angle-down facebook instagram vkontakte warning

Квартеты Бетховена

Квартет #11

В квартете #11, как и в предыдущем, композитор отображает свои личные переживания. В этой части узнаем, как это влияет на музыкальную составляющую.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Обсудим квартет № 11 фа минор из опуса 95. Бетховен написал его в октябре 1810 года и посвятил своему другу Николаусу Цмескалю фон Домановецу.

💔 Этот квартет так же, как и десятый, отражает личные переживания Бетховена. В конце весны 1810 года у него рухнули надежды на брак с Терезой Мальфати, и Бетховен очень страдал. Но он считал, что участь художника — творить, а бытовые неурядицы и неудачи в любовных делах не должны отвлекать от главного. Но, конечно, такие события влияли на композитора, и это переживание, путешествие вглубь себя привело его в итоге ко второму творческому рождению. Это произошло во втором десятилетии 19 века, и здесь во всем, что он создавал, чувствуется порыв искренности, простоты и ясности музыкальной мысли, которая нашла новые пути. Одиннадцатый квартет стоит на грани этого периода. Здесь уже есть проникновенность, очень интимная выразительность, которая расцветет в последних квартетах. И, несмотря на то, что от него до следующих квартетов пролегает больше десяти лет, к ним он находится даже ближе, чем к предшествующим.

🎻 Квартет впервые исполнили в 1814 году в Вене на квартетном утре Шуппанцига. В первом издании квартета от 1816 года было огромное количество ошибок и неточностей. Они повторялись при переиздании, а оригинальный авторский вариант воссоздали на основе анализа набросков только в середине 18 века. Этот квартет — самый короткий из всех квартетов Бетховена. Возможно, такая временная сжатость послужила причиной тому, что он обладает большой силой и яркостью драматического выражения. В отношении формы он является предшественником сложной циклической бетховенской формы, которую мы можем слышать и в Девятой симфонии, и в последних квартетах, о которых мы говорили.

🎼 Первая часть написана в сонатной форме аллегро, и объем ее не велик. Эта часть начинается весьма энергично, единым порывом. Когда мы слушаем медленное вступление, то кажется, что нас медленно вводят в какую-то историю, как кино начинается с общего плана, а потом камера показывает какие-то сцены или героев. Здесь камера включается посередине какого-то события, для которого хорошо подходит метафора битвы. Главная партия звучит в унисон как выражение гнева, а паузы и октавные скачки усиливают это впечатление. Первая часть насыщена контрастами и резкими модуляциями, и из-за маленького объема здесь просто нет места для долгого развития. Поэтому это бурное движение обрывается, наступает тишина, и первая скрипка играет скорбную мелодию, которая потом наращивает звучность и силу и звучит почти так же, как начало, но дальше уже развивается по-иному.

💫 Связующая партия предельно лаконична. Она состоит из трех тактов, в которых излагается очень проникновенная лиричная тема. И здесь самый громкий крик — тишина. Обращает на себя внимание тихая кульминация, поскольку она отличается от своего окружения — большое искусство писать так. Чтобы создать бурную и страстную музыку, нужны минимальные композиторские умения, а чтобы строить большую сложную форму на небольшом отрезке времени и обращаться с контрастами таким образом — это очередное выражение гениальности Бетховена. Далее голоса в бурном порыве устремляются кверху, этот взлет обрывается, и снова его сменяет тихая, спокойная, задушевная музыка.

Завершим разбор первой части и посмотрим, как во второй части проявляются предпосылки позднего творчества Бетховена.

🎻 Заключительная партия первой части сопровождается тихими отзвуками сначала главной партии второй скрипки и альта, потом виолончели. Это служит опорой мелодии скрипки, и она звучит все тише-тише и постепенно замирает, но не на тоническом аккорде, а на доминанте — это как аккорд, который психологически требует своего разрешения, как вопрос, который ожидает ответа.

💥 Далее начинается короткая разработка: у виолончели фортиссимо звучит тема главной партии. Эти переходы от пианиссимо к фортиссимо производят очень сильное впечатление. Тихие части звучат не как некий покой, а как подготовка к новым бурям. В репризе главная партия сильно сокращена. Побочная партия моделирует в иную тональность, чем при первом проведении, и в этой иной тональности появляется заключительная партия. Открывается кода, которая наполнена удивительной энергией и которую можно назвать последней сценой трагедии — эта музыка очень сюжетна и театральна.

🎶 После аллегро следует энергичная, но очень серьезная вторая часть. В ней сочетаются и грациозность, и очарование, и некоторая меланхолия. Аллегретто как бы является мостиком между средним и поздним периодами творчества Бетховена. На близость к позднему периоду указывают формы всей части в целом: задушевный песенный характер первой темы, широта мелодического дыхания, которая очень близка к бесконечной мелодии. Первые четыре такта начинаются мерными шагами виолончели, которая сразу настраивает на серьезный лад, и вступает тихое, торжественное, почти хоральное пение, которое постепенно разрастается и достигает этой лирической кульминации.

🌓 Гармонический колорит этой мелодии весьма интересен, он колеблется между двумя тональностями — соль минор и ре мажор. Соль — это субдоминанта ре мажора, тональности не очень близкие или родственные, но и не совсем далекие, а как раз те, которые могут дать какой-то образ противостояния, конфликта. И каждый раз, когда ре мажор будто бы берет вверх, происходит поворот в минор, и общая картина звучания восстанавливается.

