Стиль Бозар
Бозар в Европе и США
Бозар распространился не только во Франции, но также в Европе и США. Узнаем, как его использовали для больших общественных зданий, в которых важно было показать статус места.
1. Королевский музей Центральной Африки, Тервюрен, Бельгия, 1897
2. Фасад музея
3. Ротонда
4. Боковой ризалит
5. Колоннада и балюстрада
6. Интерьер ротонды
7. Купол
8, 9. Колониальная экспозиция
10. Конголезская деревня с жителями — часть экспозиции
Стиль бозар возник во Франции, но распространился во многих странах. Давайте рассмотрим несколько примеров из Европы — и начнем с Королевского музея Центральной Африки в Тервюрене, Бельгия.
📐 Музей построили к Всемирной выставке 1897 года, которая прошла в Бельгии. Здание спроектировал бельгийский архитектор Альберт-Филипп Альдоф. В главном зале установили конструкцию в стиле модерн из африканского дерева билинга, напоминающую лес.
🏛 Композиция здания проста и архитектура в целом напоминает французский классицизм. Вытянутый фасад с колоннадой тосканского ордера (простые колонны с небольшим рельефом у базы и у капители), высокие окна, балюстрада — это можно было бы увидеть и в Версале.
⚪️ Но центральная ротонда с массивным куполом не оставляет сомнений — перед нами бозар. От ротонды к пруду спускается лестница, указывая, что именно через нее — главный вход в музей.
▪️ Такой принцип организации пространства встречался уже довольно часто, круглый вестибюль дает возможность пройти в разные части здания. Одновременно он становится и самой заметной частью фасада — и удобно, и красиво. Через нее же можно попасть во двор музея.
▪️ Вестибюли такого рода можно увидеть и в некоторых барочных дворцах 18 века — например, в палаццо Барберини. Высоким дверям-окнам с полукруглым завершениям в ротонде отвечают такие же по форме окна в ризолитах.
🌍 На выставке были представлены этнографические объекты, чучела животных и товары конголезского экспорта (кофе, какао, табак). В парке Музея построили «Человеческий зоопарк» — копию африканской деревни, в которой на время проведения выставки жили 60 конголезцев.
👑 Музей стал памятником колониальной политики Бельгии. Правительство Леопольда II совершало жестокие преступления против жителей Конго. До сих пор ведутся дискуссии, насколько правомерно выставлять в музее экспонаты, добытые во времена колонизации.
🔜 Соединение пышной архитектуры и весьма противоречивого содержания хорошо показывает положение бозара в культуре позднего 19 века и начала 20. Не за горами — революции, Первая и Вторая мировые войны, которые повлекут за собой радикальное переосмысление структуры общества, представлений о гуманности, а также целей и задач архитектуры.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Эдифико Метрополис, Мадрид, Испания, 1907–1911
2. Планы первого и жилого этажей
3. Разрез здания
4. Купол и ротонда
5–7. Фасад и фрагменты
8–10. Статуи
В стиле бозар строили не только во Франции и Бельгии. Перед нами Эдифико Метрополис — офисное здание в Мадриде.
✍️ Здание построено по заказу страховой компании La Unión y el Fénix. Руководство объявило конкурс, в котором участвовали французские и испанские архитекторы. Победу одержали французы Жюль и Раймон Феврие — отец и сын. Для строительства здания пришлось снести пять домов.
🏛 Эдифико Метрополис — не совсем типичный для Мадрида архитектурный пример. Это свидетельство распространявшейся по миру парижемании. Неудивительно, что конкурс выиграли французы — в Париже такое здание представить себе проще. Хотя испанцев роскошью не удивить. Архитектура арабских времен, испанская готика и барокко — на Пиринеях всегда любили «пламенеющие» формы.
🏘 Здание — интересный пример обычного городского здания в стиле бозар. По месту расположения, в плотной городской застройке, да и по статусу, Эдифико Метрополис не может быть похож на дворец с широкими и длинными фасадами, массивными акцентами.
