angle-down facebook instagram vkontakte warning

Квартеты Бетховена

Квартеты #13 и #14

В этой части поговорим о еще двух квартетах Бетховена и узнаем, почему композитору пришлось менять финал квартета #14.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Квартет № 13 си мажор, опус 130 впервые исполнил Шуппанциг 21 марта 1826 года, а издали его в 1827 году, хотя фактически он был сочинен позже пятнадцатого ля-минорного квартета.

✍️ Работа над этим квартетом шла параллельно сочинению квартета № 15. Бетховен планировал закончить их одновременно, но пятнадцатый закончил быстрее. Уже в августе 1825 года, когда он готовил его к исполнению, композитор сообщал в письме Гольцу, что хочет до конца августа, за семь дней, закончить и тринадцатый квартет, но работа затянулась, и завершить квартет удалось только через три месяца. Наброски любых композиторов дают обычно довольно хорошее представление о том, как шла работа над ними, в английском это направление называется sketch studies. Так, в «Русской тетради» Бетховена есть наброски для первой части, в «Итальянской тетради» — всех других частей, потом еще были наброски в трех других тетрадях.

🆕 В этом квартете Бетховен впервые отходит от четырехчастного цикла. Здесь, в опусе 130 — шесть частей, в опусе 131 — семь, в опусе 132 — пять и только в опусе 135 снова четыре части. Тринадцатый квартет можно назвать как бы интермедией между двенадцатым и четырнадцатым квартетами, где музыкальная мысль наиболее стройна, а единство построения более строго. Но задумка написать квартет из шести частей вместо четырех — это риск и отчасти эксперимент. Также тринадцатый квартет — это запись разных противоречивых чувств, которые владели Бетховеном во время его написания. Если пятнадцатый квартет больше похож на публичное высказывание, то тринадцатый — это почти что интимный дневник. Законы построения формы здесь остаются достаточно строгими, но чувства, которые заключены в музыке, меняются очень быстро.

🎉 Летом 1825 года Бетховен был полон бьющей через край жизнерадостностью, закатывал пирушки в честь пятнадцатого квартета. Но в то же время было много тяжелых переживаний из-за племянника Карла. И первая часть квартета наиболее ярко отражает эти контрасты, которые то противостоят друг другу, то взаимопроникают. Для того, чтобы отобразить такую гамму чувств, надо использовать очень сложную и свободную полифонию, которая отчасти напоминает французские мотеты 14 века, где каждый голос мог быть написан на свой текст. Полифония здесь не только в нотах, но и в чувствах. И это столкновение живости, бодрости и глубокой печали, которая, тем не менее, ищет выход. Все здесь меняется очень свободно: и тональность, и темп, и размер. Первая часть даже может показаться составленной из разнородных элементов, которые связаны краткими фразами или нотами, казалось бы, не очень значительными, но находящимися в русле течения музыкальной мысли.

🎻 Первая часть начинается многозначительным созерцательным вступлением, в которое врывается движение аллегро. Сначала тема исполняется первой скрипкой практически без сопровождения нижних голосов. Вторая скрипка играет очень легкий аккомпанемент, и лишь в конце этого вступления движение шестнадцатых захватывает остальные голоса. Это метафора вихря суеты, которая врывается в уединенное размышление художника. Эта суета растет и ширится, и аллегро движется вперед без всяких препятствий. Музыка его сначала беззаботна, но дальше она приобретает мужественный и энергичный характер. При прослушивании этой части надо действительно помнить о том, что каждый инструмент звучит как голос, и надо обратить внимание на то, какие чувства накладываются друг на друга.

Посмотрим на вторую и третью части квартета, где Бетховен сталкивает различные чувства.

💃 Вторая часть, престо — это скерцо, вдохновленное народной музыкой, напоминающее венгерский или хорватский танец. Благодаря своей краткости, ясно выраженной ритмике и четкой структурной организации это скерцо — одно из самых известных среди других скерцо Бетховена в последних квартетах. Здесь все очаровательно и необычно: и игра звуков, и тональность си минор, которая ранее не встречалась в струнных квартетах Бетховена, и как фразу за первой скрипкой договаривает вторая, и как на фоне скрипок медленно движется альт, а виолончель шагает широко и обрывисто.

