angle-down facebook instagram vkontakte warning

Квартеты Бетховена

Квартеты #3 и #4

В этой части обсудим следующие два квартета из опуса 18 и посмотрим, как Бетховен развивает свое музыкальное мастерство.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Обсудим третий струнный квартет ре мажор, который по времени был написан первым. Но уже в нем видно, что композитор в совершенстве владеет квартетной фактурой и умеет создавать красивые, ясные звучности.

1️⃣ Первенство квартета выдает ровность, гладкость и безупречность изложения и развития тематического материала. На первый опыт указывает не то, что ведущая роль поручена в основном первой скрипке, а именно композиционные признаки, как проба пера. В слове «проба» заложен смысл некоторой осторожности. Здесь эта осторожность выражается в том, что Бетховен мало отступается от классических образцов, однако он становится рядом с ними.

💥 Самый первый квартет Бетховена ничуть не хуже квартетов Моцарта и Гайдна. Первая часть аллегро напоминает аллегро из первого ре-мажорного квартета Моцарта: точно также в нем главенствует первая скрипка, главная партия начинается пиано, то есть тихо, широким интервалом от «ля» первой октавы до «соль» второй октавы, то есть ровно септима. Если во втором квартете был как раз спуск на септиму «до» малой октавы до «ре» большой октавы, то здесь, наоборот, подъем. Этот подъем представляет собой широкое движение вверх, которое задает ключ бодрому и жизнерадостному движению.

Вольфганг Амадей Моцарт. Квартет № 1 ре мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 14 минут

💫 Септима — это интервал, который звучит диссонансно и неуверенно, поэтому его хочется разрешить во что-то более устойчивое. Широкая энергия, которая в нем заложена, нужна для того, чтобы оправдать свое использование. Ведь Бетховен писал еще в то время, когда композиторы сохраняли доставшиеся по наследству из эпохи барокко внимательность и чуткость к интервалам. И чтобы оправдать этот большой интервал, дальше должно быть что-то яркое и широкое по своему изложению, не важно — драматическое или лирическое. Так как квартет в ре мажоре, то здесь это движение лирическое. И эта главная тема определяет настроение всей первой части.

Бетховен придерживается рамок классических квартетов, однако вводит в свое произведение элементы, которые эти рамки чуть расширяют.

2️⃣ В побочной партии есть две темы: первая начинается в тональности доминанты, в ля мажоре, а вторая — в довольно далекой тональности до мажор, с песенно-танцевальным характером. Разработка совсем небольшая, здесь нет никакой интенсивности развития, по которой мы сразу узнаем более позднего Бетховена.

🌓 Контраст с точки зрения тональности сделан очень аккуратно. По внутреннему гармоническому движению все остается в классических рамках, кроме момента перехода к репризе. Там альт с виолончелью удерживают звук в одной тональности. Это до-диез мажор, который соседствует с ре мажором, а скрипка, пока они удерживают эту ноту и не играют в октаву, вводит в тему главной партии в ре мажоре.

Бетховен создает здесь интересный эффект, но совсем не новый. Это вписывается в общую концепцию произведения как ориентирующегося на образцы прежней эпохи. Однако здесь, в отличии от второго квартета, не стоит задача стилизовать. Это скорее обращение к форме, к правилам, нежели к эстетике выразительности.

🎼 Вторая часть анданте написана в сонатной форме без разработки. В первом квартете была сокращенная реприза, а здесь реприза, наоборот, расширенная. В лучших традициях классицизма медленная часть имеет настроение созерцательного покоя. Необычен выбор сонатной формы для медленной части: в эпоху классицизма чаще было принято писать эту часть в форме АБА — простой трехчастной форме. Как и во многих сложных произведениях, вторая медленная часть является лирической кульминацией.

🧐 У темы главной партии — характер неторопливого размышления. Побочная партия, наоборот, совершенно беззаботна и шутлива. Сначала может показаться, что здесь есть некий диссонанс и несвязанность, но это ощущение диссонанса играет примерно ту же роль, что и скачок на септиму в начале аллегро. Это как бы средство, которое используется дальше: благодаря этой беззаботности проявляется энергия, которую мы слышим в последнем энергичном проведении темы главной партии в репризе.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрим, как устроены третья часть и финал, и разберем, что нового привносит сюда Бетховен.

🆕 Третья часть по настроению похожа на первую. Она написана в характере менуэта, ориентируется на старинные образцы: менуэт в мажоре, трио в миноре. Из нового и необычного здесь появляется ощущение скрытого напряжения, которое именно так не было принято изображать в классическую эпоху.

