Квартеты Бетховена
Квартеты #5 и #6
В этой части завершим знакомство с первым квартетным циклом Бетховена и увидим, как композитору удалось развить жанр квартета.
Пятый квартет ля мажор несколько напоминает квартет Моцарта в той же тональности. Но сходство относится в большей степени к форме, а содержание, конечно, другое.
💫 В этом квартете, на контрасте с четвертым, мы встречаемся с другой стороной Бетховена — с его жизнерадостностью и жизнелюбием. Этот характер присущ всей главной партии первой части. Она начинается с широкого аккорда первой скрипки. В партии виолончели в этот момент восходящее движение восьмыми стаккато. Они приходят по нотам тоники ля мажора, которые возвращаются в ту же самую тонику. Первая скрипка в этот момент играет форте, который переходит в пиано к тому моменту, как скрипка начинает ритмически повторять первую часть этого ритма виолончели и тоже начинает с ноты ля. Но в данном случае ноты идут последовательно. Это последовательное восхождение на протяжении трех тактов в четвертом без сопровождения находится на пути к высокой ноте, потом берет эту ноту — фа-диез. Это шестая ступень в ля мажоре. То есть на протяжении пяти тактов мы наблюдаем развернутый скачок.
💥 В первом аллегро третьего квартета был сразу скачок на септиму, который побуждал к движению. Здесь же последовательное движение от ля до фа-диеза — это интервал в большую сексту. Оно предрасполагает к более плавному движению дальнейшей мелодии, которая проходит в пределах терции. Таким образом, дается последовательно разворачивающийся заряд для развития, схожий с заводом механических часов, которые идут потом сами по себе, постепенно растрачивая накопленную энергию. Если в третьем квартете было необходимо оправдать этот большой скачок, то здесь идет просто развитие этого потенциала, дальнейшее движение на энергии пяти тактов.
🎵 Побочная партия имеет больший драматизм, начинается в минорной доминанте как раз со скачка. Первые интервалы — тоже секста от си до соль. Первые три такта инструменты звучат в унисон, что добавляет этой теме массивности и устойчивости. Потом начинается гармонизация этой партии. Но постепенно драматизм усложняется и переходит в тональность ми мажора — это доминанта, пятая ступень ля мажора, и она начинает искриться витальной энергией.
🎼 Разработка и реприза написаны вполне традиционно. Бетховен здесь ориентировался, скорее всего, на моцартовский образец. Классическая структура выдержана ясно и четко, и следы этой структуры есть в мерном постепенном развитии, аккуратности в интервалах. В первой части этот паттерн — три восьмых и четверть, дальше четверть с точкой, сопровождает все начало главной темы. И эти перепады от сфорцандо форте к восьмой, которая исполнена пиано, тоже вполне характеры для музыки прежней эпохи.
🌟 Романтик сделал бы такой перепад как яркое начало, очередной взрыв, потом затухание. Но он, скорее всего, был бы один или два раза, где мелодия повторяется, тема идет сначала в одной тональности, потом трансформируется в другую. А здесь так последовательно сделано три раза подряд, что отражает стремление классицизма к последовательности.
Послушаем квартет Моцарта, отголоски которого можно найти в бетховенском квартете.
→ Вольфганг Амадей Моцарт. Струнный квартет № 18 ля мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 37 минут
Рассмотрим вторую и третью часть квартета и узнаем, где Бетховен наследует моцартовскому духу, а где добавляет новизну.
✨ Вторая часть — это менуэт, который тоже проникнут моцартовским духом. Здесь можно обратить внимание на второй раздел в миноре, музыка которого движется плавно, изящно и останавливается совершенно внезапно на паузе. После этого первый раздел вновь проводится в несколько расширенном виде, а в трио звучит одна из лучших лирических тем Бетховена. Она наполнена удивительной теплотой и задушевностью. Эта тема похожа на то, что есть в двенадцатой сонате для фортепиано ля-бемоль мажор, а в первой части — анданте с вариациями.