🎶 Трио было задумано намного раньше крайних частей скерцо. Его характерная особенность — упрямое удержание фактуры верхних голосов. Вторая особенность — аккомпанемент, который проводится нижними голосами: три ноты в каждой второй половине такта. При такой будоражащей и, вместе с тем, однообразной ритмике, при резких акцентах на относительно сильные доли такта это трио производит впечатление слегка демонической музыки.

💥 Переход от трио к репризе драматический и очень напряженный. Реприза звучит оживленнее, прибавляются украшения в виде трелей и октав. Скерцо заканчивается короткой кодой, в которой своеобразно перемещаются мотивы в голосах. Главная тема в первоначальном виде без трелей, которые были в репризе, звучит у альта. В это время первая скрипка исполняет музыку, которая в первом изложении поручена второй скрипке, а вторая скрипка играет пиццикато. Но движение резко замедляется, альт как бы задает вопрос, первая скрипка на него отвечает, наступает говорящая бетховенская пауза, после которой возвращается первоначальный темп. Скерцо заканчивается короткой фразой утвердительного характера.

🌓 Третья часть — это анданте, ее сочинение заняло у Бетховена много сил. Это можно увидеть по начальному наброску, который он многократно перерабатывал, придавая ему новые очертания. Из наброска выражение авторского намерения не вполне ясно, но в окончательном тексте ясность наступает. Характер мелодии выглядит шутливым, и над первым тактом есть надпись «немного шутливо». Здесь есть смесь противоречивых настроений: юмор и волнение в предчувствии чего-то. Эти настроения, вместо того, чтобы противополагаться в драматической форме, как обычно бывает у Бетховена, соединены и расплываются в нежном сфумато. Бетховен будто сам колеблется в выборе между ними, и он таков, что приходится чем-то жертвовать.

😩 Анданте — это лирическое излияние души, оно начинается глубокими вздохами скорби. Кажется, что далее нас ждет печальная и траурная музыка, но у альта неожиданно появляется очень четкая по ритму веселая мелодия, которая сопровождается фигурой из отрывистых шестнадцатых у виолончели. Дальше у виолончели появляется новый мотив, который имитирует первую скрипку. После некоторого развития звучит одна из самых нежных бетховенских мелодий.

🎼 Анданте написано в сонатной форме, и здесь эта мелодия исполняет роль побочной партии. Композитор не хочет расставаться с этой кантиленой, которая своими форшлагами в сопровождающем голосе гармонирует с прежним шутливым настроением, поэтому он оборачивает ее в другую тональность, переносит из голоса в голос. Поток музыки как будто останавливается с некоторым вопросом, и снова вступает печальная мелодия.

💫 Начинается реприза, но она здесь живее, чем прежде, из-за ритмически возбужденного движения других голосов. После вступает нежная певучая мелодия, которая перекрывает собой другие голоса, и весь поток останавливается на трели, которая долго тянется у первой скрипки. Настроение меняется и становится несколько стесненным, подавленным, но потом наступает успокоение. Снова звучат жалобы и утешения — множества настроений, которые возникают из одной темы. В нижних голосах появляется движение, которое захватывает весь квартет, но сразу же замолкает, и наступает длинная, напряженная пауза, которая заканчивается арпеджированным аккордом.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Узнаем, почему Бетховену пришлось переписывать финал произведения.

🕺 Четвертая часть — Alla danza tedesca. Allegro assai, наполнена еще ничем не омраченным весельем. Она тоже в форме скерцо. За основу взята мелодия немецкого народного танца. Первоначально она предназначалась для квартета № 15, но помещение ее в этот квартет создает интересный образ. Анданте обрамлено двумя народными танцами, и здесь есть ассоциация с прогулками Бетховена среди полей от деревушки к деревушке. При кажущейся простоте, если взглянуть на чисто структурный уровень, можно услышать совершенство разработки. Трио напоминает веселый вальс с шутливыми перекличками инструментов. Неожиданно вальс поворачивается в минор, и возвращается несколько измененная первая часть alla danza tedesca. Тут есть интересный звуковой эффект, почти в самом конце, который похож на перекличку птиц в лесу, своеобразное эхо.

