Бетховен: творчество для театра
Увертюра «Эгмонт»
В этой части обсудим еще одну театральную работу Бетховена — увертюру к пьесе Гёте «Эгмонт». Разберем, как жизненные обстоятельства композитора влияли на музыку и какие изменения он внес в сюжет Гёте.
Следующим значительным достижением Бетховена на театральном поприще стала музыка к трагедии Гёте «Эгмонт». Заказ на нее поступил осенью 1809 года от директора Венского придворного театра Йозефа фон Луксенштейна.
🎼 Бетховен работал над музыкой спектакля до июня 1810 года. Увертюру он сочинял, как это было принято, в последнюю очередь. Композитор не успел закончить ее к премьере, поэтому впервые увертюру и другие номера исполнили лишь на третьем представлении пьесы, 15 июня. В музыку к «Эгмонту» вошли четыре оркестровых антракта, две песни Клерхен, оркестровый эпизод смерти Клерхен и финальная мелодрама — сон Эгмонта и его предсмертный монолог. Эта музыка быстро получила известность и стала популярной. Увертюру публиковали в совершенно разных переложениях — от камерных составов до военного оркестра, и уже в 1812 году на титульном листе писали, что это «знаменитая увертюра». Можно было подумать, что это классический образец театральной музыки, который пришелся ко времени и случаю и ничего больше в этом не заметить. Но если посмотреть на обстоятельства, в которых сочинялась эта увертюра, то станет понятен интерес Бетховена к этой теме, а также можно глубже проникнуть в ее содержание.
⚔️ В апреле 1809 года австрийцы начали наступления в Баварии против наполеоновских войск. Успехи первых недель довольно быстро сменились поражениями, Наполеон возглавил кампанию, и французы стали приближаться к Вене. Двор эвакуировался. Два дня — 10 и 11 мая, продолжалась осада города. Военных там практически не осталось, были в основном бюргеры, студенты, интеллигенция. 12 мая Вена сдалась и на несколько месяцев была занята французами. И только 14 октября в Шёнбрунне заключили унизительный для Австрии мир, после которого ситуация относительно наладилась. За два дня до этого на Наполеона совершили покушение: студент Фридрих Штапс пытался его убить, но был схвачен. На вопрос, будет ли он снова пытаться убить Наполеона, если его отпустить на свободу, Штапс ответил, что будет. После этого его приговорили к расстрелу, а перед смертью он успел выкрикнуть: «Да здравствует свобода! Да здравствует Германия! Смерть тиранам!».
🎭 В это время у дирекции Венского придворного театра возникла идея поставить на сцене «Эгмонта» Гёте, а музыку заказать Бетховену. Это действие и жест были совершенно демонстративным, ведь еще недавно, в 1805 году, цензура сорвала премьеру «Леоноры», а Бетховен в то время был в центре событий, в Вене, и наблюдал за разрушением и страданиями горожан. Несмотря на эти трагические обстоятельства, он продолжал читать, например, Гёте и Шиллера. Шёнбруннский мир принес ему двойственное ощущение: с одной стороны, чувство облегчения от того, что все закончилось, с другой стороны, чувство горечи, потому что для Австрии этот мир не был выгоден и считался позорным. Патриотизм Бетховена был силен, и не только у него.
✊ На 1808–1809 годы пришелся пик подъема немецкого и австрийского патриотизма, который приобретал совершенно разные формы. Люди, которые никогда не держали в руках оружие, записывались в добровольцы, гибли в сражениях, пытались, как Фридрих Штапс, совершать покушения. Это коснулось и людей искусства: поэты и музыканты, которые раньше были совершенно чужды политике, включились в эту борьбу. И взятие французами Вены не погасило эти настроение, а лишь сделало так, что они на некоторое время ушли в подполье, а к 1812–1813 годам снова усилились.
Бетховен находился в Вене во время французской оккупации, и во многом его ощущение от того периода нашли отражение в «Эгмонте».
