angle-down facebook instagram vkontakte warning

Квартеты Бетховена

«Русские квартеты» Бетховена: квартет #7

В этой части начнем знакомство со следующим циклом квартетов Бетховена, узнаем, почему их называют «русскими» и подробно разберем седьмой квартет.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Денис Великжанин
Музыкальный критик, искусствовед, член союза композиторов России

Мы начинаем говорить о следующем квартетном опусе Бетховена — опусе 59, куда вошли три квартета. Часто их называют «русскими квартетами». Познакомимся с историей создания и контекстом.

🗒 Бетховен сочинил этот опус по заказу графа Андрея Разумовского, ему же их и посвятил. Композитор начал работу над квартетами в 1804 году, когда делал первые наброски, а закончил в декабре 1806-го. Он работал над ними за прогулками, иногда в гостях, записывая музыкальные мысли в небольшие нотные тетради карманного формата.

🎶 В 19 веке, с пятой симфонии Бетховена, начинается век карманных партитур. Культура слушания музыки с нотами перед глазами была обусловлена возросшей сложностью музыки. Например, если послушать 10 симфоний Гайдна из разных периодов и подробно их разобрать, можно получить весьма полное представление о его творчестве. Тогда новая симфония и с точки зрения изложения музыкальных мыслей, и с точки зрения своего устройства не станет чем-то неожиданным. То же самое с сонатами Моцарта: первые части восьмой и девятой сонаты структурно очень похожи, если разобрать структуру одной, то и структура другой будет понятна.

💫 В этом состоит достоинство искусства эпохи классицизма. Романтизм мы узнаем скорее эмоционально, по нежной мелодии скрипки или буре фортепианных каденций. А классицизм виден не только по определенной легкости звучания и стройности гармонии, но и по изяществу формы, которая была тогда неким каноном и отражала смысл искусства.

🌀 С симфониями Бетховена все несколько иначе. Начиная с пятой, в них гораздо больше сложности, много скрытых слоев и уровней, на которых они работают. Запомнить их, даже имея очень хорошую музыкальную память, с первого раза невозможно, разобраться только со слуха тоже. А учитывая, что тогда не было звукозаписи, и единственное место, где можно было услышать симфонию — это концертный зал, то необходимость карманных партитур для проникновения в музыку становится понятной.

🧐 Во время написания первого квартетного опуса у Бетховена были проблемы эмоционального характера, а теперь на первый план вышли проблемы технические. Даже не проблемы, а задачи, которые он ставил перед собой. Не всякая сложность хороша — сложность может быть избыточной, тем более когда речь о произведении, имеющим форму, которая должна быть уравновешенной. Бетховен вложил в новые квартеты очень много труда. Темы были записаны лихорадочно, в беспорядке, подвергались множеству правок.

Две явно русские темы есть в двух квартетах опуса — в фа-мажорном и ми-минорном. Разберем, откуда композитор мог взять эти темы.

📚 Скорее всего, Бетховен взял темы из очень популярного сборника Иоганна Готфрида Прача. Он родился в Чехии, а по происхождению был не то этническим чехом, не то этническим немцем. Начиная с последней четверти 18 века он жил в Санкт-Петербурге и занимался преподаванием — учил играть на клавикорде. Прач написал достаточно много произведений для клавира, но сохранилось только около 30. Широкую известность он получил благодаря двум вещам. Во-первых, он создал клавир-оперы, то есть оперные партитуры для клавира и голосов, по которым было гораздо легче разучивать музыку и репетировать. Во-вторых, в 1790 году он выпустил собрание народных русских песен с их голосами. Собраны они были Николаем Львовым, просветителем, архитектором, который занимался также историей и этнографией.