🌀 Пятая часть — Cavatina. Adagio molto espressivo. Здесь мы слышим излияния из глубин сердца, отклик его на действительность. Каватина — это очень короткое адажио, где звучит одна бесконечная мелодия, широко и непрерывно. Движение сопровождающих голосов сделано полифонически. В конце мы слышим некий упрек. Эта элегия кажется несколько чуждой всему настроению квартета. Вряд ли она планировалась изначально и, скорее всего, была включена позднее из-за какого-то пережитого чувства. Сам Бетховен говорил, что сочинил эту каватину в слезах и печали и что никогда его собственная музыка не производила на него самого такого впечатления. Скорее всего, каватина была написана в порыве вдохновения, но, пожалуй, это относится только к теме, потому что в «Итальянской тетради» есть множество набросков, которые были сделаны на протяжении довольно большого периода времени.

🔄 Финалом квартета первоначально должна была быть большая фуга си мажор. Психологически то, почему она должна быть итогом, очень понятно. Это попытка вновь обрести себя, мужество жить, творить, создавать нечто грандиозное. Эта фуга действительно грандиозна и сложна в контрапунктическом отношении. Ее исполняли дважды в марте 1826 года, что вызвало резкую критику у слушателей. Тогда издатель Артариа, который руководствовался практическими соображениями, стал настаивать, чтобы эту огромную и непонятную фугу композитор заменил новым финалом. Бетховен ему уступил и в конце октября 1826 года в Гнейксендорфе написал новый финал аллегретто. В этом финале есть отрешение от своих забот и попытки восхититься миром, обрадоваться ему. По поводу формы этой части есть два мнения: не то это рондо, не то — двойная сонатная форма, которая совмещает в себе черты рондо и сонатной разработки.

🎼 Структура финала довольно сложная. Туда входят экспозиция, разработка с эпизодом, реприза, потом снова первое проведение разработки с эпизодом, еще одна сокращенная реприза и небольшая кода. Форму объединяет четырехтактное членение, которое ярко выражено от начала и до конца финала. Музыка эта чрезвычайно шутлива и полна юмора. Наверное, даже в раннем творчестве Бетховена такого яркого юмора не найти. Но такой финал несколько вырывается из характера всего квартета. Все-таки большая фуга была более естественным итогом этого грандиозного повествования. Слушая все перемены этой музыки, ее насыщенность энергией жизни и ее финал, в котором есть три сильных энергичных аккорда, трудно подумать, что это писал достаточно больной человек, всего за полгода до своей смерти.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 13 си мажор
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 40 минут

→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 13 си мажор (с большой фугой в финале)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 53 минуты

В квартете №14 до-диез минор из опуса 131 семь частей, которые, несмотря на разнообразие тематического материала и частую смену настроений, проникнуты единством идеи и имеют непротиворечивые сильные внутренние связи.

📝 В 1826 году Бетховен был полон планов: он хотел создать десятую симфонию, увертюру «Бах», музыку к «Фаусту» Гёте. В тот период он заносил в нотные тетради наброски из других сочинений, и из них родился квартет до-диез минор. Наброски не всегда были строго определенными, хотя композитор их группировал, но это были просто музыкальные мысли. Этот квартет на контрасте с предыдущим квартетом № 3 опуса 59, у которого было симфоническое звучание, как раз соответствует принятому в камерной литературе образу квартета как произведению, в котором отображаются личные субъективные вещи.

Над квартетом работа шла очень быстро. Начало фуги первой части Бетховен написал в конце декабря 1825 года. А с конца января он уже пользовался разговорными тетрадями для того, чтобы общаться с другими людьми. Они дошли до нас, поэтому мы можем много узнать о личности композитора и о его повседневной жизни. Бетховен часто жалуется и на глаза, и на острые боли во всем теле. Так продолжается около трех месяцев, во время которых он не работает ни над чем другим, кроме этого квартета. В марте он довольно быстро поправляется и, несмотря на болезни и моральное состояние, которое было достаточно угнетенным, продолжает работу над музыкой квартета.

💫 К 20 мая 1826 года Бетховен закончил квартет, но при его жизни его так и не издали. Он вышел только в 1827 году, уже после смерти композитора. Этот квартет Бетховен посвятил фельдмаршалу барону Штуттерхейму в благодарность за то, что он устроил его племянника в свой полк. Хотя обстоятельства его жизни во время написания квартета были трудны, Бетховен не прекращал творчество, продолжал переписку с издателями, а в произведениях даже был юмор. Люди, с которыми Бетховен тогда встречался, говорили, что от него просто исходило жизнелюбие, веселость.

