Квартеты Бетховена
Квартет #15
Квартет #15 Бетховен снова посвятил князю Голицыну. В этой части узнаем, как шла работа над произведением, и подробно разберем самую известную часть квартета — «Благодарственную песнь».
Квартет № 15 ля минор из опуса 132 Бетховен начал сочинять в 1824 году, но из-за болезни закончил только в конце августа 1825 года. Как и опусы 127 и 130, этот посвящен князю Голицыну. Посмотрим, как шла работа над квартетом.
📝 В 1824 году Бетховен работал над скерцо и адажио из двенадцатого квартета. Тогда же в его тетради набросков появляются две строчки — далекие предвестники музыкальной идеи, которая воплотилась в «Благодарственной песне» из пятнадцатого квартета. Одновременно с началом работы над финалом двенадцатого квартета появляется эскиз большой фуги си мажор и эскизы первой и последней частей пятнадцатого квартета. А никакого следа второй его части, скерцо, в эскизах нет. Основой квартета в эскизах служит первая и последняя части, их неразрывное единство. Для Бетховена это было очень существенно, и даже в тетрадях, которые следуют за периодом болезни, в которых появляется «Благодарственная песнь», эскиз финального аллегро возобновляется гораздо раньше эскиза адажио.
🙏 В тетради набросков есть простая мелодия в моцартовском стиле, которая потом расцветает в пышный хорал. Это совпадает со временем восстановления сил, и в тетради появляется надпись «ты возвращаешь мне силы». Чувства переполняют Бетховена, и он выражает их в речитативных излияниях, которые направляются к прекрасной фразе из анданте. Задолго до того, как адажио и родственный ему анданте намечены, появляется мысль о марше, потом следует пью аллегро речитативного характера и аллегро аппассионато, и Бетховен долго не понимал, куда его вставить. Но оказалось, что лучше всего оно соприкасается с маршем, который предшествует речитативу: марш будто подготавливает аллегро и открывает его. Вторая часть, скерцо, следов которой нет ни в одной тетради, была сочинена летом, в июле–начале августа 1825 года, когда здоровье Бетховена было неплохим.
💔 Люди, особенно эпохи романтизма, были склонны драматизировать и героизировать жизни великих композиторов, писателей и поэтов. И долгое время бытовал такой образ Бетховена, который, предчувствуя свою смерть, понимая ее близость, писал эти квартеты. Но на самом деле это не так. Конечно, Бетховен говорил и, скорее всего, думал о смерти, но у него не было желания умирать. Он хотел жить, был полон планов и надежд. Все удары судьбы, которые отразились в его музыке, он выносил стойко. Он пережил все несчастья в личной жизни и различные непонимания. Это отражается в его письмах: он пишет Хушке и Шотту, что «Аполлон и муза не допустят, чтобы я достался человеку с косой, ведь я еще их должник и обязан до отъезда в Елисейские поля оставить то, что вдохновение мне внушает и велит довести до конца».
😔 Зная биографический контекст, можно заключить, что смерть композитора была стечением случайных обстоятельств. Предчувствовал он ее или нет — вопрос открытый, но, скорее всего нет, потому что незадолго до смерти он ездил в Гнейксендорф, а потом, разгневанный отказом своего брата завещать значительную часть состояния племяннику, уехал обратно. Эти действия совсем не похожи на действия человека, который предчувствует скорый конец или к нему готовится. Некоторые музыковеды, например, Адольф Бернхард Маркс, приписывает этому ля-минорному квартету обрисовку в звуковых образах настроений и ощущений болезни и скорого конца, но вряд ли это в полной мере так. Конечно, в музыке есть эмоциональные отзвуки огорчений, которые тогда переживал Бетховен. Здесь очень уместно высказывание, что самый темный час перед рассветом, и в этом квартете рассвет все-таки наступает.
Ранней весной 1825 года Бетховен одновременно работал над тремя квартетами — опусами 127, 130 и 132. Потом его настигла болезнь на полтора месяца, в конце которой он сочинил «Благодарственную песнь» из пятнадцатого квартета.
