Иероним Босх
Триптих «Воз сена»
«Воз сена» Босха — аллегорическая работа, выполненная в виде триптиха. Расскажем, в чем особенности трехчастных картин и какие сюжеты изобразил Босх.
Иероним Босх
1. Триптих «Воз сена», 1500–1502
2. Левая створка «Рай»
3. Центральная часть «Воз сена»
4. Правая створка «Ад»
Поговорим про триптих Босха «Воз сена» — очень насыщенную аллегорическую работу.
Для начала поймем, зачем вообще соединять несколько картин в одну 👇
🧩 Триптих — это картина, состоящая из трех досок, соединенных между собой. Левая и правая могут закрыть центральную часть как ставни — тогда из их обратных сторон складывается еще одна картина. Триптих — версия полиптиха, который может состоять из разного числа досок.
💰 Полиптихи заказывали богатые бюргеры или целые гильдии ремесленников. Они за свой счет украшали капеллы (отдельные ниши в соборах) скульптурой, небольшими алтарями или картинами. Особенно яркие сцены помещались внутрь полиптиха, за створки — их обычно раскрывали по праздникам.
🎨 Босх написал только внутреннюю часть триптиха. Наружные створки, судя по всему, расписывали его ученики. На каждой из трех картин — своя история: рай, воз сена и ад.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
В каждой створке триптиха «Воз сена» — своя история. Начнем со створки Рая.
🍎 Показано несколько библейских сюжетов: низвержение падших ангелов, сотворение Евы из ребра Адама, грехопадение и изгнание из Рая.
🖼 Все сюжеты вписаны в один пейзаж. Кажется, что они происходят одновременно. Это нормально для средневековой живописи: она служила Библией для неграмотных, зритель считывал все сюжеты по очереди. Такой прием называется «симультанность» и часто используется на средневековых витражах и барельефах.
🔜 Левая створка — пролог к центральной части. Человек изгнан из Эдема и вынужден вести мирскую жизнь со всеми ее пороками. Они подробно описаны в центральной створке.
Центральная часть триптиха — это воз сена и много людей вокруг. Почему сено, и что они все делают?
💬 В центре сюжета — нидерландская пословица: «Мир — это стог сена: каждый хватает сколько сможет».
0️⃣ Сено и «ничто» в нидерландском звучат одинаково. Человек посвящает свою жизнь бессмысленной борьбе за ничто.
🤏 Люди пытаются урвать хоть немного. Они орудуют вилами и рогатинами, складывают сено в мешки, дерутся друг с другом.
🐎 За возом едут влиятельные лица. Папа Римский с чертами Папы Александра VI, император, богачи и священнослужители. Они спокойны и надменны: им и так принадлежат все блага.
⚖️ Алчность порождает другие грехи. Слепой с мальчиком-провожатым — скорее всего, шарлатан. Как и доктор с сеном в кошельке, вырывающий зуб у больного. Толстый монах в правой части картины тоже подвержен порокам.
🎶 Наверху стога сидят две парочки. Одна музицирует, вторая целуется в кустах. Рядом ангел ищет у небес поддержки, а демон подыгрывает грешникам.
🦉 Сова символизирует силы зла. Она часто встречается на картинах Босха.
🐲 Повозку ведут странные персонажи, похожие на ряженых в звериных масках. Такие химеры — обычное дело для искусства: их можно увидеть и на скульптурах готических соборов, и на городских карнавалах.
🔥 Погоня за наживой приводит в ад. Пункт назначения красочно показан в правой створке триптиха.
Завершаем исследование триптиха Адом. Здесь Босх дал волю фантазии: в Аду нет правил, художник получает творческую свободу.
📜 Экскурсия в Ад — популярная тема в средневековой литературе. Еще до «Божественной комедии» в 12 веке появилось «Видение Тунгдала» — фантазия монаха-бенедиктинца о путешествии ирландского рыцаря, которую читали все.
🔥 Ад — царство огня и хаоса. Горит все, даже небо, на заднем плане полыхают разрушенные здания.
🏗 Демоны строят башню — пародию на Вавилонскую. В Раю все построено из золотых кирпичей, где каждый кирпич — человеческая добродетель. Адскую башню строят из человеческих грехов. Босх показывает строительные механизмы, которые мог видеть во время строительства собора в Хентергебосе.
🌉 Грешники входят через мост. Такой мост был описан в «Видении Тунгдала». Среди них химеры, похожие на тех, что ведут воз сена в центральной части.
🐂 Персонаж верхом на корове с чашей для причастия в руках — тоже из книги. В тексте упоминается грешник, который разорял церкви — здесь показано его наказание.
😈 Чудовища показаны очень изобретательно. Босх не работает с фактурами, для него главное показать детали, символы, интересные образы. Он конструирует своих чудовищ, соединяя элементы от разных животных или насекомых в одно целое.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день