👏 Славе квартета способствовали новизна и свобода формы, многообразие на основе единства, соединение в одно целое всех семи частей и одухотворенность музыки. Если посмотреть на уровень глубже, то сопоставление тональности этих частей является достаточно странным и необычным, хотя тоже имеет свою логику. Так, первая часть звучит в до-диез миноре, а вторая — в максимально далеком от него ре мажоре. Дальше следуют си минор, ля мажор, ми мажор, соль-диез минор и снова до-диез минор — прыжок в далекую тональность и постепенное к ней возвращение. Это взгляд не со стороны каких-то внутренних законов устройства самой тональности, с ней связанной, а как бы из всего музыкального микрокосма.

🎼 Вторая часть, которая очень резко нарушает равновесие тонального плана, обуславливает специфику развития, которое с трудом возвращает музыку в основную тональность. При той свободе в отношении того, как композитор строит форму, он не отступает от сонатной формы, а, наоборот, ее развивает. В европейской музыкальной традиции была принята четырехчастная форма квартета, здесь тоже есть ее следы, и все группируется так, что меньшие части становятся как бы эпизодами в единой драматургии.

Бетховен в этом произведении расширил границы квартетного жанра. Посмотрим, в чем состоит новизна его идей.

🆕 Квартет начинается с медленной фуги, и здесь новизна драматургической функции бросается в глаза. Из образа, который имеет созерцательный характер, рождаются совершенно разные настроения, которые ведут к мятежному финалу. Их родство подчеркнуто сходством в тематизме крайних частей — первой и последней. Под темой фуги и квартета Бетховен написал философскую мысль: «Только хвала того, кто сам заслужил похвалу, может радовать».

🌚 Эта фуга имеет прототип — до-диез-минорная фуга из первого тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, которая несет в себе оттенок молитвенного созерцания. Как у Баха, тема фуги проникнута скорбью, но скорбь эта, конечно, имеет другой характер — она другая, потому что это было другое время и писал ее другой композитор, более обреченный, более безысходный. За первой скрипкой вступают по очереди остальные инструменты, повторяя тему, и эта как бы траурная процессия становится общей и захватывает все голоса. Движение замирает совершенно неожиданно на семиголосном до-диез-мажорном аккорде. Здесь тоже следы баховской музыки, поскольку Бах обычно даже минорные прелюдии и фуги оканчивал мажорным аккордом — надежда на спасение в итоге.

🌀 Вторая часть написана в сонатной форме, и здесь мы сталкиваемся с изменениями, которые привнес Бетховен. Побочная партия выражена довольно слабо, а реприза сильно изменена. В последнем такте адажио есть скачок на октаву от «до» до «до», а в начале второй части мы слышали такой же скачок, только от «ре» до «ре». Это отражение идеи бесконечной музыки, отражение желания связать все части так, чтобы они звучали без пауз, как единое целое. После меланхолии адажио здесь начинается просветление. Черты сонатности здесь присутствуют и в структуре, но главным образом мы находим эти следы в тональном плане, потому что контраст тем здесь предельно сглажен. Нельзя сказать, что аллегро совсем монотематично, но оно к этому стремится, и в этом есть его связь с предшествующей фугой, которая тоже является монотематическим жанром.

🎶 Вторая часть, в противоположность полифонической форме первой части, гомофонна. Только в одном небольшом разделе альту, который перехватывает мелодию первой скрипки, принадлежит ведущая роль, а потом первая скрипка снова становится во главе, приводя тематическое построение к окончанию. Далее следует вторая, более четко очерченная тема, и ее можно считать началом связующей партии сонатной формы, которая приводит к побочной партии ровно на том же самом материале.

🎻 Перед разработкой кажется, что возвращается настроение адажио, но тема моделирует ля мажор. У первой скрипки возникает новый тематический материал, хотя ритмически он близок к связующей и побочной партии. Новизна здесь в другом характере, упрямом и несколько вызывающем. В кульминации возникают достаточно жесткие звучания, которые объясняются тем, что Бетховен, потеряв слух, понимал их жесткость, но ориентировался на внутреннюю логику развития голосов. Эта жесткость, возможно, была не очень приятна на слух современникам, но, с точки зрения внутренней логики развития произведения она просто необходима.