📐 Архитекторы постарались добиться максимума от углового положения здания. На углу они организовали круглую башню с высоким куполом и барочной колоннадой, с парными колоннами, выступающими вперед.
▪️ Начинаясь достаточно скромно на первом этаже, к верху башня становится все богаче, насыщеннее скульптурой и декором. Колонны поддерживают аллегорические статуи горнодобывающей отрасли, промышленности, сельского хозяйства и торговли.
▪️ Венчает башню видный издалека черный с золотом купол, составляющий резкий контраст с белым камнем здания. Купол покрыт 30 000 листами из 24-каратного золота.
🟡 У здания шесть этажей. На первом, фасад которого достаточно строг, находятся магазины и рестораны. На следующих этажах — роскошные помещения. На каждом следующем ярусе фасады становятся все богаче: появляются балконы, которые поддерживают скульптурные консоли, медальоны с растительным декором. На самом верхнем этаже окна украшены разорванными полукруглыми фронтонами. А присмотритесь к фотографии фрагмента фасада у башни — сколько разных деталей!
👤 Купол увенчивала статуя Ганимеда. Когда здание перепродали, прежний владелец забрал статую с собой. Позже на куполе Эдифико Метрополис установили статую Крылатой Победы.
1. Универмаг «Селфриджес», Лондон, Великобритания, 1909
2, 3. Главный вход в универмаг
4–6. Детали фасада
7. Скульптура «Королева времени»
8–9. Интерьеры
10. План здания
Давайте поговорим о знаменитом лондонском универмаге «Селфриджес» — одном из самых больших в Европе.
👤 Заказчиком здания стал известный предприниматель Гарри Селфридж. Американец по происхождению, он приехал с женой в отпуск из США в Великобританию и поразился низкому сервису местной торговли. Решив это исправить, Селфридж, которому приписывают авторство выражения «Клиент всегда прав», скупил несколько старых зданий в непрестижном районе Лондона и построил на этом месте универмаг.
🛍 Модель магазина, которую предложил Селфридж, была по-своему инновационной. Большинство магазинов того времени все еще были лавками, то есть большими или не очень, но комнатами на первых этажах, в которых продавался один тип товаров.
▪️ С середины 19 века развивалась модель пассажа (типа ГУМа) — здания, в котором на нескольких уровнях возникает торговая улица, а вдоль нее ходят покупатели.
▪️ Департмент-стор был следующим этапом — большое открытое пространство с отделами. Селфридж не был первым, кто применил эту модель, но он попытался пристрастить британцев к ней рекламой, сервисом — и конечно, архитектурой.
📐 Над зданием работали несколько архитекторов и инженеров. Американец Дэниел Бернхэм, ранее уже построивший крупные магазины в США, спроектировал пятиэтажное здание с тремя цокольными уровнями и террасой на крыше. Здание занимает целый квартал, в нем несколько десятков лифтов и очень много отрытого пространства.
🔩 Универмаг «Селфриджес» стал одним из первых примеров использования стального каркаса в британском строительстве. Над каркасом работал шведский инженер-строитель Свен Биландер. Так как для Великобритании это было в новинку, пришлось принимать специальные законы, которые разрешали использовать новейшую американскую технологию в Лондоне. А вот построить еще большую башню над магазином не удалось.
🏛 Фасад создал Фрэнсис Суэлс — канадец, закончивший Школу изящных искусств в Париже. Кстати, он трудился в ателье Паскаля, фотографию из которого мы рассматривали ранее. Стальные конструкции закрывают ионические колонны, которые по периметру обходят все здание. Структура фасадов по-американски проста — сказывается влияние Луиса Салливана, отца небоскребов: первый этаж, несколько торговых этажей, которые объединены колоннадой, самый верхний этаж.
🧐 Версия бозара, который представлен на Оксфорд-стрит, наверное, одна из самых сухих — видимо, воздействие английского палладианского классицизма. И все-таки масштаб впечатляет, да и вход в магазин выдает в архитектуре стремление к прекрасному в духе именно Школы изящных искусств.
