angle-down facebook instagram vkontakte warning

Квартеты Бетховена

Квартет #16

В этой части нас ждет квартет #16, в финале которого Бетховен поместил загадку. Попробуем разобраться, что же имел в виду композитор.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Квартет №16 фа-мажор из опуса 135 — последний из написанных Бетховеном.

🧐 Бетховен задумал квартет сразу же после окончания работы над квартетом №14, летом 1826 года. Три коротких части, из которых первоначально состоял квартет, были написаны в Вене в период перед попыткой самоубийства племянника. Полностью произведение композитор закончил в октябре 1826 года в Гнайксендорфе вблизи Кремса.

😱 30 июля 1826 года его племянник совершил попытку самоубийства. Это сильно потрясло Бетховена. Хотя племянник отвергал помощь Бетховена, композитор не мог поступать иначе, а после этого события с ним произошли разительные перемены. Из энергичного пятидесятилетнего мужчины он превратился почти в старика.

🏡 Осенью 1827 года брат Бетховена Иоганн предложил приехать композитору к нему в поместье в Гнейксендорфе. С братом у него были не самые теплые отношения, но он поехал, чтобы уговорить Иоганна завещать значительную часть собственности племяннику Карлу.

✍️ Смена обстановки повлияла на Бетховена благотворно. Он ожил, очень много работал, хотя по свидетельствам слуги Михеля Крена вел себя порой странно. Например, бегал по полям и там же делал записи. Бетховен провел у брата около двух месяцев, иногда показывал признаки упадка душевных и физических сил. Цели поездки добиться не удалось: Бетховен покинул брата, который отказал ему не только с завещанием, но и в просьбе предоставить экипаж.

⚰️ Бетховен с племянником и служанкой в телеге молочника отправились в Вену. Ночь Бетховен провел в нетопленой комнате деревенского трактира, где он заболел, а вернувшись в Вену, умер 26 марта 1827 года. Точные причины смерти композитора не ясны, но в целом здоровье у него было плохое, с 25 лет он начал глохнуть, и в организме были и другие неполадки.

💫 Общий характер шестнадцатого квартета достаточно мягкий и лиричный, в нем ощущаются лишь отдельные вспышки гнева. В скерцо, в ля мажоре один и тот же такт повторяется 50 раз с большим упрямством. Но в целом господствует настроение света и умиротворения, и, зная предысторию создания, можно представить, чем был этот квартет для Бетховена, что тогда было в его душе и к чему он стремился.

Квартет наполнен ощущением легкости и света. Давайте посмотрим, как Бетховен создает эту атмосферу.

✏️ Для первой части аллегретто характерна легкость рисунка. И если предшествующие квартеты Бетховена — это яркая масляная живопись, то здесь — это рисунок карандашом. Первая часть отличается воздушным характером, тонкой полифонической фактурой, есть здесь и юмор: главная партия начинается шутливой фразой альта, и ему отвечает, как бы поддразнивая, скрипка.

🎻 Дальше мотив путешествует по голосам, наигравшись, он излагается в унисон. Но через четыре такта унисонного звучания у скрипок возникает новый мотив, который приводит нас к связующей партии. В ней есть отдаленное напоминание о том, что делал Гайдн, она довольно каноничная. Тема побочной партии, в принципе, тоже — там есть два элемента, один из которых образуется восходящими отрывистыми восьмыми, а другой — триолями шестнадцатых. Но развитие здесь Бетховенское — частые смены тональностей приводят к до мажору, в котором и вступает решительно заключительная партия.

🌀 Начинается разработка, и отдельные мотивы главной партии соединяются в игривых, легких и изящных полифонических комбинациях. Здесь мы слышим, как тема побочной партии превращается в естественный аккомпанемент для главной темы. В коде Бетховен использует полифоническую комбинацию разных элементов главной и побочной партий и обрывает ее торжественным и звучным унисоном. Это так называемый ложный финал — можно было закончить здесь несколькими аккордами, однако первая скрипка снова исполняет мотив начала главной партии в далекой тональности — соль миноре, и после довольно длительных преобразований этого материала движение вдруг останавливается. После этой остановки звучит заключительная каденция.

🌚 Вторая часть квартета написана в темпе виваче. У нее нет заголовка скерцо, но по сути она им является. Начало его, что необычно, имеет несколько сумрачный характер, где тема даже не вполне ясна: не то ее исполняет скрипка, не то ее излагает виолончель. Протяжные ноты, которые двигаются вверх и вниз в диапазоне терции, создают своеобразное, необычное звучание. Это движение прерывает ми-бемоль, который повторяется в следующих нескольких тактах как эхо.

💥 Далее следует продолжительное крещендо, то есть наращивание звучности, которое приходит к форте. Начальная мелодия звучит смело и свободно, и здесь уже можно сказать,что появляется характер скерцо. Полифоническая ткань голосов здесь удивительна по своей сложности: сначала голоса перекликаются друг с другом, весело и громко, потом стихают почти до шепота, во всех голосах звучит ми-бемоль. И первая часть скерцо повторяется.