🎉 15 августа 1809 года в городе праздновали день рождения Наполеона. На улицах были транспаранты с надписями, которые можно трактовать двояко. Например, один лозунг гласил «Да здравствует император!», но австрийцы имели в виду Франца II, а не Наполеона. У венцев расцветали совершенно разные настроения: от желания отстоять достоинство нации до достаточно сильной франкофобии. Бетховен сам не участвовал в шумных акциях, он был немецким патриотом, но франкофобия его не коснулась.
🤝 Бетховен встречался с французским бароном Луи де Тремоном — большим любителем музыки, мечтавшим познакомиться с композитором. Они говорили про искусство, политику, Наполеона. Де Тремон предложил Бетховену поехать вместе с ним во Францию, и композитор поинтересовался, надо ли будет ему идти на поклон к Наполеону, если он приедет в Париж. Тремон сказал, что это будет не нужно, разве что его отрекомендуют. Но Бетховен мог встретить Наполеона и в Вене, где тот часто бывал. Хотя композитор не стремился встретиться с Наполеоном, разговор с бароном побудил его проигрывать в голове воображаемую встречу. В каком тоне мог протекать этот диалог, остается только гадать, но если дать простор воображению, можно представить, что это похоже на сцену объяснения Эгмонта с герцогом Альбой из четвертого действия трагедии.
🎶 Такой неслучившийся диалог как бы состоялся в бетховенской музыке. Но «Эгмонта» поставили, когда Шёнбруннский мир был подписан, а сам Наполеон женился на дочери императора Франции Марии Луизе. Но театр и все большое искусство откликается на события современности несколько запоздало. Ведь для того, чтобы художественно осмыслить событие, нужно время. Кроме того, в период присутствия французских войск в Вене премьера «Эгмонта» вряд ли была возможной. Там есть достаточно много реплик, которые звучат вполне абстрактно, но благодаря контексту приняли бы совершенно сопротивленческий характер.
🎭 Театральный репертуар 1809 года выглядел так, будто никакой войны и нет. Единственное, что можно заметить по музыкальной сцене — после этих событий доля серьезных спектаклей ощутимо возросла, хотя легкомысленные зингшпили и музыкальные комедии, в том числе французские, все равно преобладали. Ставили очень большие героические драмы, например, «Альцеста» Глюка, его же «Ифигения в Авлиде», «Ричард Львиное сердце» Гретри, «Весталка» Спонтини. Если говорить о драматическом театре, то в январе 1810 года поставили «Мессинская невеста» Шиллера с музыкой Вебера, а летом — «Вильгельма Телля». Сдвиг, который произошел в 1810 году, — прямое следствие событий предшествующего года. Постановка «Эгмонта» находилась в том же смысловом ряду: современники воспринимали этот спектакль совсем иначе, нежели текст трагедии Гёте, не привязанной ни к какому историческому контексту.
🌚 Трагедия Гёте «Эгмонт» — это довольно абстрактное рассуждение о власти и свободе, историческая драма, которая из-за своей историчности приобретает больший масштаб. А венский «Эгмонт» — это в первую очередь злободневная пьеса, которая повествует о войне, иностранной окупации и попранном достоинстве нации, а уже в последнюю очередь о власти и о властителях. В самой трагедии Гёте есть нечто общее с оперой: Гёте понимал, что политическая мысль, которая лишена музыкальности, на сцене не прозвучит, поэтому язык монологов Эгмонта метафоричен, они напоминают оперные арии. Очень большое значение имеет ритм, и к финалу трагедии текст переходит в белый стих. С самого начала Гёте подразумевал, что в постановке будет много музыкальных номеров. Он попросил написать сопровождение к трагедии Филиппа Кайзера, но за все это время ни один крупный композитор не заинтересовался «Эгмонтом» настолько, чтобы создать непосредственно оперу. И в 1810 году произошло счастливое стечение обстоятельств, где совпали и намерения Гёте, и намерения Бетховена, и настроение публики, да и сам исторический момент.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Бетховену было близко творчество Гёте, но в «Эгмонта» он вплел и собственные душевные переживания.