🎶 Лирика такого рода очень интересна. Гайдновская лирика всегда создает ощущение просветленного уюта. Лирика Моцарта кажется совершенно воздушной и солнечной. А у Бетховена эта лирика несет в себе след могучего темперамента композитора. Он каким-то удивительным образом стихает, но все равно чувствуется за пределами музыки. Он сродни мощной гравитации, которая воздействует не явно, или давлению на нас воздушного столба, к которому мы привыкли.
🌟 Третья часть квартета — анданте кантабиле. Здесь снова вторую и третью часть поменяли местами. Эту часть составляет изумительная тема, пять вариаций на нее и кода. Вариационная структура анданте встречалась и раньше, но нельзя сказать, что это было принято в прежние времена, где анданте чаще всего было второй частью. Сама тема достаточно проста, незатейлива, блестяща, но в ее развитии мы слышим черты симфонической сложности, которые проникли в жанр вариаций. Если сопоставить эти вариации с аллегро из первого квартета, то здесь эта тема как бы переодевается, проходя перед нами чередой образов, настроений от тончайших лирических до совершенно героических. Черты симфонического развития, которые здесь есть, проявляются в том, как именно эта тема преображается.
🎵 Сравним третью и пятую вариации. В третьей вариации в теме у скрипки звучат нежные и спокойные фигурации тридцать вторых, а альт и виолончель играют весьма вольно трактованную тему. В пятой же вариации одной и той же темы мы слышим черты героики. Первая скрипка играет длинную трель на протяжении двух тактов, вторая скрипка и альт наполнены энергичным движением, а виолончель скачками с акцентами задает пульсацию ритма. В коде, которая наступает после вариации, мы слышим лишь отголоски этой темы, напоминание о ней, и здесь оно кажется воспоминанием о пройденном пути.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Посмотрим на финал квартета и отметим, в чем главные отличия всего произведения от классической формы.
🎼 Финал квартета написан в сонатной форме. Он начинается с главной партии, энергичной и экспрессивной. В изложении используются полифонические приемы, но это не полифония в полном барочном смысле, а побочная партия составляет с ней контраст. Во-первых, в ней нет никакой полифонии, во-вторых, изложение более спокойное. Если главная партия выписана в основном восьмыми и четвертями, то в побочной мы слышим в том же темпе целые и половинные ноты.
🎻 В разработке темы соединяются, и оказывается, что они прекрасно ладят друг с другом. А в коде совершенно неожиданно у первой скрипки в главной тональности появляется новый мотив, который звучит как прощальная песня, потом переходит в другие голоса. Финал завершается долгим тихим аккордом.
🆕 В чем здесь отступление от моцартовского образца? Во-первых, это перестановка двух средних частей. Это не новизна ради новизны, а сделано для того, чтобы дать больший контраст между медленной третьей частью и финалом. Также надо отметить большую свободу голосоведения, потому что правила композиции в то время, когда писал Бетховен, стали менее строгими, и композиторы могли позволить себе больше. Этот квартет также можно назвать примером математики в музыке. Третья часть, которая является кульминацией всего цикла, помещена в зоне золотого сечения.
→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 5 ля мажор.
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 26 минут
Познакомимся с шестым квартетом в си-бемоль мажоре. Он последний по нумерации, но, скорее всего, был написан пятым.
🔥 Первая часть — это аллегро кон брио, то есть «с жаром». Это очень бодрый, энергичный и несколько смешливый темп. Главная партия здесь контрастирует с темой побочной партии — широкой и певучей. Заключительная партия коротка, основана на теме главной партии. Разработка вполне традиционная, а коды здесь нет. Реприза в точности повторяет экспозицию. Из всех первых частей квартета эта, пожалуй, самая традиционная, в ней нет ничего необычного и выбивающегося из канона. Но можно услышать бетховеновский темперамент и уже вполне сложившийся композиторский стиль.