🔲 На входе равномерная колоннада разрывается. Возникает большая прямоугольная рама, внутри которой колонны смотрятся уже по-особенному, как на картине. За колоннами — крупное окно с узорным деревянным переплетом. А ровно посередине — знаменитая скульптура «Королева времени», как бы намекающая, что главное, что в магазине продают — это время, проведенное за покупками.
1. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США, 1888 — вид вдоль фасада и Пятой авеню
2. Первое здание музея
3. Современный фасад музея
4. Фрагмент фасада
5. Пространство вестибюля
6. Зал античной скульптуры
7. «Белый двор» — тоже часть экспозиции античного искусства
8. «Большая лестница» — ведет из вестибюля к залам на втором этаже музея
9. В одном из залов виден фрагмент старого неоготического здания
10. План музея
Для США этот французский стиль был особенно близок.
🇫🇷 Во-первых, буквально все американские архитектурные школы были построены по модели Школы изящных искусств и имели свой аналог Grand Prix — только победители отправлялись в Париж. И конечно, все преподаватели и многие известные архитекторы учились там же. Можно смело сказать, что пока в США в 1930-е годы не приехали беглецы из немецкого Баухауза Гропиус и Мис ван дер Рое, заметная часть американского архитектурного образования была продолжением французского.
🏢 Во-вторых, стиль бозар, вычурный и пышный, чаще всего использовали для крупных, значимых общественных зданий. Это логично сочеталось с популярным в США неоклассицизмом (с французским, палладианским или даже более последовательно античным привкусом), который здесь называют федеральным стилем. Один из хороших примеров — Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
🖼 Метрополитен-музей существует с 1870 года. Как и большинство американских музеев, он был основан частными лицами (кстати, эта светлая мысль пришла им тоже в Париже). Сегодня это один из крупнейших и посещаемых художественных музеев в мире. В его коллекцию входит более двух миллионов экспонатов — это произведения искусства от античности до современности, от Европы до Африки и исламских стран, картины, скульптуры, музыкальные инструменты, костюмы, оружие и так далее.
⌛️ Сначала музей располагался в неоготическом здании. На этот стиль основателей вдохновила философия Джона Рескина, знаменитого британского историка искусства и философа, большого поклонника готики. Но в этом стиле в США строили многое (особенно университеты), и, вероятно, здание показалось устаревшим и провинциальным уже на этапе строительства. Так что сразу после открытия решили построить новое.
🏗 Современное здание музея построили в 1888 году. Над проектом работали те же архитекторы, что и над первым зданием — Калверт Вокс и Джейкоб Моулд. Музей постоянно достраивали и переделывали.
👤 Фасад и входное крыло в стиле бозар спроектировал Ричард Моррис Хант. Он учился архитектуре во Франции в Школе изящных искусств в 1840-х годах и, возможно, даже был первым американцем, принятым в школу. В США застроил половину Пятого авеню (на которой стоит и музей), спроектировал пьедестал для статуи Свободы и многое другое, во всех популярных тогда стилях. После смерти Ханта в 1895 году его работу спустя семь лет завершил сын, Ричард Хауленд Хант.
🏛 Фасад музея — одно из самых известных произведений в стиле бозар. Схема его очень проста и потому необычайно монументальна. Три крупные арки обрамлены четырьмя парными колоннами с массивным антаблементом, высоким аттиком. Можно сказать, что это три триумфальные арки. Имеется типичный ренессансный мотив (встречается уже у Брунеллески) — круглое отверстие под барельеф в углу между аркой и колонной.
👁 Главное пространство за этими арками такое же масштабное. Это вестибюль, который образуют три больших купольных конструкции. Здесь вспоминается самая крупная архитектура Рима — древние базилики, бани, собор Св. Петра. Как и в колониальном музее в Бельгии, это место работает как «распределитель», отсюда посетители отправляются в разные залы. Некоторые из них тоже вполне интересные, но по масштабу не превосходят первого.
🏙 Сегодня Метрополитен занимает площадь 190 000 квадратных метров. Это в 20 раз больше изначального здания 1880 года. Весь комплекс представляет собой 20 построек, большую часть которых не видно снаружи.
