angle-down facebook instagram vkontakte warning

Стиль Бозар

Бозар в Европе и США

Бозар распространился не только во Франции, но также в Европе и США. Узнаем, как его использовали для больших общественных зданий, в которых важно было показать статус места.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Королевский музей Центральной Африки, Тервюрен, Бельгия, 1897
2. Фасад музея
3. Ротонда
4. Боковой ризалит
5. Колоннада и балюстрада
6. Интерьер ротонды
7. Купол
8, 9. Колониальная экспозиция
10. Конголезская деревня с жителями — часть экспозиции

Стиль бозар возник во Франции, но распространился во многих странах. Давайте рассмотрим несколько примеров из Европы — и начнем с Королевского музея Центральной Африки в Тервюрене, Бельгия.

📐 Музей построили к Всемирной выставке 1897 года, которая прошла в Бельгии. Здание спроектировал бельгийский архитектор Альберт-Филипп Альдоф. В главном зале установили конструкцию в стиле модерн из африканского дерева билинга, напоминающую лес.

🏛 Композиция здания проста и архитектура в целом напоминает французский классицизм. Вытянутый фасад с колоннадой тосканского ордера (простые колонны с небольшим рельефом у базы и у капители), высокие окна, балюстрада — это можно было бы увидеть и в Версале.

⚪️ Но центральная ротонда с массивным куполом не оставляет сомнений — перед нами бозар. От ротонды к пруду спускается лестница, указывая, что именно через нее — главный вход в музей.

▪️ Такой принцип организации пространства встречался уже довольно часто, круглый вестибюль дает возможность пройти в разные части здания. Одновременно он становится и самой заметной частью фасада — и удобно, и красиво. Через нее же можно попасть во двор музея.

▪️ Вестибюли такого рода можно увидеть и в некоторых барочных дворцах 18 века — например, в палаццо Барберини. Высоким дверям-окнам с полукруглым завершениям в ротонде отвечают такие же по форме окна в ризолитах.

🌍 На выставке были представлены этнографические объекты, чучела животных и товары конголезского экспорта (кофе, какао, табак). В парке Музея построили «Человеческий зоопарк» — копию африканской деревни, в которой на время проведения выставки жили 60 конголезцев.

👑 Музей стал памятником колониальной политики Бельгии. Правительство Леопольда II совершало жестокие преступления против жителей Конго. До сих пор ведутся дискуссии, насколько правомерно выставлять в музее экспонаты, добытые во времена колонизации.

🔜 Соединение пышной архитектуры и весьма противоречивого содержания хорошо показывает положение бозара в культуре позднего 19 века и начала 20. Не за горами — революции, Первая и Вторая мировые войны, которые повлекут за собой радикальное переосмысление структуры общества, представлений о гуманности, а также целей и задач архитектуры.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Эдифико Метрополис, Мадрид, Испания, 1907–1911
2. Планы первого и жилого этажей
3. Разрез здания
4. Купол и ротонда
5–7. Фасад и фрагменты
8–10. Статуи

В стиле бозар строили не только во Франции и Бельгии. Перед нами Эдифико Метрополис — офисное здание в Мадриде.

✍️ Здание построено по заказу страховой компании La Unión y el Fénix. Руководство объявило конкурс, в котором участвовали французские и испанские архитекторы. Победу одержали французы Жюль и Раймон Феврие — отец и сын. Для строительства здания пришлось снести пять домов.

🏛 Эдифико Метрополис — не совсем типичный для Мадрида архитектурный пример. Это свидетельство распространявшейся по миру парижемании. Неудивительно, что конкурс выиграли французы — в Париже такое здание представить себе проще. Хотя испанцев роскошью не удивить. Архитектура арабских времен, испанская готика и барокко — на Пиринеях всегда любили «пламенеющие» формы.

🏘 Здание — интересный пример обычного городского здания в стиле бозар. По месту расположения, в плотной городской застройке, да и по статусу, Эдифико Метрополис не может быть похож на дворец с широкими и длинными фасадами, массивными акцентами.