😡 В первые месяцы 1825 года когда Бетховен писал первую и последнюю части квартета. В марте Шуппанциг очень неудачно исполнил двенадцатый квартет, и Бетховен от этого приходит в ярость. Он посылает приказ скрипачу Бёму приготовить новое исполнение квартета, чтобы восстановить его честь, и заставляет музыкантов работать как проклятых. Несмотря на свою глухоту, он внимательно смотрел на музыкантов и не упускал ни малейшего движения смычков, ни одного колебания темпа и ритма. На репетициях Бём в последней части вместо мено виваче решил сохранить прежний темп, потому что ему казалось,что мено виваче ослабляет впечатление. Бетховен сначала никак на это не отреагировал, и Бёму казалось, что фокус удался. Но позже композитор подошел и сказал, что можно оставить так, взял с пюпитров партитуры и вычеркнул это изменение темпа.
🤒 Это исполнение двенадцатого квартета имело очень большой успех у слушателей. Но через несколько дней Бетховен, который, видимо, потратил очень много сил на переподготовку, слег с серьезной болезнью. Она продлилась примерно со второй декады апреля по начало мая. Болезнь стала следствием и истощения сил, и довольно беспорядочного образа жизни из-за того, что все время композитор посвящал работе.
🌿 В мае Бетховен снова понемногу начал сочинять и возвращаться к жизни. В июле по свидетельствам юного органиста Фреденберга, который посещал композитора, его облик еще сохранял следы болезни, хотя, очевидно, что жизненные силы в нем восстанавливались. Бетховен закончил пятнадцатый квартет в Бадене, где также лечился. К нему приехали друзья, и композитор повез их за город изматывать прогулками. Сам Бетховен был привычен к прогулкам и показывал друзьям свои любимые места. Но друзья-горожане, не склонные к долгим прогулкам, не выдерживали.
🎻 Пятнадцатый квартет впервые исполнили в Вене, в сентябре 1825 года. Бетховен сам дирижировал. Он слышал какие-то звуки, особенно резкие, но больше следил за движением смычков. Во время исполнения его не удовлетворял один пассаж, и он вырвал скрипку из рук скрипача и сам его сыграл, причем бесподобно. Первое публичное исполнение прошло 6 ноября. Квартет приняли хорошо, и особое восхищение вызвала «Благодарственная песнь».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Обратимся к музыкальной составляющей квартета и узнаем, что необычного в первой части квартета.
🌚 Первая часть квартета написана в форме сонатного аллегро со вступлением. Вступление состоит из восьми тактов, оно почти беспросветно мрачное, хотя кажется, что иногда можно услышать слабые проблески света. В этом тихом, мирном движении половинных нот есть ощущение какой-то потусторонней жути, а отдельные обороты отчасти напоминают вполне мистическую большую фугу. Структурно это хорал, но вдруг в него стремительно врывается первая скрипка, и начинается аллегро. После бурного порыва и некоторой настороженности звучит такое тихое грустное пение скрипки, которое затем набирает силу. В главной партии звучит мотив жалобы, который потом разрастается, но резко обрывается четвертыми аккордами. Снова он вступает в другой тональности, но более настойчиво и горячо.
💥 Вступает канон, и пунктирный ритм движется вверх, музыка переходит в фа мажор. В этот момент у второй скрипки появляется певучая тема побочной партии. В движении голосов появляется большая энергия. В музыке есть некоторое возбуждение, и экспозиция первой части заканчивается. Коротко обрывающиеся восьмые переходят от экспозиции к разработке, совершенно неожиданно появляются виолончели и таинственные половинные ноты интродукции, которые здесь играются в более быстром темпе, поскольку это аллегро. Темп здесь более быстрый, и чтобы они звучали как вступление, вместо половинных нот появляются целые. В этот момент вновь возникает мотив жалобы, но в другой тональности, в сопровождении музыки интродукции — так начинается совмещение этого материала и дальнейшего развития.
