 Изящно открывающая фраза скрипки и название «квартета комплиментов» связано, возможно, с одним из последних струнных квартетов Гайдна. Это квартеты из опуса 77, которые были написаны в 1799 году. Как раз тогда Бетховен учился у Гайдна, и эти квартеты тоже назывались квартетами комплиментов. Но все-таки музыка Бетховена отличается от музыки 18 века, что, вероятно, связано с личностью композитора, с его чувством музыки.

Йозеф Гайдн. Струнный квартет № 66 соль мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 24 минуты

💥 В первой части больше динамической энергии, больше сложности в изложении, чем у Гайдна. Если Гайдн держит эту четырехчастную структуру и как бы заполняет ее соответствующими мелодиями с прекрасным вкусом и качеством, то Бетховен все время находится в пространстве живой линии мелодии. И он не просто, держа в голове форму, отталкивается от нее — это он стал делать позже и иначе, а приспосабливает эту живую материю так, чтобы она вписалась в классическую форму. И здесь не важно, это полное чувств и эмоций аллегро из первого квартета или же такая изящная элегантная мелодия из первой части этого аллегро.

🎶 Вторая часть написана в сложной трехчастной форме. Она более оригинальна и в ней три контрастных раздела. Первый — адажио кантабиле, то есть певучее, очень трогательное и проникновенное, которое сменяет праздничное аллегро, и адажио снова возвращается, но с большим богатством и разнообразием фигураций. Внутри адажио мы замечаем тот контраст, который потом прорастет в более зрелом творчестве Бетховена. Принцип контраста в музыке здесь усилен этим чередованием.

🌓 Композитор классической эпохи придумал контраст как отражение формы и структуры. Его рукой владела умеренность, потому что мало контрастов — плохо, слишком много контрастов — плохо, ведь можно произвести впечатление суеты. А Бетховен как бы усложняет палитру при том, что адажио остается столь же изящным и куртуазным, как и первая часть.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Бетховену как композитору свойственна не только серьезность, но и чувство юмора, которое он демонстрирует в третьей части квартета.

🔄 Третья часть — это скерцо, хотя больше похожа на менуэт в гайдновском стиле. Здесь есть неожиданная смена тональностей, больше внимания уделено связанности формы. В трио, которое следует за скерцо, звучит мотив из второго раздела скерцо, но иначе поданный.

🧐 Бетховена принято считать серьезным композитором, который и к музыке, и жизни относился серьезно, даже сурово. Но у него было прекрасное чувство юмора. К примеру, здесь метрическое разнообразие разных партий, то есть сочетаний триолей и долей, придает музыке шутливую веселую окраску. А если говорить о квартете как о разговоре четырех людей, здесь появляется образ неуклюжести, когда в атмосфере формальности этикета два человека пытаются о чем-то поговорить, но никак не могут сойтись, один не слышит другого. Они сами воспринимают эту неловкость серьезно, поскольку в ней находятся, но со стороны выглядят смешно.

⤵️ Очень интересен переход из трио к главной теме скерцо. Там целые ноты, которые занимают почти октаву — от «до» малой октавы до «ре» большой октавы, написаны в пианиссимо, то есть очень тихо. Эта нисходящая лестница является как будто отражением какого-то церемониала. Может быть, на светском вечере появляется важная гостья, и при ее появлении все замирают. А может, это хозяйка вечера, ненадолго удалившись, спускается по лестнице из своих покоев в новом роскошном платье.

💫 Финал написан в сонатной форме. Здесь в полном смысле возвращается атмосфера рокайльной первой части квартета, но через нее появляется вместе с тем и большая непосредственность. Это вполне народная по духу струя, беззаботность темы главной партии, развитие которой показывает неисчерпаемую фантазию Бетховена. И эта восходящая тема выражает подъем энергии, оживление действия. А с ней соседствует побочная партия, наоборот, нисходящая. Там всего два такта, две четверти и половинная нота, но здесь Бетховен показывает свое мастерство, потому что побочная партия вызывается посредством полифонии.

🌓 Сопоставление восходящей главной и нисходящей побочной партии отражает бетховенское внимание к структуре и ее понимание. Выбор именно очень простой мелодической фигуры связан с тем, что такие темы хорошо поддаются развитию. Но в то же время это демонстрация того, что из столь малого он может выразить столь большое.

🎉 В разработке наступает праздник разнообразия: интервалы, которые содержатся в темах, то уменьшаются, то увеличиваются, то обращаются, гармония очень оригинальна. И здесь мы видим не браваду мастерством, а то, что эта сложность, необычность тонального плана способствует усилению впечатления радостного веселья. Также финал напоминает финал музыки балета «Прометей», который Бетховен написал в 1800 году.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 2 соль мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 24 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;