📐 Архитекторы постарались добиться максимума от углового положения здания. На углу они организовали круглую башню с высоким куполом и барочной колоннадой, с парными колоннами, выступающими вперед.

▪️ Начинаясь достаточно скромно на первом этаже, к верху башня становится все богаче, насыщеннее скульптурой и декором. Колонны поддерживают аллегорические статуи горнодобывающей отрасли, промышленности, сельского хозяйства и торговли.

▪️ Венчает башню видный издалека черный с золотом купол, составляющий резкий контраст с белым камнем здания. Купол покрыт 30 000 листами из 24-каратного золота.

🟡 У здания шесть этажей. На первом, фасад которого достаточно строг, находятся магазины и рестораны. На следующих этажах — роскошные помещения. На каждом следующем ярусе фасады становятся все богаче: появляются балконы, которые поддерживают скульптурные консоли, медальоны с растительным декором. На самом верхнем этаже окна украшены разорванными полукруглыми фронтонами. А присмотритесь к фотографии фрагмента фасада у башни — сколько разных деталей!

👤 Купол увенчивала статуя Ганимеда. Когда здание перепродали, прежний владелец забрал статую с собой. Позже на куполе Эдифико Метрополис установили статую Крылатой Победы.

1. Универмаг «Селфриджес», Лондон, Великобритания, 1909
2, 3. Главный вход в универмаг
4–6. Детали фасада
7. Скульптура «Королева времени»
8–9. Интерьеры
10. План здания

Давайте поговорим о знаменитом лондонском универмаге «Селфриджес» — одном из самых больших в Европе.

👤 Заказчиком здания стал известный предприниматель Гарри Селфридж. Американец по происхождению, он приехал с женой в отпуск из США в Великобританию и поразился низкому сервису местной торговли. Решив это исправить, Селфридж, которому приписывают авторство выражения «Клиент всегда прав», скупил несколько старых зданий в непрестижном районе Лондона и построил на этом месте универмаг.

🛍 Модель магазина, которую предложил Селфридж, была по-своему инновационной. Большинство магазинов того времени все еще были лавками, то есть большими или не очень, но комнатами на первых этажах, в которых продавался один тип товаров.

▪️ С середины 19 века развивалась модель пассажа (типа ГУМа) — здания, в котором на нескольких уровнях возникает торговая улица, а вдоль нее ходят покупатели.

▪️ Департмент-стор был следующим этапом — большое открытое пространство с отделами. Селфридж не был первым, кто применил эту модель, но он попытался пристрастить британцев к ней рекламой, сервисом — и конечно, архитектурой.

📐 Над зданием работали несколько архитекторов и инженеров. Американец Дэниел Бернхэм, ранее уже построивший крупные магазины в США, спроектировал пятиэтажное здание с тремя цокольными уровнями и террасой на крыше. Здание занимает целый квартал, в нем несколько десятков лифтов и очень много отрытого пространства.

🔩 Универмаг «Селфриджес» стал одним из первых примеров использования стального каркаса в британском строительстве. Над каркасом работал шведский инженер-строитель Свен Биландер. Так как для Великобритании это было в новинку, пришлось принимать специальные законы, которые разрешали использовать новейшую американскую технологию в Лондоне. А вот построить еще большую башню над магазином не удалось.

🏛 Фасад создал Фрэнсис Суэлс — канадец, закончивший Школу изящных искусств в Париже. Кстати, он трудился в ателье Паскаля, фотографию из которого мы рассматривали ранее. Стальные конструкции закрывают ионические колонны, которые по периметру обходят все здание. Структура фасадов по-американски проста — сказывается влияние Луиса Салливана, отца небоскребов: первый этаж, несколько торговых этажей, которые объединены колоннадой, самый верхний этаж.

🧐 Версия бозара, который представлен на Оксфорд-стрит, наверное, одна из самых сухих — видимо, воздействие английского палладианского классицизма. И все-таки масштаб впечатляет, да и вход в магазин выдает в архитектуре стремление к прекрасному в духе именно Школы изящных искусств.