⚔️ Сюжет пьесы разворачивается в 1566 году в Нидерландах. В Брюсселе зреет восстание против испанского владычества. Наместница Маргарита Пармская, сестра короля Филиппа II, просит помощи у брата. Ожидается прибытие войск беспощадного герцога Альба. Один из вождей восставших, принц Вильгельм Оранский, осознав безнадежность сопротивления, уговаривает своего друга графа Эгмонта покинуть страну, но тот отказывается. От бегства его удерживает чувство долга и любовь к простой девушке, горожанке Клерхен, которая ради него отвергает ухаживания Бракенбурга. Эгмонт смело идет на встречу с Альбой, тот арестовывает графа. Бунтовщики деморализованы, ведь они потеряли своего предводителя. Клерхен пытается убедить горожан встать на защиту Эгмонта, но их страх слишком силен. Клерхен понимает, что положение безнадежно, не желает видеть гибель любимого, принимает яд и умирает. Эгмонта казнят, но в ночь перед казнью его посещает утешительное видение свободы в образе Клерхен.
📝 Судя по ремаркам, в бетховенской партитуре подразумевалось, что пять актов драмы и увертюры должны идти на одном дыхании. В антрактах Бетховен стремился создать не только некое настроение, но и психологически связать между собой соседние акты, поэтому антракты состоят более чем из одного раздела. Обычно первый раздел договаривает о только что произошедших событиях, а последующие открывают повествование о том, что предстоит. В первом антракте начальный раздел — мечтательный анданте в ля мажоре, связан с безнадежной любовью Бракенбурга к Клерхен, а второй раздел — аллегро кон брио, постепенно разрастается и связан с народными волнениями. Второй антракт более однороден, в нем господствует торжественность и маршевость. В конце второго акта зрители становились свидетелями ухода принца Оранского, а в начале третьего перед ними должна была предстать Маргарита Пармская. Этот марш символизировал надменность и величие власти.
💔 В третьем антракте — три раздела. Начальный построен на мелодии песни Клерхен. Второй носит характер наступательного марша — это прибытие войск Альбы. А третий, минорный — это предвестие трагической развязки и неравной борьбы. В четвертом антракте Бетховен сначала дает музыкальную реминисценцию — марш из второго, который ассоциируется с образом верховной власти. Он уступает взволнованной теме струнных, изображающей мечтания несчастной Клерхен, которая пытается убедить горожан встать на защиту Эгмонта. А конец антракта, совпадающий с началом пятого акта — это изможденная мелодия кларнета, которая по своему темпу напоминает усталый человеческий голос.
📙 Творчество Гёте всегда было близко Бетховену по внутренним устремлениям. Но у него были и другие литературные самоассоциации. Он иногда сравнивал себя с маркизом де Поза из «Дона Карлоса» Шиллера, но вполне мог отождествить себя и с Эгмонтом, более того, предки Бетховена происходили из Нидерландов. А в образе Клерхен он запечатлел собственный идеал бессмертной возлюбленной. Но эти импульсы могли исходить и от актрисы Антони Адамбергер, которая играла главную роль. Она с 14 лет выступала на сцене, получила прекрасное образование, хорошо разбиралась в искусстве. Она стала музой поэта Теодора Керна, и, несмотря на ухаживания Наполеона, хранила верность поэту.
🎭 На склоне лет Антони рассказала о первой читке «Эгмонта». Ей дали роль Клерхен, Бетховен к ней зашел, чтобы поговорить о музыке к песням, спросил, умеет ли она петь. Она ответила, что нет. Бетховен в недоумении спросил, как же она собирается играть Клерхен, на что актриса ответила: «Как смогу, и если вы будете шикать на меня из зала, я буду вынуждена это пережить». Но отец актрисы Валентин Адамбергер был выдающимся тенором, первым Бальмонтом в моцартовском «Похищении из сераля». То есть она не была профессиональной певицей, но нотную грамоту знала и петь умела. Бетховен заключил, что петь она может, и сочинил песни, которые не делают скидок на непрофессионализм исполнительницы.