🎵 В репризе связующая партия меняется и приобретает грустный, волнующий характер. Перед концом этой части мы слышим мотив второй темы, который поднимается в унисон всеми голосами, но он не приходит ни к какому финалу, ни к какой кульминации, остается незаконченным, обрывается, и все затихает.

Завершим разбор квартета и посмотрим, какие приемы использует Бетховен в финале произведения.

🎵 Третья часть, аллегро модерато — адажио, начинается с двух энергичных аккордов. Третья часть — это короткая интродукция и речитатив, как бы связующий мостик между второй и четвертой частями. Она очень напряженная, и это напряжение сделано для того, чтобы оттенить четвертую часть, анданте — тему с семью вариациями и кодой. Тема длится 32 такта, вариации удивительны по своему разнообразию и по своей сложности.

🌀 В каждой следующей вариации Бетховен находит новые мелодические обороты, которые дают толчок для удивительных комбинаций. Настроение все время меняется, хотя при таком свободном развитии все равно музыка течет непрерывным потоком. Первая вариация — это разработка темы с разными динамическими оттенками. Для вариаций как раз хорошо подходят длинные темы, которые дают большой потенциал для их изменения.

💥 Пятая часть, престо, выполняет в этом цикле функцию скерцо и принадлежит к лучшим образцам этого жанра, написанным Бетховеном. Здесь есть стремительность, юмор, плясовая удаль. Часть построена в трех-пятичастной форме: скерцо–трио–повторение их обоих–скерцо–кода. Мелодия темы скерцо ясна и проста для восприятия. Здесь постоянно меняется темп и динамика: то замедление, то ускорение, резкий переход от пиано к форте, неожиданные модуляции, неожиданные скрещивания мотивов и голосов.

🎶 Первая тема трио — это мелодия, которая взята из второго квартета Бетховена, о котором мы говорили на прошлой неделе. Ее характер изменился: если раньше тема была как бы музыкальным рококо и несла впечатление декоративности, то здесь она звучит возвышенно. Здесь есть контраст между умеренностью и шутливостью, в которой шутливость побеждает.

💫 В коде мы слышим сначала первые темы трио, а через четыре такта снова возникает шутливый мотив со скачками, но в другом изложении, нежели в первый раз. Потом внезапно мы слышим паузы, пиццикато и новые появления первой темы. Ее звучание стихает, а после звучность непрерывно нарастает, и кода идет к концу.

😢 Короткая шестая часть является полным контрастом шумному веселью пятой части. Это очень проникновенная, выразительная, жалобная музыка, в которой есть краткие слова утешения. Но утешение бесплодно и бесполезно, потому что после него снова возвращается первая тема, но с еще более настойчивым и скорбным звучанием.

‼️ Седьмая часть — это финал, который начинается с двух резких восклицаний. Он написан в сонатной форме. Открывают его «мотивы гнева» — преображенная dies irae (секвенция в католической мессе, популярный григорианский распев). После появляется мужественная, стремительная тема главной партии, которая имеет характер поступательного движения в предельно чеканном ритме. Дальше она уступает место скорбной мелодии, которая интонационно напоминает фуги из второй части квартета в свободном обращении.

💥 Мотив развивается дальше, пока этот бодрый чеканный ритм в сопровождении главной темы не заставляет его замолчать. Главная тема продолжается в шествии, но совершенно внезапно первая скрипка замирает в восторге, который взрывается разрушительным «мотивом гнева». Ритм музыки из шагающего становится танцующим, и мы слышим грозные картины, возможно природы — гул отдаленного грома, и борьбу с силами судьбы.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 14 до-диез минор
Видеопример
Время прослушивания: 39 минут

курс Level One
Как устроена музыка

Курс из 5 лекций, который поможет взглянуть на музыку с научной точки зрения. Дадим ответы на «простые вопросы»: как устроены ноты, аккорды и тональности и почему одна музыка нам нравится, а другая — вызывает дискомфорт. А заодно поймем, что общего у Пифагора, Баха и Моргенштерна, и какой будет музыка будущего.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;