1. Военный мемориальный оперный театр, Сан-Франциско, США, 1932
2–4. Фасад
5. Боковой фасад с высоким коробом колосников (машин для декораций)
6–7. Зал театра
8. Фойе
9. Зеленая комната в Доме ветеранов
10. Вид оперы ночью
Теперь поговорим про Военный мемориальный оперный театр в Сан-Франциско. Это часть Военного мемориального центра исполнительских искусств Сан-Франциско.
💰 Оперный театр стал первым в США, находящимся в муниципальной собственности. Для строительства в 1927 году выпустили муниципальные облигации на 4 миллиона долларов. Театр решили посвятить памяти участников Первой мировой войны. Над проектом работали архитектор Артур Браун-младший и театральный дизайнер Дж. Альберт Лэнсбург.
🏗 Оперный театр построили в 1932 году. Он стал одним из последних примеров бозара в США. Фасад украшен строгим дорическим ордером. Колоннада из традиционных для бозара парных колонн прикрывает большие арочные окна. Стены цокольного этажа покрыты рустом. На этот образ повлиял строгий вид колоннады Лувра. Но и влияние парижской Оперы Гарнье тоже нельзя не заметить. Несмотря на некоторую упрощенность фасада, в вечернее время глубокая лоджия за колоннадой создает особый эффект.
👏 Внутри — парадный вестибюль с высоким сводчатым потолком. В зрительном зале 3146 мест. Это не самый большой оперный театр в США, но больше, например, Парижской оперы (2200) или Ла Скала (2800).
🎻 Несмотря на большой зал, в театре оказалось мало места. Музыкантам было негде репетировать, не хватало кабинетов. В 1970–1980-е театр расширили, добавили новое крыло, и часть проблем удалось решить.
🏛 Рядом с оперой построили здание с практически идентичным фасадом — «Дом ветеранов». Здесь тоже можно вспомнить о Париже и одинаковых дворцах, которые стоят на площади Согласия. Внутри этого здания есть и еще один театральный зал (гораздо меньшего размера), а также Зеленая комната — салон, который был предназначен для встреч боевых товарищей, а теперь используется для разных мероприятий.
1. Мемориальная библиотека Лоу, Колумбийский университет, Нью-Йорк, США, 1894–1897
2. Вид кампуса университета в самом начале застройки
3. План здания
4. Купол снаружи в процессе строительства
5. Купол изнутри
6. Фрагмент колоннады
7. Фриз и аттик с надписями
8. Главный зал
9. Статуя Alma Mater
Давайте рассмотрим Мемориальную библиотеку Лоу, которая находится на территории кампуса Колумбийского университета.
👤 Сет Лоу — американский педагог, общественный деятель, политик. В разные годы он был президентом Колумбийского университета, мэром Бруклина, мэром Нью-Йорка.
📚 Возглавляя университет, Лоу профинансировал из своих средств строительство центральной университетской библиотеки. На это ушел один миллион долларов. Лоу назвал библиотеку в честь отца, предпринимателя и филантропа Абьела Эббота Лоу. Позже здесь расположился административный корпус Колумбийского университета.
🏛 Мемориальная библиотека Лоу — самое яркое и заметное здание на территории университета. Архитектор Чарльз Макким тоже учился в Школе изящных искусств в Париже. Он сочетает элементы греческой и римской архитектуры. Здание напоминает римский Пантеон, в плане имеет форму греческого креста, а окна выполнены по образцу Терм Диоклетиана. Колоннада снаружи библиотеки отсылает к греческим стоям или римским форумам.
🧩 В интерьере тоже много классических мотивов. У входа стоят бронзовые бюсты Зевса и Аполлона, в фойе — бюст Афины Паллада из белого мрамора. Ротонда высотой 32 м, бывшая читальным залом библиотеки, облицована колоннами из зеленого мрамора с золотыми капителями. Остальная часть интерьера отделана итальянским и истрийским мрамором.
Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.
9100₽ 4550₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день