💫 Далее следует спокойное и светлое послесловие двенадцати тактов, звучит средний раздел у альта. Альту дана тема полифонического склада, из которого развивается фугато. Его характер серьезный и несколько беспокойный из-за того, что много хроматизмов. Развитие фугато как бы прерывается на середине: вдруг энергия теряется, движение ослабевает, мы снова слышим тихие шаги виолончели, которая напоминает начало части. Кажется, что нас вновь ждет меланхоличное спокойствие, но после него снова продолжается фугато, которое сначала звучит бодро, но потом нарастание энергии не приводит к кульминации, а довольно внезапно быстро наступает тишина.

🎵 Начинается реприза первого раздела аллегретто, в которой тема варьирована: теперь она идет с большей страстностью, чем в прошлый раз. Как и в первом проведении, за ней следует светлое послесловие, которое тоже звучит крепче. Но вновь тихо возникает тема фугато у альта, и это знаменует начало коды. Тема фугато постепенно затихает, и только теперь первая мелодия возникает, как бы освободившись от оков. В ней есть свет и благородство, излияние души. После этого все замолкает, мы слышим отголоски шагов виолончели, которые напоминают начало, но звучат несколько по-иному, и с ними аллегретто подходит к концу. После окончания аллегретто очень тихо появляется уменьшенный септаккорд, который как пружина сжимается для того, чтобы дать движение третьей части квартета.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Перейдем к заключительным частям квартета и узнаем, какое позднее произведение напоминают отдельные музыкальные эпизоды.

💔 Третья часть наполнена смятением, эмоциональными возгласами, сетованиями. Это образ, который даже можно назвать шумановским по своему богатству состояний, изображенных в музыке. Это похоже на крушение мечтаний и надежд, которые оказались обманом и не смогли воплотиться в жизнь. Начало аллегро два раза прерывают паузы, пока не устанавливается нервный прерывистый ритм этой части. Начинается оно в до миноре, но вдруг совершенно неожиданно вступает ре-бемоль мажор, и ритм в конце части напоминает сверкающие молнии. Вся часть этого ре-бемоль-мажорного аккорда носит героический характер, а резкое столкновение фа минора и ре-бемоль мажора переносит действие в совершенно иную плоскость.

🔮 Трио по своему нежному и мягкому характеру противоположно бурному страстному началу части. Но эти нежность и мягкость непростые — в трио все таинственно, покрыто некоей вуалью. Здесь мы снова слышим пение, которое озарено каким-то волшебным светом. Музыка трио путешествует по тональности, становится все проникновенней и тише. Возникают акценты на слабые части такта, происходит резкий тональный сдвиг, из си минора оно снова возвращается в фа минор и вдруг с прежней силой врывается в начало третьей части. Она идет так же стремительно, как в первый раз и ровно так же приходит к трио, которое появляется в другой тональности. Потом в третий и последний раз возвращается главная партия аллегро, которая завершает часть в унисон.

💥 Четвертая часть квартета начинается коротким вступлением, темп которого обозначен ларгетто эспрессиво. Некоторые исследователи ассоциируют его с музыкой к «Тристану и Изольде». Действительно, в конце среднего и в позднем творчестве Бетховена есть много гениальных прозрений, которые потом расцвели в музыке последующих эпох. Из этой ассоциации мы можем понять, как звучит музыка — это какое-то невыразимое томление, красота и невозможность достижения этой красоты, тоска по возвышенному, а быстрая часть финала аллегретто аджитато — это настоящая симфония битвы.

🎶 Главная партия состоит из трех довольно различных элементов. В первом слышны краткие напряженные возгласы, во втором —настойчивые жалобы, а третий еще больше увеличивает выразительность этой темы. Тревожный драматический оттенок сочетается в главной теме с интонацией, которая насыщена песенностью. Это сочетание и определяет весь облик финала. После жалоб и сетований, в которых есть горечь и боль, появляется гнев. У первой скрипки звучит восходящий хроматический пассаж шестнадцатами, который внезапно обрывается, и после паузы происходит остановка на пианиссимо. Этот переход тоже производит очень большое впечатление: это как прерванный полет, который остановлен на середине.

🔥 После значительных веских фермат снова звучит мелодия главной партии. Ее развитие приводит к новому и бурному пламенному разделу. В средних голосах звучат шестнадцатые, похожи на раскаты грома, а короткие четвертные ноты и аккорды скрипки и виолончели кажутся молниями, которые пронзают воздух. Но буря утихает, появляется побочная партия, которая такая же энергичная, похожая на отдых, который не приносит успокоения. От этой темы совершается переход к разработке, которая начинается с проведения темы главной партии в основной тональности — это вносит черты рондо сонаты.

💫 В разработке есть очень активное тематическое развитие. В конце появляется еле слышное пиано пианиссимо, даже не два, а три пиано, фа-мажорный аккорд, напоминающий кусочек светлого неба, который на мгновение приоткрыт грозовыми тучами. Все преодоление скорби находит свое выражение в коде, которая звучит довольно квартетно, легко, тихо и нежно, но вместе с этим есть какая-то бурная радость и торжество. Кода также очень коротка, построена на полифонической разработке достаточно оживленной темы.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 11 фа минор
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 22 минуты

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;