🎙 Песни, которые обработал Прач, а прежде — Львов, очень сильно отличались от оригинала. Первая причина — то, что оба этих человека находились в русле европейской музыкальной традиции и воспринимали музыку через ее призму. Вторая — то, что система записи имела свои ограничения. В нотном стане минимальное расстояние от ноты до ноты — это полтона. В народных же песнях мелодика часто сложнее и богаче. И по этой причине запись была в некотором приближении. А если говорить про европейскую музыкальную традицию, то ее законы неизбежно влияли не только на восприятие, но и на изложение. Считалось совершенно нормальным дорабатывать и улучшать мелодии, казавшиеся несовершенными.

📰 Сборник Прача получил широкую известность в Европе. Скорее всего, Бетховен взял темы из этого сборника. В то время он, по свидетельству своего ученика Карла Черни, автора знаменитых этюдов для фортепиано, зачитывался статьями о русской народной музыке, которые выходили в немецких журналах. Композитор хотел в каждом из квартетов разработать какую-нибудь русскую тему, русскую мелодию. По всей вероятности, он так и сделал, но с уверенностью можно сказать только о двух квартетах, фа-мажорном и ми-минорном.

🎻 Эти квартеты впервые были исполнены в начале 1807 года во дворце графа Разумовского. Разумовский был послом в Вене, он знал и Гайдна, и Моцарта. После исполнения квартетов он рассказывал Бетховену о том, какими были знаменитые композиторы, о музыкальной жизни той эпохи. Эти беседы оказали влияние на музыкальное развитие Бетховена. Он продолжал общаться с Разумовским, и граф поспособствовал тому, что квартеты попали и в Россию, в 1812 году их исполняли в Москве и Санкт-Петербурге.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Граф Андрей Разумовский

1. Обложка сборника Прача

1. Николай Львов

Квартеты из опуса 59 — второй заход Бетховена на эту территорию, поэтому интересно их сравнить с опусом 18.

🌓 Опусы 18 и 59 очень сильно отличаются друг от друга, и такого разрыва, как между ними, нет ни в какой другой области бетховенского творчества. Дело в том, что они создавались во временном отдалении друг от друга, и этот период пришелся на очень активное развитие композиторского стиля Бетховена. В опусе 18 Бетховен ориентируется на форму и осваивает ее, в некоторых моментах кажется, что форма его ограничивает. А в опусе 59, уже овладев формой, он ставит ее себе на службу, делает ее мощным инструментом выразительности.

🌟 В музыке, особенно периода классицизма и романтизма, долгое время было принято выделять два качества. Это качества абстрактного и качества конкретного. Конкретное связано с личным — личные переживания, радости и горести. А абстрактное — это большие философские или общественные темы. Яркий пример личного — это небольшие фортепианные циклы Шумана, а абстрактного — это девятая симфония Бетховена. В квартетах из опуса 59 можно почувствовать движение к абстрактному, которое уже вполне оформилось.

🎼 Другой интересный момент — здесь в большей степени, чем в опусе 18, слышно оркестровое начало. Инструменты как бы имитируют звучание гобоя, органа, арфы. Музыкальная критика, современная Бетховену, в отзывах о квартетах отмечала, что они превосходны, написаны уже большим мастером, но слишком трудны для восприятия и мало кому понятны. Если сравнивать их с музыкой, которая создавалась в то время, то действительно это был чуть ли не цивилизационный шаг вперед.

❤️ Такие отзывы появились после исполнения квартетов у Разумовского. А первое публичное исполнение, которое состоялось на год позже, в 1808 году, большого успеха не имело. Но в музыкантской среде квартеты стали известны и любимы, и благодаря этому к середине 19 века они уже были признаны шедеврами. Почитатели таланта Бетховена приложили много усилий, чтобы это произошло.

Поговорим о седьмом квартете фа мажор, первым в опусе 59. Если сравнивать его с предыдущими квартетами Бетховена, станет видно, что он превосходит каждый из них как масштабностью, так и сложностью своего содержания. Все части этого квартета написаны в сонатной форме.