🎶 Появляется тема, которая кажется новой — тема речитативного характера, но она вырастает из предыдущего материала. Сразу после нее возвращается мотив жалобы у виолончели, который приводит к теме интродукции. На этот раз она звучит фортиссимо и во всех голосах, то есть в эмоциональном смысле это кажется невыносимой победой темных сил. При звуках мотивов жалобы или мольбы эти целые ноты из интродукции все более и более отступают, потом и вовсе исчезают. Разработка заканчивается фигурой шестнадцатых, которой и началось аллегро. Начинается реприза, после нее следует кода, которая полна героической энергии. Возвращается тема побочной партии, после канона, в ля мажоре. Она вносит в музыку свет и успокоение, а потом мигрирует в минор и переходит в тему жалобы так, что кажется, что это одна и та же мелодия, которая вечно меняется.
🌀 Форма этой партии достаточно необычна. Тематическая разработка здесь довольно коротка, после нее идет реприза, и она имеет характер варьированного повторения экспозиции, но тональности в ней очень необычны. Отношение между главной и побочной партией сохраняется примерно такое же, какое сохраняется в экспозиции, а дальше дано третье проведение тех же тем, которое несколько сжато по времени и более устойчиво по тональностям, после этого следует кода. В чем тут проблема? У нас есть классическая структура сонаты: экспозиция, разработка, реприза и кода. А здесь будто две экспозиции, и непонятно, что из них куда отнести. Некоторые рассматривают второе проведение как репризу, а третье — как коду. А некоторые к репризе относят только третье проведение, которое тонально устойчиво, а второе, из-за того, что там выбрана достаточно необычная для репризы тональность, относят к разработке. И здесь, как и во всем позднем творчестве Бетховена, есть совмещение всех известных принципов форм — сонатной формы, вариации и фуги.
🎧 Давайте теперь послушаем первую часть квартета, а завтра вернемся ко всему произведению.
→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 15 ля минор (первая часть)
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 10 минут
💫 Вторая часть квартета — аллегро ма нон танто, написана в характере скерцо. После мятежной первой части с ее частой сменой сложных ритмов первые четыре такта этого аллегро с их унисонным звучанием и танцевальным ритмом лендлера воспринимаются как картина просветления или выздоровления, даже не духовного, а вполне физического. Впечатление усиливается, когда в пятом такте вступает первое тематическое образование. Это четыре такта вступления: там группа по три ноты, которые восходят и потом становятся аккомпанементом. Над ними появляется тема. Контраст между первой и второй частями темы достаточно сильный. Во второй части чувствуется то волнение, каприз, к которому Бетховен, впрочем, относится с юмором.
🌓 Главная мелодия трио напоминает звучание волынки. Здесь работает принцип контраста. Предыдущие фразы очень коротки, состоят всего из двух тактов, а здесь эта мелодия поражает своей широтой. Вслед за первой темой трио вступает альт с новым тематическим материалом, который несет ощущение веселья и радости. Мелодия альта качается то вверх, то вниз. Размер на три четверти усиливает впечатление движения: если, например, размеры на две или четыре четверти устойчивы, то размер три четверти или шесть восьмых имеет в себе ту же моторику, что и вальс. Ощущение бесконечного кружения в танце сохраняется в музыке.
🎻 Мелодия переходит к первой скрипке. Движение становится особенно оживленным. Если связать это с биографическими картинами Бетховена, то лендлер, деревенский танец, похож на то, как выздоравливающий отправляется из душного города в деревню, где свежий воздух, люди танцуют и веселятся, и он тоже подхватывает их веселье и присоединяется к танцам. Реприза после трио полностью повторяет первую часть скерцо.
🎧 Послушаем вторую часть квартета.
→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 15 ля минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 9 минут
Посмотрим теперь на самую известную часть квартета — «Благодарственную песнь», и узнаем, при чем здесь лидийский лад.
🙏 Третья часть — мольто адажио, та самая «Благодарственная песнь». Бетховен в оригинальном манускрипте, который он отправил князю Голицыну, оставил надпись «Благодарственная песнь божеству от выздоровевшего, в лидийском ладе». Лидийский лад — это один из натуральных ладов, которые были широко распространены в Античности и Средневековье. И здесь нужно обратиться к тем смыслам, которые древние греки в них закладывали, а немецкие классики подхватили. Каждый из музыкальных ладов греки наполняли определенным эстетическим и этическим содержанием, то есть Аристотель делил лады на этические, практические и энтузиастические.