🔲 На входе равномерная колоннада разрывается. Возникает большая прямоугольная рама, внутри которой колонны смотрятся уже по-особенному, как на картине. За колоннами — крупное окно с узорным деревянным переплетом. А ровно посередине — знаменитая скульптура «Королева времени», как бы намекающая, что главное, что в магазине продают — это время, проведенное за покупками.

1. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США, 1888 — вид вдоль фасада и Пятой авеню
2. Первое здание музея
3. Современный фасад музея
4. Фрагмент фасада
5. Пространство вестибюля
6. Зал античной скульптуры
7. «Белый двор» — тоже часть экспозиции античного искусства
8. «Большая лестница» — ведет из вестибюля к залам на втором этаже музея
9. В одном из залов виден фрагмент старого неоготического здания
10. План музея

Для США этот французский стиль был особенно близок.

🇫🇷 Во-первых, буквально все американские архитектурные школы были построены по модели Школы изящных искусств и имели свой аналог Grand Prix — только победители отправлялись в Париж. И конечно, все преподаватели и многие известные архитекторы учились там же. Можно смело сказать, что пока в США в 1930-е годы не приехали беглецы из немецкого Баухауза Гропиус и Мис ван дер Рое, заметная часть американского архитектурного образования была продолжением французского.

🏢 Во-вторых, стиль бозар, вычурный и пышный, чаще всего использовали для крупных, значимых общественных зданий. Это логично сочеталось с популярным в США неоклассицизмом (с французским, палладианским или даже более последовательно античным привкусом), который здесь называют федеральным стилем. Один из хороших примеров — Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

🖼 Метрополитен-музей существует с 1870 года. Как и большинство американских музеев, он был основан частными лицами (кстати, эта светлая мысль пришла им тоже в Париже). Сегодня это один из крупнейших и посещаемых художественных музеев в мире. В его коллекцию входит более двух миллионов экспонатов — это произведения искусства от античности до современности, от Европы до Африки и исламских стран, картины, скульптуры, музыкальные инструменты, костюмы, оружие и так далее.

⌛️ Сначала музей располагался в неоготическом здании. На этот стиль основателей вдохновила философия Джона Рескина, знаменитого британского историка искусства и философа, большого поклонника готики. Но в этом стиле в США строили многое (особенно университеты), и, вероятно, здание показалось устаревшим и провинциальным уже на этапе строительства. Так что сразу после открытия решили построить новое.

🏗 Современное здание музея построили в 1888 году. Над проектом работали те же архитекторы, что и над первым зданием — Калверт Вокс и Джейкоб Моулд. Музей постоянно достраивали и переделывали.

👤 Фасад и входное крыло в стиле бозар спроектировал Ричард Моррис Хант. Он учился архитектуре во Франции в Школе изящных искусств в 1840-х годах и, возможно, даже был первым американцем, принятым в школу. В США застроил половину Пятого авеню (на которой стоит и музей), спроектировал пьедестал для статуи Свободы и многое другое, во всех популярных тогда стилях. После смерти Ханта в 1895 году его работу спустя семь лет завершил сын, Ричард Хауленд Хант.

🏛 Фасад музея — одно из самых известных произведений в стиле бозар. Схема его очень проста и потому необычайно монументальна. Три крупные арки обрамлены четырьмя парными колоннами с массивным антаблементом, высоким аттиком. Можно сказать, что это три триумфальные арки. Имеется типичный ренессансный мотив (встречается уже у Брунеллески) — круглое отверстие под барельеф в углу между аркой и колонной.

👁 Главное пространство за этими арками такое же масштабное. Это вестибюль, который образуют три больших купольных конструкции. Здесь вспоминается самая крупная архитектура Рима — древние базилики, бани, собор Св. Петра. Как и в колониальном музее в Бельгии, это место работает как «распределитель», отсюда посетители отправляются в разные залы. Некоторые из них тоже вполне интересные, но по масштабу не превосходят первого.

🏙 Сегодня Метрополитен занимает площадь 190 000 квадратных метров. Это в 20 раз больше изначального здания 1880 года. Весь комплекс представляет собой 20 построек, большую часть которых не видно снаружи.