🎼 В первой части, аллегро, мелодия, которая отдана виолончели, звучит в басовом ключе на фоне однообразного сопровождения. Гармония достаточно жесткая, и звуки кажутся не зависящими друг от друга. Все первые семь тактов, когда мелодия излагается, аккомпанемент никак не отвечает на все перемены мелодии. Перемена наступает только в седьмом такте, когда мелодия почти приближается к своей финальной точке. Отчасти это напоминает народную музыку, которую могли сопровождать игрой на гудке в России. Гудок — это струнный, с двумя струнами, которые настраивались на определенный интервал, и их высота почти не менялась. Для той эпохи это было весьма необычно, потому что мелодия постоянно требует введения новых гармонических функций.

🎵 Когда мелодия меняется, за этой переменой следует сопровождающие аккорды. Сопровождение может чуть опаздывать, что создает дополнительное напряжение, но в целом это был прием, характерный именно для народной музыки. А в квартетном жанре, который появился в аристократических салонах, такого еще не встречалось. Это антивозвышенность и антигалантность.

🎻 Дальше вступает скрипка, и тема приходит к достаточно мощному окончанию. Потом появляется грациозная пастушья тема, и здесь несменяемый аккомпанемент отдан виолончели. Побочная партия имеет пасторальный характер, по настроению родственна теме главной партии. Она движется все выше и выше, за ней следуют другие инструменты. Экспозиция здесь не повторяется, а в разработке, как это было принято, борются два элемента.

🌓 Когда мы слышим эти партии, кажется, что между ними нет большого контраста. А для хорошей разработки нужна драма, нужен конфликт. И поэтому тема главной партии достаточно спокойна, а в первом разделе разработки приобретает героический характер. Но после кульминации неожиданно стихает, звучит пиано, и начинается новый раздел разработки.

💥 Через череду сложных гармонических модуляций мы слышим мелодию скрипки. Она парит над всеми остальными инструментами, которые звучат как хорал. Постепенно движение оживляется. Уже здесь можно было бы сделать окончание, ведь у слушателя возникает предощущение финала. Но вдруг мы слышим фугато, напряжение нарастает, постепенно достигает высшей точки, а потом голоса спускаются вниз, в унисон.

💫 Начинается третий заключительный раздел разработки. В репризе разработка звучит еще более оживленно. Потом наступает кода, которая, как и разработка, начинается с темы главной партии, которая приобретает очень сильное энергичное звучание. Здесь Бетховен стремится приблизить квартетное звучание к симфоническому, оно как бы имеется в виду.

Скерцо из седьмого квартета поразило современников Бетховена своей необычностью. Посмотрим, как композитор добился такого эффекта.

🔮 Вторая часть — это скерцо, и необычно в нем то, что оно написано в сонатной форме и очень широко по тематическому развитию. Скерцо в квартетах, сонатах, симфониях было передышкой, жанровой зарисовкой, которое не несло никакого глубокого содержания или конфликта. Здесь же и веселье, и затаенное горе, и те звуковые сочетания, которые принято ассоциировать с картинами природы. Главная партия состоит из двух чередующихся фраз, большее внимание привлекает первая. Она построена очень просто, на повторении одной ноты, и разнообразие вносят только длительности и ритм. Главная партия построена на смене и преображении этих элементов.

💥 Когда в произведении происходит смена повторяемого, мы можем говорить о борьбе. И первая фраза, повторяющаяся на одной ноте, побеждает. Дальше следует тихий и нежный мелодический ход, который прерывает возвращающаяся на фортиссимо первая часть темы. Ее простота совершенно намерена: если в качестве выразительного средства использовать только ритмы и определенную высоту, то звучание фразы будет зависеть от двух вещей — от того, как именно будут исполнены эти ноты, какими штрихами, и от окружения. Одна нота не имеет ни минорного, ни мажорного звучания, она пластична. Этим и пользуется Бетховен.