💥 Какие смыслы имеет лидийский лад? Есть очень хорошее определение от обратного: Платон отвергает лидийский лад и пишет, что он не подходит для погребального плача, поскольку слишком пронзительный, хотя мифологические истоки, по одной из версий, как раз связаны с похоронами. По другой версии, впервые эта музыка была услышана на свадьбе. По классификации Аристотеля этот лад относится к энтузиастическим благодаря тому, что он вызывает восторженное экстатическое состояние. Восторг и экстаз может быть разным, но для «Благодарственной песни» Бетховен выбрал именно его. По смыслу здесь больше от Античности, а по эстетике — больше от Средневековья.
🌀 Адажио состоит из возвращающейся дважды главной части и один раз повторяющегося центрального раздела анданте. Это двойная трехчастная форма с варьируемой репризой. Главная часть «Благодарственной песни» — хорал в духе Палестрины, который производит впечатление отрешенности от мира. Он начинается как бы вполголоса, потом звучность вдруг нарастает, но лишь слегка, и снова возвращается к пиано. Начальное построение, которое занимает два с половиной такта, и сам хорал повторяются пять раз.
💪 Вступает ре мажор, а на манускрипте появляется надпись «чувствуя новые силы». Эти новые силы, звучание музыки, скорее можно назвать духовными, чем физическими. Тут нет ни моторной энергии, ни бурных порывов, а как раз возрождение силы духа. Мелодию ведет первая скрипка в соединении со второй, иногда они переплетаются между собой. Вся музыка пронизана, с одной стороны, ощущением обновленной силы, с другой, памятью о пережитых страданиях. Снова возвращается мольто адажио, у первой скрипки звучит мелодия хорала, которая напоминает вступление. Этой мелодии сопутствуют три нижних голоса, которые варьируют материал части, но только ритмически. Потом возвращается анданте, которое варьировано гораздо богаче, чем при первом появлении, и звучит оживленнее. Последнее мольто адажио с кодой наполнено самым искренним чувством.
🎧 Послушаем «Благодарственную песнь».
→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 15 ля минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 13 минут
Перейдем к последним частям квартета и узнаем, чем наполняет Бетховен финал произведения.
💥 После «Благодарственной песни» следует четвертая часть — марш. Его характер энергичный. Но при всей энергичности и ощущении поступательного движения чувствуется некоторая монументальность. После марша следует пятая часть, пи аллегро, которая начинается в ля миноре и снова модулирует в фа мажор. В этой тональности, при звуках тремоло во всех нижних голосах, первая скрипка исполняет драматический речитатив. За ним следует скрипичный пассаж, очень напряженный, быстро движущийся. Он низвергается в пропасть, а затем снова взмывает вверх, чуть замедляется, и музыка вливается сразу в шестую часть — финал, аллегро аппассионато.
🎭 Аллегро наполнено шекспировским духом: тут и трагические монологи, и страстные диалоги, настоящая театральная трагедия в музыке. Финал квартета первоначально предназначался для финала Девятой симфонии, о чем свидетельствует эскиз 1823 года. В первых тактах финала в музыке слышится беспокойство, появляется песнь раненой души, которая надеется на счастье и спасение. Эта тема здесь постоянно возвращается. Дальше музыка модулирует в соль мажор, появляется побочная партия, очень оживленная, несколько капризная по характеру, но настроение у нее вполне юмористическое.
🎻 Разработка начинается основным мотивом главной партии, которая звучит у первой скрипки в сильно измененном виде. В музыке есть энергия движения, и здесь разработка приобретает особенно оживленный характер в тех местах, где мелодия переходит к виолончели, то есть она будто отталкивается ото дна. В репризе еще раз проходит материал экспозиции и появляется очень интересный переход к коде, который звучит как будто шепотом и вырастает из фразы, выражающей успокоение. Все движется вперед, бег ускоряется и наконец приходит в престо. Главная тема звучит в унисон у виолончели и первой скрипки с огромной силой, очень выразительно. В коде будто забыты все горести, голоса движутся с чрезвычайным оживлением, шутят, болтают, танцуют. И это все образовалось из главной мелодии, которая, написана в миноре и которая имеет скорбный, взволнованный характер.
🎧 Теперь слушаем пятнадцатый квартет целиком.
→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 15 ля минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 48 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день