🎉 В финале мы слышим жизнерадостное энергичное престо в сонатной форме, которое имеет гайдновский дух праздничности. Эта праздничность связана с народным весельем, танцами и песнями. Гармонии сменяются достаточно резко, и как раз эта резкая смена гармонии, которую композиторы классической эпохи не могли бы себе позволить, является предвестником романтизма.

💥 В разработке довольно долго развивается тема главной партии в разных вариантах. Здесь есть чистое наслаждение богатством своих композиторских возможностей. Потом возникает побочная тема, и вдруг динамика снижается до пианиссимо, а затем незадолго до репризы следует взрыв. А когда наступает реприза, инструменты снова играют пиано.

🎶 Кода завершается на два пиано, и в конце у Бетховена полтора такта занимают паузы в ферматах. С одной стороны, он мог учитывать слушательское впечатление. С другой, с точки зрения музыкальной логики заряд движения был очень сильным, и чтобы как-то остановиться, требуется больше пауз, чем обычно. Поэтому ему приходится дать дополнительный такт. Пауза отведена намеренно, и произведение закончится не тогда, когда закончится последний звук, а тогда, когда будет слышна последняя пауза.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 3 ре мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 24 минуты

Теперь обсудим четвертый квартет до минор. По всей вероятности, этот квартет был создан последним, к тому же, по своим художественным качествам он превосходит остальные квартеты.

🔝 То, что художественные качества четвертого квартета выше других, не значит, что другие партии из этого опуса хуже. Это значит только то, что уже в раннем произведении проявились ростки того, благодаря чему композитор оставил след в истории музыки.

💫 Четвертый квартет предвосхищает произведения зрелой поры творчества Бетховена, особенно в своих крайних частях. Также здесь необычное строение произведения: вместо принятого противопоставления адажио и скерцо, с которыми мы знакомы по гайдновским и моцартовским квартетам, здесь помещены две части однородного характера — скерцо и менуэт.

💔 Чтобы лучше понять замысел Бетховена, следует посмотреть на его настроение в то время. Квартет минорный, и в одном из писем композитор пишет, что он ведет одинокое и грустное существование и бежит от людей. Но любовь, которая пришла в его сердце, дала ему надежду, хотя и бесплотную, поскольку возлюбленная из другого сословия. Бетховен пишет, что жениться он пока не может, что слух его слабеет, что он хочет и дальше заниматься своим искусством.

🌟 Хотя на дворе эпоха классицизма, но переживания композитора вполне романтические. Здесь и творческий подъем, и радость, и невозможность любви, и усиление глухоты — все это создавало сложный, противоречивый, эмоциональный колорит. Такая же разнообразная гамма чувств находит свое выражение в первой части этого квартета.

😩 Первая часть — allegro ma non tanto, то есть аллегро, но не слишком. Она начинается с партии, которая полна очень затаенной, сдержанной и мужественной скорби. Уже в самом начале мы слышим элемент мотивного развития, эту тему очень драматически завершает доминанта. Но трудно определить, насколько она ее завершает, потому что конкретные границы здесь установить нельзя, только приблизительные. Есть места, где эти разделения явные, но разные музыковеды выдвигают разные версии.

🎼 Тематический материал экспозиции очень разнообразен. Но все это разнообразие приведено в единую, удивительную по своей красоте, стройную структуру. Первый раздел связующей партии, который является как бы расширенным дополнением к главной партии, звучит от нее несколько обособленно. Это же мы слышали и в первой части третьего квартета про контраст.

🔄 Связующая тема делает гладким переход в параллельный до минору мажор. Она является средством перехода, но здесь надо обратить внимание именно на тот эффект, что сначала тема кажется чем-то отдельным, а потом, когда уже вступает побочная партия, светлая и умиротворяющая, становится понятно, для чего это было сделано.

Бетховен умело играет на контрастах, и довольно трагичное настроение квартета периодически разбавляет элементами юмора.

🌓 И побочная, и заключительная партии первой части построены на тех же интонациях, что главная и связующая. Но по образному строю они совершенно им противоположны. Здесь можно говорить о довольно сильном противоречии: как мы помним, в экспозиции есть богатство тем, но эта цветущая сложность сглаживается в разработке и репризе. Здесь темы подбиваются друг к другу так, чтобы работать вместе. Но, тем не менее, контраст главной и побочной партий в разработке и репризе еще более подчеркнут, поскольку связующая партия отсутствует.

🤜🤛 Бетховен сталкивает две темы: сначала демонстрирует одно, потом — другое, а далее показывает, как все звучит вместе без связующей партии. Отражение этого столкновения — два тематических раздела разработки: сначала главная партия проводится в новой тональности и развивается, и точно так же проводится побочная.

