Квартеты Бетховена
Квартет #10
В этой части обсудим десятый квартет Бетховена и увидим, как судьба композитора и жизненные перипетии отражаются в музыке.
Квартет № 10 ми-бемоль мажор, опус 74 Бетховен написал через два года после опуса 59, в 1809 году, а издали квартет в 1810 году.
💔 Ко времени написания этого квартета в музыке Бетховена произошли существенные изменения, содержание стало более драматичным. У некоторых композиторов трудно проследить эмоциональную взаимосвязь с музыкой, особенно в эпохе барокко или Ренессанса, где личностное почти не учитывалось. А у Бетховена эта связь очень тесная. Чтобы лучше понимать его произведения, стоит подробно узнавать его биографию и обстоятельства, которые сопутствовали созданию произведений.
📜 Наброски квартета Бетховен начал в 1809 году, одновременно с ним он работал над партитурой «Эгмонта», что мы знаем по пометкам на рукописи. В мае 1809 года Вену заняли войска Наполеона, в городе был комендантский час. Бетховен был заперт в стенах города, не мог выходить на свои любимые прогулки, чувствовал унижение как человек с высоко развитым чувством собственного достоинства, вынужден был платить больше налогов и залезать в долги. Только через четыре месяца он сумел выбраться на природу, и после этого работа пошла хорошо, квартет был закончен.
💥 С квартетами из опуса 59 этот квартет роднит ясно очерченная и легко воспринимаемая форма. Но музыкальные идеи, отлитые в эту форму, теперь иные. Бетховен пишет не для кого-то, он пишет для себя. Он погружен в себя и выражает те чувства, которые находит в своей душе. В сюжете этого квартета побеждает тема борьбы, готовности броситься в бой.
🌓 В первой части большое значение имеет медленное вступление, поко адажио, которое предшествует аллегро. Эти две части контрастны, но имеют внутреннюю связь. Образно это можно назвать как заданный вопрос и полученный ответ. Через все вступление проходит мотив, который будто бы о чем-то спрашивает, ищет ответ на вопрос. Перед тем, как вступает аллегро, мы слышим хроматическое нарастание, которое можно представить как выход от мрака к свету, от покоя к деятельности, от пассивного к активному. Ответ на этот вопрос врывается в сонатное аллегро. Если связывать этот эпизод с биографией композитора, то это похоже на то, как человек, запертый в городе, вырывается на природу.
🎻 После изложения главной партии первой скрипкой она повторяется альтом. Потом мы слышим пиццикато альта и виолончели, которые тотчас же повторяется обеими скрипками. Пиццикато рисует яркие образы природного свойства — наслаждение красотой природы после долгой с ней разлуки. Мелодия течет как небольшая бурная речка. Это передается звучанием, которое напоминает арпеджио, исполненное на арфе — отсюда расхожее название квартета «Арфовый».
🔥 Начинается побочная партия, ее первая тема жива и энергична, но вторая еще оживленнее, и эта оживленность только увеличивается. Сначала у двух скрипок идут восьмые и четверти, а у альта и виолончели, то есть в аккомпанементе, шестнадцатые, потом они сообщаются верхним голосам. Музыка летит вперед, но вдруг тема прерывается, вступает первая скрипка с новой темой, очень мягкой, нежной, успокаивающей. Две темы поставлены в резком контрасте. После нового сосредоточения все голоса устремляются к финалу экспозиции, в котором бодрое настроение сменяется героическим.
💫 В начале разработки тематический материал сначала излагается в соль мажоре. Но внезапно он переходит в ми минор, что производит сильное впечатление. У виолончели и первой скрипки появляется тема главной партии, характер музыки становится снова радостным. Счастливое настроение длится недолго и прерывается короткими воспоминаниями о том, что композитор не так давно пережил. Основной мотив проводится как быстрая тень. Динамика уменьшается, но тут появляется мотив арфы, который прорывает эту тьму как луч света. Мотив ведет к репризе, которая в основном повторяет экспозицию, но с небольшими отступлениями. Мотив арфы звучит вдвое большее по времени и имеет больше силы, чем раньше. Из него образуется заключительная мелодия, которая играется в сопровождении арпеджио. Вся первая часть наполнена будто электричеством.
Продолжим знакомиться с квартетом и посмотрим на необычную форму второй части и воинственное настроение третьй.