🎤 В триумфальной кульминации первая и вторая фраза соединяются, и мы слышим побочную партию песеннего характера. Разработка построена на многообразии новых комбинаций этих двух элементов. К примеру, в кульминации разработки есть сочетание, когда виолончель настойчиво и громко исполняет первую фразу, а первая скрипка взлетает наверх в пассаже шестнадцатых, которые родились из второй фразы темы. Звучность нарастает и обрывается большой паузой. После паузы снова вступает первая фраза, но уже на пиано. Для того, чтобы использовать такой элемент, нужно быть очень избирательным и изобретательным. Несмотря на его простоту и даже примитивность, он не вызывает ощущение скуки или пресыщения. Он — главный образ, к которому все время происходит возвращение. В коде все эти комбинации из коротких фраз переплетаются друг с другом, будучи распределенными между инструментами.

🌓 Скерцо отличается комбинаторной сложностью, а третья часть, адажио, контрастна с ним. Здесь есть широкая льющаяся мелодия, которая постепенно усиливает интенсивность своего звучания. Тема главной партии похожа даже не на русскую песню, а на русский романс. Контраст с ней составляет героическая и гордая тема, которая отдана виолончели. Она тоже довольно проста, но здесь мы снова слышим пример искусства, которое за основу взяло принцип многообразия на основе единства. Сама по себе эта тема, будучи вынесена в самостоятельное произведение, не была бы очень интересна, но как часть, как строительный материал квартета она замечательна. Можно сравнить с тем, как мы любуемся архитектурной постройкой, но если только капитель от колонны такого впечатления не произведет.

🙏 Музыка приходит к трагическому настроению, замирает в кажущейся драматургически выстроенной безвыходности. После этого начинается энергичная разработка, которая, проходя через все трудности и перипетии, заканчивается светом. Свет является на какой-то момент и набирает силу. Слушать этот квартет все равно что читать хороший приключенческий роман: хотя и представляешь устройство формы, никогда не знаешь, к чему она в итоге придет. Это явление света, изложенное в мелодии первой скрипки, постепенно набирает силу и приходит к совершенно просветленному звучанию. Тут по логике формы должна быть реприза, она и наступает. Свет придал ей большей нежности, которая как бы растворяет в себе всю тьму и скорбь. Вполне религиозное по наполнению адажио.

Разберем финал квартета и узнаем, как в нем проявляются русские мотивы.

🇷🇺 Трель на ноте «до» переходит в русскую тему финала. Основа для темы — русская хороводно-плясовая песня «Ах, талан ли мой, талан». Инструменты здесь даже не играют, а поют, потом тема начинает дробиться и излагается отдельными частями — попевками. Темы связующей и побочной партии похожи своим задумчивым настроением, но постепенно раздумья заканчиваются, и инструменты пускаются в пляс. Возвращается основное настроение начала. Мы слышим отголоски побочной партии дальше — как настроение раздумья. Но каждый раз, когда оно появляется, следует энергичный ответ, отметающий все сомнения прочь.

💫 Разработка имеет мощное звучание и сделана весьма искусно. К репризе она успокаивается. А коду Бетховен собирает из разных элементов этой песни так, что появляется новая тема, у которой тоже песенный народный характер, но совершенно новый. Она проходит через череду превращений, оставаясь сама собой. Перед заключением появляется краткий эпизод адажио, где снова есть основная тема, которая пропевается попеременно всеми голосами с постепенным замиранием силы звучания. После этого неожиданно врывается энергичное престо, которое завершает финал.

🎶 Связь с русской музыкой произрастает не только из-за использования этой темы, а благодаря очень точным интонациям. Это то романс, то народная песня, а все вместе используется даже не в форме темы с вариациями, а как весьма достойный материал для развития и постройки большого произведения. Чайковский писал о русской музыке: «Глинка — это желудь, из которого вырос весь могучий дуб русской музыки». Дальше он отмечает, что этот дуб растет в саду европейской музыки, и желудь попал в почву, которую до нас уже хорошо возделали. И бетховенский пример использования русской народной музыки для сложного сочинения, построенного по европейским образцам, совершенно органическое звучание этих тем, доказывает правильность мнения Чайковского.

Людвиг ван Бетховен. Струнный квартет № 7 фа мажор
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 38 минут

курс Level One
Музыка 20 века: от Рахманинова до Кейджа

Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5200₽ 2600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;