⚔️ В столкновении трагизма и лиризма побеждает трагизм главной партии и ее патетика, которая достигает своего экстремума в коде. Здесь есть отражение борьбы. Романтики бы назвали это «суровой реальностью возвышенного мира чувств», но эпоха другая, поэтому точнее будет сказать «борьба между желаемым и действительным».

💔 Бетховен желает путешествовать по миру, но его останавливает глухота. Бетховен жаждет общаться, но и здесь его останавливает глухота, он становится замкнутым и нелюдимым, что по характеру ему не свойственно. Бетховен любит, но не может реализовать это чувство кроме как в мечтах. Именно поэтому первая часть очень хорошо и полно отражает состояние Бетховена на тот момент.

💫 Вторая часть — andante scherzoso quasi allegretto. Формально она названа анданте, но это анданте скерцозное. Уже в самом названии заложен юмор — анданте как бы аллегретто, это оксюморон. Форма второй части очень интересная — в ней есть все, из чего состоит сонатная форма: и разработки, и экспозиции, и репризы, и кода, но изложения носят полифонический характер. В главной партии мы слышим фугато, в побочной партии — каноническую секвенцию, а в разработке — имитационную полифонию.

🎈 У музыки серьезный и решительный характер, но это настроение разряжается то одной, то другой шуткой. Если применить к этому метафору общения, то это нежелание досаждать окружающим, к которым ты хорошо относишься, своими бедами и невзгодами. Хотя у этой серьезности совершенно другое настроение, нежели трагизм, в то же время лиризм первой части уходит от него достаточно далеко.

Третья часть — менуэт, наоборот, возвращает лирическое настроение. Здесь есть очень интересные и необычные темповые указания. В первый раз менуэт надо исполнять в умеренном темпе, аллегретто, а по окончании трио — в темпе аллегро, более быстром. Здесь тоже есть попытка сдвинуть устоявшиеся формы, разнообразить их.

Финал квартета написан в форме рондо-сонаты. Отчасти он напоминает третью часть «Патетической симфонии» Бетховена, а также финал соль-мажорного трио Гайдна.

🎶 Рефрен, который звучит в этом рондо, сменяется то скерцообразными эпизодами, то, наоборот, певучими, которые напоминают побочную партию первого аллегро в коде. Мы слышим мотивы непрерывного движения, которое постоянно усложняется, а его интенсивность растет. Оно усложняется в основном количественно, то есть сначала звучит одно, потом другое, потом снова первое, потом третье.

⤴️ Напряжение нарастает в коде. Главная тема в стремительном движении заканчивает звучание не в до миноре, а, наоборот, в до мажоре. В этом можно увидеть уже не робкую надежду на светлое будущее, а желание достичь этого будущего собственными усилиями, пройдя через любые препятствия к мажорному разрешению всех этих ситуаций.

🤨 Здесь интересно отметить, как различаются романтический и классистический конфликт. В разговоре о Шумане мы постоянно упоминали Флорестана и Эвсебия, которые, может, и не конфликтуют между собой, но являют две противоположности. Романтический конфликт вырастает из образа, он в большой степени литературен и связан с закономерностями существования чувств в человеке. А классистический конфликт вырастает из необходимости правильного устройства формы.

😐 При обсуждении самого классистического квартета Бетховена — третьего квартета из опуса 18, мы отмечали его эмоциональную ровность. Эта ровность говорит о балансе, но не означает одинаковости. Когда музыка однородна и одинакова, как это происходит у минималистов, ни о каком конфликте речи быть не может — она существует внутри себя, внутри одной темы, и может прийти только туда, куда у этой темы есть потенциал прийти. А для расширения этого потенциала нужна побочная партия, нужен конфликт. Именно из этой необходимости вырастает конфликт классицизма.

💫 Ошибка утверждать, что все классические композиторы брали форму, наполняли ее музыкой, а с чувствами как выйдет, так и выйдет. Конечно, каждый проявлял что-то личное и изображал горести и радости. Так было в любую эпоху: например, «Прощальная симфония» Гайдна, первые звуки которой заставляют поежиться от холода. Но здесь тонкий вопрос пропорции — что главное, на что в первую очередь смотрит композитор. С точностью здесь ответить нельзя. Но в четвертом квартете по своей смелости и по заявке на сложность, которая адекватная и мастерству в целом, и этому конкретному воплощению, мы можем увидеть начало великого позднего Бетховена.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 4 до минор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 23 минуты

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;