1. Ламораль, четвертый граф Эгмонт
1. «Эгмонт и Клерхен», иллюстрация к первому изданию трагедии Гёте
1. Актриса Антони Адамбергер
Теперь посмотрим, какие песни звучат в «Эгмонте», и в чем их отличия от задумок Гёте.
🎤 Песня «Гремят барабаны», которая звучит в первом акте, трактована в образном отношении несколько иначе, чем задумывал Гёте. В его драме подразумевается дуэт Клерхен и безнадежно влюбленного Бракенбурга. В трагедии есть ремарка, что Клерхен запевает любимую солдатскую песенку, а Бракенбург ей подпевает, то и дело поглядывая на Клерхен. Под конец его голос срывается, и на глазах у него выступают слезы. А у Бетховена с самого начала и до конца Клерхен поет одна. Возможно, актер, играющий Бракенбурга, совсем не умел петь, но это было маловероятно, потому что от драматических актеров той поры требовалось умение в этом. Скорее, дело в том, что для Гёте было неважно, какую музыку будут петь персонажи, и песня Клерхен не подразумевала особенной сложности. А у Бетховена, где психологическая драма героев вынесена в подтекст, музыкальный портрет Клерхен приобретает удивительную многоплановость. И в этой солдатской песенке нет ничего примитивного, вряд ли под нее можно маршировать или идти в бой на врага. Здесь даже едва прослеживается четкая структура «куплет-припев», и форма больше похожа на сквозную. Хотя Бетховен отказался от дуэтного решения в пользу сольного, в остальном он следовал гётевскому тексту с очень большой тщательностью, бережно преподнося каждое слово и каждый нюанс настроения.
💔 Вторая песня Клерхен «Радость и горе» — о любви, но Бетховен снова рисует картину мятущейся души, которая мгновенно переходит от мечтательности к страстному лихорадочному порыву и возбуждению. Верный принципу наиболее возможной точности в том, чтобы передать смысл каждого слова, Бетховен здесь дробит форму, насыщает мелодию резкими контрастами, и удобство пения и интонирование принесено в жертву экспрессии. Есть две версии песни в двух разных тональностях — ля мажор и фа мажор. Там отличаются только некоторые детали инструментовки, но, судя по всему, изначальная версия была в ля мажоре. Для Антони Адамбергер это было слишком высоко, поэтому Бетховен перенес песню на терцию вниз. Инструментальный эпизод «Смерть Клерхен» выдержан в сдержанном и благоговейном тоне, там есть пульсирующая звуковая нить, которую играют две валторны в октаву, на нее нанизываются постепенно сокращающиеся и слабеющие фразы других инструментов. По стилю настроения «Смерть Клерхен» напоминает адажио аффетуозо из первого квартета, в котором Бетховен представлял себе сцену в гробнице из «Ромео и Джульетты».
🎶 Музыкальные вставки в монологах Эгмонта из пятого акта решены в жанре мелодрамы, которыми Бетховен уже пользовался в «Фиделио» в сцене спуска Леоноры и Рокко в подземелье. Финальный эпизод «Победная симфония» связывал воедино конец и начало трагедии и способствовал мощному всплеску накопившихся у публики чувств восхищения к героям, надежды на скорое избавление от поработителей и патриотического воодушевления. В 1810 году такие надежды казались реальностью, но они рухнули вместе с поверженным Наполеоном. И тот покой и порядок, который пришел на смену потрясениям, оказался атрибутом вовсе не доброго патриархального, а злого полицейского государства. И с мечтой об идеальном правителе пришлось расстаться.
→ Людвиг ван Бетховен. «Эгмонт»
Видео-пример на Ютубе
⏱ Время прослушивания: 37 минут
Разбираемся в экспериментах 20 века, которые перевернули наше представление о музыке, и подбираем ключи к главным композиторам — Сати, Дебюсси, Бриттену, Мессиану, Штокхаузену. Музыка космоса и машин, электронное звучание и тишина как высказывание, первые в мире масштабные звуковые перформансы, шумовая музыка — мы откроем для себя удивительную музыку, которую, возможно, еще никогда не слышали, выделим самые важные направления, композиторские техники и эстетические закономерности прорывного столетия.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день