angle-down facebook instagram vkontakte warning

Иероним Босх

«Сад земных наслаждений»: любовные утехи и путешествие в Ад

Продолжаем говорить о «Саде земных наслаждений» и переносимся в центр произведения — сад с людьми и похотью. А закончим Адом и его музыкальными инструментами.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, автор книг «История искусств. Просто о важном» и «Искусство ХХ века», 9 лет проводила лекции и экскурсии в ГМИИ им. Пушкина

Обсудим центральную часть «Сада земных наслаждений» — о самом саде. Ее очень любят разгадывать и искать на ней доказательства, что Босх был алхимиком, сектантом или даже имел проблемы с психикой 🧐

А вот почему его современники не видели в картине ничего странного 👇

🌹 Босх использовал знакомый зрителю образ. Уже несколько веков в Европе развивается любовная поэзия. В популярной аллегорической поэме «Роман о Розе» человек ищет в волшебном саду розу — символ любви. Там описан Фонтан любви — и мы видим его на картине.

📜 Картина много берет от средневековых книжных миниатюр. Все объекты там находятся на одном плане без перспективы. В сложных орнаментах цветы могут превращаться в животных, а те — в птиц или людей. Поэтому сооружениями из частей насекомых или химерами современника Босха не удивить.

А теперь внимательно присмотримся к картине 👀

👥 На картине много фигур: мужчины и женщины, птицы, животные, растения, ягоды, фрукты, причудливые объекты странных форм. Вроде бы понятно, что изображено, но содержание образов вызывает вопросы.

🍓 Центральная тема — грех похоти. Плотские утехи показаны в самых разнообразных вариациях. При этом картина не смущает зрителя: ведь детали очень условны, а люди показаны как схемы.

💦 В центре композиции — озеро с женщинами. Вокруг водят хоровод мужчины верхом на животных, символизируя животное начало. Еще один вариант интерпретации — сатирическое изображение зодиакального круга, который движется против часовой стрелки, то есть противоестественно.

🍎 Сад наполнен фруктами и ягодами разных размеров и форм. Их едят, обнимают, используют как убежища. Справа несколько пар под деревом срывают плоды, повторяя сцену грехопадения в райском саду.

О некоторых зашифрованных смыслах центральной части триптиха

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Присмотримся к другим деталям центральной части триптиха.

🦆 В саду много птиц. Здесь обитают гигантские удоды и утки — одна даже кормит человека из клюва. Обе птицы считались воплощением греховности и низости: утки плавают в грязной воде, а удод обладает ярким оперением, но ищет еду в мусоре и навозе.

🦉 Часто встречаются совы — символ зла. Это аргумент против того, что Босх показал утопическую версию мира, о котором он сам мечтает (а есть и такая версия).

🐟 Повсюду рыбы. Они плавают в воде, лежат на земле, летают по воздуху, поедают друг друга, их носят на руках. Образ многозначный: это и христианство, и зодиакальный знак, и фаллический символ. Расшифровать сложно.

🍂 В центре растет сухое дерево в форме воронки. Полое внутри дерево — символ ада, безверия, отсутствия жизни. Воронка символизирует глупость. А красный цвет дерева намекает на кардинальское облачение. Босх критикует официальное духовенство, которое тоже погрязло в грехах и распущенности.

🌈 Мир выглядит ярким, пестрым. Художник не стремился показать реальность такой, какой ее видит обычный человек из окна — хотя в Нидерландах уже умели это делать.

Мы добрались до правой створки триптиха — Ада, который часто называют музыкальным.

Что там творится 👇

Там, где в Раю источник жизни, в Аду — странное существо. Оно стоит на ссохшихся ногах-деревьях, его тело — разбитая скорлупа, внутри которой пируют демоны. Лицо написано тщательно — возможно, имеется в виду конкретный человек, но мы не знаем, кто. На голове столешница с волынкой — символом греха и похоти.

🎺 Повсюду музыкальные инструменты. Ими пытают людей: один распят на арфе, второго подвесили на лютне как на дыбе. На некоторых грешниках написаны ноты.

🎲 Азартные игры — символ жадности, глупости и лжи. В аду разбросаны карты, кости, игральные доски.

🐦 Монстр с головой птицы ест грешников. Это сам дьявол на троне над выгребной ямой. Кувшины на ногах могут намекать на хромоту после падения с небес. Котел на голове означает неверие.

🐷 Свинья в головном уборе монашки пристает к человеку. Демон протягивает ему чернильницу с пером, на коленях лежит какой-то документ. Возможно, речь о греховности священнослужителей и человеческой алчности.

Люди пытаются устоять на коньках на ледяном пруду. Это тоже отсылка к «Видению Тнугдала», где есть похожая сцена в аду.

О музыкальных инструментах в сценах «Ада»

Рафаэль. Экстаз св. Цецилии, 1516

Урок по летающим рыбам и гигантским ягодам подходит к концу. Пришло время тренажера.

Кажется, картины Босха ни с чем не перепутать. А попробуйте сравнить его с младшим современником Питером Брейгелем! Получится не сделать ни одной ошибки?

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;