angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стиль Бозар

Школа изящных искусств

Школа изящных искусств стала тем интеллектуальным центром, в котором возник бозар. Выясним, как она стала источником появления нового стиля.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Памятная медаль к основанию Королевской академии архитектуры, 1671
2. Комнаты в Лувре, которые занимала Академия
3. Фронтиспис первого «Курса архитектуры», 1675 — его написал другой Франсуа Блондель, первый директор Академии
4. Больница Питье-Сальпетриер, арх. Либераль Брюан, один из первых восьми академиков, Париж, 1679
5. Отель Люлли, арх. Даниэль Життар, другой академик, Париж, 1671
6. Андре Фелибьен, секретарь академии, придворный историк короля Людовика XIV
7. Описание капеллы Версальского дворца, составленное Фелибьеном
8. Отель де Бове, арх. Антуан Лепотр, тоже из числа первых академиков, 1660

Давайте поговорим о Школе изящных искусств, École des Beaux-Arts.

🎓 Профессиональное архитектурное образование появилось только ближе к концу 19 века. Но и до этого были места, где люди учились делать архитектуру. Одним из них была французская Школа изящных искусств, но чтобы понять ее устройство, нам придется вернуться на пару веков назад.

📚 Основой работы школы стала идеология и программа французской Академии архитектуры. Сегодня академия для нас — прежде всего научная организация. Но сперва это был скорее клуб самых талантливых и энергичных художников.

✍️ Идея академий постепенно распространяется. В Италии после флорентийской появилась Академия Св. Луки в Риме (1577), а во Франции — Французская академия (1635), которая занималась проблемами языка и литературы, затем Академия наук (1666), и, наконец, Королевская академия архитектуры (1671). Ее главной задачей было формировать правильное отношение к архитектуре у самих архитекторов, показывать, что хорошо, а что плохо. Архитектурный процесс был полон экспериментов, и не все из них строгие ценители одобряли. Конечно, в Академии не было права цензуры — она продвигала хорошую архитектуру с помощью лекций, книг и выставок.

👥 Академия расположилась в самом Лувре. По понедельникам сами академики собирались, чтобы обсудить архитектурные проблемы, и читались публичные лекции. Дважды в неделю шли лекции по математике (которую понимали очень широко). Как и в большинстве академий того времени, это был клуб самых достойных — число участников было ограничено, новые присоединялись только после смерти одного из академиков, для поступления нужны были рекомендации и экзамен-собеседование.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

О Школе изящных искусств и ее духе

1. Жак-Франсуа Блондель, профессор архитектуры Академии c 1762 года
2. Обложка «Курса архитектуры» Блонделя, первого из девяти томов
3–5. Объяснение смысла карниза через черты разных человеческих лиц
6. Колоннада Лувра как пример хорошей архитектуры в «Курсе»
7. Устройство фундаментов
8. Проект Академии художеств для Москвы, Жак-Франсуа Блондель
9. Одно из немногих сохранившихся зданий Блонделя в г. Метц

Давайте разберемся, как из «клуба лучших» французская Академия архитектуры стала полноценным образовательным учреждением.

📕 Постепенно деятельность Академии приобретала форму более системного образования. Оно все еще было рассчитано на тех, кто по доброй воле решил совершенствоваться в искусстве архитектуры, и не предполагало экзаменов или дипломов. Но накопленный опыт преподавания лег в основу одного из первых учебников архитектуры — Cours d'architecture ou traité de la décoration, distribution et constructions, который составил Жак-Франсуа Блондель в 1771–1777 гг.

👤 Блондель построил не так много зданий, но был влиятельной фигурой. Когда в 1762 году его назначили Профессором архитектуры в Академии, он уже имел опыт преподавания в собственной школе — Академия вынудила его ее закрыть, так как она не отвечала «высоким требованиям к чистоте стиля». Однако в своем «Курсе архитектуры» он совершил небольшую революцию.

📜 Большинство книг по архитектуре до этого были написаны как справочники и философские трактаты: рассуждения и рекомендации, распределенные по темам — дворцы, храмы, площади, мосты и так далее.

↗️ Блондель написал книгу, которую надо было бы читать от начала, двигаясь от базовых понятий — конструкции, материалы, — к сложным. Блондель рассматривал архитектуру с трех точек зрения (они отчасти напоминают триаду Витрувия — прочность, польза, красота): «украшение», «распределение» (пространств в здании), «строительство». В своей образовательной программе в Академии он предлагал фокусироваться на геометрии, механике, строительстве.