💓 Вторая часть — адажио, а это практически всегда излияние чувств. Чаще всего адажио имеет песенный характер, и это не исключение. Но в отношении формы адажио из квартета № 11 необычно: у него форма рондо-вариаций. Мы слышим здесь пассионность. Если бы оно было написано чуть строже в отношении чувств, можно было бы назвать это молитвой. Но здесь это скорее вопрошание и обращение к судьбе, мотив жалобы, который получает очень выразительное развитие. Сначала скорбь нарастает, потом смягчается. При первом возвращении тема рефрена звучит чуть одушевленнее, чем ранее. Второй эпизод в ре-бемоль мажоре имеет очень благородный и спокойный, но вместе с тем нежный характер. Снова вступает рефрен, теперь он звучит пианиссимо в миноре, но потом резко обрывается, и у первой скрипки снова в мажоре звучит эта мелодия.
🎶 Третье проведение темы Бетховен дает в ином изложении. Мелодия сначала звучит в первоначальном виде, потом в фигурациях тридцать вторых, которые сопровождает скрипка отрывистыми штрихами, а из них рождается контрапункт. Рефрен заканчивается, вступает кода, затем еще раз звучит жалобная мелодия, которая напоминает о первом эпизоде. Но на нее отвечает первая тема, которая впервые звучит у виолончели, после чего разбивается на отдельные фрагменты, которые путешествуют по голосам, и движение в музыке заканчивается.
💥 У третьей части квартета мужественное, даже несколько воинственное настроение. Это то решение сражаться, не падать духом, о котором говорилось ранее. Здесь резко обрисована мелодическая фактура, сама музыка имеет упрямую поступательную энергию. Развитие интенсивно, появляется драматический раздел, заканчивается настороженно, на пианиссимо. Но воинственный дух снова воскрешается, и мы видим те же образы борьбы, но совершенно неожиданно в трио врывается первая тема, которая идет в очень быстром темпе. Согласно указаниями Бетховена, там каждые два такта исполняются на раз, то есть соединяются в один сложный такт. Тему играет первая скрипка, вторая и альт идут ей навстречу, наступает переплетение голосов. Вслед за ними вступает виолончель, и все движение голосов приобретает широту.
🔮 В музыке чувствуется не столько бетховенский, сколько баховский порыв с удивительным развитием музыкального состояния. Далее целиком повторяется вся первая часть престо и трио. Затем снова, в последний раз, проводится первая часть. Это затухание на настороженном пианиссимо приводит к началу коды, вполне себе мистическому. Когда начинается раздел семпре пианиссимо, мы как будто из другого пространства слышим шум борьбы, которая происходит где-то вдали. Эти звуки будто бы сами теряют направление, останавливаясь на диссонирующем аккорде.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Обратимся к финалу квартета и посмотрим, какой итог произведения предлагает нам Бетховен.
6️⃣ Финал — это тема с вариациями, очень ясная и простая, построена симметрично. В финале принято видеть некий итог — или логический вывод из прошлых трех частей, или какое-то к ним отношение. Здесь отношение к этим пережитым страданиям, которые композитор отображал в музыке, очень простое, открытое, благородное. В шести вариациях есть два основных настроения. Первое — энергичное и веселое, второе — грустное и безнадежное.
〽️ В первой вариации Бетховен выражает очень мужественную уверенность в себе. Она, возможно, слишком резкая и угловатая, поэтому очень удивила современников. Вторая, наоборот, певучая, родственная с адажио, триоли альта охватывают вариацию как ожерелье цветов. Третья — радостная и бодрая, тема звучит у второй скрипки и виолончели, которые играют в терции.
🎻 В четвертой вариации использован интересный прием — у первой скрипки тихо и мягко звучит тема четвертями, в то время как в нижних голосах та же тема исполняется восьмыми. Это предвестие позднего стиля Бетховена, потому что здесь абсолютно ясная и логичная структура, но достаточно много диссонирующих созвучий. Пятая вариация по характеру близка к третьей, но еще бодрее и решительнее. Шестая вариация переходит в коду, в ней слышатся мягкие очертания видоизмененной темы, которые вырисовываются как будто сквозь туман. Здесь в звучании появляется оркестровый колорит. В финале поражаешься тому, как из такой вроде бы простой и незамысловатой темы можно создать такую красоту.
→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 10 ми-бемоль мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 29 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день