💃 После повторения вместо этой ноты у первой скрипки звучит короткий мотив из восьмых, который открывает трио. Мелодия танцевальная, легкая и воздушная, танец уносится вверх. После этого появляется заключительная фигура на пианиссимо, которая повторяется несколько раз. Музыка модулирует в ля мажор, снова звучит вся начальная тема, но теперь она не повторяется, а уступает место удивительному переплетению голосов и мотивов.

🌪 У скрипки начинает звучать мелодия очень смелая, с широкими скачками, иногда почти на две октавы. Она сопровождается фигурой из четверти и четырех восьмых у других инструментов. Здесь как раз происходит пятидесятикратный повтор. Обычно эта часть и такая экспрессия ассоциировалась с силами природы. Кто-то из критиков писал, что это похоже на первобытные оргиастические пляски.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Третьей, элегичной части, в квартете могло и не быть. Но Бетховен все же добавил ее. Посмотрим, что привносит в произведение эта часть.

🙏 Третья часть квартета — это элегия, в которой обычно видят прощание с миром. В первоначальном плане квартета этой части, ленто, не было, он состоял только из трех частей: первой, скерцо и финала. Но для того, чтобы сделать квартет более содержательным, Бетховен вставил в него такой эпизод. Среди всех элегий, которые мы слышали у Бетховена, эта отличается чувством покоя. В тетрадных эскизах Бетховен писал, что это «сладкая песнь покоя или мира» — благородное спокойствие духа с оттенком некоторой печали.

🎵 Атмосфера первых тактов вступления почти неподвижна. Ее создает аккомпанемент на одном аккорде, и на третьем парит непрерывная линия мелодии. В первом изложении здесь есть только умиротворение, а при повторе мы слышим сдержанную печаль, которая, без сомнения, относится к области возвышенного. Весь первый период кажется, что мы слышим практически молитву, к одному голосу присоединяются другие.

🌚 Следующий раздел начинается очень глубокой серьезностью, суровым и мрачным настроением. Это настроение — весьма интровертное чувство. Страдание очень тихое, только один раз оно выходит наружу, но этот крик быстро умолкает. Короткая надежда на спасение, есть в движении к тональности ми мажор, которая должна просветлить общую трагическую атмосферу. Но просветления не происходит, и мы снова слышим до-диез минор перед возвращением в основную тональность.

🎶 В основной тональности звучит опять та же мелодия, исполненная глубоким покоем, но варьированная. Здесь включаются нижние голоса, то есть снова появляется полифония. Заканчивается этот эпизод еще одной вариацией, и, что удивительно, каждый инструмент передает здесь свое чувство.

🏵 Финал, который начинается граве и заканчивается аллегро, немало способствовал дальнейшей популярности произведения. Здесь Бетховен загадал загадку: он сделал надпись «С трудом принятое решение» и две короткие темы финала с пометками. Тема граве помечена как «необходимо ли это», а аллегро — «да, это необходимо». Первая тема составляет основу интродукции, которая в дальнейшем возвращается.

Загадка Бетховена в финале квартета заставила музыковедов поломать голову, что же это значит. Посмотрим, какое есть объяснение.

🎻 В Вене жил придворный Дембшер, который устраивал вечера камерной музыки. В разговорной тетради Бетховена его друг Гольц сделал запись:

🗣 «Дембшер выразил желание услышать у себя новый квартет, я воспользовался случаем сказать, что он никогда больше ни одного не получит, и когда я выходил, он просил по возможности вернуть благосклонность маэстро. Я сказал, что вернейшим средством будет посылка в 50 флоринов».

🎫 Бетховен предоставил скрипачу Шуппанцигу свой квартет для исполнения. Скрипач, находившийся в большой нужде, включил квартет в абонементный концерт и рассчитывал на хороший сбор. А Дембшер, которому послали билет на концерт, не только на него не пришел, но даже не послал оплату за него и повел себя некрасиво, сказав, что он может получить рукопись этого квартета и повелеть исполнять его у себя, когда захочет. Бетховен очень рассердился, он всегда был неравнодушен к несправедливости.

🤨 Дембшер в итоге принял условие композитора, но сначала пытался поторговаться: спрашивал, действительно ли это необходимо. Гольц передал это композитору. Бетховен рассмеялся и набросал канон на слова «да, это необходимо» — так эта музыкальная шутка была использована в последнем квартете. Но здесь она используется не как шутка, а как вопрос судьбе, который повторяется раз за разом во вступлении. А после, с радостью и с решимостью, следует ответ судьбы.

💥 Тема получает продолжение и развитие, голоса ведутся очень легко, даже игриво. Потом появляется маршеобразная тема, захватывает ведущую роль в ансамбле, возвращается главная партия, звучание которой постепенно идет вверх. Здесь мы с самого начала узнаем и запоминаем две яркие темы. И из столкновения, то есть из варианта ответа, складывается вся драматургия.

В репризе вопрос возвращается, в него вплетается ответ, который звучит все более решительно. И здесь мрачность этого вопроса развеивается тем светом, который заложен в ответ. Финал этой части очень необычен. После напряженной остановки, зная, как Бетховен писал до того, можно было ожидать появления коды в отдаленной тональности. Но вместо этого снова звучит маршеобразный мотив побочной партии, который заканчивается фортиссимо.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 16
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 24 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;