🎻 Вторая часть — адажио, которое развивается спокойно, лирично и неторопливо. Главную партию здесь играет скрипка, которая сопровождается аккуратными поддерживающими аккордами трех других инструментов. Вторая тема в ми-бемоль мажоре начинается с октавного скачка, скрипка и виолончель играют в унисон. Первый такт сначала аккуратно заполняет этот диапазон, дальше начинается более мелкое движение нот. Слушая эту тему, стоит обратить внимание на изящество, красоту и стройность постепенного гармонического движения. Слух здесь полностью растворяется в этой пленительной гармонии.
🎉 Третья часть — это скерцо. Как и первая часть, она проникнута веселым, беззаботным настроением, которое усиливается и переходит в ликование. Игривый характер создается за счет частых синкоп, то есть смещения сильной доли с первой доли такта.
У последней части квартета есть свое название — «Меланхолия». Здесь можно вслушаться в отображение очень тонких, цельно переданных душевных переживаний. Они выражены простыми средствами — ничего шокирующего, ничего необычного, однако в этом заключена и красота, и подробность.
🎻 Финал — адажио, что необычно, и имеет подпись «эту часть следует исполнять в высшей степени деликатно». Тема появляется в высоком регистре, звучит пианиссимо и излагается скрипками и альтом, в то время как виолончель молчит — это придает теме ощущение парения. Потом в первые четыре такта излагается тема, повторяется в более низком регистре, и звучание сразу обретает мрачность.
🌓 Вроде бы это просто: сначала играешь высоко, и настроение светлое, потом играешь низко, и настроение темнеет, поскольку темнеет звук. Почти на любом инструменте чем ниже звук, тем темнее тембр. В пении очень ценятся те голоса, которые сохраняют однородность и единообразие звучания на всем своем диапазоне. Но если в пении еще очень важна природа и не всего можно добиться техникой, то здесь Бетховен добивается этого эффекта именно техникой, потрясающим разнообразием приемов, которыми он владеет. Потом эта тема переходит в минор через цепочку уменьшенных септаккордов — их четыре, к каждому из них первая скрипка подводит форшлаг. Но после последнего меланхоличного вздоха музыка вдруг становится шутливой, веселой и приобретает танцевальный характер.
🎉 Для слушателей такое изменение должно было производить эффект неожиданности: финал начинается необычно, как анданте, а потом появляется уже знакомый и привычный быстрый темп. Можно было бы даже подумать, что здесь не четыре части, а пять. Но адажио уходит не совсем, есть две короткие вставки, где проявляется эта меланхолия. До части, темп которой обозначен поко адажио — немножко адажио, эта игривость и веселье сохраняются. В поко адажио снова слышится глубокое раздумье, которое прерывается престиссимо, танцем, который становится невероятно быстрым и бурным. Меланхолия оказывается побеждена этим безудержным весельем. Это необычно для квартета, но Бетховен здесь не первопроходец. До него такую же форму использовал Жан-Батист Люлли и иногда Гайдн в симфониях — рондо-соната с медленным вступлением.
→ Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 6 си-бемоль мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 24 минуты
🎼 На многие ранние произведения композиторов принято смотреть снисходительно. Но Бетховен в опусе 18 предстает как уже вполне сформировавшийся композитор со своим индивидуальным, пусть и не во всех аспектах, стилем. Находясь в традиции, добиться полной индивидуальности достаточно трудно — всегда будет видна связь с предшественниками. Но в этом нет ничего дурного. Даже если бы Бетховен больше никогда не писал квартеты, эти шесть квартетов, хотя их трудно назвать революционными, на тот момент дали некоторое развитие жанру. А идеи, которые в них заложены, нашли свое отражение в дальнейшем творчестве.
✍️ В течение пяти лет после окончания этого опуса Бетховен за квартеты не брался. Но он написал фантастический до-минорный третий концерт для фортепиано с оркестром, вторую и третью симфонию, 10 сонат, среди которых «Лунная», «Аппассионата», «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано. И набравшись мастерства, полностью отточив свои навыки, он снова возвращается к квартетам.
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день