📐 Вокруг Академии формировалась система ателье — школ при архитектурных бюро. Обычный путь в профессии начинался с того, чтобы поступить в бюро простым рисовальщиком.

▪️ Если удавалось доказать наличие таланта, а не только усердия, можно было поступить в ателье, в которых несколько уже довольно взрослых людей учились у «патрона». У Блонделя учились, например, такие мастера французского неоклассицизма, как Булле и Леду.

▪️ Учеба при Академии была чем-то вроде аспирантуры (хотя протекала одновременно с учебой в ателье). В Академии занятия шли три раза в неделю, а у Блонделя — каждый день, с утра до вечера.

🧩 Французская революция отменила все академии, но Наполеон их восстановил. Правда, немного в другом виде: все академии, связанные с искусствами (архитектура, живопись, музыка), были собраны под одной крышей.

▪️ Также революционеры учредили Политехническую школу (сперва она называлась Центральная школа общественных работ École centrale des travaux publics, потом — École polytechnique). В ней обучали строительным и инженерным наукам.

▪️ Академия изящных искусств сосредоточилась только на прекрасном, создав свою школу — École des beaux-arts.

1. Дворец Этюдов, в котором разместилась Школа изящных искусств после 1817 года
2. Зал дворца, в котором проходили торжественные мероприятия и просмотры работ
3–5. Архитектурные ателье, фотографии 1880-х
6. Проект дворца с водопадом, вторая премия Grand Prix de Rome, 1905
7. Проект на вступительный экзамен американского архитектора, 1910
8. Банк Франции, проект на Grand Prix de Rome, арх. Тони Гарнье, 1899
9. Просмотр проектов в 1966 году, на планшетах видна какая-то современная архитектура
10. Захват Школы студентами во время волнений 1968 года

Давайте выясним, как Школа изящных искусств стала источником появления бозара. Большое влияние на это оказал образовательный процесс Школы.

🎓 Как мы уже говорили, школа не была местом, где архитекторы получали образование — скорее, они его в школе заканчивали. Конкурс на поступление в школу был очень большим, некоторые сдавали экзамены (история архитектуры, проектирование) несколько лет подряд. Большинство студентов работало и училось одновременно в ателье знаменитых архитекторов — «патронов».

💡 Основой образовательного процесса были задания и конкурсы.

▪️ Задания формулировались очень четко: «Дворец правосудия (студенты сразу понимали статус учреждения, его дух), двор с двумя галереями. Нижняя галерея — тосканский ордер, верхняя — ионический». Задачей студентов было не выдумывать свои эстетические решения, а строго следовать указаниям. Достижением была не изобретательность, а точность и вкус — в пропорциях, выборе декоративных деталей.

▪️ Конкурсы были значительно сложнее. Студентам давались описания зданий, которые надо было спроектировать, допустим, музей изящных искусств. В нескольких словах описывалось настроение здания, потом шло перечисление помещений (выдумывать здесь тоже ничего не надо было). Дальше начиналось самое интересное: студенты запирались на весь день в зале и должны были за несколько часов набросать эскиз здания. Рисунок они сдавали, а на руки получали копию. Через несколько недель они возвращались с проектом — в общих чертах он обязательно должен был соответствовать первому наброску. Такие конкурсы проходили регулярно, по этой же схеме были устроены экзамены, включая самый главный — Grand Prix de Rome, победитель в этом конкурсе получал оплаченную поездку в Рим.

🏛 Выполняя задания, студенты опирались на опыт работы в ателье, на занятия в Школе, и на книги. Любое отступление от правил хорошего вкуса означало провал. Основной всего было повторение лучших образцов прошлого. Из этого сплава Ренессанса, барокко и классицизма в итоге и сложился стиль бозар — его создали архитекторы, которые выучились в Школе и впитали ее принципы.

🔜 Уже ко концу 19 века многие известные архитекторы, например, Виоле-ле-Дюк, уже сильно критиковали школу за консерватизм. Но к современной архитектуре в Школе обратились только в 1930-х гг. И только в 1968 году после студенческой революции школу реформировали, приблизив ее повестку и образовательную модель к современным стандартам.

курс Level One
Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;