1. Военный мемориальный оперный театр, Сан-Франциско, США, 1932
2–4. Фасад
5. Боковой фасад с высоким коробом колосников (машин для декораций)
6–7. Зал театра
8. Фойе
9. Зеленая комната в Доме ветеранов
10. Вид оперы ночью

Теперь поговорим про Военный мемориальный оперный театр в Сан-Франциско. Это часть Военного мемориального центра исполнительских искусств Сан-Франциско.

💰 Оперный театр стал первым в США, находящимся в муниципальной собственности. Для строительства в 1927 году выпустили муниципальные облигации на 4 миллиона долларов. Театр решили посвятить памяти участников Первой мировой войны. Над проектом работали архитектор Артур Браун-младший и театральный дизайнер Дж. Альберт Лэнсбург.

🏗 Оперный театр построили в 1932 году. Он стал одним из последних примеров бозара в США. Фасад украшен строгим дорическим ордером. Колоннада из традиционных для бозара парных колонн прикрывает большие арочные окна. Стены цокольного этажа покрыты рустом. На этот образ повлиял строгий вид колоннады Лувра. Но и влияние парижской Оперы Гарнье тоже нельзя не заметить. Несмотря на некоторую упрощенность фасада, в вечернее время глубокая лоджия за колоннадой создает особый эффект.

👏 Внутри — парадный вестибюль с высоким сводчатым потолком. В зрительном зале 3146 мест. Это не самый большой оперный театр в США, но больше, например, Парижской оперы (2200) или Ла Скала (2800).

🎻 Несмотря на большой зал, в театре оказалось мало места. Музыкантам было негде репетировать, не хватало кабинетов. В 1970–1980-е театр расширили, добавили новое крыло, и часть проблем удалось решить.

🏛 Рядом с оперой построили здание с практически идентичным фасадом — «Дом ветеранов». Здесь тоже можно вспомнить о Париже и одинаковых дворцах, которые стоят на площади Согласия. Внутри этого здания есть и еще один театральный зал (гораздо меньшего размера), а также Зеленая комната — салон, который был предназначен для встреч боевых товарищей, а теперь используется для разных мероприятий.

1. Мемориальная библиотека Лоу, Колумбийский университет, Нью-Йорк, США, 1894–1897
2. Вид кампуса университета в самом начале застройки
3. План здания
4. Купол снаружи в процессе строительства
5. Купол изнутри
6. Фрагмент колоннады
7. Фриз и аттик с надписями
8. Главный зал
9. Статуя Alma Mater

Давайте рассмотрим Мемориальную библиотеку Лоу, которая находится на территории кампуса Колумбийского университета.

👤 Сет Лоу — американский педагог, общественный деятель, политик. В разные годы он был президентом Колумбийского университета, мэром Бруклина, мэром Нью-Йорка.

📚 Возглавляя университет, Лоу профинансировал из своих средств строительство центральной университетской библиотеки. На это ушел один миллион долларов. Лоу назвал библиотеку в честь отца, предпринимателя и филантропа Абьела Эббота Лоу. Позже здесь расположился административный корпус Колумбийского университета.

🏛 Мемориальная библиотека Лоу — самое яркое и заметное здание на территории университета. Архитектор Чарльз Макким тоже учился в Школе изящных искусств в Париже. Он сочетает элементы греческой и римской архитектуры. Здание напоминает римский Пантеон, в плане имеет форму греческого креста, а окна выполнены по образцу Терм Диоклетиана. Колоннада снаружи библиотеки отсылает к греческим стоям или римским форумам.

🧩 В интерьере тоже много классических мотивов. У входа стоят бронзовые бюсты Зевса и Аполлона, в фойе — бюст Афины Паллада из белого мрамора. Ротонда высотой 32 м, бывшая читальным залом библиотеки, облицована колоннами из зеленого мрамора с золотыми капителями. Остальная часть интерьера отделана итальянским и истрийским мрамором.

курс Level One
Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
23 тысячи отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;